Социализация молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Молодёжный возраст (16 - 30 лет) биологически универсален, но исторически и социально детерминирован объективными условиями жизни, наследственными индивидуальными признаками и сформированными характерными чертами. Исследованию ее состава, структуры, динамики развития, ценностных ориентации и жизненных целей, сравнительных характеристики с предыдущими ее генерациями посвящено значительное количество публицистических статей, научных публикаций, диссертаций. Такое внимание к проблемам молодежи, безусловно, вызвано особым ее положением в общей структуре населения страны. Однако, те характеристики молодежи, которые обусловлены ее ролью и местом в системе социально-педагогических отношений общества, исследованы пока еще недостаточно[1]. [1] Липский И.А. Молодежь в системе социально-педагогических отношений // в: Молодежь в XXI веке: социальное участие: материалы Всероссийской научно-практической конференции 11-12 июля 2000 г. - Тамбов, 2000. - С.175-179

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 51.99 Кб (Скачать файл)

Молодежь, как социальная группы, чье  положение полностью обусловлено детерминировано ее социально-экономическим состоянием, в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Молодежь представляет интерес как поколение, которое в ближайшем будущем займет место основной производительной силы, а следовательно ее ценности будут в значительной степени определять ценности всего общества. От того, каких принципов, норм и ценностей придерживается эта социальная группа, во многом зависит ситуация в стране в целом.

Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко. Личность не пассивна в процессе формирования своих ориентаций. Ценности, предлагаемые обществом, личность усваивает избирательно. На формирование ценностных ориентаций оказывают влияние не только социальные факторы, но и некоторые характеристики самого индивида, его личностные особенности. Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Еще раз следует подчеркнуть, что ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны.

В ценностных ориентациях  современной российской молодежи традиционно  можно выделить 2 группы ценностей: терминальные - убеждения в том, что  какая-то конечная цель индивидуального  существования стоит того, чтобы  к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой  ситуации. Это деление соответствует  традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. (6) Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / Социол. исслед. - 2002. - №1. - с.96-105.

В настоящее время особую актуальность приобретает анализ ценностей различных  поколений, и прежде всего молодежи и ее специфической части - студенчества, которое как социальная группа характеризуется  возрастом, принадлежностью к высшей школе и вовлеченностью в процесс  формирования слоя интеллектуалов. Современные  российские студенты вынуждены ориентироваться  на смешанную систему ценностей. Традиционные ценности не полностью  замещены западными и, скорее всего полной смены ценностей не произойдет. Однако, изменение социокультурной ситуации с попыткой создания рыночной экономики в России, демократических перемен, обусловили появление и возрастание значимости некоторых ценностей отсутствующих или находившихся на периферии традиционной системы ценностей.

Ценности эффективно детерминируют  поведение людей, если только они  внедряются не силой принуждения, а  опираются на авторитет общества. Изучение ценностных ориентаций студентов  дает возможность выявить степень  их адаптации к новым социальным условиям и их инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент  будет сформирован, во многом зависит  будущее состояние общества.

 

1.2. Характеристика  современной молодежи

В условиях преобразований, осуществляемых в российском обществе, выдвигаются качественно новые, более  сложные  задачи теоретического осмысления, дальнейшего практического  развития  и  конкретизации важнейших  аспектов деятельности по  формированию  у подрастающего поколения высокой  гражданственности, патриотизма, чувства  ответственности за судьбу Отечества, готовности к  его  защите. Осмысление  и  решение данной проблемы не может  не рассматриваться без тесной связи  с  процессами   и  явлениями, происходящими в нашем обществе, вне учета всей совокупности факторов - социально-экономических, политических, духовно-нравственных,  и  других, оказывающих воздействие на современную  молодежь.

Сегодняшняя жизнь, складывающиеся  и  постоянно меняющиеся условия  и  обстоятельства возвышаются над  всеми социальными  и  государственными институтами, над самим  человеком. "Дух общества", среда обитания с их стихийными, неписаными требованиями  и  принципами, словно гигантский  и  могучий пресс, мнут  и  ломают, часто уродуют  взгляды   и  принципы формирующейся личности, зачастую помимо ее воли сводя на нет усилия  тех, кто пытается оказать на нее  положительное  воздействие - родителей, учителей, всех  тех, кому небезразлична  современная молодежь.

 Не имея представления о  том, какими являются сегодня  основные ценности, ориентиры, взгляды и интересы молодого человека, крайне сложно рассчитывать на положительный результат в процессе формирования у него лучших качеств гражданина. В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие. (7) Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве, проблемы и перспективы. М., 2000.

Интеллектуально-образовательные  ценности современной молодежи следует  рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к  сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с  ухудшением физического и психическою состояния подрастающего поколения. Новые условия породили и новые проблемы, которые стали присущи социокультурным ценностям современной молодежи.

Решение этих проблем воспитания должно основываться на глубоком изучении и всестороннем анализе всех изменений, характеризующих особенности современной молодежи и всего российского общества. Важное значение приобретают поиски и разработки принципиально новых подходов к созданию качественно новых основ в воспитательной деятельности с подрастающим поколением, ориентированных на обновленную структуру  его  ценностей и  интересов, соответствующих важнейшим тенденциям развития нашего общества.

 

 

 

 

 

1.3. Понятие и сущность  образа жизни современной молодежи

Под образом жизни современной  молодежи следует понимать совокупность важнейших элементов, повседневно  окружающих ее: общение, труд, отдых, выбор, предпочтения, отношения и т.д.

Образ жизни современной  молодежи претерпевает существенные изменения, по сравнению с предыдущими поколениями. Студенческая молодежь в большинстве  случаев интересуется компьютерными  играми, спиртными напитками, курением, дискотеками - всесторонними развлечениями. И только меньшее процентное соотношение  занимается спортом и уделяет  внимание своему здоровью - задумываясь  о будущем. (8)Агаджанян Н.А. Качество и образ жизни студенческой молодежи/Н.А.Агаджанян, И.В.Радыш//Экология человека.-2009.-№5.-с.3-8.

Конечно же, имеет место  и образование, но школа и институт играют посредственную роль. Учебные заведения дают только соответственный уровень знаний. К сожалению, в современном обществе молодые люди обычно предоставлены самим себе.

Ниже рассмотрим самые  важные части, составляющие образ жизни  современной молодежи.

Молодежь  и образование.

Непосредственного внимания в исследованиях, касающихся социального портрета молодежи, заслуживает вопрос об образовании. Именно оно является основой дальнейшего  развития общества, играя под час  решающую роль в судьбе человека. Студенты и школьники, представляя собой довольно молодую возрастную категорию населения большую часть своего времени отводят именно образовательному процессу. Выбор будущей специальности определяет зачастую всю последующую деятельность и судьбу человека в целом. Вопрос образования является самым главным и самым сложным для молодого поколения. Соотношение желаемой профессии и востребованности ее на рынке труда является одним из острейших вопросов для нынешней молодежи. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. (9) Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения// Социологические исследования. - 2000. - №3. - С. 124-128.

Ситуация выбора профессии при  всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств  имеет некоторую общую структуру. Можно выделить основные факторы, влияющие на выбор профессионального будущего современной молодежи: советы родителей  и друзей, желаемая профессия, легкость поступления, стремление получить высшее образование, финансовые возможности.

Подчеркнем, что молодежь использует не линейные, а «веерные» образовательные стратегии, стремясь использовать максимальное количество вариантов в разных областях, «нахватать» субъективно значимый потенциал.

Молодежь  на рынке труда

 Логичным продолжением вопросов, касающихся выбора профессии, является вопрос будущей трудоустроенности молодежи. Работа - та основа, на которой строится у подавляющего большинства молодежи её сегодняшнее материальное благосостояние.

Одной из важных сторон, характеризующих  молодежь как специфическую социальную группу, является ее отношение к  труду, к общественно полезной деятельности. Этот компонент, который может быть представлен в виде профессионально-трудовых ценностей, складывается под воздействием целого ряда неблагоприятных факторов. Среди них, в частности, можно  выделить чрезмерное преувеличение  роли вещизма в современной жизни, стремление к личному, главным образом, материальному благополучию, возможность обогащения противоправными способами при минимальной затрате средств, ценой легких усилий, отсутствие общей культуры, падение нравственных ограничений, ослабление воспитательной работы с подрастающим поколением и другие. В результате падения социальной ценности труда у большей части молодежи сформировался социальный пессимизм - неверие в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в соответствии с затраченными усилиями. (10) Каминский Д. От кризиса до кризиса: состояние и перспективы рынка труда молодых специалистов // Ученый совет. - 2009. - №9. - с.19-22.

В условиях рыночной экономики молодёжь испытывает значительную дискриминацию в сфере занятости. Молодым людям сложнее устроиться на работу, найти работу с достаточным заработком и уровнем престижности, они увольняются в первую очередь и т.д.

Наибольшие проблемы с занятостью испытывают такие социальные группы молодёжи как:

  • выпускники школ, не имеющие профессиональной подготовки;
  • лица, не закончившие обучение в высшей школе;
  • окончившие обучение по специальности, на которую нет спроса;
  • некоторое время работавшие, но потерявшие работу из-за низкой квалификации;
  • молодые люди, потерявшие работу в результате сокращения штатов. (11) Рыжиков И.В. Отдельные аспекты занятости и безработицы среди молодежи// Вопросы статистики.- 2006. - №5. – с. 78-87.

Одним из главных путей решения  проблемы молодёжной занятости является юридическая защита прав молодых  людей.

 

Место спорта в жизни молодежи

Отличительной особенностью ценностной сферы личности современных молодых людей является их высокая гибкость и динамичность, преобладание индивидуальных ценностей над социальными, потребления над духовностью и нравственностью. Приоритеты здорового образа жизни, как одного из важнейших компонентов полноценной, гармоничной жизни человека, уступают целевым установкам на материальное благосостояние, обучение, получение профессионального образования, карьерный рост. Но именно здоровье: физическое, психическое, социальное, нравственное, которое формируется в процессе занятий физической культурой и спортом, является обязательным условием успеха в жизни. Отношение к здоровому образу жизни, ранее сформированное под влиянием уровня культуры окружения, воспитания в семье и школе, в высшем учебном заведении тесно связано с окружающей средой, материально-техническим обеспечением, контингентом педагогов и, что самое главное, мотивацией и волевыми качествами молодого человека, его самоорганизацией, самодисциплиной, саморазвитием. (12) Козина Г.Ю. Здоровье в ценностном мире студентов // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 147-149.

Физическую культуру и  спорт необходимо рассматривать  сегодня не только как элемент  культуры и образа жизни общества, как эффективное средство физического  воспитания, укрепления и сохранения здоровья, но и как фактор развития духовных, морально-этических устоев человека, как систему нравственных ценностных ориентиров, которая способствует формированию всесторонней, гармонической личности человека.

Рассматривая индивидуально-личностную ценность спорта, как вида деятельности, можно выделить несколько основных моментов:

  • дефицит двигательной активности и стрессы являются основанными причинами ослабления организма человека, патологических явлений. Систематические занятия спортом постепенно превращаются в обязательное условие нормального функционирования человека;
  • для молодого человека, спортивная подготовка к соревновательной деятельности, предъявляет особые требования к развитию физических и психических качеств личности, что позволяет противостоять неординарным физическим и психическим нагрузкам в профессиональной деятельности;
  • особое место спорт занимает в воспитании и самовоспитании. Человек прошедший школу спорта, как правило, организован, социально активен;
  • занятия спортом формируют и личностную культуру.

Информация о работе Социализация молодёжи