Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 08:39, курсовая работа
Цель: изучить особенности социально-педагогической деятельности в
Задачи:
1)Изучить литературу по теме исследования
2)Изучить содержание деятельности социального педагога
3)Проанализировать нормативную правовую базу деятельности социального педагога
4)Рассмотреть функции, методы, технологии социально- педагогической деятельности в организации дополнительного образования детей.
Введение
1. Содержание деятельности социального педагога
1.1 Анализ нормативных документов регламентирующих деятельность социального педагога
1.2 Функции социально-педагогической деятельности
1.3 Основные направления деятельности социального педагога в организации дополнительного образования детей
2. Деятельность социального педагога в учреждении
дополнительного образования детей
2.1 Должностная инструкция социального педагога
в учреждении дополнительного образования детей
2.2 Методы и технологии работы социального педагога в организации
дополнительного образования детей
Заключение
Список литературы
в) инструментальные компетенции :
понимание сущности
и значения информации в
свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначении, анализировать логику рассуждений и высказываний; владение одним из иностранных языков на уровне бытового общения; способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии и т. д.;
г) профессиональные компетенции (по видам деятельности):
научно-исследовательская;
производственно-
организационно-управленческая; проектная и др.
Характеризуя структуру квалификационных требований, назовем основные компетенции, становление которых предполагается при освоении образовательной программы того или иного уровня:
собственно профессиональные компетенции — когнитивная компетенция, в основе которой лежат знания, и технологическая компетенция, проявляемая в умениях; личностно-профессионалъные компетенции — социальная, коммуникативная и информационная.
В профессиональной компетентности условно выделяются ключевые, базовые и специальные компетентности.
Охарактеризуем обозначенные компетентности более подробно применительно к профессиональной деятельности учителя.
Ключевые — компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире.
Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования
- информации;
коммуникации, в том числе на иностранном языке;
социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.).
Для профессиональной педагогической деятельности базовыми назовем компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования Hа определенном этапе развития общества.
Базовые компетентности формируются посредством решения пяти групп профессиональных задач, о которых было сказано выше.
К первой группезадач — видеть ученика в предмете, выстраивать его индивидуальный образовательный маршрут могут быть отнесены следующие задачи:
уметь осуществлять педагогическую диагностику развития ребенка как личности и ученика, оценивать его индивидуальный опыт, который позволяет осваивать ребенку образовательную программу (учение, общение, творческая и социальная активность);
уметь анализировать систему взаимоотношений ребенка в классе, видеть динамику изменения этих взаимоотношений;
уметь диагностировать творческую и социальную активность ребенка, его учебную самостоятельность;
уметь отслеживать результативность (успешность) освоения ребенком ОП, выявлять его достижения и проблемы (затруднения).
Вторая группа задач — создание условий для достижения учеником цели образования включает в себя следующие задачи:
уметь отбирать содержание учебного материала и технологии (приемы, способы), позволяющие позитивно мотивировать ученика к
конкретной учебной деятельности на основе проведенной диагностики
(напр., выполнять учебные задания, участвовать в групповой работе, принимая на себя различные роли, участвовать в проектировочной деятельности, реализовывать социально значимые проекты и т. д.);
уметь ставить цели, отбирать содержание учебного материала и адекватные здоровье сберегающие технологии, позволяющие развивать учебную самостоятельность, творческую и поисковую активность ребенка с учетом диагностики, оптимизации учебной нагрузки, сохранении физического и психического здоровья;
уметь организовать сообщество детей и взрослых для овладения ребенком опытом межкультурного взаимодействия при решении им определенных задач (учебных, коммуникативных, социальных, бытовых и т. д.);
уметь строить учебный процесс вокруг комплексных тем;
уметь организовывать социальные пробы подростков.
Третья группа задач — взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса:
уметь использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами (учителя, психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования и др.) для решения определенной профессиональной задачи: разработки ОП; построения учебного процесса вокруг комплексных тем; сохранения преемственности между ступенями, организации методической работы, осуществления ОЭР и др.;
уметь проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией (родительское собрание, включение родителей в решение учебно-воспитательных задач, решение бытовых проблем и др.);
уметь взаимодействовать с администрацией ОУ для решения профессиональных задач;
уметь взаимодействовать с общественными организациями (попечительский совет, органы защиты детей, фонды и др.);
уметь устанавливать партнерские взаимоотношения с возможными организаторами социальных проб подростков.
Четвертая группа задач — создавать и использовать образовательную среду — включает в себя задачи:
уметь организовывать и использовать различные образовательные среды внутри ОУ (коммуникативная, правовая, информационная, языковая (родного и иностранного языка) и др.) для решения конкретной педагогической задачи (развитие учебной самостоятельности, обучение самооцениванию и взаимооцениванию, развитие творческой, поисковой активности);
уметь отобрать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач (организация экскурсии в музей, на природу, культпоход в театр, работу с детской периодической печатью, работу в Интернете, организация образовательного туризма и др.).
Пятая группа включает следующие задачи:
уметь определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы (затруднения) и осуществляемой профессиональной деятель-ности и определять способы их решения;
уметь опираться на ключевые компетентности при решении задач профсесионального роста (способы работы с разными источниками
информации, соблюдение социально-правовых норм, использование
разных языков для решения задачи).
Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, сферы профессиональной деятельности.
Базовые и ключевые компетентности всегда проявляются в контексте предмета или предметной области (или специальной компетентности). Базовые компетентности предполагают сформированность первоначального уровня способности к конкретной профессиональной деятельности. Базовую компетентность можно приобрести только при овладении методами конкретной работы, принятия участия в обсуждении и решении конкретных профессиональных проблем разнообразного характера.
Все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста, и, в конечном итоге, обеспечивает становление профессиональной компетентности.
Ключевые, базовые и специальные компетентности, пронизывая друг друга, проявляются в процессе решения профессиональных задач разного уровня сложности, с использованием определенных ресурсов.
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.
1.3 Основные направления деятельности социального педагога
Любая деятельность
имеет свою структуру, которая
определяет взаимосвязь и
Схематично
это можно представить
Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержание деятельности. Разберем последовательно каждый элемент схемы, начиная с ее определяющего элемента – объекта.
Объектом, деятельности
социального педагога являются
дети и молодежь, нуждающиеся
в помощи в процессе их
Профессиональная задача
Содержательно
задачу деятельности
Следовательно,
целью деятельности
Постоянным
лейтмотивом профессиональной
Социальный педагог - объективный исследователь семейного социума. В центре его внимания жизненные условия семьи: материальные, экономические, бытовые, духовные, психологические, воспитательные, стиль семейных отношений и т.д.
В профессиональной
деятельности социальный
Специфика профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях воспитательно-образовательной системы определяет его функциональные обязанности.
В деятельности
социального педагога можно
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования