Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – поиск эффективных педагогических условий организации опыта на освоение образовательной области «Здоровья» детьми 5 года жизни. Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть уровень освоения образовательной области «Здоровья» детьми 5 года жизни.
Проанализировать программы и пособия о содержании знаний о здоровом образе жизни.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы здоровья и здорового образа жизни. 8
1.1 Понятия и значение здоровья и здорового образа жизни 8
1.2 Современные подходы формирования здоровья и здорового образа жизни 14
1.3 Содержание знаний о здоровом образе жизни 18
1.4 Условия формирования представлений о здоровом образе жизни 31
1.5 Опыт работы дошкольных образовательных учреждений 36
Заключение 41
Используемая литература 43

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 71.89 Кб (Скачать файл)
    1. Специальные упражнения

Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой - создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу детей, способствует хорошему настроению , формирует их представления о ЗОЖ».

    1. Физическая культура

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми старшего дошкольного  возраста проводятся специальные физкультурные  занятия. Их цель - обучать детей  правильному выполнению движений, различным  упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение  самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном  зале, сопровождаются музыкой. Все занятия  проводятся по специальным методикам.

Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.

    1. Система форм, методов и средств работы с детьми и родителями.

Немаловажным  условием формирования начальных представлений о ЗОЖ является правильно подобранная система форм, методов и средств работы с детьми и их родителями.

Используются  следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя;  заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая  и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок  воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

Видное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т.д.

При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.

Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Предусматривается использование различных типов  занятий познавательного характера  и физических упражнений. На познавательных занятиях ребенок приобретает знания о своем организме, о способах сохранения своего здоровья. Такие  занятия организуются 2 раза в месяц. Используются следующие методы и  приемы, выстроенные в определенной логике: от обследования себя и сверстника к рассматриванию иллюстраций, репродукций  картин, затем к моделированию, опытам, экспериментам, проблемным ситуациям, дидактическим играм.

Дидактические игры и упражнения обеспечивают возможность  приобретения способов и опыта, умений здоровьсберегающих действий. Широко используется повседневная жизнь для формирования необходимых умений и навыков.

Проблемные, игровые ситуации применяются для  выработки первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление своего здоровья.

Организация контроля сверстников и самоконтроля за двигательным поведением в спокойной  обстановке, условиях соревнования, в  тревожных и экстремальных игровых ситуациях будет содействовать формированию здоровьесберегающего поведения.

Установление  тесной взаимосвязи работы ДОУ и  семьи для создания условий приобщения к ЗОЖ, осуществляется через различные формы связи, обеспечивающие единство содержания, условий и требований к поведению ребенка.

Таким образом, формирование представлений о ЗОЖ будет наиболее эффективна при реализации условий: соблюдение режима дня, подвижные игры, занятия спортом, специальные упражнения, физическая культура, работа с родителями позволяет укрепить здоровье ребенка и приобрести соответствующие знания к собственному здоровью, что обеспечивает успех формирования навыков здоровья детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

  1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания [Текст]/ Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 27с.
  2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст]/ В.Г. Алямовская.- М.: Аркти, 1993 – 132с.
  3. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье. [Текст]/ Н.М. Амосов.- М.: ФиС, 1987 .- 63с.
  4. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье [Текст]/ И.И. Брехман. // Вестник АН СССР. - 1987. - №8. - С.92 – 98.
  5. Венедиктов, Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения [Текст]/Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. – 1979. – № 7. – С. 102–113.
  6. Змановский Ю.В. Здоровый дошкольник: Программа «Здоровый дошкольник: Социально – оздоровительная технология XXI века» [Текст] /Авторы – составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., Сауленко Т.Ф.- изд. 2-е испр. и доп.-М.: АРКТИ,2001.–С.5-45.
  7. Казначеев В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века [Текст]/ В.П. Казначеев// Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.
  8. Клуб неболеек. Программно-методический комплекс [Текст]/ Е.Ю.Ковалевой, Г.В.Родиной, Т.М.Жаровой [и др.]. – Смоленск, 2001.
  9.   Концепция дошкольного воспитания [Текст]//Дошкольное воспитание.– 1989.–№5.–С. 10-24.
  10. Культура – человек – философия: к проблеме интеграции и развития [Текст] // Вопросы философии. – 1982. – №2. – С. 58-65.
  11. Маханева М. Д. «Воспитание здорового ребенка» [Текст] / М. Д. Маханева.–М. 2000.
  12. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста [Текст]// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 14-17.
  13. Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» для дошк. образоват. Учреждений [Текст]/ авт.–сост.:М.Л.Лазарев.–М.:Мнемозина,2004.–39 с
  14. Сластенин, В.А. Общая педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
  15. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Издательский центр « Академия», 1999. – 344с.
  16. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития, Ярославль, 2003. –144c.
  17. Федеральные государственные требования к  структуре основной общеобразовательной Программы дошкольного образования, утвержденные приказом МОиН РФ от 23 ноября 2009 года № 655
  18. Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст]: для классных руководителей 5-9 классов: учебно-методическое пособие / [Л. В. Баль и др.]; под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2003. – 190, [1] с. - (Здоровьесберегающая педагогика).
  19. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Дошкольники. [Текст]/ Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. – М.: Генезис, 2004. —175с.
  20. Царегородцев, Г.И. Общая патология человека и методология медицины [Текст]/ Г.И. Царегородцев // Вестник РАМН. – 1998. – № 10. – С. 41–45.

 


Информация о работе Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье»