Социально-педагогическая мысль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:34, реферат

Краткое описание

Характеристика этапов развития социально-педагогической мысли в разных странах и в разные эпохи.

Содержание

. Социально-педагогическая мысль в работах античных философов (Димокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан) .…………...............................................................3
2. Влияние идей Я.А. Каменского на развитие социально-педагогической мысли..8
3. Характеристика этапов развития социально-педагогической мысли в Беларуси и России с древнейших времен и до 1917 года………………………………..........11
3.1. Идеи гуманизма в творчестве и деятельности выдающихся деятелей прошлого - Ф. Скорина, С. Будный, Н. Гусовский….………………………………………11
3.2. Теория и практика гуманистического воспитания в педагогической деятельности К.Н. Венцеля……………………………………………..…………15
4.Социально-педагогические идеи и педагогическая деятельность А.С. Макаренко ……………………………………………………………………19
5. Основные направления социально-педагогической деятельности в зарубежных странах (США, Германия)………………………………………….………………...24
6. Список литературы……………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

1 Аристотель.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

В последующие годы после  закрытия "Дома Свободного Ребенка", К.Н. Вентцель работал много и продуктивно. Он публикует следующие книги: "Борьба за свободную школу" (1907 г.), "Как создать свободную школу" (1908 г), "Принцип авторитета и его значение в жизни и семейном воспитании" (1909 г.), "Этика и педагогика творческой личности" (1911-1912 гг.) и другие педагогические труды.

После Февральской и Октябрьской революции К.Н. Венцель продолжал заниматься научной и педагогической деятельностью. Оставаясь верным идеалу свободы в воспитании человека, К.Н. Вентцель в 1918 году создал Декларацию прав ребенка, впитавшую в себя идеи гуманизма и любви к детям, в которой предлагалось законодательно закрепить сформулированные в русле теории свободного воспитания права подрастающего поколения. Он возлагал большие надежды на практическое осуществление своих идей в послереволюционное время. Но, наступили тяжелые времена и в 1919 году он уезжает в Воронеж, где работает в губернском отделе народного образования, читает лекции на курсах учителей в университете, пишет ряд статей по вопросам воспитания. За это время он пишет следующие работы: "Об осуществлении трудового начала в школе", "К вопросу о детском самоуправлении" (1921 г).

С середины 20-х годов  этого столетия, под влиянием идей представителей русского космизма (Ф.Н. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, К.Э. Циолковский и др.), доминантой развития теории К.Н. Венцеля стала разработка проблем "космического воспитания", которое, возможно, в недалеком будущем приобретет статус одного из наиболее перспективных направлений движения педагогической реальности в гуманистическом направлении. Однако в то время концепция космического воспитания К.Н. Ветцеля не получила отражения в печати, осталась неизвестной педагогической общественности.

Умер К.Н. Вентцель в Доме ветеранов революции в Ивановской области 10 марта 1947 года, до конца своих дней оставаясь верным выбранным идеалам свободы и творчества.

Размышляя о свободном воспитании, К.Н. Венцель исходил из предположения о совместимости рациональной организации общества и с общественным порядком, с максимально возможным свободным проявлением творческой индивидуальности каждого человека. Он утверждал, что абсолютная власть настоящего поколения над будущим должна быть принципиально отвергнута. На место авторитарного должно придти свободное воспитание, смысл которого состоял бы не в формировании по заданному образцу, но в раскрытии законов развития данной конкретной индивидуальности и способностей ее плодотворной самореализации. В связи с этим, исходной точкой теории К.Н. Вентцеля стала идея о многообразии воспитания: "сколько существует детей, столько существует и систем воспитания", нацеливающая воспитателя на поиск определенного стиля взаимоотношений с каждым конкретным ребенком; главной воспитательной задачей - развитие творческой индивидуальности детей.

Таким образом К.Н. Вентцель считал, что каждый человек призван научиться мыслить самостоятельно, определять свое личное отношение к миру, к людям, к самому себе; что религиозные взгляды воспитателя не должны мешать педагогическому процессу; что об истинном воспитании и образовании можно будет говорить лишь тогда, когда религия и нравственность станут их венцом, а не исходной точкой, когда педагогический процесс будет ориентирован на самостоятельную творческую работу каждой индивидуальной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ПЕДОГАГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.С. МАКАРЕНКО

Антон Семёнович Макаренко  родился 13 марта 1888 года в городе Белополье  Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских.

А.С. Макаренкоко известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей. К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе: воры, хулиганы, девочки-проститутки. Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться. А Макаренко - мог. Он достиг такого мастерства в воспитании детей, что мог с уверенностью сказать: «Воспитание - легкое дело». Настолько это стало легко для Макаренко, что в колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком.

Из почти 3000 воспитанников коллектива А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми».

При всех своих педагогических успехах А.С. Макаренко официальной  педагогикой того времени не признавался, одним из ярых его противников была Н.К. Крупская. Несмотря на то, что с беспризорностью так и не могли справиться, в 1928 году метод Макаренко был запрещен к использованию. Резолюция звучала как приговор: "Предложенная система воспитательного процесса есть система несоветская". Колонию отстояли с помощью Максима Горького, который приехал на встречу с воспитанниками колонии им. М.Горького. Отзыв Горького о колонии и Макаренко: "Он суровый по внешности, малословный, с большим носом, с умными и зоркими глазами. Похож на военного. Всюду поспевает, все видит, знает каждого из колонистов, которые производят странное впечатление благовоспитанных". Именно Максим Горький, используя свое влияние среди руководства ОГПУ, спас Макаренко, сделав его штатным сотрудником ГПУ и дав его в новую колонию, теперь уже им. Дзержинского. Новая коммуна не получила за время своего существования практически ничего от государства. Коммуне помогали чекисты, отдавая часть своего жалования, но этого хватало только на половину потребностей. В первые годы коммуна переживала очень большую нужду. Были моменты, когда в течение дня ели один хлеб. Но уже через 3 года коммуна отказалась от помощи чекистов, и на свои собственные деньги начала строить завод электроинструментов, первый в стране.

Излагая свое кредо, в  числе важнейшего пункта Антон Семенович  настаивал на разработке технологий   воспитывающего  воздействия.   Он писал:

"Наше педагогическое  производство никогда не строилось  по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было. Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой, а не в порядке простого темного кликушества. Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине.

Во всяком случае для  меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и  в человеческом поведении можно  было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для  этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности. Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. Для многих деталей необходимы были сложные специальные приспособления, требующие большой изобретательности и полета человеческого гения. А для всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Почему, наконец, у нас нет отдела контроля, который мог бы сказать разным педагогическим партачам: "У вас, голубчики, девяносто процентов брака. У вас получилась не коммунистическая личность, а прямая дрянь, пьянчужка, лежебок и шкурник. Уплатите, будьте добры, из вашего жалованья". - Почему у нас нет никакой науки о сырье, и никто толком не знает, что из этого материала следует делать — коробку спичек или аэроплан?"

Кроме технологичности, к важнейшим пунктам педагогической системы Макаренко нужно отнести четыре пункта: Дело. Ядро коллектива. Самоуправление. Формат.

Дело. Колонисты имели  реальное дело, которое их и кормило, и дисциплинировало. Вначале колонисты обустроили свое натуральное хозяйство просто чтобы себя прокормить, позже занялись серьезным производством. Построив свой завод (меньше чем за год), воспитанники стали выпускать электродрели, позже освоили производство фотоаппаратов «Лейка». Фотоаппарат «Лейка» - это 300 деталей с точностью до 0,001 мм, для тех времен это абсолютно инновационное производство. Производство в коммуне было не просто рентабельно, а высокорентабельное: коммуна отдавала государству как свою прибыль 4,5 млн. руб. в год. Воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя, младших членов коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, обучавшимся в ВУЗах, откладывали деньги на сберкнижки для накопления средств к моменту выхода из коммуны, содержали оркестр, театр, оранжерею цветов, организовывали походы и другие культурные мероприятия. А главный смысл в том, что дело формировало личность: в 16-19 лет дети уже становились мастерами и начальниками производства.

Ядро коллектива. Колонистов воспитывал не воспитатель в режиме ручного управления, а ядро коллектива в автоматическом режиме. Авторитетные колонисты, внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии, как ядро коллектива - выполняли роль "закваски", которая пропитывала вновь прибывших колонистов, оказывались той мясорубкой, которая средствами, доходчивыми для подростков, перемалывала новеньких и делала их частью системы. Дети доносили друг до друга новые правила жизни на своем языке, Макаренко лишь сдерживал их, чтобы они оставались в цивилизованных рамках2. Разновозрастные отряды - тот же ход, когда за маленькие получали защиту от старших "корешей", а кореша вставляли им новые понятия по жизни.

Самоуправление. Если нет  дела и нет здорового ядра коллектива, самоуправление невозможно и вредно. Если основа коллектива здоровая, самоуправление его укрепляет и оттачивает, оказываясь школой лидерства и руководства.

Формат. Макаренко интенсивно вводил и внимательно следил за правилами и ритуалами, которые поведенческие, через тело встраивали в колонистов новые нормы жизни. Встать вовремя, умыться, натереть пол, тем более не плевать на пол - естественно и обязательно. А вот "Не стоять, подпирая стенку - стоять ровно" и "Не толкаться" - вещь уже не очевидная, но именно такие мелочи вырабатывают внутренний стержень личности. Колонисты быстро приучались к военным порядкам, флагам, горнам и ходьбе строем. Когда все идут строем, строится шаг (а это важно), и в коллективе каждый настраивается на каждого.

Макаренко никогда не был гуманистом, он готов был работать жестко, по мужски, ценил порядок и дисциплину, в том числе армейские порядки. При виде его детских отрядов, шагающих в ногу с горнами и барабанами, у педагогов в глазах возникал ужас. Методика работа потрясающе эффективна, но педагоги утверждали: "Методы не те!"

 

Вывод: первое - система Макаренко предполагает, что дети могут и должны трудиться, а в настоящее время детский труд запрещен. Второе - система Макаренко - допускает жесткие, мужские средства влияния, которые не приемлемы для современной гуманистической педагогики.

Тем не менее, подход Макаренко  в наши дни реализуется, как ни странно, в бизнесе, а именно в  самых передовых компаниях. Увязка доходов сотрудников с общей  прибылью предприятия, воспитание новых  сотрудников и приобщение их к  корпоративной культуре через ядро коллектива, самоуправление в творческих командах и контроль формата - это золотой фонд современного бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

 

СОЦИАЛЬНАЯ  ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В США

Система социальной работы в США начинается с Джейн Адамс, которая, начиная с 1889 года помогала переселенцам, оказавшимся в Америке  без знания языка, без жилья и  работы. Сейчас к социальным работникам за помощью обращаются люди разного возраста, представители всех рас, религий, бездомные, безработные и т.д.

Одним из важных направлений  работы является социальная работа с  семьей. Она осуществляется социальным работником, получившим специализацию  в этой области. Выделяют два основных направления: работа в домашних условиям и работа вне дома. Работа в домашних условиях включает следующие виды услуг:

- финансовая помощь;

- социальная защита; (детей,  с которыми плохо или жестоко  обращаются, защита от непосильного  труда)

- семейная терапия; (для того, чтобы оставить ребенка дома

- дневной уход;(если  мать работает, во многих штатах  субсидируется государством)

- услуги, связанные с  ведением домашнего хозяйства.( если  какой-то член семьи болен,  слишком стар или эмоционально  нестабилен для ведения хозяйства).

Если в семье нет  условий для проживания ребенка, ему оказывают услуги вне дома. Перечень этих услуг включает следующее:

- передача ребенка  на воспитание; (после передачи  ребенка на воспитание, социальные  работники продолжают наблюдать  за семьей)биологические родители имеют право на общение с ребенком, их готовят к возвращению ребенка.

- усыновление;

- приюты домашнего  типа;(рассчитаны на 8 человек).

- институциональное попечение;  они менее эффективны, так как  в наименьшей мере создают  нормальную среду для воспитания, они годны только для временного помещения ребенка до окончательного решения его судьбы.)

- судебная система.

Задачами социальных работников в школе являются оказание помощи в предупреждении отставания и правонарушений, улучшение посещаемости.

Другим видом социальной работы в школе является работа с  родителями.

Школьные соц. работники  ведут группы, в которых обсуждают  с детьми различные проблемы.

Соц. работники взаимодействуют  с учителями школы: консультируют  их об индивидуальных особенностях ученика, об отношениях в классе. Выявляют учеников, нуждающихся в материальной помощи. Психолого-педагогическая служба «Гайденс». Гайденс – вести – это помощь в затруднительной для человека ситуации. В сферу деятельности службы вовлечен большой круг лиц и различные службы: каунслер (советник, воспитатель). Соц. работник, психолог, сотрудник, отвечающий за посещаемость, учителя-консультанты, атташе по связям с органами юстиции, врач, мед.сестры, руководители кружков). Соц. работник в отличие от каунслера занимается небольшой группой учащихся, которая нуждается в специальной помощи.

Информация о работе Социально-педагогическая мысль