Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности социально-педагогической деятельности в
Задачи:
1)Изучить литературу по теме исследования
2)Изучить содержание деятельности социального педагога
3)Проанализировать нормативную правовую базу деятельности социального педагога
4)Рассмотреть функции, методы, технологии социально- педагогической деятельности в организации дополнительного образования детей.

Содержание

Введение
1. Содержание деятельности социального педагога
1.1 Анализ нормативных документов регламентирующих деятельность социального педагога
1.2 Функции социально-педагогической деятельности
1.3 Основные направления деятельности социального педагога в организации дополнительного образования детей
2. Деятельность социального педагога в учреждении
дополнительного образования детей
2.1 Должностная инструкция социального педагога
в учреждении дополнительного образования детей
2.2 Методы и технологии работы социального педагога в организации
дополнительного образования детей
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 07.02.2014.docx

— 72.21 Кб (Скачать файл)

Таким образом, социальный педагог в рамках образовательного учреждения может осуществлять свою деятельность в следующих направлениях, наполняя их конкретным содержанием:

1) социально-педагогическое  исследование с целью выявления  социальных и личностных проблем  детей всех возрастов;

2) социально-педагогическая  защита прав ребенка;

3) обеспечение социально-педагогической  поддержки семье в формировании  личности учащегося;

4) социально-педагогическое  консультирование;

5) социально-педагогическая  профилактика, коррекция и реабилитация;

6) содействие созданию  педагогически ориентированной  среды для оптимального развития  личности ребенка;

7) поддержка социально  ценной деятельности детей и  подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности);

8) организационно-методическая  деятельность

 

 

2. Деятельность  социального  педагога в учреждении дополнительного образования детей

 

2.1 Должностная  инструкция социального педагога  в учреждении дополнительного образования детей

       Социальный  педагог в дополнительном образовании  – профессия людей, работающих  с детьми из неблагоприятных  семей. Вообще, дополнительное образование  детей – это один из важнейших  социальных институтов, который  создается для детей, для их  обучения, воспитания и помощи  в их развитии. Дополнительное  образование детей решает ключевые  задачи социального развития  региона и влияет на качество  жизни, так как приобщает юных  жителей к здоровому образу  жизни. А социальный педагог в  дополнительном образовании способствует  этому процессу. Работа социального  педагога в дополнительном образовании  содействует полноценному развитию  детей так называемой группы  риска. Эта работа направлена  на предупреждение их противоправного  поведения. Социальный педагог в  дополнительном образовании курирует  процесс обучения своих подопечных, осуществляет контроль их явки  на занятия дополнительного образования. Он же и содействует в организации  досуга этих детей.

Социальный педагог в дополнительном образовании помогает детям и их родителям и опекунам в выборе кружков по интересам и секций увлечений. В обязанности социального педагога в дополнительном образовании входит и посещение детей и их семей на дому, анализ семейного благополучия и социально-бытовых условий жизни своих подопечных. Если возникает такая необходимость, то социальный педагог в дополнительном образовании обращается в органы опеки и социальной защиты своего региона за помощью. Также в случае необходимости социальный педагог в дополнительном образовании становится «адвокатом» своих подопечных и защищает их интересы в различных учреждениях, государственных органах и в различных административных комиссиях.

Что же должен знать, и чем руководствоваться в своей деятельности, социальный педагог в дополнительном образовании? Прежде всего, он должен знать социальную психологию, для возможности более тесного контакта с ребенком. Не помешает и знание дефектологии. Ведь в неблагоприятных семьях (а это часто именно и есть область деятельности социального педагога) и дети часто физически не совершенны. Обязательно и знание вопросов педагогики, воспитания и реабилитации при работе социальным педагогом. В связи с частыми посещениями органов власти, социальный педагог в дополнительном образовании должен иметь понятия о правовой защите, этике и нормативно-законодательных документах региона. Не помешает и знание социально-экономического положения.

Таким образом, социальный педагог в дополнительном образовании – это всесторонне развитый, грамотный, образованный и необходимый член общества любого региона России.

Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом – квалификационной характеристикой, представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Она является основополагающим документом подготовки и профессиональной деятельности специалиста и содержит его должностные обязанности; характеристику труда; основные знания и умения, которыми должен обладать выпускник того или иного учебного заведения либо практикующий специалист в данной должности.

     В настоящее  время для составления должностной  инструкции социального педагога  дополнительного образования необходимо  руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. N 593

Квалификационная характеристика социального педагога состоит из трех частей: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования».

В первой части «Должностные обязанности» определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку. К ним относятся:

  • социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
  • социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;
  • социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;
  • социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска;
  • социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов;
  • медико-социальная помощь, направленная на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска;
  • социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, вкоторых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;
  • социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска. Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в разных формах: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосредственно кратковременно, непосредственно продолжительно, непосредственно многопрофильно[1,с.257].

 Должностная инструкция  социального педагога дополнительного  образования разрабатывается   и   утверждается  на основании трудового договора в соответствии с положениями Трудового  кодекса  Российской  Федерации  и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации. 

Социальный педагог относится к категории специалистов. На  должность социального педагога назначается  лицо,   имеющее среднее профессиональное   образование   или   высшее    профессиональное

образование .   

 Назначение на должность  социального педагога и освобождение  от

нее   производится  приказом  руководителя  учреждения  по  представлению

Социальный педагог должен знать:    

- Конституцию Российской  Федерации;    

- законы РФ,  постановления и решения Правительства РФ и федеральных

и местных органов управления образованием по вопросам образования;     

- конвенцию о правах  ребенка;    

- основы   социальной    политики,    права    и    государственного

строительства, трудового и семейного законодательства;    

- общую и социальную  педагогику;    

- педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;     

- основы социальной гигиены;     

- социально-педагогические  и диагностические методики;    

- основные приемы и  методы доврачебной медицинской  помощи;    

- правила    и    нормы    охраны    труда,  техники   безопасности,

и противопожарной защиты.   

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований [15,с.31].

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методы работы социального педагога в учреждении дополнительного образования детей

Метод - это способ действия или способ достижения, какой либо цели.

Условно методы можно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования[11, с.305]. Имеет право на существования и классификация, предложенная Ф.А.Мустаевой, она выделяет: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи. В контексте содержательной характеристики социально- педагогической деятельности возможно деление, имеющихся методов на: социально-педагогического исследования, методы социального обучения и воспитания, методы социально-педагогической помощи .[6,с.125].

В реальной практической деятельности, социальному педагогу, чтобы оказать профессиональную помощь ребенку, необходимо собрать объективные сведенья о ребенке и его окружении, проанализировать полученные сведенья, выстроить предположение (гипотезу) о возможном решении проблемы социальной жизни ребенка, предпринять конкретные практические шаги по реализации, выдвинутой гипотезы и, наконец, проверить результативность, предпринятых им шагов.

В практической деятельности социальный педагог учреждения дополнительного образования использует различные методы:

Методы как элемент социального воспитания:

а) метод мотивирования и поощрения к действию 
б)метод репродуцирования 
в) метод закрепления и обогащения 
г)метод содействия и сотворчества

Методы воздействия: 
а) методы, воздействующие на сознание 
б) методы, воздействующие на чувства 
в) методы, воздействующие на поведение

Методы организации социально-педагогического взаимодействия: 
а) метод целеполагания 
б) метод ценностного ориентирования 
в) метод организации деятельности 
 г) методы общения 
д)методы оценки 
е) методы самореализации

При использовании различных методов на практике могут быть очень полезными следующие выводы: 
1. Ни один отдельно взятый метод обучения не может дать результаты в полном объеме. 
2. Ни один из методов не является универсальным, и потому хороших результатов можно добиться при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов. 
Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, направленные на единую цель, т.е. систему методов.  
Ю.К. Бабанский впервые предложил группу методов - стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Эти методы ранее как бы не замечали, а между тем ими пользовались. 
Любая деятельность, по мнению Бабанского, имеет три составляющих - организацию, стимулирование и контроль. 
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности: 
• получение новых знаний (включают в себя рассказ, объяснение, беседу, работу с книгой, организацию наблюдения, иллюстрацию, демонстрацию; 
• выработка практических умений и накопление опыта учебной деятельности (упражнения, этюды); 
• закрепление изученного материала (беседы и повторение пройденных этюдов, упражнений); 
• организация взаимодействия обучающихся (освоение элементарных норм ведения разговора, метод взаимной проверки, работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний). 
2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: 
• методы эмоционального стимулирования; 
• методы развития познавательного интереса; 
• методы формирования ответственности и обязательности; 
• методы развития творческих способностей и личных качеств. 
3.Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития: 
• повседневное наблюдение за обучающимися; 
• выставление баллов (плюсов-минусов) поурочно или после прохождения тем: память физического действия, оценка факта, предлагаемые обстоятельства; 
• проверка домашних заданий; 
• открытые уроки для родителей и администрации; 
• тестирование. 
Как было показано выше, метод обучения выступает в роли способа организации процессов освоения новых знаний, формирования умений и навыков, развития психических функций и личностных качеств. Таким образом, понятие «метод» характеризует содержательную, или внутреннюю, сторону процесса.

Знание методов позволяют социальному педагогу оптимизировать свою профессиональную деятельность, подняться на уровень профессионального мастерства. К огромному арсеналу методов, приёмов и способов деятельности он подходит с позиций необходимости и достаточности, соблюдает чувство меры, порядка и связи. Метод, применяемый социальным педагогом, определяется:

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования