Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:34, реферат
Характеристика этапов развития социально-педагогической мысли в разных странах и в разные эпохи.
. Социально-педагогическая мысль в работах античных философов (Димокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан) .…………...............................................................3
2. Влияние идей Я.А. Каменского на развитие социально-педагогической мысли..8
3. Характеристика этапов развития социально-педагогической мысли в Беларуси и России с древнейших времен и до 1917 года………………………………..........11
3.1. Идеи гуманизма в творчестве и деятельности выдающихся деятелей прошлого - Ф. Скорина, С. Будный, Н. Гусовский….………………………………………11
3.2. Теория и практика гуманистического воспитания в педагогической деятельности К.Н. Венцеля……………………………………………..…………15
4.Социально-педагогические идеи и педагогическая деятельность А.С. Макаренко ……………………………………………………………………19
5. Основные направления социально-педагогической деятельности в зарубежных странах (США, Германия)………………………………………….………………...24
6. Список литературы……………………………………………………………….28
В 1644 г. он начал работу над трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», который явился итогом его философско-педагогических и социальных планов по исправлению общества. «Всеобщий совет ...» включает несколько частей.
«Всеобщее пробуждение» призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей.
«Всеобщее просвещение» анализирует основные методы по исправлению.
«Всеобщая мудрость» , называемая также «Всеобщее устройство» , содержит философское ядро «Всеобщего совета» – собрание общих и конкретных сведений о мире в целом.
«Всеобщее воспитание» содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания Коменский присоединяет и другие «школы жизни», которые в свою очередь делит на этапы развития – «классы». Таким образом, система всеобщего воспитания Коменского включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап , «школу раннего детства» , «школу детства» , «подростковую школу» , «школу молодости» . На следующем этапе – в «школе старости» – должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр.
«Всеобщий язык» – для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура.
«Всеобщее исправление» завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека . Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: международная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория и международный суд для мирного решения спорных политических вопросов.
«Всеобщее поощрение» – заключительная часть призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление.
По мнению Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира , управление собой и стремление к богу . В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи. Признавал три источника познания – чувства, разум и веру.
Таким образом, утописты считали проблему воспитания молодого поколения одной из главных социальных проблем, что нашло непосредственное отражение в их трудах.
Заслуга Я.А. Коменского состоит в том, что он разработал целостную систему социального воспитания на основе взаимодействия семьи, школы и общества. Его педагогика несет в себе существенную составляющую, которая оказывает значительное влияние на развитие современной социальной педагогики.
Идеи гуманизма в творчестве и деятельности выдающихся деятелей прошлого
У истоков ренессансной гуманистической мысли Великого княжества Литовского стоял выдающийся белорусский мыслитель, основоположник славянского книгопечатания, переводчик Библии доктор Франциск Скорина. Он одним из первых выступил с кругом важных проблем своего времени. Так, он попытался разрешить проблему интерпретации Священного писания. Скорина был глубоко верующим человеком, а Библию считал «богодухновенной» книгой [5, С 74]. Однако в его работах мы видим попытку нетрадиционного, свободного истолкования ряда религиозно-философских проблем. Библию Скорина рассматривает в качестве универсального источника светских знаний, энциклопедии естественных, исторических, философских и правовых наук, пособия для изучения грамматики, логики, музыки, арифметики, риторики и других наук. Не отрицая необходимости богознания, Скорина считал, что человек должен изучать также природу и общество.
Важное место в трудах мыслителя занимают вопросы этики. Скорина рассматривает человека в трёх измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. В основе этой концепции лежит мысль о необходимости совершенствования человеческой природы. Скорина не отрицает также «плотских» ценностей, хотя признаёт авторитет «духовных» [5, С. 76]. В то же время он не противопоставляет эти два начала в человеке, а пытается отыскать способы их гармонического сосуществования.
Мыслитель утверждает самоценность человеческой жизни, земного бытия, не отвергая в то же время веры в потустороннюю жизнь. Скорина также выступает как национальный христианский просветитель. Важной моральной добродетелью человека в соответствии с христианской этикой он считает любовь. Причём принцип любви распространяется не только на христиан, но обращён «ко всякому человеку» [7, С 34].
Политический идеал Скорины – просвещённая, гуманная и сильная монархическая власть. Правитель, по его мнению, должен быть набожным, мудрым, образованным, доброжелательным и справедливым к своему народу, править страной в соответствии с законом. Скорина вообще придавал большое значение вопросам правового регулирования общественной жизни. Он попытался также классифицировать право и показать закон как одну из основ социальной гармонии.
В мировоззрении Скорины
можно наблюдать попытку
Таким образом, мировоззрение
Франциска Скорины характеризуе
Становление мысли и самосознания периода Ренессанса и Реформации в Великом княжестве Литовском связано также с современником Франциска Скорины – Николаем Гусовским, прежде всего с его поэмой «Песнь о зубре». Зубр является у поэта символом родины и свободолюбивого, мужественно народа Великого княжества Литовского. В своём произведении Гусовский утверждал ряд важнейших ценностей для народа: веру, мудрую власть, общественное согласие, духовную культуру, ценность природы родного края. Мыслитель с одобрением высказывается о природоохранном законодательстве великокняжеской власти и сам выступает в роли учёного-эколога, который обосновывает принципы бережного использования природных богатств страны. Гусовский одним из первых поставил в философской мысли Великого княжества Литовского проблему охраны и разумного использования природных ресурсов государства, а также экологического воспитания человека и общества.
Николая Гусовского отличает
развитое государственно-политическое
сознание. Он придавал большое значение
роли государственности в историческ
Одним из самых известных деятелей Возрождения и Реформации в Великом княжестве Литовском второй половины 16 века был Сымон Будный – мыслитель, гуманист и просветитель, религиозный реформатор. Однако, в соответствии с духом времени философские проблемы рассматривались мыслителем преимущественно в рамках теологии.
В 1562 году он издаёт на белорусском языке «Катехизис», «Оправдание грешного человека перед Богом» и ряд других сочинений. В 1563 году обращается с письмом к известному теологу Генриху Буллингеру, в котором подвергает сомнению истинность христианского догмата единосущной Троицы [11, С. 147]. К середине 60-х годов Будный становится одним из идейных вождей радикального реформационного движения – антитринитаризма. Сторонники этого движения допускали свободное толкование Священного писания. Наиболее фундаментально позиция Будного обоснована в предисловии и комментариях к Новому Завету и в сочинении «О главнейших положениях христианской веры». Будный отверг Троицу и в качестве «надмирового абсолюта» [5, С. 106] признал единого и единственного Бога. Бог – некая первооснова бытия, атрибутом которой является Дух как творящая сила. Также мыслитель отвергал божественное происхождение Христа.
Важным моментом его мировоззрения являлась попытка критики библейских чудес, также ему было присуще отрицание загробного мира и бессмертия души. Отсюда вытекало, что основанием нравственности человека должны является не страх перед наказанием и не надежда на райскую жизнь, а собственная природа человека, его разум, естественное стремление к добродетельной жизни. Будный считал, что критерием «религиозной истины» [5, С 107] является индивидуальный человеческий разум. Также философ часто отмечал, что человек не должен полагаться на веру, а обязан испытывать всё разумом и своим опытом. Большое значение Сымон Будный придавал праву на свободное выражение мнений, терпимости по отношению к своим оппонентам. Главным моментом гносеологии Будного является признание человеческого разума важнейшим источником познания. Основание разума – чувственный опыт человека.
Социально-политические взгляды Будного умеренно-гуманистические. Он признавал главные общественные и государственные основы феодализма, частную собственность, сословное неравенство, феодальную зависимость крестьян.
Следует отметить, что религиозно-философские идеи Сымона Будного нашли своё продолжение и развитие в идеологии социниан. Для социнианства (от имени основателя – Фауста Социна) были характерны рационалистическая критика религии, стремление преобразовать религиозную доктрину в философскую. Согласно учения Социна, решающее значение в жизни человека имеют не столько религиозные взгляды, сколько нравственные принципы. Последователями Социна на территории Великого княжества Литовского были Ян Лициний-Намысловский, Юзеф Доманевский, Ян Крелль и другие.
Таким образом, белорусские мыслители эпохи Возрождения обогатили отечественную философскую культуру многими гуманистическими идеями, наметили перспективы дальнейшего развития философской и общественной мысли.
Теория и практика гуманистического воспитания
в педагогической деятельности К.Н. Вентцеля.
Константин Николаевич Вентцель родился 7 декабря 1857 года в Петербурге, в семье чиновника канцелярии Петербургского военного генерал-губернатора. В 1875 году окончил Виленское реальное училище, поступил в Петербургский технологический институт. Затем учился на юридическом факультете Петербургского университета, в институте инженеров путей сообщения, который оставил через год. В школьные и студенческие годы увлекался поэзией, сам писал стихи, занимался музыкой, изучал философские труды великих ученых. Эти годы были временем духовного поиска своего призвания для педагога.
Тогда же он сформулировал цель своей жизни: "…главная жизненная задача, - как довести и сохранить до глубокой старости свою способность действовать и жертвовать собой для бедного, несчастного, обездоленного люда".
В это время происходило активное формирование его философских воззрений под влиянием сочинений Ч. Дарвина, А. Смита, Г. Спенсера, Ж.Ж. Руссо и др. В начале 80-х годов XIX века К.Н. Вентцель примкнул к университетской среде революционно-настроенной молодежи, что повлекло за собой его арест в 1885 году. Находясь в тюрьме, К.Н. Вентцель с большим интересом перечитывал сочинения Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, вел переписку И.И. Поповым по вопросам нравственности и нравственного воспитания.
С 1891 г.К.Н. Вентцель работал в Москве редактором журнала "Известия Московской Городской Думы", корректировал журнал "Вестник воспитания", где в 1896 г. Была опубликована его первая педагогическая статья "Основные задачи нравственного воспитания" С 1901 г. Он участвовал в деятельности педагогического и психологического общества при Московском университете, и председательствовал на заседаниях двух комиссий по нравственному воспитанию и по вопросам организации семейных школ, разрабатывал программу по моральному становлению личности ребенка.
В начале XX века, К.Н. Вентцелем была выдвинута идея создания "Дома Свободного Ребенка", что явилось результатом индивидуального педагогического творчества, влияния взглядов Ж.Ж. Руссо, Л.Н. толстого о свободе в воспитании, гуманистических положений передовой педагогической мысли Запада и России конца XIX - начала XX века; о признании прав ребенка на свободное индивидуальное развитие, важности самовоспитания, детского самоуправления, связи воспитания и обучения с трудом и жизнью детей.
К.Н. Вентцель участвовал в забастовках 1905 года, но принимал революцию своеобразно: считал, что главное в ней - это освобождение свободной творческой личности и соблюдение интересов индивидуальности каждого человека. Он пишет статью с обоснованием своей общественно-педагогической позиции "Революция и требование нравственности", но опубликовать ее в то время не смог.
После революции 1905 года в педагогической науке появились новые веяния. К.Н. Вентцель и его соратники предложили совершенно новые подходы к воспитанию юношей и девушек. Они направили все свои усилия на преодоление официальной педагогики, постепенно терявшей свои сложившиеся традиции и устоявшиеся принципы. После трагических событий 1905 года в России, К.Н. Вентцель думал об эволюционном развитии страны, в строительстве которой активное участие примут свободные люди. Не случайно в основу теории свободного воспитания был положен принцип гуманности.
Теоретическое осмысление процесса воспитания предшествовало созданию "Дома Свободного Ребенка", где практически осуществлялись идеи свободного формирования личности маленького человека. В октябре 1906 года состоялось открытие "Дома…" Действовал он недолго, - до 1909 года, но его основные цели осуществлялись еще до 1917 года в кружке совместного воспитания и образования детей.