Социально-педагогическая технология профилактики девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

В этой связи особую актуальность приобретает развитие наук, изучающих социализацию человека и многочисленные проблемы, возникающие в процессе социализации – прежде всего социальной педагогики, ее развитие во многих странах было интенсивным и уже имеет более чем вековую историю, тогда как в нашей стране эта область развивалась очень медленно. Однако какой бы заманчивой не казалась идея перенести богатый зарубежный опыт практического решения и теоретического осмысления социально-педагогических проблем в российскую почву, можно с уверенностью сказать, что это не даст результатов, если решение современных проблем детства в нашей стране не будет опираться на отечественный опыт не будет учитывать культурно-исторический особенности становления этой области знания и сферы практической деятельности в России. Поэтому так важно осмыслить собственный много вековой опыт решения проблем детства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность социально-педагогической деятельности………………….5
2. Особенности поведения подростков с девиантным поведением…...10
3. Социально-педагогические технологии работы с детьми с девиантным поведением………………………………………………………...23
4. Профилактика отклонений в девиантном поведении………………..28
Заключение………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

печать.docx

— 37.69 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева»

 

 

 

Психолого-педагогический факультет

 

Контрольная работа

по методике и технологии работы социального педагога

на тему:

 

 

Социально-педагогическая технология профилактики девиантного поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила: студенткIII курса,

гр.СП,

                             Проверил:

 

 

 

 

Чебоксары 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Сущность социально-педагогической деятельности………………….5

2. Особенности поведения подростков с девиантным поведением…...10

3. Социально-педагогические технологии работы с детьми с девиантным поведением………………………………………………………...23

4. Профилактика отклонений в девиантном поведении………………..28

Заключение………………………………………………………………..38

Список литературы……………………………………………………….39

 

 

Введение

 

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и др. негативных явлений. Все более ощутимым становиться разрушения института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, не редко сама создает условия опасные для жизни и развития детей.

Первоочередной задачей становиться оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного ответственного и самостоятельного члена общества. При значительных различиях философских подходах и теоретических позициях ученых разных стран сущность объекта, на который воздействуют педагоги, социальные работники, социальные педагоги, родители, одна – социализация человека. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социализацию личности. Раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающее успешное вхождение ребенка в жизнь общества, Выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей и молодежи как сферу профессиональной деятельности специально подготовленных кадров.

В этой связи особую актуальность приобретает развитие наук, изучающих социализацию человека и многочисленные проблемы, возникающие в процессе социализации – прежде всего социальной педагогики, ее развитие во многих странах было интенсивным и уже имеет более чем вековую историю, тогда как в нашей стране эта область развивалась очень медленно. Однако какой бы заманчивой не казалась идея перенести богатый зарубежный опыт практического решения и теоретического осмысления социально-педагогических проблем в российскую почву, можно с уверенностью сказать, что это не даст результатов, если решение современных проблем детства в нашей стране не будет опираться на отечественный опыт не будет учитывать культурно-исторический особенности становления этой области знания и сферы практической деятельности в России. Поэтому так важно осмыслить собственный много вековой опыт решения проблем детства.

В данной курсовой работе представлен научно-практический материал, характеризующий особенности работы с детьми с девиантным поведением, специфику организации работы для детей данной категории.

Предлагаемые типы социально-педагогических работ призванные оказывать помощь детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации [12;174].

 

 

1. Сущность социально-педагогической деятельности

 

Анализ опыта развития социальной помощи детям показывает, что такая помощь принципиально отличается от социальной работы с любыми категориями взрослого населения, а поэтому она не может рассматриваться только как разновидность или одно из направлений социальной работы. Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. То есть деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, — это всегда социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность — деятельность специфическая и обладает рядом особенностей. Основная ее особенность состоит в том, что она выступает как одно из звеньев массовой деятельности школы и общества в целом, где педагог, с одной стороны, пользуется всеми достижениями педагогической теории и практики, а с другой — как личность, индивидуальность вносит свой вклад в это дело.

Выявлению сущности педагогической деятельности посвящено много исследований. Ю.К. Бабанский, Т.И. Ильина, В.А. Сластенин и другие исследователи понимают под педагогической деятельностью вид социальной деятельности по передаче от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта.

Ю.И. Кулюткин видит своеобразие педагогической деятельности в том, что она является «метадеятельностью», т. е. деятельностью по организации другой деятельности. Деятельность педагога надстраивается над деятельностью ученика: цели, которые ставит перед собой учитель, формируются как потенциальные эффекты продвижения ученика; процесс продвижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога производится на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение ученика.

Следующая особенность педагогической деятельности заключается в присущей педагогу позиции, существенное противоречие которой заключается в том, что человек рождается явным объектом воспитания (в широком смысле этого понятия), а ему предстоит стать субъектом полноценного, нравственного гражданского поведения. Из этого можно сделать вывод, что сущность педагогической деятельности заключается в объектно-субъектном преобразовании личности.

Отсюда возникает необходимость соотнести понятия «педагогический процесс» и «педагогическая деятельность». Объектом профессиональной деятельности учителя любой специальности является не сам по себе ученик, «вырванный» из педагогического процесса, а именно педагогический процесс, представляющий собой систему последовательно взаимосвязанных учебно-воспитательных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как один из главных компонентов.

Н.В, Кузьмина выделяет уровни педагогической деятельности в соотношении с уровнями профессиональных знаний педагога. Ею выделены:

  1. репродуктивный уровень деятельности, характеризующийся тем, что человек может сообщить другим знания, которыми владеет сам. Однако даже самые глубокие знания не являются признаком педагогической квалификации;
  2. адаптивный уровень, который включает в себя знание особенностей восприятия и понимания учениками передаваемых педагогом знаний, специфики их усвоения;
  3. уровень, локально моделирующий знания, который характеризуется тем, что педагог умеет не только передавать знания, но и соотносить их с ранее изученным материалом, предвидеть, какие трудности встретятся при восприятии нового материала и что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности;
  4. уровень, системно моделирующий знания, который предполагает, что педагог, давая какое-то новое знание, учитывает всю систему знаний учащихся;
  5. уровень, системно моделирующий поведение учащихся, который требует осознания конечной цели: каким должен быть выпускник образовательного учреждения (каковы его знания, умения, убеждения, мировоззрение и т.д.).

Однако более важным для нас представляется рассмотрение педагогической деятельности в социокультурном аспекте. И здесь мы разделяем подход Л.А. Беляевой. По мнению этого автора, генезис педагогической деятельности обусловлен одной из фундаментальных потребностей общества в воспроизводстве человека, а поэтому ее необходимо рассматривать, с одной стороны, как способ социокультурного воспроизводства человека, а с другой — как способ бытия особой социально-педагогической сферы общества, в рамках которой, и осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека. Иными словами, педагогическая деятельность — это вид духовно-практической деятельности, осуществление которой обусловлено потребностями общества и воспроизводством человека как субъекта общественных отношений [9;227].

Воспроизводство человека осуществляется посредством процесса социального наследования, без которого, как справедливо указывает этот автор, общество не может существовать и который имеет как бы два вектора: один из них означает практическое и, духовно-практическое освоение индивидом социокультурного содержания, а другой — теоретическое приобщение к нему в свернутом, сокращенном и обобщенном виде посредством формирования мысленных представлений о нем, т. е. воспитание и образование. При этом подчеркивается, что воспитание не есть только деятельность воспитателя, что оно представляет собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Важно и то, что педагогическая деятельность имеет профессиональный и непрофессиональный уровни. Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются, как правило, родители и старшие родственники по отношению к младшим. Профессиональной педагогической деятельностью занимаются люди, имеющие для этого специальное образование.

В целом такой подход подчеркивает, что любая педагогическая деятельность — это не просто деятельность специалиста определенного профиля, педагога, но, прежде всего связка между обществом и ребенком, обеспечивающая успешное включение каждого отдельного человека в общество, или, по выражению Л.С. Выготского, его «врастание в человеческую культуру». Поэтому педагогическая деятельность носит всеобщий характер, она направлена на всех детей.

Социально-педагогическая деятельность как разновидность педагогической деятельности имеет как общие черты, так и отличительные особенности. Следует отметить, что в российской педагогике понятие «социально-педагогическая деятельность» появилось совсем недавно и только еще начинает исследоваться учеными. Тем не менее, это понятие уже прочно заняло свое место в понятийном аппарате социальной педагогики, а также педагогики в целом.

Большинство исследователей сходятся в том, что общим, связывающим эти два понятия родовидовыми отношениями является тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельность выполняют в обществе, — функции социального наследования, социокультурного воспроизводства и развития человека. В целом совпадают и мнения разных ученых относительно специфических особенностей социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической.

Основной отличительной особенностью социально-педагогической деятельности является то, что потребность в ней возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Это главное отличие определяет и все другие.

Понятие социальной работы появилось в России в 1991 г., когда в стране был введен институт социальной работы. Его введение было обусловлено осознанием необходимости кардинального пересмотра подходов в организации социальной помощи населению.

В современной России система социальной работы как сфера профессиональной деятельности только формируется и содержательно, и организационно, и в кадровом отношении. В стадии становления находится и соответствующая область научного знания, ее понятийный аппарат, поэтому довольно сложно дать исчерпывающее определение социальной работы.

Наиболее авторитетным в мире является определение, данное американской Национальной ассоциацией социальных работников, согласно которому социальная работа — это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям (communities) для усиления или восстановления их способности социального функционирования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели. Однако очевидно, что данное определение применительно к российской действительности требует определенной корректировки. Более соответствующим реальностям нашей страны представляется определение, данное в «Словаре-справочнике по социальной работе», где она определяется как «деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию».

Из этого определения видно, что между социально-педагогической деятельностью и социальной работой много общего: и та и другая осуществляются профессионально подготовленными специалистами, обе направлены на оказание помощи лицам, оказавшимся в трудной, проблемной жизненной ситуации. И в то же время между ними существует различие, не позволяющее смешивать эти два понятия. Оно заключается в том, что объектом социальной работы являются люди разных возрастных категорий, тогда как социально-педагогическая деятельность направлена на детей.

Информация о работе Социально-педагогическая технология профилактики девиантного поведения