Социально-педагогические условия преодоления детьми младшего подросткового возраста интернет - зависимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Младший подростковый возраст - это один трудных и сложных всех детских возрастов. Это период, когда начинается переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. В этом возрастном периоде происходят изменения, охватывающие все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Так же подростковый период сопровождается изменением вида деятельности ребенка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Содержание

Введение.
3
Глава 1.Теоритические основы интернет - зависимости
6
1.1. Интернет-зависимость как социальная проблема.
6
1.2. Причины возникновения интернет зависимости у детей младшего подросткового возраста
10
1.3. Влияние интернет - зависимости на личность подростка
14
1.4 Физиологические и психологические симптомы интернет - зависимости.
18
Глава 2 Теоретические аспекты социально-педагогической работы по преодолению интернет – зависимости детей младшего подросткового возраста.
20
2.1 Содержание, основные формы и методы социально-педагогической работы по преодолению интернет - зависимости детей младшего подросткового возраста
2.2. Организация досуговой деятельности детей младшего подросткового возраста по преодолению интернет – зависимости.
20




28
Заключение и выводы
35
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 5 курс.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

При этом общая  логика эмпирического освоения проблематики Интернет-зависимости идёт по линии  поиска её личностных и социально-психологических  предикторов, но естественным образом  в большинстве случаев сводится к определению тех или иных корреляционных зависимостей, причём, как уже отмечалось, однозначной  картины не только до сих пор не получено, но более того – некоторые  данные противоречат друг другу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Социально-педагогические условия, способствующие преодолению детьми младшего подросткового возраста интернет- зависимости

2.1 Основные формы и методы социально-педагогической работы преодолению интернет - зависимости  детей младшего  подросткового возраста

Социально-педагогическая деятельность – это вид деятельности, который нацелен на взаимодействие и работу с конкретным ребенком и способствует решению его проблем при помощи изучения личности ребенка и его окружающего социума; поиска соответствующих его ожиданиям способов общения; поиск средств, которые смогут помочь ребенку самостоятельно решить свою проблему. Данная работа может реализовываться в виде комплекса следующих мероприятий:

    • Диагностика;
    • Профилактика;
    • Реабилитация;
    • Коррекция;
    • Организация различных сфер жизнедеятельности детей [35, С. 307].

Рассмотрим подробнее вышеперечисленные комплексы мероприятий.

Диагностика. Включает в себя:

    • изучение особенностей личности, способствующие формированию аддиктивного поведения и оказывающие на нее влияние, такие как повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая Я - концепцию, неспособность к эмпатии, некоммуникабельность и др;
    • получение информации о положении ребенка в семье, характере семейных взаимоотношений, составе семьи, его увлечениях и способностях, его друзьях и других возможных референтных группах. [27, С. 371].

Диагностика дает возможность использовать разнообразные методиики, позволяющие выявить предрасположенность и наличие зависимости от сети интернет.

Профилактика. Включат в себя совокупность мероприятий, реализуемых государством, общественными организациями, социально-медицинскими и организационно-воспитательными учреждениями, которые направлены на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков [35, С. 294].

Социально-педагогическая профилактика – это одно из важных основных направлений работы с подростками, имеющими аддиктивное поведение, в том числе, и с подростками, подверженными интернет-зависимости.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые меры, которые направленные на:

1. Сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

2. Помощь и содействие ребенку в получении положительного результата при достижении им социально значимых целей и раскрытии его внутреннего потенциала.

Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия [19, С. 121].

Поскольку различные причины и жизненные  обстоятельства могут привести к отклонениям социального поведения, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

    • нейтрализующие;
    • компенсирующие;
    • предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
    • устраняющие эти обстоятельства;
    • контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

Обеспечение эффективности мероприятий по профилактики аддиктивного поведения у детей младшего подросткового возможно условии обязательного включения следующих составляющих:

Наличие мероприятий, направленных на удаление источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде, и  создание условий, при которых несовершеннолетние смогли бы приобрести необходимый опыт, способствующий решению возникающих перед ним проблем;

Обучение ребенка новым навыкам, помогающим им достичь поставленных целей и сохранить здоровье;

Помощь в решении еще не возникших проблем и в предупреждении их возникновения [24, С. 133].

При выполнении профилактической работы важно соблюдение следующих требований:

    • содержательность, направленность, непрерывность процесса воспитания;
    • изучение требований социума к несовершеннолетнему и индивидуальных особенностей и общих законов развития личности подростка;
    • поддержка и развитие внутренних интересов и возможностей ребенка;
    • стимулирование активности самого подростка, направленное на понимание оказываемого на него воздействия, и при этом не подавляя его инициативу и волевое усилие [28, c. 208].

Профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии разнообразных социальных институтов: учебного заведения, семьи, досуговой среды, включающие в себя учреждения дополнительного образования, досуговые центры, спортивные школы и т. д.

Следовательно, можно выделить следующие направления профилактической работы с подростками, подверженными игровой компьютерной зависимости: работа с подростками, работа с родителями, работа школы и учреждений дополнительного образования [19, С. 209].

Так как в подростковом возрасте, начиная с 11 лет, роль влияния взрослого на ребенка становится второстепенной, а общение со сверстниками обретает большее значение, причем, чем ниже социальный статус ребенка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы, то основной акцент работы социального педагога с детьми этой категории на уровне различных учреждений - это работа с группой через следующие два главных направления:

1.Профилактика причин и последствий интернет - зависимости. В это направление деятельности можно отнести проведение групповых дискуссий на темы, связанные с различными формами зависимого поведения. В результате таких занятиях у его участников должно сформироваться общее мнение, которое будут поддерживать и придерживаться все участники дискуссии. Параллельно с выработкой общего мнения намечается тенденция к увеличению социально-психологической компетентности личности каждого ребенка в межличностных отношениях и формированию понятия о себе как самодостаточной личности, самоактуализации.

2.Организация свободного времени подростков, так как «бессодержательный досуг является одним из факторов риска в развитии игровой компьютерной зависимости» [35, С. 315].

Реабилитация. Данный вид деятельности работы социального педагога с подростками группы риска может рассматриваться как система мер, которые направлены на решение различных задач, начиная привитием элементарных навыков до полной интеграции человека в общество.

Существуют следующие виды реабилитации:

    • психологическая,
    • педагогическая,
    • социально-экономическая,
    • бытовая,
    • профессиональная.

Рассмотрим виды реабилитации подробнее.

Психологическая реабилитация направлена преодоление в сознании подростка с отклоняющимся поведением представления о его ненужности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегчёнными условиями труда и сокращённым рабочим днём.

Бытовая реабилитация направлена на предоставление нормальных условий жизни подростка.

Под социально-экономической реабилитацией подразумевают мероприятия, направленные  на обеспечение подростка причитающимися ему по законодательству денежными выплатами и защиту его интересов.

Социально-педагогическая реабилитация - система мер, преимущественно воспитательного характера, которые направлены на формирование личностных качеств, играющих важную роль в жизненной деятельности ребенка и способствующих интеграции его в общество. Основной метод социально-педагогической реабилитации заключается в создании ситуации успеха и уменьшении социальной значимости конфликта [35, С. 302].

Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:

    • организацию социального контроля  условий воспитания и поведения ребёнка;
    • социальную поддержку находящимся в затруднительной ситуации из-за неблагоприятной обстановки в ближайшем окружении;
    • ·помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с расстройствами средовой адаптации;
    • предупреждение и пресечение разного рода отклонений поведения, когда социальная неприспособленность несовершеннолетнего требует использования определённых санкций к нему самому или к лицам, занятым его воспитанием;
    • координацию отношений ребёнка с первичным коллективом;
    • комплекс мероприятий по оздоровлению;
    • психопрофилактику [19, С. 206].

Реабилитация ставит перед собой следующие задачи:

    • выявление причин возникновения зависимости у подростков;
    • поиск средств и способов устранения интернет - зависимости;
    • оптимизация условий жизни, воспитания, обучения;
    • построение адекватного педагогического процесса, способствующего развитию нормальной личности;
    • своевременное выявление детей, подверженных зависимости;
    • оздоровление их внутреннего мира, преодоление психологических кризисов [35, С. 313].

Коррекция. Этот вид деятельности социального педагога  предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребенка,

Коррекция выполняет функции:

    • Восстановление.  В первую очередь, восстановление норм социального поведения;
    • Компенсация. Заключается в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в увлекающей его деятельности (спорт, труд);
    • Стимуляция. Направлена на побуждение подростка к активной положительной общественно-полезной деятельности, осуществляется при помощи небезразличного отношения к личности подростка и его поступкам;
    • Исправительная. Связана с исправлением аддиктивного поведения при помощи использования различных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример) [35, С. 321].

Коррекция аддиктивного поведения предполагает, в первую очередь, выявление неблагополучия в системе отношений подростка со взрослыми и сверстниками, корректировку педагогических позиций учителей, которая должна способствовать разрешению внутренних конфликтных ситуаций ребенка, неблагоприятно сказывающихся на его социальном развитии, кроме того, чрезвычайно важным представляется анализ статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выяснение того, насколько оправдываются его ожидания, имеет ли место психологическая «изоляция» и, если она имеется, то поиск ее корней, причин и путей преодоления.

Многочисленные исследования показывают, что дети и подростки с интернет- зависимостью имеют много свободного времени, которое ни чем не заполнено. Следовательно, следующим направлением работы с подростками данной категории является организация различных сфер жизнедеятельности подростка. Сюда можно отнести организацию их досуга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Организация досуговой деятельности детей младшего подросткового возраста по преодолению интернет – зависимости.

Важную роль  при организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования [11, С. 81]. Они дают возможность ребенку реализовываться в разнообразных видах деятельности, в различных образовательных областях, детских объединениях, в группах.

Профилактика интернет - зависимости через включение ребенка в деятельность учреждений дополнительного образования подкрепляется возможностью создания ситуации самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. Цель дополнительного образования в решении проблем занятости детей - органическое сочетание видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности. [11, С. 82].

Информация о работе Социально-педагогические условия преодоления детьми младшего подросткового возраста интернет - зависимости