Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:38, курсовая работа
Младший подростковый возраст - это один трудных и сложных всех детских возрастов. Это период, когда начинается переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. В этом возрастном периоде происходят изменения, охватывающие все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Так же подростковый период сопровождается изменением вида деятельности ребенка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
Введение.
3
Глава 1.Теоритические основы интернет - зависимости
6
1.1. Интернет-зависимость как социальная проблема.
6
1.2. Причины возникновения интернет зависимости у детей младшего подросткового возраста
10
1.3. Влияние интернет - зависимости на личность подростка
14
1.4 Физиологические и психологические симптомы интернет - зависимости.
18
Глава 2 Теоретические аспекты социально-педагогической работы по преодолению интернет – зависимости детей младшего подросткового возраста.
20
2.1 Содержание, основные формы и методы социально-педагогической работы по преодолению интернет - зависимости детей младшего подросткового возраста
2.2. Организация досуговой деятельности детей младшего подросткового возраста по преодолению интернет – зависимости.
20
28
Заключение и выводы
35
Библиография
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный
Университет.
Кафедра социальной педагогики.
Попова Наталья Владимировна
Студентка 5 курса
Отделение социальной педагогики
Педагогический факультет.
Курсовая работа
«Социально-педагогические условия преодоления детьми младшего подросткового возраста интернет - зависимости».
Научный руководитель:
Профессор, д. псх. н.
Москаленко О. В.
Москва
2013
Содержание.
Введение. |
3 |
Глава 1.Теоритические основы интернет - зависимости |
6 |
1.1. Интернет-зависимость как социальная проблема. |
6 |
1.2. Причины возникновения |
10 |
1.3. Влияние интернет - зависимости на личность подростка |
14 |
1.4 Физиологические и |
18 |
Глава 2 Теоретические аспекты социально-педагогической работы по преодолению интернет – зависимости детей младшего подросткового возраста. |
20 |
2.1 Содержание, основные формы и методы социально-педагогической работы по преодолению интернет - зависимости детей младшего подросткового возраста 2.2. Организация досуговой
деятельности детей младшего
подросткового возраста по |
20
28 |
Заключение и выводы |
35 |
Библиография |
37 |
Введение.
Младший подростковый возраст - это один трудных и сложных всех детских возрастов. Это период, когда начинается переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. В этом возрастном периоде происходят изменения, охватывающие все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Так же подростковый период сопровождается изменением вида деятельности ребенка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых [35, С. 212].
Младший подростковый возраст характеризуют: повышенная тревожность, беспокойства, резкие перепады настроения, склонность к конфликтам и агрессивность. В этот период наиболее обостряется чувствительность к оценке окружающими его внешности, способностей, силы, а так же формируется чувство взрослости.
Подростковый возраст - самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений [19, С. 25].
В последние годы возросли масштабы и темпы распространения алкоголизма, наркомании, токсикомании, пристрастия к азартным играм и Интернету среди подростков. Такой вид поведения в педагогической и психологической литературе называют аддиктивным [26, c. 289].
Современная информационная технология способствовала появлению новой уникальной реальности - виртуальной. Влияние данной реальности на человека, особенно на детей, очень велико, так как в силу незрелой, неустоявшейся психики подросток, не в состоянии полностью различить своеобразие особенностей двух реальностей. Очень часто виртуальная реальность предстает как объективная, что может стать причиной многих трагедий.
Виртуальная реальность имеет свои законы. Ей присущи гибкость, подвижность, она может поддаваться воздействию отдельных личностей. Как следствие у человека, находящегося в виртуальном мире, появляется ощущение всемогущества. После того, как он сталкивается, с противостоящей ему и неподдающейся воздействию действительностью, его постигает разочарование, приводящее к психическим расстройствам и стрессу.
Подросток, проводя время в сети интернет, воспринимает виртуальную реальность как существующую вне киберпространства, то есть как настоящую. Именно поэтому часто и в реальных жизненных ситуациях он может действовать не адекватно происходящим событиям.
Многие авторы в своих трудах и исследованиях изучали социальные проблемы и причины, ведущие к распространению интернет зависимости, а так же описывали сущность и особенности данного отклонения. Так, Кимберли Янг разработала методику обследования людей, страдающих интернет и компьютерной зависимостью, а также пути реабилитации данной категории. Позже Айвен Голдберг выделил основные симптомы компьютерной зависимости, а доктор М. Озарк классифицировал их на психические и физические.
В нашей стране проблема интернет - зависимости является новой. Научные исследования, посвященные компьютерной аддикции в России носят несистематизированный характер и, сравнительно, немногочисленны. В связи с этим, изучение данного явления представляет интерес для современного общества.
Все вышеперечисленное определяет актуальность данной работы.
Объектом исследования является: выявление причинно-следственной связи интернет зависимости у детей младшего подросткового возраста.
Субъект исследования: при каких социально-педагогических условиях происходит преодоление интернет-зависимости.
Цель исследования: определить сущность, виды, причины, последствия интернет - зависимости подростков и определить социально-педагогические условия, при которых возможно преодолеть зависимость.
Задачи:
1. Выявить причины возникновения
интернет-зависимости у детей
младшего подросткового
2. Выяснить каким образом
3. Определить содержание, основные
формы и методы социально-
Глава 1. Теоретические основы интернет – зависимости детей младшего подросткового возраста.
1.1. Интернет - зависимость как социальная проблема.
Виртуальный компьютерный на сегодняшний день предоставляет огромные возможности, в нем каждый может себя реализовать и быть кем угодно. А если компьютер подключен к сети Интернет, то эти возможности становятся и безграничными.
Первоначально проблема и изучение механизмов возникновения интернет – зависимости появилась на Западе, где стоимость доступа в сеть намного дешевле и, как следствие, Интернет более популярен. В России о данном явлении стали говорить совсем недавно.
Так как проблема интернет – зависимости относительно новая, то терминология по данной проблеме еще не вполне устоялась. В исследованиях используются наименования «зависимость от Интернета» или «Интернет-аддикция», а также «избыточное/патологическое применение Интернета». При большом количестве наименований, специалисты одинаково определяют поведенческие характеристики, относящиеся к этому феномену или синдрому.
В общем виде исследователи данной проблемы определяют интернет – зависимость как "нехимическую зависимость от пользования Интернетом" (Griffits, 1996). Это, в первую очередь, проявляется в том, что человек начинает отдавать предпочтение жизни в сети на столько, что в обыденности отказывается от своей "реальной" жизни, находясь в виртуальной реальности до 18 часов в день.
Так же интернет – зависимость можно определить как "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line" [7].
Сам термин "интернет - аддикция" или "интернет - зависимость" появился в 1996 году. Его ввел Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. Аддикция (с лат. яз. addictio – присуждение) в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона трактуется как «склонность, неистребимая привычка» [40, С.10].
Термин «аддиктивное поведение» в исследованиях отечественных ученых применялся в следующем значении – «злоупотребление различными химическими психоактивными веществами, которые приводят к изменению психического состояния до того момента, как от них сформировалась зависимость»[1,С.23].
Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что термин аддикция использовался для описания поведения людей, которые имеют зависимость от различных химических веществ: таких как алкоголь, наркотики, никотин и т. д.
Со временем выработались более широкие определения понятия аддиктивного поведения. Например, Марлатт вместе с коллегами характеризуют его как «повторяющуюся привычку, повышающую риск заболевания и связанную с личными и/или социальными проблемами».
На личностном уровне аддиктивное поведение проявляет себя как «потеря контроля», то есть, несмотря на все попытки человека воздерживаться или контролировать себя, модель поведения, присущая ситуации, повторяется снова и снова. Обычно это связано с желанием получить немедленное удовольствие или кратковременную награду и часто сопровождается отставленными отрицательными последствиями. Практика показывает, что большинство попыток изменения аддиктивного поведения при помощи лечения или волевых усилий связаны с высоким процентом рецидива[5,С.12].
Как и многие другие химические и нехимические зависимости, внешние выражения Интернет зависимости могут проявляться в разнообразных комбинациях и переходить из одной формы в другую.
Важно отметить, что подростки, проводящие большое количество времени в сети интернет, находясь в режиме реального времени, могут столкнуться с такими опасностями, как:
Исследователями данной проблемы определили критерии сформированного свободного от интернет - зависимости поведения у подростков [29].
1. Ценностный критерий. Предполагает осознанное и взвешенное целеполагание, ориентацию подростков на благоприятные межличностные отношения, ценностное отношение к своему здоровью, готовность к поиску решения возникающих проблем, к их творческому преобразованию на основе осмысления своей деятельности в информационном поле Интернета [29].
2. Адаптационный критерий. Подразумевает наличие у подростков высокой стрессоустойчивости, адекватное восприятие критики, хорошее самочувствие и настроение, жизнелюбие, мобильность, высокую работоспособность, уверенность в себе, устойчивую и позитивную самооценку, понимание и разделение Я-образов [29].
3. Коммуникативно-организаторский критерий. Заключается в умении слушать и понимать собеседников, искренности, способности выстраивать долговременные партнерские отношения и доверительные контакты в реальной жизни, умение отстаивать свою точку зрения, не конфликтность, способность реально оценивать и распределять свои силы [29].
4. Рефлексивный критерий. Оценивается исходя из способности к самоанализу, знанию своих слабых и сильных сторон, способах их использования и компенсации, способности к критическому осмыслению и восприятию событий и фактов; умению прогнозировать развитие событий [29].
Интернет-аддикция, как форма нарушенного поведения, является негативным фактом, обусловленным как индивидуальными особенностями личности, так и социальными условиями общества. Этот вид зависимости является результатом реализации интересов индивида, противоположных интересам общества[9,С.4].
1.2 Причины возникновения интернет - зависимости
Для выявления причин возникновения интернет - зависимости у детей младшего подросткового возраста (10-12 лет), стоит рассмотреть психологические особенности развития, присущие этому возрасту.
Подросток – это личность развивающаяся и ищущая ответы на важные для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В этом возрасте ребенок занимает качественно новую позицию в социуме, у него начинает формироваться сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как будет происходить социальная адаптация и ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок личности [36, C.172].