Социально-педагогические условия преодоления детьми младшего подросткового возраста интернет - зависимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Младший подростковый возраст - это один трудных и сложных всех детских возрастов. Это период, когда начинается переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. В этом возрастном периоде происходят изменения, охватывающие все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Так же подростковый период сопровождается изменением вида деятельности ребенка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Содержание

Введение.
3
Глава 1.Теоритические основы интернет - зависимости
6
1.1. Интернет-зависимость как социальная проблема.
6
1.2. Причины возникновения интернет зависимости у детей младшего подросткового возраста
10
1.3. Влияние интернет - зависимости на личность подростка
14
1.4 Физиологические и психологические симптомы интернет - зависимости.
18
Глава 2 Теоретические аспекты социально-педагогической работы по преодолению интернет – зависимости детей младшего подросткового возраста.
20
2.1 Содержание, основные формы и методы социально-педагогической работы по преодолению интернет - зависимости детей младшего подросткового возраста
2.2. Организация досуговой деятельности детей младшего подросткового возраста по преодолению интернет – зависимости.
20




28
Заключение и выводы
35
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 5 курс.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Каждый возрастной период характеризует ведущий тип деятельности, оказывающий влияние на выработку приоритетов, становление иерархии мотивов и на формирование процесса целеполагания. Подростковый возраст характеризует деятельность, которая направлена на принятие и усвоение норм взаимоотношений, в основном в общении со сверстниками. Стремление к самоопределению, самовыражению, признанию его взрослыми отражается в общественно полезной деятельности. [12, C.234]

Подростковый возраст – это начало переходного периода от детства к взрослому состоянию в жизни человека.

В.В. Зеньковский так характеризует психическую сферу подростка: «После периода трезвости и погружения в «порядок» природы, социальной и моральной жизни подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему силой, которая действует в его глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперед, мутит и волнует душу, бросая ее из одной крайности в другую… Душа подростка совершенно отошла от трезвости и реализма, от следования правилам и от приспособления к порядку… Она вновь, хотя и по-иному, чем в раннем детстве, возвращается к себе, но уже не в форме наивного эгоцентризма, а в форме мечтательного эгоцентризма. «Мечтательность» есть ключ к этому периоду…» [25, С. 117–118]

Начало подросткового возраста характеризуется тем, что происходит изменение соотношения реального и возможного в сознании. Развитие интеллекта приводит к тому, что резко расширяются границы внутренней жизни – сознание наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе и окружении.

 Одной из задач развития  подростка является координация  взаимодействия реального и воображаемого  в сознании и деятельности.

Психологическим критерием перехода к подростковому возрасту является осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства. Возникновение представления о себе как «не о ребенке» является основным новообразованием этого возраста. В связи с этим у подростка возникает потребность в изменении образа жизни. [32].

Как говорилось выше, любая деятельность индивида направлена на удовлетворение потребностей. Спектр основных потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых, важное место занимают социальные потребности и потребности, связанные с развитием личности [3, C.33].

Для удовлетворения своих потребностей дети подросткового возраста используют, в том числе, интернет. Исследование "Фонда Развития Интернет", проведенное Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило его выявить [41].

Среди них:

    • потребность в автономии и самостоятельности, проявляющаяся в стремлении быть независимыми от родителей;
    • потребность в самореализации и признании;
    • удовлетворение социальной потребности в коммуникации, в принадлежности к группе по интересам, в любви;
    • потребность в обладании;
    • познавательную потребность, также владение новыми знаниями, способствующих достижению признания со стороны сверстников и самореализации.
    • потребность в безопасности.

Чтобы выяснить, почему подростки проводят свое время в киберпространстве, стоит отметить следующие  аспекты взросления.

Идентификация. Подросток, в силу своих  возрастных особенностей, пытается определиться со своим местом в окружающем мире. Задавая себе "общемировые" вопросы, на которые очень трудно дать ответ. Киберпространство создает иллюзию возможности получения ответа.

Интимность и принадлежность к группе. В процессе взросления человек знакомится с различными аспектами интимных отношений, в особенности с противоположным полом. Он ищет друзей и компании, где он мог бы испытать чувство принадлежности группе. Все эти отношения являются важной частью идентификации личности. Киберпространство предоставляет ему неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям.

Сепарация от родителей и семьи. Поиски подростками своего места в жизни и выстраивание отношений с соцумом идут рука об руку с желанием отделиться от родителей. Подросток стремится быть независимым и делать то, что он хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут Интернет предоставляет уникальную возможность. С одной стороны он может заводить новые знакомства, открывать для себя мир и так далее, а с другой – может остаться дома с родителями. Интернет позволяет тебе это делать одновременно.

Известно, что психология подросткового возраста тесно связана с проблемой "отцов и детей". Р.Ф. Теперик в своих исследованиях выявил, что в семьях подростков, для которых характерна патологическая зависимость от компьютерных игр, имеют следующую специфику семейных коммуникаций: матери проявляют черты либо гипер- либо гипопротекции, в отношениях с отцом характерна эмоциональная дистанция, наблюдаются феномены созависимости и патологические поведенческие паттерны. Все выше перечисленное способствует возникновению у подростка ощущения изолированности, и приводит в дальнейшем к проблемам адаптации в коллективе сверстников [41].

Избавление от фрустрации. Подростковый возраст - это сложный и фрустрирующий период жизни, проходящий под давлением школы, семьи и друзей. Для избавления подростком от своих переживаний, он использует всемирную паутину, где может это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве [15].

В.Л. Малыгин, Н.С. Хомерик и Е.А. Смирнова считают, что причины формирования Интернет-зависимости у подростков связаны со следующими личностными особенностямиих развития: стремление к поиску новых ощущений, агрессивность и тревожность,  эмоциональная отчужденность, и др. Именно поэтому все подростки-пользователи всемирной паутины находятся в одной группе риска [41].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Влияние интернет-зависимости на личность детей младшего подросткового возраста.

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя всемирную сеть, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности [3, C.36].

Ребенка (будущего аддикта) привлекает в интернет:

· наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

· отсутствие ответственности;

· реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

Глубокое влияние Интернета на психику и сознание пользователей объясняется так же и спецификой ключевыми моментами «эффекта виртуальной реальности», которыми выступает «погружение», т.е. возможность взаимодействовать с объектами этого мира и влиять на них. Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит всё, чем может быть увлечён пользователь. И это ещё одна причина пристрастия к Интернету.   

 Согласно данным последних  исследований уход в мир фантазий  стал одной из распространённых  стратегий проведения современный  молодёжи в трудных жизненных  ситуациях. Например, компьютерные игры становятся механизмом бегства определённой части детей от реальности.  

 Пребывание в Сети даёт  возможность человеку ощутить  себя в роли творца, пересоздать  собственную жизнь и окружающий  мир. Люди зависимые от Интернета, часто одиноки или испытывают проблемы в общении. Исследованиям Кимберли  Янг выявили, что Интернет - зависимые чаще всего пользуются чатами. Человек, заболевший Интернет- зависимостью, стремится уйти от своих жизненных проблем в виртуальный мир и там изменить своё психическое состояние. Вместо решения проблем он выбирает искусственное перемещение в идеальную жизнь. Конечно, подобное поведение свойственно всем людям, но проблема патологической зависимости возникает тогда, когда стремление отключиться от реальности доминирует, становясь центральной идеей человека.[17, С. 320]  

 Т.о привыкание к Интернету  можно определить как расстройство  волевого контроля, без употребления  химических веществ. 

Выделяют три стадии зависимости от Интернета:

1. Выбор привлекательного варианта виртуальной реальности  

 Человек использует различные  службы Интернета с целью выбора  той, которая предлагает наиболее  подходящую виртуальную реальность. Он участвует в различных видах  взаимодействия(чаты, конференция) на  различную тематику, пробует общаться с различными партнёрами в различных ролях. Его задача – установить, какой вариант и какое время виртуального общения лучше всего компенсируют недостаток общения в реальной жизни. После выхода из Интернета периодически возникает желание вернуться в Сеть, проверить электронную почту, новости любимых сайтов. Человек формирует стиль взаимодействия в Сети и начинает пользоваться ею с самостоятельно. Но виртуальные взаимодействия остаются незначительной, хотя и приятной частью жизни. В настоящем мире существуют более важные цели.

2. Перенос цели в виртуальную реальность, ограничения выбора и формирования зависимости.  

 Когда серфер определяет  самую подходящую для взаимодействия  виртуальную реальность, он переносит  в неё свою цель. Время сетевого  общения резко возрастает, выбор ограничивается и формируется зависимость. Увеличивается количество партнёров, время, и интенсивность общения, тема для обсуждения в Сети всё больше удаляются от реальности. Общение в Сети предпочитается обычному общению в реальном мире независимо от того, какой предмет обсуждается. Серфер заполняет свой внутренний мир виртуальной реальностью, перестаёт отличать её от истинной действительности и постепенно утрачивает способность взаимодействия в настоящей жизни.

3.Стадии стабилизации:  

 Через некоторое время конкретное  взаимодействие виртуальной реальности  исчерпывается, «выдыхается», перестаёт  «увлекать». Сетевая деятельность  угасает и зависимость становится  менее выраженной. Серфер возвращается  в реальность, правда, без особого энтузиазма. Потребность вернуться к виртуальным взаимодействиям сохраняется в «спящей форме». Однако серфер обращается к Сети – особенно в ситуациях кризисного, стрессового характера. При появлении новых «заманчивых» тем и собеседников в виртуальной реальности зависимость активизируется.[16, С.24-29]         

 На первой стадии наступает  легкий разлад. Из-за увлечения  «новой игрой» человек теряет  интерес ко всему остальному. Постепенно идет отдаление от  родственников и друзей.                                       

 Вторая стадия характеризуется  резким нарастанием проблем. Отлучение  от компьютера у больного вызывает  ощущения, подобные наркоманам. Затормаживается  внимание, снижается трудоспособность, появляются навязчивые идеи, нарушается  сон (а иногда происходит полный отказ от сна), возрастает потребность в стимуляторах – кофе, сигаретах, алкоголю и даже наркотиках. К психическим расстройствам добавляются головная боль, перепады давления, ломота в костях. Известны даже случаи инфаркта, сидя за компьютером.  

 Третья стадия Интернет зависимости – социальная дезадаптация. Пользователь уже не может получить наслаждение от виртуального общения, но все также постоянно «висит» в сети. Депрессивное состояние приводит к серьезным конфликтам в семье и на работе. Больным ничего не остается, как обратиться к квалифицированным специалистам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Физиологические и психологические симптомы интернет - зависимости.

При интернет- зависимости происходит ряд физиологических и психологических изменений. Их можно определить по следующей симптоматике.

Физиологические:

 относят синдром карпального  канала (туннельное поражение нервных  стволов правой руки, связанное  с длительным перенапряжением  мышц);

 сухость в глазах;

головные боли;

расстройства сна.

Психологические:

  1. Изменение когнетивной сферы (навязчивые мысли об Интернет-реальности; фантазии и мечты с ней связанные);
  2. Изменение потребностно-мотивационной сферы (снижение способности к самоконтролю,  в частности невозможность самоконтроля за временем пребывания в Сети; сужение круга интересов);
  3. Изменение аффективной сферы (эйфория при начале Интернет-коммуникации, беспокойство или раздражительность при выходе; повышенная возбудимость вплоть до агрессивности при невозможности Интернет-пользования; чувство вины);
  4. Изменения поведения (ложь близким о времени нахождения в Сети; снижение работоспособности и успеваемости; социально- опасное и эксцентричное поведение в кругу ближайшего социального окружения).[37, С. 24-29]

Информация о работе Социально-педагогические условия преодоления детьми младшего подросткового возраста интернет - зависимости