Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:26, курсовая работа
Цель исследования – поиск эффективных педагогических условий организации опыта на освоение образовательной области «Здоровья» детьми 5 года жизни. Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть уровень освоения образовательной области «Здоровья» детьми 5 года жизни.
Проанализировать программы и пособия о содержании знаний о здоровом образе жизни.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы здоровья и здорового образа жизни. 8
1.1 Понятия и значение здоровья и здорового образа жизни 8
1.2 Современные подходы формирования здоровья и здорового образа жизни 14
1.3 Содержание знаний о здоровом образе жизни 18
1.4 Условия формирования представлений о здоровом образе жизни 31
1.5 Опыт работы дошкольных образовательных учреждений 36
Заключение 41
Используемая литература 43
– интеллектуальное и нравственное развитие ребенка;
– фомирование творческого потенциала личности;
– формирование знаний о человеке;
– последовательное введение ребенка в социальный мир;
– формирование знаний о социальной действительности.
Программа содержит раздел «Что я знаю о себе», в котором ребенок знакомится с чувствами, поступками, организмом. В этом разделе предполагается формирование у ребенка представлений о своей принадлежности к человеческому роду; воспитание уверенности в себе, умения анализировать свои поступки, мысли, чувства; воспитание бережного отношения к своей семье, своему роду, друзьям, животным. Логика построения материала программы такова, что ее содержание максимально приближено к детскому восприятию. Недостатком представленной программы (проанализированного раздела) является то, что в ней не представлено конкретных задач, направленных на формирование у детей знаний о человеке, способов преодоления негативных эмоций, развитие умений находить конструктивный способ выхода из сложившихся ситуаций, отсутствует направленность сообщаемых знаний на выработку определенного поведения [15;149].
В пособии для практических работников дошкольных образовательных учреждений М. Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка» представлен главный аспект воспитания здорового ребенка – физическое воспитание, раскрыты задачи по этому направлению:
– охрана и укрепление здоровья детей;
– формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
– создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
– воспитание потребности в здоровом образе жизни;
– обеспечение физического и психического благополучия.
В пособии автор выделяет три основных составляющих здоровья – режим, закаливание и движение. Ею выделена роль правильной осанки и ее влияние на здоровье ребенка, а также меры предупреждающие нарушение осанки:
• исключение однообразных, длительно сохраняемых поз, неправльной посадки во время знятий;
• подбор мебели по росту детей;
• рациональная двигательная активность в течение дня;
• специальные профилактические упражнения, направленный на формирование правильной осанки.
Автор этого пособия, как и предыдущие, не отражает роли формирования осознанного подхода к выполнению движений, их влияния на нормальное функционирование органов и систем, не предусматривается включение самого ребенка в контроль за своей осанкой. Аспект психологического здоровья в данном издании не нашел отражения, как важный и значимый в работе с детьми по формированию ЗОЖ [11;12].
В пособии Л. Ф. Тихомировой «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5–8 лет» главная значение отводится выработке привычки, важным этапом в формировании которой является похвала взрослого, указание и объяснение взрослого на необходимость выполнения того или иного действия. Следует отметить, что автор подчеркивает роль взрослого, который контролирует у детей правильность действий до выработки привычки. Работа с детьми по формированию психологического здоровья представлена единственным, если можно так сказать «разделом», который включает в себя упражнения на развитие у детей умений определять настроение других людей.
Пособие содержат игры и упражнения по формированию элементарных знаний у детей о своем организме, формированию безопасного поведения, развитию мышления.
В представленном издании не берется во внимание новообразование старшего дошкольного возраста – умение осуществлять контроль поведения сверстников и самоконтроль, не рассматривается влияние двигательного поведения на состояние здоровья детского организма. Не предусматривается включение самого ребенка в заботу о своем здоровье [17;5].
Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй» Автор составитель М. Л. Лазарев направлена на оздоровление детей. Главной ее целью является помощь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков.
В пособии отражается работа с детьми по формированию здоровьеобразующей деятельности в песенно-игровой форме. Навыки здорового поведения формируются на основе песенных программ. Но поведение – это опыт деятельности самого ребенка.
Главный
акцент в формировании поведенческих
навыков ставится циклическое ежегодное
повторение тем, ежедневный, еженедельный
и ежегодный
Недостаток представленной программы состоит в том, что формирование поведенческих навыков происходит без соблюдения принципа осознанности, без подключения контроля детей за двигательным здоровьесберегающим поведением.
В пособии О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева, И. М. Первушиной «Тропинка к своему Я», авторы указывают на необходимость организации специальных воздействий. В нем представлена организационная структура психологической поддержки дошкольников, состоящая из аксиологического, инструментального и потребностно-мотивационного компонентов. Авторы раскрывают оптимальные условия формирования психологически здорового ребенка, типологию нарушений психологического здоровья детей, дают классификацию его нарушений по поведенческим признакам.
Очень подробно в предлагаемом пособии описываются формы и содержание групповой поддержки дошкольников. Авторами определены задачи психологической поддержки:
• обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
• обучение рефлексивным умениям;
• формирование потребности в саморазвитии;
• содействие росту, развитию ребенка.
По содержанию задач и методических средств данное пособие схоже с разработанной нами программой психологического здоровья, в частности, в нем нашли отражение коммуникативные игры трех групп (игры, направленные на формирование у детей умения видеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное и невербальное «поглаживание»; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать). Включены игры на развитие произвольности. Но в представленном пособии не указывается на осознание ребенком своего поведения по отношению к окружающим и самому себе [19;4].
Программно-методический комплекс Е. Ю. Ковалевой, Г. В. Родиной, Т. М. Жаровой «Клуб неболеек». Главную цель, которая поставлена в этом пособии, авторы видят в становлении ценностей ЗОЖ.
Направления работы по этой программе следующие:
• формирование у детей представлений о самих себе, начальных знаний о строении человека и назначении некоторых органов;
• совершенствование навыков гигиенической и двигательной культуры;
• обучение элементами оказания помощи в случаях травмы и правилам поведения в экстремальных ситуациях;
• воспитание экологической культуры;
• взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей навыков здорового образа жизни.
Авторы выделяют одно из главных средств формирования осознанного отношения к своему здоровью – познавательную литературу. Кроме того, отмечается важность проведения исследований, дидактических игр, тренингов, проблемных ситуаций в формировании осознанного отношения детей к своему здоровью [8].
В представленном программно-методическом комплексе больше обращается внимание на формирование знаний о здоровом образе жизни, правилах поведения, но опять же не указывается на необходимость формирования у дошкольников осознанного здоровьесберегающего гигиенического и двигательного поведения.
Кроме перечисленных, существуют еще такие авторские разработки российских педагогов-новаторов как:
Большинство
авторов рассматривают
Таким образом, программ по ознакомлению дошкольников со ЗОЖ множество, и большинство из них акцентирует внимание на формировании навыка здорового образа жизни.
По нашему мнению в содержание знаний о ЗОЖ необходимо включить:
– формирования активной позиции в отношении собственного здоровья; развития у детей осознания своего двигательного поведения как по инициативе взрослого, так и по своему усмотрению;
– формирования произвольного соблюдения культурного гигиенических требований;
– формирования у детей умений организовывать собственную двигательную деятельность и деятельность сверстников;
– развития у детей умения анализировать и преодолевать эмоциональные трудности с помощью овладения собственными эмоциями в процессе общения и взаимодействия с ближайшим окружением.
1.4 Условия организации опыта освоения образовательной области «Здоровье» детьми пятого года жизни.
Эффективность процесса воспитания здорового ребенка зависит от ряда условий (факторов): активности взрослых и их заинтересованности в формировании ЗОЖ; целенаправленном и систематическом проведении работы, качественного взаимодействия семьи и ДОУ.
Условия, которые должны быть созданы:
Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о ЗОЖ может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.
Человеческий организм работает в определенной системе на основе индивидуальных биоритмов. В результате исследований ученых установлено физиологически целесообразное время для активной деятельности и отдыха человека; целесообразная продолжительность интересов между приемами пищи для лучшего пищеварения; отдельные возвратные и индивидуальные нормы сна.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: «трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным».
Соблюдение режима дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья. Система работы, включающая двигательную активность, закаливание, питание, прогулки, соблюдение режима дня позволяет укрепить здоровье ребенка и приобрести соответствующие знания к собственному здоровью, что обеспечивает успех формирования навыков здоровья детей дошкольного возраста.
Спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка. Вызывают чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации ЗОЖ.
Практика показывает, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и началами различных видов спорта.
Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх, отдельные элементы соревнования, не только возможны, но и целесообразны.
В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Э. Й. Адашкявичене, 1992; Е. Н. Вавилова, 1981; В. Г. Гришин, 1982; Т. И. Дмитренко,1973; Л. В. Карманова,1980; Т. И. Осокина, 1986) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют дошкольнику овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В методических пособиях названных авторов достаточно глубоко раскрыты содержание, педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений.
П. Ф. Лесгафт отмечал, что ребенок всегда является зеркалом среды, в играх он усваивает все: привычки и обычаи своей среды, воспринимая все, что чаще видит и узнает от окружающих его лиц. Эти факторы учтены при создании системы задач, организационных форм и методов обучения играм с элементами спорта.