Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:34, реферат
Характеристика этапов развития социально-педагогической мысли в разных странах и в разные эпохи.
. Социально-педагогическая мысль в работах античных философов (Димокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан) .…………...............................................................3
2. Влияние идей Я.А. Каменского на развитие социально-педагогической мысли..8
3. Характеристика этапов развития социально-педагогической мысли в Беларуси и России с древнейших времен и до 1917 года………………………………..........11
3.1. Идеи гуманизма в творчестве и деятельности выдающихся деятелей прошлого - Ф. Скорина, С. Будный, Н. Гусовский….………………………………………11
3.2. Теория и практика гуманистического воспитания в педагогической деятельности К.Н. Венцеля……………………………………………..…………15
4.Социально-педагогические идеи и педагогическая деятельность А.С. Макаренко ……………………………………………………………………19
5. Основные направления социально-педагогической деятельности в зарубежных странах (США, Германия)………………………………………….………………...24
6. Список литературы……………………………………………………………….28
СОДЕРЖАНИЕ
1. Социально-педагогическая
мысль в работах античных философов (Димокрит, Платон,
Аристотель, Квинтилиан) .………….........................
2. Влияние идей Я.А. Каменского на развитие социально-педагогической мысли..8
3. Характеристика этапов развития социально-педагогической мысли в Беларуси и России с древнейших времен и до 1917 года………………………………..........11
3.1. Идеи гуманизма в творчестве и деятельности выдающихся деятелей прошлого - Ф. Скорина, С. Будный, Н. Гусовский….………………………………………11
3.2. Теория и практика гуманистического
воспитания в педагогической деятельности
К.Н. Венцеля……………………………………………..…………
4.Социально-педагогические идеи и педагогическая
деятельность
5. Основные направления социально-педагогической
деятельности в зарубежных странах (США,
Германия)………………………………………….…………
6. Список литературы……………………………………………………
Усложнение общественной
жизни в Древней Греции и Древнем
Риме, накопления знаний и предметного
опыта вызвали необходимость
рационального подхода к
Демокрит (460-370 гг. до н. э.) в своем учении обосновывал тезис о соответствии природы воспитанию ребенка. Таким образом, он один из первых сформулировал идею природосообразности. Кроме того, по мнению Демокрита, начинать воспитание следует с раннего детства, учитывая окружающую среду, опираясь на пример старших, авторитет родителей, приучая ребенка к труду.
Сократ (469-399 гг. до
н.э.) выдвинул знаменитый тезис
“Познай самого себя”,
Считал себя специалистом
прежде всего, в вопросах
Платон (427-347 гг. до н .э.) - ученик Сократа. Занимался педагогической деятельностью в Афинах, где при Академии основал философскую школу. Для упорядочения организации школьной жизни использовал водяные часы-будильник, который звонком призвал учеников в определенное время до занятий. Выдвинул и обосновал учение о мире идей. Свои философские и социально-педагогические взгляды изложил в произведениях “Государство” и “Законы”.
В указанных работах
описал проект идеального
Платон выдвинул идею создания системы государственных школ. По мнению философа, в идеальном государстве воспитание детей и школьное обучение должны осуществляться под контролем государства и в ее интересах. Власть должна регулировать даже браки, чтобы обеспечить рождение здорового потомства. Новорожденных должны кормить общественные кормилицы в государственных воспитательных домах.
По мнению Платона,
воспитание - это то, что приводит
с детства к добропорядочности,
К сожалению, в
“Законах” не решена проблема
преодоления бедности, которая ведет
к преступлениям, классовой
Аристотель (384-322 гг. до
н.э.). Философ-диалектик, ученый-
В отличие от Платона отрицал возможность отдельного существования идей от вещей.
Аристотель создал
наиболее полную теорию
Итак, понятно, что
закон должен определять
Кроме того, Аристотель
рассматривал воспитание как
средство укрепления
Главная задача государства - воспитание в народе добропорядочности. Моральная и научная образование, по Аристотелю, важнее любой войны и завоевания. Вообще же воспитание должно быть гармоничным, включать в себя умственную, моральную и физическую стороны. По продолжительности оно делится на 2 периода: от 7 лет до 14 (половая зрелость или к “бороды”) и “от бороды” (15 г.) до 21 г. (До 7 лет - жизнь в семье).
Аристотель обосновал большое значение деятельности в воспитании, считая ее необходимым условием совершенной жизни. Но он имел в виду не физическую работу, а деятельность ума и души.
Выдающиеся древнегреческие
мыслители Платон и Аристотель
творили в период упадка и
острого кризиса афинского
И Платон, и Аристотель
отмечали, что город разделился
на два враждебных лагеря - богатых
и бедных. Богачи охотнее бы
выбросили свое богатство в
море, чем отдали бедным; бедные,
наоборот, ничего бы так не
желали, как ограбить богатых. Аристоте
Квинтилиан Марк Фабий (42-118 гг.) - выдающийся римский педагог, теоретик ораторского искусства. В течение 20 лет удерживал открытую им риторическую школу, которая стала первой государственной риторической школой в Риме.
Конечную цель воспитания
Квинтилиан усматривал в
Считал, что все
дети от природы имеют
Высоко ценил настоящую
школу, которая должна быть
для ученика жизнью в
В обучении необходимо
помогать ученику сохранить
Квинтилиан является
автором первой известной
Ян Амос Коменский понимал задачи педагогики в целом и социального воспитания в частности двойственно, на что повлияли как его своеобразные религиозные представления, так и бурно меняющиеся условия политической и экономической жизни общества.
С одной стороны, главной целью воспитания Я.А. Коменский считал помощь человеку в спасении души, его подготовку к жизни будущей. С другой стороны, ему было свойственно увлечение «идеей всеобщего исправления дел человеческих» еще на земле. «Исправлять здесь будут все и каждый», – призывал Коменский. На практике подобное переустройство общества предполагалось осуществить, главным образом, за счет «панпедии» . Ведущая роль в этом процессе отводилась именно социальному воспитанию, проводившемуся через систему общественных учебных заведений.
Воспитывать ребенка и юношу Коменский предполагал по четырем главным направлениям:
– внушить ему знания о жизни будущей и путях ее достижения;
– научить человека «мудро решать дела земной жизни», т.е. занимать достойное место в обществе благодаря своим знаниям и деятельности;
– обучить его жить в согласии с другими, избегать ненужных конфликтов как между отдельными людьми, так и внутри общества;
– приучить человека
к нераздельности его слов и поступков,
к цельности убеждений и
Воспитание человека, по его убеждению, следовало начинать с самого рождения, и первоначально оно должно было быть семейным. По мере взросления домашнее воспитание следовало совмещать со школьным, где собственно воспитание и обучение должны были находиться в тесной взаимосвязи. Выделял четыре типа школ: «Материнская школа», школа «родного языка», «Латинская школа», академии или университеты
Школьное образование, включающее в себя социальное воспитание, по мнению Коменского, было необходимо ребенку по трем основным причинам:
– во 1-х, родители часто не обладали познаниями и нравственными качествами, необходимыми для полноценного обучения и воспитания;
– во 2-х, воспитание в среде сверстников должно было способствовать лучшему обучению, возбуждая в детях соревнование;
– в 3-х, в школе дети приучались к основам общественной жизни.
В XVII в. даже в самых развитых странах Европы подавляющее большинство детей в лучшем случае могли окончить лишь школу «родного языка». Поэтому Коменский предлагал сделать всеобщим и обязательным лишь начальное образование.