Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности социально-педагогической деятельности в
Задачи:
1)Изучить литературу по теме исследования
2)Изучить содержание деятельности социального педагога
3)Проанализировать нормативную правовую базу деятельности социального педагога
4)Рассмотреть функции, методы, технологии социально- педагогической деятельности в организации дополнительного образования детей.

Содержание

Введение
1. Содержание деятельности социального педагога
1.1 Анализ нормативных документов регламентирующих деятельность социального педагога
1.2 Функции социально-педагогической деятельности
1.3 Основные направления деятельности социального педагога в организации дополнительного образования детей
2. Деятельность социального педагога в учреждении
дополнительного образования детей
2.1 Должностная инструкция социального педагога
в учреждении дополнительного образования детей
2.2 Методы и технологии работы социального педагога в организации
дополнительного образования детей
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 07.02.2014.docx

— 72.21 Кб (Скачать файл)
  • проблемой ребёнка;
  • особенностями его личности;
  • состоянием семейных взаимоотношений;
  • уровнем социальной адаптации;
  • возможностями самого специалиста и др.

Социальный педагог согласно «Закону об образовании РФ» организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально.

 Занятия в объединениях  могут проводиться по дополнительным  общеобразовательным программам  различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической). Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определенной социально-педагогической цели [8,с.126].Технология вообще - это совокупность приемов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты сегодня не пришли пока к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.

Понятие технологии прочно вошло в общественное сознание во второй половине XX столетия. Оно отражает направленность прикладных исследований на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности, интенсивности, технической вооруженности. Отличие педагогических технологий от других обусловлено спецификой предметной области. Под социальными технологиями подразумевают совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем. Классификация социальных технологий может быть осуществлена по разным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

Организационные социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога учреждения дополнительного образования обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.

Чтобы организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних, необходимо сформировать банк данных детей и подростков группы риска. Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с другими специалистами  и учреждениями.

На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Происходит выявление детей группы риска.

Следующим технологическим этапом является диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога. Необходимо уточнить социальные и психолого-педагогические особенности каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных. Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок, изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка. Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.

При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.

Следующий этап – это разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком или группой. По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении. Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Индивидуальные и групповые программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:

• целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов;

• прогнозируемости;

• измеряемости ожидаемых результатов.

Проекты индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определённой социально-педагогической цели. Технология вообще – это совокупность приёмов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты сегодня не пришли к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.

Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации. Например, работа по охране прав ребёнка в большинстве случаев построена на заранее отработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа с подростком, его семьёй, в «открытой» среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и не лишена технологических элементов (типовые технологии общения, преодоления межличностных конфликтов и т. п.)

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). Предполагает пять взаимосвязанных этапов:

  • диагностико-прогностический;
  • этап выбора (разработки) оптимальной технологии;
  • этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;
  • реализационный;
  • экспертно-оценочный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Анализ  исторически сложившегося современного  опыта формирования сети внешкольных  учреждений и содержания социально-педагогической  деятельности показал, что достигнутый  уровень работы этих учреждений  предопределяет их особую роль  в социуме. Социально-педагогическая деятельность в учреждении дополнительного образования детей включает педагогическую деятельность учреждений в целом, она решает актуальные проблемы социального воспитания детей и социальной защиты детства: массовую, культурно-досуговую и рекреативно-оздоровительную работу с детьми и семьей; комплексные программы работы с детьми, требующими особого педагогического внимания (детьми-инвалидами, сиротами, детьми с асоциальным поведением, детьми из неблагополучных семей и пр.); образовательную деятельность в многообразии ее содержания и форм учебных и творческих занятий, если их методическая инструментовка позволяет детям приобретать новый социальный опыт, способствует их профессиональному самоопределению и создает условия для творческого труда.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность предполагает разностороннюю общественно значимую и педагогически ориентированную деятельность социальных институтов общества, государственных и негосударственных структур, населения в том числе, и всей системы дополнительного образования, направленных:

- на воспитательную помощь  человеку в его нравственном, психическом, физическом, интеллектуальном, эстетическом, социальном развитии, духовном совершенствовании;

- гуманизацию отношений в социуме, оздоровление и преобразование окружающей среды;

- удовлетворение жизненно  важных потребностей человека  и решение его социальных проблем.

Для социально-педагогической деятельности характерен личностно-средовый подход, а сфера ее функционирования - это открытый социум. Специфической чертой социально-педагогической деятельности является поиск конструктивных путей взаимодействия с семьей воспитательных формирований и добровольных организаций, также социальная защита личности.

Социально-педагогическая работа с детьми и молодежью представляет собой систему действенных мер (трудоустройство, досуговая занятость, социальная помощь, дополнительное образование и другое), предпринимаемых совместными усилиями государственных и частных учреждений, исправительных, религиозных организаций, коммерческих структур в рамках разработанной комплексной программы.

Под «дополнительным» образованием в данном исследовании понимается сущностно-мотивированное образование, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Дополнительное образование - самостоятельный и самоценный вид образования никогда никакой школой заменен не будет, так как, чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр образовательных потребностей личности, которые сама же школа в рамках образовательных программ удовлетворить в полной мере не может.

Дополнительное образование - это особое образовательно-воспитательное пространство, где объективно создается множество отношений, где осуществляются специальные образовательные деятельности различных систем (государственных, общественных, смешанных) по развитию индивида, по его самореализации и самоопределению, так как оно расширяет возможности реализации практического опыта ребенка, является временем творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых жизненных умений и способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учебное пособие для студ. ВУЗов/ Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. - М.: «Академия». 2006. - 256-259 с.
  2. Галаузова Ю.Н., Сорвачева Г.В.. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: пособие для студентов. М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС. 2003. - 224 с.
  3. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Владос, 2006. – 256 с.
  4. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений средн. проф. образования / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова Н.Н. – М., 2003. – 352 с.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2008. – 24 с.
  6. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
  7. Социальная педагогика. Полный курс: Учебник / Л.В. Мардахаев. - 5-e изд., перераб. и доп. - (Основы наук)., (Гриф).2005-296с
  8. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студ. ВУЗов./Под ред. В.А. Сластенина.-М.: «Академия». 2006. -208
  9. Педагогические аспекты в социальной работе (В.Г. Краснова)

Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. — 60 с.  /

  1. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. –М., 2005

  1. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности   в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2005.
  2. Тетерский С. В.Введение в социальную работуИз-во: Академический проект, 2006.-494
  3. Холостова Е.И. «Социальная работа теория и практика». М.: «Инфра».2004. - 255 с.
  4. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студ. ВУЗов./ М.В, Шакурова. -3-е изд. М.: «Академия», 2006. -51-55, 242 с.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Министерства образования Науки России от 29 августа 2013г. № 1008г.Москва.
  6. http://vashpsixolog.ru/documentation
  7. http://yourlib.net/content/view/373/17/

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования