Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:05, контрольная работа
В этой связи особую актуальность приобретает развитие наук, изучающих социализацию человека и многочисленные проблемы, возникающие в процессе социализации – прежде всего социальной педагогики, ее развитие во многих странах было интенсивным и уже имеет более чем вековую историю, тогда как в нашей стране эта область развивалась очень медленно. Однако какой бы заманчивой не казалась идея перенести богатый зарубежный опыт практического решения и теоретического осмысления социально-педагогических проблем в российскую почву, можно с уверенностью сказать, что это не даст результатов, если решение современных проблем детства в нашей стране не будет опираться на отечественный опыт не будет учитывать культурно-исторический особенности становления этой области знания и сферы практической деятельности в России. Поэтому так важно осмыслить собственный много вековой опыт решения проблем детства.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность социально-педагогической деятельности………………….5
2. Особенности поведения подростков с девиантным поведением…...10
3. Социально-педагогические технологии работы с детьми с девиантным поведением………………………………………………………...23
4. Профилактика отклонений в девиантном поведении………………..28
Заключение………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………….39
В соответствии с этим можно выделить следующие основные категории детей, являющихся объектом социально-педагогической деятельности:
дети-инвалиды;
дети-сироты;
дети с девиантным поведением (дети-правонарушители; дети группы риска и т.д.) [6;69].
2. Особенности поведения подростков с девиантным поведением
Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности.
В физическом развитии отмечаются быстрый рост, увеличение массы тела, развитие мускулатуры, окостенение скелета, повышение кровяного давления, быстрая утомляемость. Очень часто у подростков наблюдаются головокружения, поскольку интенсивно развиваются мозг и нервная система, что ведет к их перегрузке. Происходит половое созревание, возникает половое влечение.
В этот же период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения не совпадают с общественным мнением.
Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и может даже резко измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Все сказанное выше относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.
Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, делают только то, что им интересно. В школе они нарушают дисциплину, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, считают себя неудачниками. Такие подростки бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы. Алкоголизм приводит к воровству и тюрьме, пропаганда секса — к подростковой беременности. Именно подростки в результате физического или сексуального насилия прибегают к самоубийству.
Педагогическая запущенность усугубляется социальным «беспределом». В современных условиях детская беспризорность подходит к уровню 20-х гг. Новые экономические отношения привели к незащищенности подростков на производстве. Практика отчисления их из школы и сокращение числа ПТУ привела к тому, что четырнадцатилетние оказались не у дел, так как по КЗоТу Российской Федерации (ст. 173) принимают на работу только с 16 лет. В результате на 30% увеличилось число убийств и тяжких телесных повреждений. Разбой, грабеж, изнасилование — число этих преступлений, совершенных подростками в последние годы, растет. В 90-е гг. по сравнению с предшествующим десятилетием преступность подростков увеличилась вдвое, охватив контингент всех категорий учебных заведений, которые раньше считались благополучными (школы, техникумы, вузы).
Отклонения в поведении подростка.
Контингент трудных подростков неординарен. Можно разделить его на 3 группы. Первая группа — психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. В школе такие учащиеся паясничают, демонстративно не подчиняются, прогуливают занятия. Вторая группа — подростки с ускоренным половым развитием и с повышенной эффективностью, возбудимостью, агрессивностью. Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя. Третья группа — подростки с расторможенностью влечений: им свойственны гиперсексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков. Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянные конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны. Отклонения в поведении охарактеризованных выше групп подростков возникают в результате педагогической запущенности.
Диагностический лист для выявления признаков педагогической запущенности личности
Интеллектуальные: наблюдательность, любознательность, развитие мышления, память, внимательность, восприимчивость в обучении, интеллектуальная готовность к обучению.
Нравственные: правдивость, трудолюбие, справедливость, прямота, 1едрость, вежливость, скромность, послушание, нравственная подготовленность к обучению в школе.
Поведенческие: воспитанность, вежливость, послушание, дисциплинированность.
Волевые: инициативность, организованность, самостоятельность, настойчивость, смелость.
Эмоциональное состояние: бодрость, веселость, невозмутимость, жизнерадостность, оживленность, эмоционально-волевая готовность учиться в школе.
Динамичность: выносливость, подвижность, энергичность, активность, легко переключается с одного вида деятельности на другой, физически подготовлен к школе.
Отношение к деятельности, результаты: добросовестность, работоспособность, интерес к игре, труду, учению, творчеству, успехи в игре.
Отношения с окружающими: доброта, отзывчивость, сострадание, способность прощать, общительный, коллективист.
Самооценка адекватная.
Положение среди сверстников: популярен, предпочитаемый, принят в группу, отвергается сверстниками, находится в изоляции.
Интересы и склонности: коллекционирование, спорт, техника, компьютерные игры, кино, телевидение, конструирование, поделки, труд, музыка, рисование, лепка, чтение, природа, животные.
Интеллектуальные: ненаблюдательность, нелюбознательность, неразвитое мышление, неразвитая память, плохое внимание, непрактичность ума, невосприимчивость к учению, интеллектуальная неподготовленность к учебе.
Нравственные: лживость, леность, несправедливость, нескромность, жадность, лицемерие, грубость, непослушание.
Поведенческие: невоспитанность грубость, непослушание, недисциплинированность.
Волевые: неуверенность, недисциплинированность, безынициативность, неорганизованность, несамосюятгльность, слабоволие, упрямство, трусость.
Эмоциональное состояние: угнетенность, вялость, подавленность, угрюмость, раздражительность, плаксивость, боязливость, страхи, неуравновешенность, гиперактивность, расторможенность, неуправляемость, агрессивность.
Отношение к деятельности, результаты: недобросовестность, неработоспособность, отсутствие интереса к учебе, к игре, к труду, к творчеству, неуспешность в учебе, в труде, в игре, слабое овладение программой.
Отношение с окружающими: озлобленность, черствость, жестокость, злопамятность, замкнутость, индивидуализм.
Занижена или завышена самооценка.
Положение в группе: признан, отвержен большинством, находится в изоляции.
Отрицательные интересы: ябедничество, воровство, бродяжничество, курение, сквернословие.
Степень запущенности: легкая, средняя, высокая.
1-я группа: отставание в общем развитии, болезненность, нравственная невоспитанность, неподготовленность к обучению в школе, пробелы в знаниях.
2-я группа: низкий педагогический и культурный уровень родителей, неблагополучно в семье, безнадзорность, неправильное отношение в семье: подавление личности, побои, заласкивание, опека, неподготовленность к школе.
3-я группа: слабое знание ребенка, неподготовленность родителей, непосещение ребенком дошкольных учреждений, слабая индивидуальная работа с ребенком, неправильное отношение педагогов к ребенку.
Помимо охарактеризованных выше существуют подростки, нарушения, точнее, отклонения, в поведении которых являются результатом аномалии развития организма.
Среди трудных подростков распространены побеги из дома. Основная причина побегов - плохое обращение в семье, причем чаще со стороны матери (60—70%), чем со стороны отца. Ученые объясняют это как психологическими, так и социальными причинами: тяжелым экономическим положением семьи, безработицей, ущербным составом семьи (неполные семьи), слишком молодым или, наоборот, пожилым возрастом родителей. Кроме того, играет важную роль и поведение самого ребенка, который провоцирует плохое обращение.
Подростки-беглецы чаще всего бывают ограблены, избиты, становятся наркоманами, вовлекаются в преступные группы, в семью почти никогда не возвращаются. Часть из них уходят из семьи, стремясь к свободе, независимости.
В соответствии с характером отклонений в поведении психологи выделяют типы детей, которые требуют разного подхода со стороны социального педагога. Так, одному ребенку необходимо помочь обрести самостоятельность и стойкость, другого нужно занять общественной работой, чтобы он стал лидером, или включить в такую деятельность, где бы он мог проявить смелость и уверенность в себе. Некоторые подростки не любят захваливания, других следует увлечь творчеством или трудом. У ребят замкнутых, эмоционально-холодных нужно развивать культуру общения. Встречаются подростки с быстрой утомляемостью, раздражительные, склонные к депрессии, с преобладанием плохого настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторонах жизни.
Одной из форм отклонения в поведении подростков является подростковая наркомания. За последние годы употребление наркотиков среди подростков возросло в 6—8 раз. Распространяется «семейная наркомания», когда родители приобщают к наркотикам малолетних детей. Известно, что большая часть современных подростков хотя бы один раз употребили наркотики. Подростки тянутся к сверстникам, общению, стремятся выйти из-под опеки взрослых, демонстрируют свою независимость. Именно в этом возрасте подверженные влиянию моды, стремясь удовлетворить любопытство и быть взрослым и независимым, они становятся наркоманами. Наркомания, в свою очередь, ведет к преступлению.
Исследования подростковой наркомании показали, что главной причиной употребления наркотиков подростками являются безнадзорность, социальная деградация родителей, распад семьи, нездоровый быт и материальная необеспеченность.
Рука об руку с наркоманией идет подростковая проституция. К сожалению, проблема подростковой проституции мало исследована, а ведь с ней социальный педагог довольно часто сталкивается в своей работе. Как считают специалисты, сейчас только в Москве занимаются проституцией не менее 10 тыс. детей. Это «девочки по вызову», «мальчики на подхвате». Во время социологического опроса московских проституток 87% из опрошенных были несовершеннолетними.
Особенность детской проституции состоит в том, что дети, в отличие от взрослых, идут на половую связь неосознанно, из-за любопытства, желания быть взрослыми. С ними рассчитываются не деньгами, а вещами, ужином в ресторане, сигаретами, спиртными напитками. Они занимаются проституцией в подвалах, на чердаках, в подъездах, на вокзалах.
Они неизбежно втягиваются в преступные группы, попадают в зависимость к сутенерам. Проститутками становятся чаще всего выпускницы детских домов, которые находят защиту в лице «доброго дяди» или «доброй тети».
Вступая в половую связь в состоянии опьянения или под воздействием наркотиков, подростки, как правило, не задумываются над нравственными устоями своей жизни, для них характерен низкий нравственный уровень. К проституции ведет ранняя половая распущенность. По статистическим данным, большинство потерпевших от изнасилования своим безнравственным поведением способствовали совершению преступления, вели беспорядочный образ жизни [13;107].
Подростковая проституция — трагедия современного общества. Для ее преодоления уже недостаточно только педагогических мер. Необходимы принятие соответствующих законов, разработка и реализация соответствующих государственных программ. На государственном уровне необходимо добиваться повышения жизненного уровня общества, сглаживания социального неравенства, повышения статуса семьи оказанием ей всемерной помощи и поддержки. Необходимо установить контроль за средствами массовой информации, разлагающими молодежь, ввести уголовную ответственность за деятельность сутенеров, вернуть школе доброе имя наставника подрастающих поколений.
В числе объективных причин отклоняющегося поведения подростков следует назвать и положение дел в народном образовании: школа устранилась от воспитательной работы, кружковая и секционная работы почти на нуле, учителя не меняют своего отношения к ученикам и методов учебно-воспитательной работы с ними в зависимости от их изменения; падает престиж знаний, знания, которые дает школа, редко применимы в практике жизни. На фоне ослабления влияния школы в сознание подростка внедряются криминальные нормы отношений. Положительный герой — это ловкач, преступник, циник, ждущий от жизни только наслаждений.
Подводя вывод, следует заострить особое внимание на причинах девиантного поведения. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение.
Биологические факторы.
Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
Информация о работе Социально-педагогическая технология профилактики девиантного поведения