Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 08:39, курсовая работа
Цель: изучить особенности социально-педагогической деятельности в
Задачи:
1)Изучить литературу по теме исследования
2)Изучить содержание деятельности социального педагога
3)Проанализировать нормативную правовую базу деятельности социального педагога
4)Рассмотреть функции, методы, технологии социально- педагогической деятельности в организации дополнительного образования детей.
Введение
1. Содержание деятельности социального педагога
1.1 Анализ нормативных документов регламентирующих деятельность социального педагога
1.2 Функции социально-педагогической деятельности
1.3 Основные направления деятельности социального педагога в организации дополнительного образования детей
2. Деятельность социального педагога в учреждении
дополнительного образования детей
2.1 Должностная инструкция социального педагога
в учреждении дополнительного образования детей
2.2 Методы и технологии работы социального педагога в организации
дополнительного образования детей
Заключение
Список литературы
Таким образом, социальный педагог в рамках образовательного учреждения может осуществлять свою деятельность в следующих направлениях, наполняя их конкретным содержанием:
1) социально-педагогическое
исследование с целью
2) социально-педагогическая защита прав ребенка;
3) обеспечение социально-
4) социально-педагогическое консультирование;
5) социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация;
6) содействие созданию
педагогически ориентированной
среды для оптимального
7) поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности);
8) организационно-методическая деятельность
2. Деятельность социального педагога в учреждении дополнительного образования детей
2.1 Должностная
инструкция социального
Социальный
педагог в дополнительном
Социальный педагог в дополнительном образовании помогает детям и их родителям и опекунам в выборе кружков по интересам и секций увлечений. В обязанности социального педагога в дополнительном образовании входит и посещение детей и их семей на дому, анализ семейного благополучия и социально-бытовых условий жизни своих подопечных. Если возникает такая необходимость, то социальный педагог в дополнительном образовании обращается в органы опеки и социальной защиты своего региона за помощью. Также в случае необходимости социальный педагог в дополнительном образовании становится «адвокатом» своих подопечных и защищает их интересы в различных учреждениях, государственных органах и в различных административных комиссиях.
Что же должен знать, и чем руководствоваться в своей деятельности, социальный педагог в дополнительном образовании? Прежде всего, он должен знать социальную психологию, для возможности более тесного контакта с ребенком. Не помешает и знание дефектологии. Ведь в неблагоприятных семьях (а это часто именно и есть область деятельности социального педагога) и дети часто физически не совершенны. Обязательно и знание вопросов педагогики, воспитания и реабилитации при работе социальным педагогом. В связи с частыми посещениями органов власти, социальный педагог в дополнительном образовании должен иметь понятия о правовой защите, этике и нормативно-законодательных документах региона. Не помешает и знание социально-экономического положения.
Таким образом, социальный педагог в дополнительном образовании – это всесторонне развитый, грамотный, образованный и необходимый член общества любого региона России.
Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом – квалификационной характеристикой, представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Она является основополагающим документом подготовки и профессиональной деятельности специалиста и содержит его должностные обязанности; характеристику труда; основные знания и умения, которыми должен обладать выпускник того или иного учебного заведения либо практикующий специалист в данной должности.
В настоящее
время для составления
Квалификационная характеристика социального педагога состоит из трех частей: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования».
В первой части «Должностные обязанности» определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку. К ним относятся:
Должностная инструкция
социального педагога
Социальный педагог относится к категории специалистов. На должность социального педагога назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное
образование .
Назначение на должность
социального педагога и
нее производится приказом руководителя учреждения по представлению
Социальный педагог должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных
и местных органов управления образованием по вопросам образования;
- конвенцию о правах ребенка;
- основы социальной политики, права и государственного
строительства, трудового и семейного законодательства;
- общую и социальную педагогику;
- педагогическую, социальную,
возрастную и детскую
- основы социальной гигиены;
- социально-педагогические
и диагностические методики;
- основные приемы и
методы доврачебной
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
и противопожарной защиты.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований [15,с.31].
2.2 Методы работы социального педагога в учреждении дополнительного образования детей
Метод - это способ действия или способ достижения, какой либо цели.
Условно методы можно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования[11, с.305]. Имеет право на существования и классификация, предложенная Ф.А.Мустаевой, она выделяет: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи. В контексте содержательной характеристики социально- педагогической деятельности возможно деление, имеющихся методов на: социально-педагогического исследования, методы социального обучения и воспитания, методы социально-педагогической помощи .[6,с.125].
В реальной практической деятельности, социальному педагогу, чтобы оказать профессиональную помощь ребенку, необходимо собрать объективные сведенья о ребенке и его окружении, проанализировать полученные сведенья, выстроить предположение (гипотезу) о возможном решении проблемы социальной жизни ребенка, предпринять конкретные практические шаги по реализации, выдвинутой гипотезы и, наконец, проверить результативность, предпринятых им шагов.
В практической деятельности социальный педагог учреждения дополнительного образования использует различные методы:
Методы как элемент социального воспитания:
а) метод мотивирования и поощрения
к действию
б)метод репродуцирования
в) метод закрепления и обогащения
г)метод содействия и сотворчества
Методы
воздействия:
а) методы, воздействующие на сознание
б) методы, воздействующие на чувства
в) методы, воздействующие на поведение
Методы
организации социально-педагогического
взаимодействия:
а) метод целеполагания
б) метод ценностного ориентирования
в) метод организации деятельности
г) методы общения
д)методы оценки
е) методы самореализации
При использовании
различных методов на практике могут быть
очень полезными следующие выводы:
1. Ни один отдельно взятый метод обучения
не может дать результаты в полном объеме.
2. Ни один из методов не является универсальным,
и потому хороших результатов можно добиться
при использовании не просто нескольких,
а целого ряда методов.
Наибольшего эффекта можно достигнуть,
используя не разнонаправленные, а дополняющие
друг друга методы, направленные на единую
цель, т.е. систему методов.
Ю.К. Бабанский впервые предложил группу
методов - стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности.
Эти методы ранее как бы не замечали, а
между тем ими пользовались.
Любая деятельность, по мнению Бабанского,
имеет три составляющих - организацию,
стимулирование и контроль.
1. Методы организации учебно-познавательной
деятельности:
• получение новых знаний (включают в
себя рассказ, объяснение, беседу, работу
с книгой, организацию наблюдения, иллюстрацию,
демонстрацию;
• выработка практических умений и накопление
опыта учебной деятельности (упражнения,
этюды);
• закрепление изученного материала (беседы
и повторение пройденных этюдов, упражнений);
• организация взаимодействия обучающихся
(освоение элементарных норм ведения разговора,
метод взаимной проверки, работа в группах,
создание ситуаций совместных переживаний).
2. Методы стимулирования учебно-познавательной
деятельности:
• методы эмоционального стимулирования;
• методы развития познавательного интереса;
• методы формирования ответственности
и обязательности;
• методы развития творческих способностей
и личных качеств.
3.Методы контроля и диагностики эффективности
учебно-познавательной деятельности,
социального и психического развития:
• повседневное наблюдение за обучающимися;
• выставление баллов (плюсов-минусов)
поурочно или после прохождения тем: память
физического действия, оценка факта, предлагаемые
обстоятельства;
• проверка домашних заданий;
• открытые уроки для родителей и администрации;
• тестирование.
Как было показано выше, метод обучения
выступает в роли способа организации
процессов освоения новых знаний, формирования
умений и навыков, развития психических
функций и личностных качеств. Таким образом,
понятие «метод» характеризует содержательную,
или внутреннюю, сторону процесса.
Знание методов позволяют социальному педагогу оптимизировать свою профессиональную деятельность, подняться на уровень профессионального мастерства. К огромному арсеналу методов, приёмов и способов деятельности он подходит с позиций необходимости и достаточности, соблюдает чувство меры, порядка и связи. Метод, применяемый социальным педагогом, определяется:
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования