Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – поиск эффективных педагогических условий организации опыта на освоение образовательной области «Здоровья» детьми 5 года жизни. Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть уровень освоения образовательной области «Здоровья» детьми 5 года жизни.
Проанализировать программы и пособия о содержании знаний о здоровом образе жизни.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы здоровья и здорового образа жизни. 8
1.1 Понятия и значение здоровья и здорового образа жизни 8
1.2 Современные подходы формирования здоровья и здорового образа жизни 14
1.3 Содержание знаний о здоровом образе жизни 18
1.4 Условия формирования представлений о здоровом образе жизни 31
1.5 Опыт работы дошкольных образовательных учреждений 36
Заключение 41
Используемая литература 43

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 71.89 Кб (Скачать файл)

– интеллектуальное и нравственное развитие ребенка;

– фомирование творческого потенциала личности;

– формирование знаний о человеке;

– последовательное введение ребенка в социальный мир;

– формирование знаний о социальной действительности.

Программа содержит раздел «Что я знаю о себе», в котором ребенок знакомится с чувствами, поступками, организмом. В этом разделе предполагается формирование у ребенка представлений о  своей принадлежности к человеческому  роду; воспитание уверенности в себе, умения анализировать свои поступки, мысли, чувства; воспитание бережного  отношения к своей семье, своему роду, друзьям, животным. Логика построения материала программы такова, что  ее содержание максимально приближено к детскому восприятию. Недостатком представленной программы (проанализированного раздела) является то, что в ней не представлено конкретных задач, направленных на формирование у детей знаний о человеке, способов преодоления негативных эмоций, развитие умений находить конструктивный способ выхода из сложившихся ситуаций, отсутствует направленность сообщаемых знаний на выработку определенного поведения [15;149].

В пособии  для практических работников дошкольных образовательных учреждений М. Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка» представлен главный аспект воспитания здорового ребенка – физическое воспитание, раскрыты задачи по этому направлению:

– охрана и укрепление здоровья детей;

– формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

– создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

– воспитание потребности в здоровом образе жизни;

– обеспечение физического и психического благополучия.

В пособии  автор выделяет три основных составляющих здоровья – режим, закаливание и  движение. Ею выделена роль правильной осанки и ее влияние на здоровье ребенка, а также меры предупреждающие  нарушение осанки:

• исключение однообразных, длительно сохраняемых поз, неправльной посадки во время знятий;

• подбор мебели по росту детей;

• рациональная двигательная активность в течение дня;

• специальные профилактические упражнения, направленный на формирование правильной осанки.

Автор этого  пособия, как и предыдущие, не отражает роли формирования осознанного подхода к выполнению движений, их влияния на нормальное функционирование органов и систем, не предусматривается включение самого ребенка в контроль за своей осанкой. Аспект психологического здоровья в данном издании не нашел отражения, как важный и значимый в работе с детьми по формированию ЗОЖ [11;12].

В пособии  Л. Ф. Тихомировой «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5–8 лет» главная значение отводится выработке привычки, важным этапом в формировании которой является похвала взрослого, указание и объяснение взрослого на необходимость выполнения того или иного действия. Следует отметить, что автор подчеркивает роль взрослого, который контролирует у детей правильность действий до выработки привычки. Работа с детьми по формированию психологического здоровья представлена единственным, если можно так сказать «разделом», который включает в себя упражнения на развитие у детей умений определять настроение других людей.

Пособие содержат игры и упражнения по формированию элементарных знаний у детей о  своем организме, формированию безопасного  поведения, развитию мышления.

В представленном издании не берется во внимание новообразование старшего дошкольного возраста – умение осуществлять контроль поведения сверстников и самоконтроль, не рассматривается влияние двигательного поведения на состояние здоровья детского организма. Не предусматривается включение самого ребенка в заботу о своем здоровье [17;5].

Оздоровительно-развивающая  программа «Здравствуй» Автор  составитель М. Л. Лазарев направлена на оздоровление детей. Главной ее целью является помощь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков.

В пособии  отражается работа с детьми по формированию здоровьеобразующей деятельности в песенно-игровой форме. Навыки здорового поведения формируются на основе песенных программ. Но поведение – это опыт деятельности самого ребенка.

Главный акцент в формировании поведенческих  навыков ставится циклическое ежегодное  повторение тем, ежедневный, еженедельный и ежегодный многофункциональный  тренинг, основанный на имитации движений, проведении разнообразных видов  гимнастических упражнений (дыхательной, ритмической, психогимнастики), соблюдении культурно– гигиенических навыков [13].

Недостаток  представленной программы состоит  в том, что формирование поведенческих  навыков происходит без соблюдения принципа осознанности, без подключения контроля детей за двигательным здоровьесберегающим поведением.

В пособии  О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева, И. М. Первушиной «Тропинка к своему Я», авторы указывают на необходимость организации специальных воздействий. В нем представлена организационная структура психологической поддержки дошкольников, состоящая из аксиологического, инструментального и потребностно-мотивационного компонентов. Авторы раскрывают оптимальные условия формирования психологически здорового ребенка, типологию нарушений психологического здоровья детей, дают классификацию его нарушений по поведенческим признакам.

Очень подробно в предлагаемом пособии описываются  формы и содержание групповой  поддержки дошкольников. Авторами определены задачи психологической поддержки:

• обучение положительному самоотношению и принятию других людей;

• обучение рефлексивным умениям;

• формирование потребности в саморазвитии;

• содействие росту, развитию ребенка.

По содержанию задач и методических средств  данное пособие схоже с разработанной  нами программой психологического здоровья, в частности, в нем нашли отражение  коммуникативные игры трех групп (игры, направленные на формирование у детей  умения видеть в другом человеке его  достоинства и давать другому  вербальное и невербальное «поглаживание»; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать). Включены игры на развитие произвольности. Но в представленном пособии не указывается на осознание ребенком своего поведения по отношению к окружающим и самому себе [19;4].

Программно-методический комплекс Е. Ю. Ковалевой, Г. В. Родиной, Т. М. Жаровой «Клуб неболеек». Главную цель, которая поставлена в этом пособии, авторы видят в становлении ценностей ЗОЖ.

Направления работы по этой программе следующие:

• формирование у детей представлений о самих себе, начальных знаний о строении человека и назначении некоторых органов;

• совершенствование навыков гигиенической и двигательной культуры;

• обучение элементами оказания помощи в случаях травмы и правилам поведения в экстремальных ситуациях;

• воспитание экологической культуры;

• взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей навыков здорового образа жизни.

Авторы  выделяют одно из главных средств  формирования осознанного отношения  к своему здоровью – познавательную литературу. Кроме того, отмечается важность проведения исследований, дидактических  игр, тренингов, проблемных ситуаций в  формировании осознанного отношения  детей к своему здоровью [8].

В представленном программно-методическом комплексе  больше обращается внимание на формирование знаний о здоровом образе жизни, правилах поведения, но опять же не указывается на необходимость формирования у дошкольников осознанного здоровьесберегающего гигиенического и двигательного поведения.

Кроме перечисленных, существуют еще такие авторские  разработки российских педагогов-новаторов  как:

  • программа «Школа здорового человека Г.И.Кулика, Н.Н.Сергиенко. Цель: формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья;
  • программа «Я и мое тело» С.Е.Шукшина. Цель: через увлекательные занятия и дидактические игры, познакомить детей   дошкольного возраста со строением человеческого тела, функциями различных органов;
  • программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой. Цель: в увлекательной, доступной для детского восприятия форме  научить здоровому образу жизни и правильному питанию, познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или иные продукты.

Большинство авторов рассматривают традиционно  составляющие здорового образа жизни  дошкольников: личную гигиену, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим. Новизна подхода в формировании гигиенической культуры направлена на включение познавательных занятий для осознания значимости тех или иных норм поведения.

Таким образом, программ по ознакомлению дошкольников со ЗОЖ множество, и большинство из них акцентирует внимание на формировании навыка здорового образа жизни.

По нашему мнению в содержание знаний о ЗОЖ необходимо включить:

 – формирования активной позиции в отношении собственного здоровья; развития у детей осознания своего двигательного поведения как по инициативе взрослого, так и по своему усмотрению;

– формирования произвольного соблюдения культурного гигиенических требований;

– формирования у детей умений организовывать собственную двигательную деятельность и деятельность сверстников;

– развития у детей умения анализировать и преодолевать эмоциональные трудности с помощью овладения собственными эмоциями в процессе общения и взаимодействия с ближайшим окружением.

1.4 Условия организации опыта освоения образовательной области «Здоровье» детьми пятого года жизни.

Эффективность процесса воспитания здорового ребенка  зависит от ряда условий (факторов): активности взрослых и их заинтересованности в  формировании ЗОЖ; целенаправленном и систематическом проведении работы, качественного взаимодействия семьи и ДОУ.

Условия, которые должны быть созданы:

    1. Соблюдение режима дня

Эффективное формирование представлений детей  старшего дошкольного возраста о  ЗОЖ может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Человеческий  организм работает в определенной системе  на основе индивидуальных биоритмов. В  результате исследований ученых установлено  физиологически целесообразное время  для активной деятельности и отдыха человека; целесообразная продолжительность  интересов между приемами пищи для лучшего пищеварения; отдельные возвратные и индивидуальные нормы сна.

Если  изо дня в день повторяется  ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это  благоприятно влияет на состояние нервной  системы и на то, как протекают  все физиологические процессы в  организме. Поэтому в работе с  детьми важно помнить и соблюдать  заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским:  «трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным».

Соблюдение  режима дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья. Система  работы, включающая двигательную активность, закаливание, питание, прогулки, соблюдение режима дня позволяет укрепить здоровье ребенка и приобрести соответствующие  знания к собственному здоровью, что  обеспечивает успех формирования навыков здоровья детей дошкольного возраста.

    1. Занятия спортом, спортивные и подвижные игры

Спортивные  игры способствуют совершенствованию  деятельности основных физиологических  систем организма – нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка. Вызывают чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации ЗОЖ.

Практика  показывает, что дети дошкольного  возраста с большим удовольствием  занимаются физкультурой и началами различных видов спорта.

Заниматься  спортом в прямом смысле слова (который  подразумевает участие детей  в спортивных соревнованиях с  целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для  детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх, отдельные  элементы соревнования, не только возможны, но и целесообразны.

В литературе по теории и методике физического  воспитания и развития ребенка (Э. Й. Адашкявичене, 1992; Е. Н. Вавилова, 1981; В. Г. Гришин, 1982; Т. И. Дмитренко,1973; Л. В. Карманова,1980; Т. И. Осокина, 1986) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют дошкольнику овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В методических пособиях названных авторов достаточно глубоко раскрыты содержание, педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений.

П. Ф. Лесгафт  отмечал, что ребенок всегда является зеркалом среды, в играх он усваивает  все: привычки и обычаи своей среды, воспринимая все, что чаще видит  и узнает от окружающих его лиц. Эти  факторы учтены при создании системы  задач, организационных форм и методов  обучения играм с элементами спорта.

Информация о работе Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье»