Социально-педагогическая мысль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:34, реферат

Краткое описание

Характеристика этапов развития социально-педагогической мысли в разных странах и в разные эпохи.

Содержание

. Социально-педагогическая мысль в работах античных философов (Димокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан) .…………...............................................................3
2. Влияние идей Я.А. Каменского на развитие социально-педагогической мысли..8
3. Характеристика этапов развития социально-педагогической мысли в Беларуси и России с древнейших времен и до 1917 года………………………………..........11
3.1. Идеи гуманизма в творчестве и деятельности выдающихся деятелей прошлого - Ф. Скорина, С. Будный, Н. Гусовский….………………………………………11
3.2. Теория и практика гуманистического воспитания в педагогической деятельности К.Н. Венцеля……………………………………………..…………15
4.Социально-педагогические идеи и педагогическая деятельность А.С. Макаренко ……………………………………………………………………19
5. Основные направления социально-педагогической деятельности в зарубежных странах (США, Германия)………………………………………….………………...24
6. Список литературы……………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

1 Аристотель.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  

1. Социально-педагогическая  мысль в работах античных философов (Димокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан) .…………...............................................................3

2. Влияние идей Я.А. Каменского на развитие социально-педагогической мысли..8

3. Характеристика этапов развития социально-педагогической мысли в Беларуси и   России с древнейших времен и до 1917 года………………………………..........11

3.1. Идеи гуманизма в творчестве и деятельности выдающихся деятелей прошлого - Ф. Скорина, С. Будный, Н. Гусовский….………………………………………11

3.2. Теория и практика гуманистического воспитания в педагогической деятельности  К.Н. Венцеля……………………………………………..…………15 

4.Социально-педагогические идеи и педагогическая деятельность                       А.С. Макаренко ……………………………………………………………………19

5. Основные направления социально-педагогической деятельности в зарубежных странах (США, Германия)………………………………………….………………...24

6. Список литературы……………………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РАБОТАХ АНТИЧНЫХ ФИЛОСОФОВ

Усложнение общественной жизни в Древней Греции и Древнем  Риме, накопления знаний и предметного  опыта вызвали необходимость  рационального подхода к объяснению вопросам воспитания. В произведениях  древних мыслителей определялись пути гражданского воспитания (формирование необходимых государству граждан), освещались проблемы самосовершенствования человека в течение всей жизни, роли семьи в социализации личности, что позволяет сделать вывод о существовании уже в V-IV вв. до н.э. элементов социальной педагогики. Важные явления социальной жизни осмысливались в пределах философии. Среди создателей социально-педагогических идей следует отметить Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Квинтилиана.

 Демокрит (460-370 гг. до  н. э.) в своем учении обосновывал тезис о соответствии природы воспитанию ребенка. Таким образом, он один из первых сформулировал идею природосообразности. Кроме того, по мнению Демокрита, начинать воспитание следует с раннего детства, учитывая окружающую среду, опираясь на пример старших, авторитет родителей, приучая ребенка к труду.

 Сократ (469-399 гг. до  н.э.) выдвинул знаменитый тезис  “Познай самого себя”, утверждая  при этом, что познание может  уничтожить в человеке все  плохое и вернуть человеческую  природу в исходное состояние добра.

 Считал себя специалистом  прежде всего, в вопросах этики.  Из этических соображений выводил  цель воспитания, которая заключалась  в личном нравственном самосовершенствовании,  освобождении интеллекта от всех  негативных внешних воздействий. Сократ пользовался исключительно устным методом изложения своего учения. Он собирал большую аудиторию на афинских улицах и площадях и проводил беседы с теми, кто желал его слушать.

 Платон (427-347 гг. до  н .э.) - ученик Сократа. Занимался  педагогической деятельностью в Афинах, где при Академии основал философскую школу. Для упорядочения организации школьной жизни использовал водяные часы-будильник, который звонком призвал учеников в определенное время до занятий. Выдвинул и обосновал учение о мире идей. Свои философские и социально-педагогические взгляды изложил в произведениях “Государство” и “Законы”.

 В указанных работах  описал проект идеального государства.  Все свободные граждане в его  государстве поделены на три  группы: философы - правители; воины-защитники государства; группа ремесленников и земледельцев, трудом которых содержались две предыдущие группы. Для представителей двух высших каст Платон отрицал семью, поскольку она отвлекает их от государственных дел.

 Платон выдвинул  идею создания системы государственных школ. По мнению философа, в идеальном государстве воспитание детей и школьное обучение должны осуществляться под контролем государства и в ее интересах. Власть должна регулировать даже браки, чтобы обеспечить рождение здорового потомства. Новорожденных должны кормить общественные кормилицы в государственных воспитательных домах.

 По мнению Платона,  воспитание - это то, что приводит  с детства к добропорядочности,  побуждая человека страстно желать  и стремиться стать совершенным  гражданином, что умеет и подчиняться, и управлять (“Законы”).

 К сожалению, в  “Законах” не решена проблема  преодоления бедности, которая ведет  к преступлениям, классовой борьбы. Российский исследователь истории  социальной работы Фирсов М.В.  отмечает, что Платон призвал не беспокоиться о бедных, попавших в трудную ситуацию. Древнегреческий философ подчеркивал, что “бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности”. Ситуация осложняется, если ее сопровождают болезни и нищету. В этом случае, например, для ремесленников, смерть была единственным выходом при обстоятельствах, которые сложились, поскольку жизнь, по мнению Платона, утратило ценность через невозможность воспроизводить свое ремесло. Однако в “Определениях” Платон не отрицал, что в обществе должна быть “добровольная благотворительность” (11, 29) (7, 60). В сочинении “Государство” он отмечал, что богатые и бедные составляют два города в одном. Если денежные средства и власть одних граждан будут переданы другим, или если их перевести из одной группы в другую, то всегда можно рассчитывать благодаря таким действиям приобрести себе союзников. Противников будет немного.

 Аристотель (384-322 гг. до  н.э.). Философ-диалектик, ученый-энциклопедист,  ученик Платона. Много лет занимался  педагогической деятельностью в основанной им философской школе “Ликей” при одноименном гимназии. Воспитатель А. Македонского. Социально-педагогические идеи мыслителя изложенные в его философских произведениях “Политика”, “О душе” и др.

 В отличие от  Платона отрицал возможность отдельного существования идей от вещей.

 Аристотель создал  наиболее полную теорию воспитания  в античном мире. В произведении  “Политика” он обосновал необходимость  государственного воспитания: “Поскольку  все государство ставит перед  собой одну цель для всех, то понятно и то, что воспитание - общегосударственная дело, и оно должно иметь общий характер. И не быть делом одной отдельно взятой личности...Не думай, будто каждый гражданин - сам по себе; наоборот, все граждане принадлежат государству, ибо каждый из них - (неотъемлемая) частица государства. Забота же о каждую частичку, естественно, предполагает заботу о целое, вместе взятое.

 Итак, понятно, что  закон должен определять характер  воспитания юношества как общественное  явление” (1, 213).

 Кроме того, Аристотель  рассматривал воспитание как  средство укрепления государственного  строя. В своем творчестве он  сумел совместить воспитание  государственном с семейным. Уважением  к семейных основ Аристотель  определил один из важнейших  направлений в социальной педагогике. По его мнению, деятельность семьи должна контролироваться особыми государственными чиновниками - педономами, которые должны наблюдать за тем, как дети проводят свободное время; за подбором детских сказок, рассказов и т.д.

 Главная задача государства - воспитание в народе добропорядочности. Моральная и научная образование, по Аристотелю, важнее любой войны и завоевания. Вообще же воспитание должно быть гармоничным, включать в себя умственную, моральную и физическую стороны. По продолжительности оно делится на 2 периода: от 7 лет до 14 (половая зрелость или к “бороды”) и “от бороды” (15 г.) до 21 г. (До 7 лет - жизнь в семье).

 Аристотель обосновал  большое значение деятельности  в воспитании, считая ее необходимым  условием совершенной жизни. Но он имел в виду не физическую работу, а деятельность ума и души.

 Выдающиеся древнегреческие  мыслители Платон и Аристотель  творили в период упадка и  острого кризиса афинского государства.  Все противоречия характерны  для рабовладельческого общества, в Афинах проявились уже в середине V в. накануне Пелопоннесской войны, которая завершилась поражением. Производство и торговля пришли в упадок. Появилось большое количество нищих людей. Однако наряду с нищетой происходило накопление богатства в руках небольшой группы людей.

 И Платон, и Аристотель  отмечали, что город разделился  на два враждебных лагеря - богатых  и бедных. Богачи охотнее бы  выбросили свое богатство в  море, чем отдали бедным; бедные, наоборот, ничего бы так не  желали, как ограбить богатых. Аристотель считал, что необходимо избегать резкого разрыва между богатыми и нищими. Однако благотворительную деятельность государства он не воспринимал как положительную. Не возражая против проведения периодических раздач на пользу бедноты, советовал организовывать помощь таким образом, чтобы каждый мог собрать средства, необходимые для приобретения небольшого участка земли или хотя бы для занятия торговлей и земледелием. Если же раздачи не ведут к укреплению имущественного состояния бедноты и к смягчения социальных противоречий, они уподобляются бочке с дырками, и Аристотель склонен отрицать их целесообразность (6, 72-73).

 Квинтилиан Марк Фабий (42-118 гг.) - выдающийся римский педагог, теоретик ораторского искусства. В течение 20 лет удерживал открытую им риторическую школу, которая стала первой государственной риторической школой в Риме.

 Конечную цель воспитания  Квинтилиан усматривал в подготовке  высокообразованного оратора: каждая  свободная человек должен вести  активную общественную жизнь,  а это возможно только при условии овладения ораторским искусством.

 Считал, что все  дети от природы имеют определенные  способности, и все же в воспитании  следует учитывать индивидуальные  особенности. Начинать воспитание  советовал с 3-х лет, считая, что ранние детские впечатления самые яркие. Из двух систем обучения - частно-домашней и общественной - отдавал предпочтение последней, поскольку при такой системе ребенок воспитывается во взаимодействии с товарищами, опирается на их поддержку, осознает свои возможности, силы и все больше приближается к цели - господство над самой собой.

 Высоко ценил настоящую  школу, которая должна быть  для ученика жизнью в миниатюре.  Школьные товарищеские связи, по мнению Квинтилиана, - самые дорогие и самые теплые, потому что на них не сказываются отпечатки материальных интересов.

 В обучении необходимо  помогать ученику сохранить свое  “Я”, стать личностью. Обучение  должно быть радостным, необходимо  к нему поощрять. Остро отрицал  наказания для детей, особенно  телесные. Квинтилиан советует учителям строить отношения на основе доброй, что вернется пользой для всех.

 Квинтилиан является  автором первой известной педагогического  труда “О воспитании оратора”, в котором осветил социально-педагогические  идеи о дидактике и методике  обучения, воспитания ребенка в детском коллективе, связи школы с жизнью, о профессиональные качества учителя и его взаимоотношения с воспитанниками.

 

 

  1. ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ЯНА АМОСА КАМЕНСКОГО НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛИ.

Ян Амос Коменский  понимал задачи педагогики в целом и социального воспитания в частности двойственно, на что повлияли как его своеобразные религиозные представления, так и бурно меняющиеся условия политической и экономической жизни общества.

С одной стороны, главной целью воспитания Я.А. Коменский считал помощь человеку в спасении души, его подготовку к жизни будущей. С другой стороны, ему было свойственно увлечение «идеей всеобщего исправления дел человеческих» еще на земле. «Исправлять здесь будут все и каждый», – призывал Коменский. На практике подобное переустройство общества предполагалось осуществить, главным образом, за счет «панпедии» . Ведущая роль в этом процессе отводилась именно социальному воспитанию, проводившемуся через систему общественных учебных заведений.

Воспитывать ребенка и юношу Коменский предполагал по четырем главным направлениям:

– внушить  ему знания о жизни будущей  и путях ее достижения;

– научить  человека «мудро решать дела земной жизни», т.е. занимать достойное место в  обществе благодаря своим знаниям  и деятельности;

– обучить его жить в согласии с другими, избегать ненужных конфликтов как между отдельными людьми, так и внутри общества;

– приучить человека к нераздельности его слов и поступков, к цельности убеждений и поведения.

Воспитание  человека, по его убеждению, следовало начинать с самого рождения, и первоначально оно должно было быть семейным. По мере взросления домашнее воспитание следовало совмещать со школьным, где собственно воспитание и обучение должны были находиться в тесной взаимосвязи. Выделял четыре типа школ: «Материнская школа», школа «родного языка», «Латинская школа», академии или университеты

Школьное  образование, включающее в себя социальное воспитание, по мнению Коменского, было необходимо ребенку по трем основным причинам:

– во 1-х, родители часто не обладали познаниями и нравственными качествами, необходимыми для полноценного обучения и воспитания;

– во 2-х, воспитание в среде сверстников должно было способствовать лучшему обучению, возбуждая  в детях соревнование;

– в 3-х, в школе  дети приучались к основам общественной жизни.

В XVII в. даже в  самых развитых странах Европы подавляющее  большинство детей в лучшем случае могли окончить лишь школу «родного языка». Поэтому Коменский предлагал  сделать всеобщим и обязательным лишь начальное образование.

Информация о работе Социально-педагогическая мысль