Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:38, курсовая работа
Младший подростковый возраст - это один трудных и сложных всех детских возрастов. Это период, когда начинается переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. В этом возрастном периоде происходят изменения, охватывающие все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Так же подростковый период сопровождается изменением вида деятельности ребенка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
Введение.
3
Глава 1.Теоритические основы интернет - зависимости
6
1.1. Интернет-зависимость как социальная проблема.
6
1.2. Причины возникновения интернет зависимости у детей младшего подросткового возраста
10
1.3. Влияние интернет - зависимости на личность подростка
14
1.4 Физиологические и психологические симптомы интернет - зависимости.
18
Глава 2 Теоретические аспекты социально-педагогической работы по преодолению интернет – зависимости детей младшего подросткового возраста.
20
2.1 Содержание, основные формы и методы социально-педагогической работы по преодолению интернет - зависимости детей младшего подросткового возраста
2.2. Организация досуговой деятельности детей младшего подросткового возраста по преодолению интернет – зависимости.
20
28
Заключение и выводы
35
Библиография
Каждый возрастной период характеризует ведущий тип деятельности, оказывающий влияние на выработку приоритетов, становление иерархии мотивов и на формирование процесса целеполагания. Подростковый возраст характеризует деятельность, которая направлена на принятие и усвоение норм взаимоотношений, в основном в общении со сверстниками. Стремление к самоопределению, самовыражению, признанию его взрослыми отражается в общественно полезной деятельности. [12, C.234]
Подростковый возраст – это начало переходного периода от детства к взрослому состоянию в жизни человека.
В.В. Зеньковский так характеризует психическую сферу подростка: «После периода трезвости и погружения в «порядок» природы, социальной и моральной жизни подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему силой, которая действует в его глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперед, мутит и волнует душу, бросая ее из одной крайности в другую… Душа подростка совершенно отошла от трезвости и реализма, от следования правилам и от приспособления к порядку… Она вновь, хотя и по-иному, чем в раннем детстве, возвращается к себе, но уже не в форме наивного эгоцентризма, а в форме мечтательного эгоцентризма. «Мечтательность» есть ключ к этому периоду…» [25, С. 117–118]
Начало подросткового возраста характеризуется тем, что происходит изменение соотношения реального и возможного в сознании. Развитие интеллекта приводит к тому, что резко расширяются границы внутренней жизни – сознание наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе и окружении.
Одной из задач развития
подростка является
Психологическим критерием перехода к подростковому возрасту является осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства. Возникновение представления о себе как «не о ребенке» является основным новообразованием этого возраста. В связи с этим у подростка возникает потребность в изменении образа жизни. [32].
Как говорилось выше, любая деятельность индивида направлена на удовлетворение потребностей. Спектр основных потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых, важное место занимают социальные потребности и потребности, связанные с развитием личности [3, C.33].
Для удовлетворения своих потребностей дети подросткового возраста используют, в том числе, интернет. Исследование "Фонда Развития Интернет", проведенное Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило его выявить [41].
Среди них:
Чтобы выяснить, почему подростки проводят свое время в киберпространстве, стоит отметить следующие аспекты взросления.
Идентификация. Подросток, в силу своих возрастных особенностей, пытается определиться со своим местом в окружающем мире. Задавая себе "общемировые" вопросы, на которые очень трудно дать ответ. Киберпространство создает иллюзию возможности получения ответа.
Интимность и принадлежность к группе. В процессе взросления человек знакомится с различными аспектами интимных отношений, в особенности с противоположным полом. Он ищет друзей и компании, где он мог бы испытать чувство принадлежности группе. Все эти отношения являются важной частью идентификации личности. Киберпространство предоставляет ему неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям.
Сепарация от родителей и семьи. Поиски подростками своего места в жизни и выстраивание отношений с соцумом идут рука об руку с желанием отделиться от родителей. Подросток стремится быть независимым и делать то, что он хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут Интернет предоставляет уникальную возможность. С одной стороны он может заводить новые знакомства, открывать для себя мир и так далее, а с другой – может остаться дома с родителями. Интернет позволяет тебе это делать одновременно.
Известно, что психология подросткового возраста тесно связана с проблемой "отцов и детей". Р.Ф. Теперик в своих исследованиях выявил, что в семьях подростков, для которых характерна патологическая зависимость от компьютерных игр, имеют следующую специфику семейных коммуникаций: матери проявляют черты либо гипер- либо гипопротекции, в отношениях с отцом характерна эмоциональная дистанция, наблюдаются феномены созависимости и патологические поведенческие паттерны. Все выше перечисленное способствует возникновению у подростка ощущения изолированности, и приводит в дальнейшем к проблемам адаптации в коллективе сверстников [41].
Избавление от фрустрации. Подростковый возраст - это сложный и фрустрирующий период жизни, проходящий под давлением школы, семьи и друзей. Для избавления подростком от своих переживаний, он использует всемирную паутину, где может это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве [15].
В.Л. Малыгин, Н.С. Хомерик и Е.А. Смирнова считают, что причины формирования Интернет-зависимости у подростков связаны со следующими личностными особенностямиих развития: стремление к поиску новых ощущений, агрессивность и тревожность, эмоциональная отчужденность, и др. Именно поэтому все подростки-пользователи всемирной паутины находятся в одной группе риска [41].
1.3. Влияние интернет-зависимости н
Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя всемирную сеть, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности [3, C.36].
Ребенка (будущего аддикта) привлекает в интернет:
· наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
· отсутствие ответственности;
· реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
Глубокое влияние Интернета на психику и сознание пользователей объясняется так же и спецификой ключевыми моментами «эффекта виртуальной реальности», которыми выступает «погружение», т.е. возможность взаимодействовать с объектами этого мира и влиять на них. Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит всё, чем может быть увлечён пользователь. И это ещё одна причина пристрастия к Интернету.
Согласно данным последних
исследований уход в мир
Пребывание в Сети даёт
возможность человеку ощутить
себя в роли творца, пересоздать
собственную жизнь и
Т.о привыкание к Интернету
можно определить как
Выделяют три стадии зависимости от Интернета:
1. Выбор привлекательного варианта виртуальной реальности
Человек использует различные
службы Интернета с целью
2. Перенос цели в виртуальную реальность, ограничения выбора и формирования зависимости.
Когда серфер определяет
самую подходящую для
3.Стадии стабилизации:
Через некоторое время
На первой стадии наступает
легкий разлад. Из-за увлечения
«новой игрой» человек теряет
интерес ко всему остальному.
Постепенно идет отдаление от
родственников и друзей.
Вторая стадия
Третья стадия Интернет зависимости – социальная дезадаптация. Пользователь уже не может получить наслаждение от виртуального общения, но все также постоянно «висит» в сети. Депрессивное состояние приводит к серьезным конфликтам в семье и на работе. Больным ничего не остается, как обратиться к квалифицированным специалистам.
1.4 Физиологические и психологические симптомы интернет - зависимости.
При интернет- зависимости происходит ряд физиологических и психологических изменений. Их можно определить по следующей симптоматике.
Физиологические:
относят синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов правой руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
сухость в глазах;
головные боли;
расстройства сна.
Психологические: