Социализация молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Молодёжный возраст (16 - 30 лет) биологически универсален, но исторически и социально детерминирован объективными условиями жизни, наследственными индивидуальными признаками и сформированными характерными чертами. Исследованию ее состава, структуры, динамики развития, ценностных ориентации и жизненных целей, сравнительных характеристики с предыдущими ее генерациями посвящено значительное количество публицистических статей, научных публикаций, диссертаций. Такое внимание к проблемам молодежи, безусловно, вызвано особым ее положением в общей структуре населения страны. Однако, те характеристики молодежи, которые обусловлены ее ролью и местом в системе социально-педагогических отношений общества, исследованы пока еще недостаточно[1]. [1] Липский И.А. Молодежь в системе социально-педагогических отношений // в: Молодежь в XXI веке: социальное участие: материалы Всероссийской научно-практической конференции 11-12 июля 2000 г. - Тамбов, 2000. - С.175-179

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 51.99 Кб (Скачать файл)

Таким образом, спорт и  физическая культура, выступая важнейшим  элементом системы ценностей  молодежи, должны занять приоритетное место в их повседневной деятельности, стать неотъемлемой частью их образа жизни.

Отношение современной молодежи к семье

Доминирующая точка зрения среди молодежи заключается в  том, что семья является главной  жизненной ценностью. Однако многие молодые люди хотят сначала добиться начальных профессиональных успехов, реализовать себя как личность, а потом строить семью и заводить детей, обосновывая это тем, что семья может значительно сокращать личностную свободу. Особенно это касается девушек, что традиционно связано с большей нагрузкой на женщину в семейных делах.  Поэтому многие из них встают перед выбором: семья или карьера. (13) Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред.проф. Ю.Г.Волкова. – Ростов – н/Д.:Фенникс, 2001. – 576с.

Таким образом, можно сделать  вывод, что современная молодежь не отрицает значимости семейных ценностей, но большинство считает, что обзаводиться семьей необходимо уже после достижения определенной экономической стабильности, что в очередной раз подчеркивает прагматический настрой молодого поколения.

Молодежные  досуг и увлечения

Являясь частью свободного времени, досуг  привлекает его нерегламентированностью  и добровольностью выбора его  различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать различные формы деятельности. Для значительной части молодых  людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально  культурной интеграции и личностной самореализации.

Практика молодёжного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, виртуальное общение и игры, ток-шоу, спортивные и прочие секции, КВН. Однако, не всегда культурно - досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей.  Зачастую молодежи просто негде провести свой досуг. Очень часто встречаются жалобы на нехватку мест отдыха молодого населения. Многие города, несмотря на свое культурное и рекреационное разнообразие ресурсов, не обладают в достаточной мере достойной инфраструктурой развлекательного характера для молодежи.

Юноши и девушки проводят свободное время в кинотеатрах  и ночных клубах, предпочитая в  значительной мере эти места отдыха библиотекам и различным секциям. Спортом занимаются лишь около 20% молодых людей. (14) Букин В.П. Предпочтения и возможности молодежи российской провинции// Власть. - 2009.- №1. –с. 51-55.

 

Образ жизни  современной молодежи складывается из многих составных частей, среди  них стоит отметить самые значимые: учеба, работа, спорт, досуг, семья и  многое другое.

Современная молодежь планирует  многого добиться в жизни, при  этом она рассчитывает на свои силы, так как в основном полагает, что материальное положение человека зависит, прежде всего, от него самого.

Значимость увлечений  в сознании студентов как в  жизни человека вообще, так и для  себя лично остаётся неизменным. Кроме  того, большую роль в формировании образа жизни играют такие аспекты, как занятия физкультурой и спортом, работа по специальности. Но наряду с  этим все больше внимания молодежь отдает работе, которая, с одной стороны, должна быть интересной, престижной и любимой, а с другой - обеспечивать материальное благополучие.

Многие молодые люди пытаются активно  социализироваться во взрослой жизни  и включаются в связи с этим во многие сферы жизнедеятельности, т.е. сочетают учёбу, развлечения, общение  с друзьями, а некоторые при  этом успевают и создать семью. Отсутствие чётких жизненных ориентиров в сознании многих молодых людей приводит к отсутствию определённых жизненных целей. Именно поэтому молодые люди пытаются реализовать себя в различных видах деятельности.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ ДОСУГ

 

2.1. Социализация  как процесс…

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека, к нему относятся  как социально определенные, направляемые и контролируемые обществом факторы (воспитание, обучение), так и факторы, возникающие стихийно, спонтанно. Однако наиболее интенсивно он протекает в  детстве и юности, когда закладываются  все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы  и отношения, формируется мотивация  социального поведения [7]. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей 4-е изд. // М.: Издательский центр "Академия", 2000г. С.288

Процесс социализации ребенка, его  формирования и развития, становления  как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает  на этот процесс решающее влияние  посредством самых разных социальных факторов. Различают макро (от греч. makros "большой"), мезо (mesos "средний") и микро (mikros "малый") факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы - экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических установок, влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок, тип поселения.

К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое-многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и вступает в непосредственный контакт. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом. Микрофакторами социализации принято считать: семью, школу, друзей, СМИ и многое другое [13]. . Лукман Т. Некоторые проблемы современных плюралистических обществ //Социальные процессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива. М.: МГИМО, 2000.

 

 

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью  которых человек приобретает  социальную природу и способность  участвовать в социальной жизни. [15] А.И.Ковалева, В.А.Луков Социология молодежи: Теоретические вопросы – М.: Социум, 1999. – 325 с.

Существует два наиболее выраженных взгляда на существо социализации. Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческого  организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются  заложенные в человеке природные  психобиологические задатки, с другой — они трансформируются в социально  значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при  активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализация выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая  сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется. [16] Б.А. Ручкин Молодежь и становление новой России – Социс. №5. 1998 г. - 90 с.

Склоняясь больше к последней  точке зрения, в самом общем  виде под социализацией можно  понимать процесс усвоения личностью  образцов поведения, ценностей и  норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях.  Социализация может быть представлена как процесс  освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости  следовать им. Это — один аспект социализации.

 

Второй аспект касается характеристики ее как существенного элемента социального  взаимодействия, предполагающего; что  люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности. [17]  В.В.Касьянов, В.Н.Нечипуренко, С.И.Самыгин Социология. Ростов-н/Д, 2000 г. – 306 с.

 

Такая интерпретация социализации широко распространена в западной социологии. Наиболее полно ее изложили Т. Парсонс и Р. Бейлс в книге, посвященной проблемам семьи, социализации и процессов взаимодействия. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого органа первичной социализации, как семья, которая «включает» личность в социальные структуры. [18] В.И. Чупров Социализация молодежи в посткоммунистической России. Социально-политический журнал, №6. 1996 г.

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта  путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с  другой стороны, процесс активного  воспроизводства индивидом системы  социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения  в социальную среду.

Факторы социализации можно рассматривать в их различных сочетаниях. Одно из них — выявление макро-, мезо - и микрофакторов, влияющих на социализацию личности. Макрофакторы — это, прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. К мезофакторам следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане, или микросоциум личности.

 

Макро - и мезофакторы могут влиять на социализацию личности как прямо, непосредственно, так и через микрофакторы. Очевидно, что информация, получаемая человеком из СМИ, влияет на процесс его социализации без всяких «посредников». Однако значительная доля этого влияния распространяется путем его трансформации через факторы конкретного социума, через агентов социализации, т.е. тех людей, с которыми индивид непосредственно взаимодействует. Понятно, что на каждом этапе социализации состав людей меняется, хотя «ядро» агентов социализации может оставаться одним и тем же долгие годы. Это, прежде всего ближайшее семейное окружение: родители, жена (муж), дети, братья (сестры), а также друзья или близкие товарищи.[19] Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Ростов-н/Д, 2000г. – 325 с.

Разобравшись с теоретическими предпосылками каналов социализации можно перейти к освещению проблемы факторов оказывающих влияние на социализацию молодежи в современном обществе.

 

На основе вышеназванной  типологии можно выстроить иной иерархический ряд социальных факторов, определяющих вектор процесса социализации, например, студенческой молодежи.

 

Факторы макроуровня - социально-экономические и социально-политические процессы, протекающие в обществе в целом. От них непосредственно зависит возможность освоения молодым поколением ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом.

 

Факторы среднего уровня - система  высшего образования, реформирование которой должно скорректировать  мотивацию обучения в высшей школе  и смысл образовательной деятельности.

 

Наконец, к факторам микроуровня можно отнести влияние процесса организации учебной деятельности в вузе, Студенческую группу, преподавательский состав вуза. От этой группы причин непосредственно зависят характер и содержание воспитательного процесса в вузе. [20] Университет-среда социализации молодежи. Высшее образование в России. – 2006, №10 с 97-99.

Распространенным феноменом  российской действительности стала  молодежная субкультура, представляющая собой полифункциональное явление, отвечающее сущностным потребностям развития личности, и, прежде всего, потребности  в социальной и культурной идентичности, «встроенности» человека в некое социокультурное сообщество. Возрастные группы, которые оформляются как носители молодежной субкультуры, становятся социализирующим фактором. Их роль возрастает тогда, когда основные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья, школа, общественные организации, СМИ), пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретения социального статуса. [22] Павленок П.Д. Социология: Избранные работы 1991 – 2003 гг. / П.Д. Павленок. – М.: Издательско – Торгавая корпорация «Дашков и К», 2004. – 298с.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что среди  новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ  и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социализация молодёжи