Социально-педагогическая технология профилактики девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

В этой связи особую актуальность приобретает развитие наук, изучающих социализацию человека и многочисленные проблемы, возникающие в процессе социализации – прежде всего социальной педагогики, ее развитие во многих странах было интенсивным и уже имеет более чем вековую историю, тогда как в нашей стране эта область развивалась очень медленно. Однако какой бы заманчивой не казалась идея перенести богатый зарубежный опыт практического решения и теоретического осмысления социально-педагогических проблем в российскую почву, можно с уверенностью сказать, что это не даст результатов, если решение современных проблем детства в нашей стране не будет опираться на отечественный опыт не будет учитывать культурно-исторический особенности становления этой области знания и сферы практической деятельности в России. Поэтому так важно осмыслить собственный много вековой опыт решения проблем детства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность социально-педагогической деятельности………………….5
2. Особенности поведения подростков с девиантным поведением…...10
3. Социально-педагогические технологии работы с детьми с девиантным поведением………………………………………………………...23
4. Профилактика отклонений в девиантном поведении………………..28
Заключение………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

печать.docx

— 37.69 Кб (Скачать файл)

Существует еще один подход, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение. «Чтоб другим неповадно было», - гласит народная мудрость. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же - выявление и устранение причин социальных отклонений.

Чтобы предупредить отклонение в поведении подростков, необходимо, прежде всего, познакомить их с этими нормами.

Далее вовлечение подростков в деятельность поможет им в приобретении навыков общественного поведения в различных воспитательных учреждениях. Наибольшую воспитательную ценность имеет труд производительный, когда уже сами продукты труда оказывают материальное стимулирование. Одна из форм участия подростков в труде — самообслуживание, организуя которое важно показать ребятам его значимость для окружающих. Работа, например, в школьной столовой и дома по хозяйству (стирка, уборка комнат) приучает ребят заботиться о близких, воспитывает в них аккуратность и упорство. Важно, чтобы труд для подростка не был в тягость, чтобы он был разнообразным и интересным. При этом нужно понимать, что даже самый монотонный труд может быть таковым, если подросток видит в нем смысл и пользу.

У детей с девиантным поведением нарушена способность нормального человеческого общения. Они потеряли доверие к взрослым, грубы и заносчивы со сверстниками. Поэтому воспитание способности общения — одно из важных направлений их социализации. Следует учитывать, что отчужденность подростков часто возникает вследствие их закомплексованности, низкой самооценки, важно воспитывать у них чувство собственного достоинства, а для этого проявлять к ним повышенную заботу, поверить в них, в воспитательной работе с ними опираться на положительные качества их личности [2;83].

В труде и общении, в разнообразной творческой деятельности воспитываются нравственные начала личности, формируются ее цели и идеалы, интересы и потребности, полезные для общества. Способствует предупреждению отклонений в поведении так называемый метод реконструкции характера, суть которого в перевоспитании, изменении сознания подростка с опорой на нравственные качества личности. При этом важно учитывать, что дети, подростки с девиациями в поведении часто имеют различные психические отклонения, у них наблюдается задержка интеллектуального развития. Указанный метод предполагает составление индивидуальных программ как познавательной, так и общественно полезной деятельности.

В чем выражается педагогическая поддержка трудного подростка? Социальный педагог помогает трудному подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. Работу с подростком необходимо спланировать так, чтобы он уверовал в реальность поставленной цели.

Эти задачи можно решить только при знании личности, задатков и способностей подростка, для чего проводятся опрос, анкетирование интересов, диагноз способностей и самооценки подростка. С целью социализации подростка, его профессиональной ориентации социальный педагог организует разнообразные дела, например конкурс на лучшее кулинарное изделие, изготовление муляжей для школьных кабинетов, карт, схем; участие в ремонте школы; помощь пенсионерам по хозяйству и т.п.

Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания — предупреждения или преодоления различных отклонений в поведении ребенка или подростка.

Процесс перевоспитания представляет трудность, как для воспитанника, так и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути, воспитатель - поверить в человека, проанализировать его прошлое, настоящее, увидеть перспективу, поставить воспитательную цель и добиваться ее осуществления. Социальный педагог помогает ребенку в корне изменить свое поведение и деятельность, сознание и стремления, чувства и волю. Он включает подростка в общественно полезный труд, приобщает его к спорту. Он стимулирует подростка на самовоспитание и самообразование [7;69].

Процесс перевоспитания можно подразделить на 4 этапа. Первый этап — изучение подростка и окружающей его среды. Второй этап — обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. Он включает беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности.

Третий этап — это процесс накопления подростком нравственно положительных качеств, поступков. Важно постоянно держать этот процесс под контролем и при небольших подвижках поощрять ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения. Цель социального педагога в работе с трудными детьми (подростками) состоит в том, чтобы помочь им преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения. В этом ему помогает ориентация на идеал, обрести который помогает ему педагог.

Четвертый этап перевоспитания — самовоспитание, когда воспитанник должен самостоятельно выйти из кризиса.

Следует также учитывать, что в процесс перевоспитания кроме воспитателя включается коллектив воспитанников, в который попадает подросток. Здесь воспитатель выступает в роли координатора, направляя коллектив на перевоспитание товарища.

В реабилитационном центре социальный педагог работает с группой, поэтому изучает не только каждого воспитанника в отдельности, но и группу в целом. Он должен знать все нюансы отношений воспитанников в группе, степень влияния группы на каждого подростка, какие дела больше всего интересуют группу, как она строит свои отношения со средой.

Следует помнить, что группы трудных подростков часто характеризуют враждебность, агрессивность, замкнутость по отношению к внешнему миру. Педагог оздоравливает обстановку созданием клуба, спортивной секции, технических кружков, включением в группу воспитанных подростков.

В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А.С. Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в критической ситуации, подросток понимает всю ее безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность быть лучше, он понимает, что сможет достичь успеха, если изменит свои привычки и поступки [4;223].

Работая с трудными подростками, социальный педагог на каждого воспитанника составляет психологическую карту.

Учитывая, что трудные подростки чаще всего чрезмерно возбудимы, социальному педагогу нужно выбрать такой вид деятельности, который будет способствовать воспитанию у них сдержанности, терпеливости и терпимости. Однако следует помнить, что трудный подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими детьми.

Работая в реабилитационном центре с подростками, социальный педагог должен помнить о ряде условий, которые помогут ему достичь успеха.

Важное условие, без которого не может состояться процесс перевоспитания, — установление контакта с подростком.

Подробная технология достижения взаимопонимания между педагогом и воспитанником разработана психологом Л.Б. Филоновым. В этом процессе он выделяет несколько этапов: нахождение точек соприкосновения во взглядах, обнаружение увлечений подростка и особенностей поведения, определение отрицательных качеств его личности и реакции на постороннее влияние, выработка общих норм поведения и взаимодействия1.

Ученые разработали программу экономических и правовых знаний, необходимых подростку. Овладевая этими знаниями, подросток легче адаптируется в окружающей среде, и в дальнейшем, при вступлении в самостоятельную жизнь, его социализация проходит более спокойно и безболезненно, чем при отсутствии таких знаний. В некоторых школах для учащихся IX классов проводятся занятия факультатива «Основы социальной защищенности», на которых даются экономические и правовые знания с учетом интересов ребят, а также формируются умения по защите ими своих интересов и социальных гарантий. На занятиях факультативного курса обсуждаются вопросы трудовых отношений, трудоустройства, налогообложения, изучается закон Российской Федерации «О занятости населения». Большинство занятий носят практический характер. Так, при изучении тем, связанных с рынком труда, ученики разбирают ситуацию «Конфликт на бирже труда». Проводится деловая игра «Поиск работы».

Одна из форм предупреждения правонарушений подростков -это их вовлечение в правоохранительную деятельность, где социальный педагог работает в тесном контакте с комиссией по делам несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Россия переживает сложный период: раскол общества, затянувшиеся социально-экономические и политические преобразования, разрушение прежних стереотипов поведения, потерю идеалов и ценностей. Это является одной из причин неуверенности людей в завтрашнем дне.

Дети и подростки со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не готовы к новым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое поведение, за свое будущее, и поэтому оказываются в стрессовых ситуациях. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни, они не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению.

Родители и педагоги не всегда обладают достаточными знаниями и навыками, позволяющими оказывать необходимую психологическую и социальную помощь детям. Приходит утрата связей между старшим и младшим поколениями. Тонкая грань, некогда разделявшая «старших и младших», резко увеличивается к пропасти непонимания.

Чтобы формировать у подростков способность самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется подготовка специалистов, обладающих необходимыми качествами профессионального взаимодействия с подростками, знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы [ 3;126].

 

 

Список литературы

 

  • Беляева, Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Л. А. Беляева – Екатеринбург, 1993. – С. 296
  • Беляева, Л. А. Понятийный аппарат педагогики и образования / Л. А. Беляева, М. А. Беляева – Екатеринбург, 1998. -  С. 363
  • Галагузова,М.А.  Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики / М. А. Галагузова– Екатеринбург.- 1998.-  С. 403
  • Вайзман,Н. Реабилитационная педагогика. /  Н. Вайзман – М., 1994. – С. 253
  • Василькова,  Ю.Н. Методика и опыт работы социального педагога / Ю. Н.Василькова – М., 2004. – С. 184
  • Алмазов,Б. Н. Методика и технология работы социального педагога / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н Бессонова – М., 2002. – С. 321
  • Мэш, Э., Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка – / Э. Мэш, Д. Вольф. С.-Пб., 2003. –С. 187
  • Овчарова, Р.В. Психологический портрет социально-культурной и педагогической запущенности ребенка / Р.В. Овчарова – Архангельск,1994. – С. 173
  • Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олифренко – М.,2002. – С. 132
  • Сирота, Н.А., Профилактика наркомании у подростков / Н. А. Сирота, Н. С. Видерман – М., 2001.- С. 59
  • Сластенин, В.А. Педагогика / В. А. Сластенин  – М.,2000- 165 С.
  • Холдостова, Е. И. Словарь-справочник по социальной работе / Холостова Е. И.  – М., 1993 С. 324
  • Галагузова, М. А. Социальная педагогика /  М.А. Галагузова. – М., 2000 С. 389
  • Шульга, Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко  – М., 1998 С. 285

 


Информация о работе Социально-педагогическая технология профилактики девиантного поведения