Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности социально-педагогической деятельности в
Задачи:
1)Изучить литературу по теме исследования
2)Изучить содержание деятельности социального педагога
3)Проанализировать нормативную правовую базу деятельности социального педагога
4)Рассмотреть функции, методы, технологии социально- педагогической деятельности в организации дополнительного образования детей.

Содержание

Введение
1. Содержание деятельности социального педагога
1.1 Анализ нормативных документов регламентирующих деятельность социального педагога
1.2 Функции социально-педагогической деятельности
1.3 Основные направления деятельности социального педагога в организации дополнительного образования детей
2. Деятельность социального педагога в учреждении
дополнительного образования детей
2.1 Должностная инструкция социального педагога
в учреждении дополнительного образования детей
2.2 Методы и технологии работы социального педагога в организации
дополнительного образования детей
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 07.02.2014.docx

— 72.21 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение 

1. Содержание  деятельности социального педагога   

1.1 Анализ нормативных документов регламентирующих деятельность социального педагога                                                   

1.2 Функции социально-педагогической деятельности

1.3 Основные  направления деятельности социального педагога в организации дополнительного образования детей                                      

2.  Деятельность социального  педагога в учреждении

дополнительного образования детей                                                          

2.1Должностная инструкция  социального педагога 

в учреждении дополнительного образования детей                                    

2.2 Методы и технологии работы социального педагога в организации

дополнительного образования детей                                                            

Заключение

Список литературы

 

Введение

Актуальность темы.На современном этапе своего развития общество столкнулось с множеством социальных проблем. Особую актуальность приобретает рост правонарушений, совершаемых подростками. По мнению юристов, педагогов, психологов, политологов и других специалистов, социальное и правовое положение несовершеннолетних можно оценить как критическое. Поэтому одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. В России создана достаточно разветвленная сеть специализированных ведомств, учреждений и подразделений, работающих в разных направлениях , но тем не менее, число таких детей не снижается, а неизменно растет. Приходится признать, что существующая в нашей стране система работы не в полной мере удовлетворяет потребности общества, не обеспечивает устранения причин и факторов. Это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблему и помочь ее решить, диагностировать и прогнозировать социальное развитие общества.

    В связи с  этим повысились требования к  созданию условий для организации  учебно- воспитательного процесса и культурного досуга детей, содержанию образования, профессиональному мастерству педагогов в учреждениях дополнительного образования. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, учреждения дополнительного образования детей социально востребовано и является объектом внимания и поддержки со стороны общества и государства. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ведущей функцией системы учреждений дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации.  

В настоящий момент уже разработано немало различных концепций дополнительного образования детей и взрослых (Закон РФ «Об образовании»,  ФЗ «О дополнительном образовании», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам").

Авторами определены новые образовательные ориентиры,  выявлена новая система образовательных ценностей, обозначены технологии проектирования индивидуально-личностных систем,  рассмотрено содержание дополнительного образования детей.

     Вопросами определения  содержания, методики и технологии  социально- педагогической деятельности  посвятили свои работы М.А. Галагузова, В.Е. Гмурман, Ю.В. Василькова, Л.С. Выготский, И.Д. Зверева, А.Й. Капская, Л.Г. Кузнец, О.М. Леонтьев и прочие научные работники. Цель социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования – это ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога – это оказание подопечному социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

Правильно организованный досуг детей во внеурочное время, занятый полезными делами способствует профилактике девиантного поведения, предотвращению алкоголизма, наркомании, что, в конечном счете, ведет к общему оздоровлению детей и подростков. Через различные методы и технологии социально-педагогической деятельности в УДО дети повышают свою самооценку, приобретают полезные навыки, учатся общаться, строить свою деятельность в коллективе и рационально использовать свое время т.д.

   Таким образом, можно  с уверенностью утверждать, что  социально-педагогическая деятельность  в учреждениях дополнительного  образования социально значимая  проблема, которая очень важна  для современного общества.Значимость и актуальность рассмотренной проблемы определили тему курсового исследования.

Цель: изучить особенности социально-педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования детей

Объект: социально-педагогическая деятельность

Предмет: особенности (функции, методы, технологии) деятельности социального  педагога в учреждении дополнительного образования

Задачи:

1)Изучить литературу по теме исследования

2)Изучить содержание деятельности социального педагога

3)Проанализировать нормативную правовую базу деятельности социального педагога

4)Рассмотреть функции, методы, технологии социально- педагогической деятельности в организации дополнительного образования детей.

Для решения задач исследования использовались следующие методы:

теоретический анализ психолого-педагогической, социально-педагогической литературы, нормативных документов  по проблеме исследования, обобщение и систематизация полученных результатов.

1. Содержание  деятельности социального педагога 

1.1 Анализ нормативных  документов, регламентирующих деятельность социального педагога

     Очень важно  в работе социального педагога любой организации образования хорошее знание нормативных документов, касающихся профиля работы, своевременное их получение и умение использовать в конкретной ситуации. Для этого необходимо, прежде всего, отследить выход документа и уметь найти его, то есть знать информационные издания, которые публикуют такие документы. И здесь на помощь, конечно же, придет библиотека организация образования или районная.  

 Законодательную, нормативно-правовую  базу социального педагога в  России, как и в любом другом  государстве, определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней, в соответствии с субъектами их издания:

  1. международные документы, важнейшим из которых является Конвенция ООН о правах ребенка 1995 г.;
  2. российские документы федерального значения (Конституция РФ, Гражданский, Семейный, Уголовный кодексы, трудовое законодательство, законы РФ);
  3. значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы РФ, в которой он проживает и работает;
  4. документы муниципальных образований (обычно для социального педагога имеют значение приказы, распоряжения и решения коллегии ведомственного органа управления);
  5. внутриучрежденческие документы (Устав образовательной организации;

Положение о Совете профилактики; Правила внутреннего трудового распорядка)

    В нормативных  документах, касающихся профессиональной  деятельности социального педагога, описаны только ее общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям  и умениям специалиста. При  этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный педагог (адаптация, реабилитация, коррекция и др.), специфика организации, в котором он работает (школа, приют, детская больница, центр реабилитации и др.), особенности социума, в котором проживает ребенок (городская или сельская среда, крупный промышленный город, криминогенный район и др.).

Обязанности и права специалиста определяются квалификационной характеристикой должности. Такая квалификационная характеристика готовится федеральными органами ведомственного управления на основе обобщения функций в реальном опыте многих специалистов. Однако нет ни одного документа, в котором четко зафиксированы профессиональные права специалиста. Поэтому социальный педагог действует в правовом поле современного законодательства, присваивая себе фактические права, вытекающие из необходимости качественного выполнения своих профессиональных обязанностей и этического профессионального кодекса социального работника. 
Для выполнения своих обязанностей социальный педагог широко используют права: 
а) представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти; 
б)вести государственную или частную социальную практику при наличии диплома о специальном образовании или сертификата специальности; 
а) собирать информацию, связанную с нуждами детей и взрослых, проводить социальные опросы населения, диагностические исследования; 
б) делать официальные запросы в общественные организации государственных учреждений с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов; 
в) информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности; 
г) вносить предложения предприятиям и учреждениям, коммерческим структурам и общественным объединениям о поощрении родителей, семей, волонтеров социальной работы за социальную инициативу и активность; 
д) вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации; 
е )возглавлять общественные инициативные движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем. 
Главная задача социального педагога — создание личностно-утверждающей ситуации, которая актуализирует силы саморазвития личности ребенка. Достоинство ситуации как метода воспитаниия в том, что ее нельзя создать для некого усредненного ребенка или класса. Личностно-утверждающая ситуация для каждой конкретной личности своя. В ситуации можно выявить наиболее скрытую информацию о внутреннем мире ребенка, которую трудно или просто невозможно получить с помощью анкет, интервью, наблюдений. 
Личностный подход способен осуществлять лишь тот социальный педагог, который обладает необходимым набором личностных установок, таких как: эмпатийность, вера в возможности и способности каждого ребенка, открытость, отношение к ребенку как к уникальной личности. 
Результаты личностно ориентированного воспитания выражаются в отношении социального педагога и воспитанника к общей деятельности, сотрудничеству, друг к другу, в психологическом самочувствии, самооценке, росте личностных достижений каждого. 
Проблема определения нормативных прав поля деятельности социального педагога сопрягается с проблемой определения принадлежности института, чьи интересы защищаются социальным педагогом. 
Документация социального педагога 
Система документирования получила название делопроизводства, что включает создание документов, работу с ними, хранение. 
Делопроизводство социального педагога складывается: 
а ) из нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждения и специалиста; 
б ) годовых, ежемесячных, еженедельных планов работы; 
в )договоров, соглашений, актов обследования; 
г) личных текущих записей; 
д )переписки с учреждениями и организациями, участвующими в решении проблем; 
е) отчетов; 
ё) аналитических справок и отчетов; 
ж) медико-психолого-педагогических характеристик отдельньж учащихся, с которыми ведется индивидуальная работа; 
з) протоколов различных заседаний, встреч, советов, педсоветов по вопросам, относящимся к компетенции социального педагога. 
Все это, кроме планов и отчетов, — рабочая документация, не подлежащая официальному контролю. 
Оценка работы социального педагога 
Основные направления оценки эффективности работы социального педагога: 
и)соотнесение имеющихся социально-педагогических проблем и результатов их решения; 
й) динамика включенности детей и взрослых в социально ценные виды деятельности; 
к) динамика изменения отношения участников образовательного процесса к базовым социальным ценностям; 
л)динамика социально-педагогических условий обеспечения жизнедеятельности коллектива учреждения; 
м) динамика социально-психологической обстановки в социальной среде, микроклимате; 
н) развитие социальной инициативы детей и взрослых; 
о) состояние документации социального педагога; 
п) профессиональный рост социального педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.2 Функции социально-педагогической деятельности

    Анализ нормативных  документов, посвященных проблеме  профессиональной компетентности  специалистов в области педагогического  образования, позволил получить  следующие результаты.

В макете Федерального государственного стандарта третьего поколения, в котором определены требования к результатам освоения основной образовательной программы как обладание компетенциями, выделяются следующие виды профессиональной компетентности специалистов в сфере педагогического образования: универсальные (социально-личностные, общекультурные, общенаучные, инструментальные) и профессиональные (по видам деятельности, например: научно-исследовательские, производственно-технологические, организационно-управленческие, проектные и пр.).

а) социально-личностные и общекультурные компетенции :

 готовность уважительно  и бережно относиться к историческому  наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные  и культурные различия;

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

 способность понимать  и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые  философские проблемы ;

владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, в том числе с использованием навыков рефлексии и самоконтроля

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами; способность находить организационно -управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность и другие.

б) общенаучные компетенции:

знание основных методов защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий

знание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования