Социально-педагогическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое изучение основ социально-педагогического консультирования.
Задачи:
На основе теоретического анализа литературы определить теоретическое и методологическое содержание понятий «социальная педагогика», «социально-педагогическая деятельность»; выявить специфику профессиональной деятельности социального педагога.
Изучить особенности становления и развития теории и практики консультирования.
Раскрыть содержание понятия «социально-педагогическое консультирование», определить его формы.
Изучить особенности семейного консультирования как вид социальной помощи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 3
Глава №1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ... 5
1.1. Сущность, объект, предмет, функции и основная цель
социальной педагогики................................................................................. 5
1.2. Специфика профессиональной деятельности социального педагога.... 9
Глава №2.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ…..... 15
2.1. Общая характеристика....................................................................... 15
2.2. Особенности семейного консультирования.......................................... 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-педагогическое консультирование.docx

— 60.22 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

 

Кафедра: «Педагогики и психологии»

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

«Социальная педагогика»

на тему:

                «Социально-педагогическое консультирование»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 4 курса ИПФ

42 группы Цветков М.Д.

Проверила:

Ягупова Татьяна Владимировна


 

 

 

 

 

МОСКВА-2014.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 3

 

Глава №1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ... 5

1.1. Сущность, объект, предмет, функции и основная цель

социальной педагогики................................................................................. 5

1.2. Специфика профессиональной  деятельности социального педагога.... 9

 

Глава №2.  
    СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ…..... 15

2.1. Общая характеристика....................................................................... 15

2.2. Особенности семейного  консультирования.......................................... 19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из наук, исследующей человека в социальной среде его обитания, является социальная педагогика. Появление новой для нашей страны специальности «социальная педагогика» связано с реформированием социальной политики и созданием соответствующей модели социальных служб. Возникновение новых профессий «социального работника» и «социального педагога» осуществлялось в условиях фундаментальных, глубинных и кардинальных изменений всей системы государственных и общественных отношений страны в конце 80-х – начале 90-х годов XX века. Столь глобальные изменения не могли не сказаться на специфике процесса становления этих профессий, на особенностях их развития в последующие годы.

Социальная педагогика как наука проходит сложный путь своего становления и развития, начиная от осознания учеными и практиками необходимости исследования социальных аспектов образования и воспитания детей до формирования обоснованного иерархического корпуса научного знания как теоретического фундамента педагогически специализированных направлений социальной практики.

В настоящее время формируется опыт социально-педагогической работы с различными категориями и группами населения и система непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы; выявляются различные направления научных исследований этой практики; предпринимаются активные попытки сформировать социальную педагогику как относительно самостоятельную научную дисциплину.

Социально-психологическая ситуация, складывающаяся в стране за последнее десятилетие, привела к коренной ломке общественного сознания и жизненных ориентации людей. В последние годы проблемы духовного здоровья общества оказались в центре внимания в нашей стране, утратившей и привычные границы, и устойчивые ценностные ориентиры, что привело к социально-психологической дестабилизации людей, проявляющейся во взрывах немотивированного насилия, эмоционально-волевого истощения, росте агрессивности.

Происходящие глобальные изменения затрагивают все стороны жизни людей, вызывая необходимость социально-педагогической помощи населению.  
Консультирование как вид практической деятельности является одной из ключевых областей психолого-педагогических, социальных, медицинских и других служб. Интенсивное развитие консультирования обусловлено все возрастающей потребностью человека в усложняющихся условиях социального бытия обратиться за помощью к специалисту-профессионалу.

В нашей стране впервые вопрос о консультировании был поднят в 20-40-е годы (Б.Г.Ананьев и др.). Однако специальные исследования начинают осуществляться только в 70-80-х годах (А.А.Головей, Н.А.Грищенко), когда возникла необходимость оказания психологической помощи в выборе профессии. В дальнейшем появляется множество монографий и статей (Г.С.Абрамова, А.А.Бодалев, И.В.Дубровина, М.В.Зюзько, Л.М.Митина, В.В.Столин и др.), в которых обсуждаются вопросы организации, методов и принципов консультирования.

Актуальность проблемы социально-педагогического консультирования определила выбор темы курсового исследования «Социально-педагогическое консультирование как направление работы».

Цель исследования: теоретическое изучение основ социально-педагогического консультирования.

Объект исследования: процесс социально-педагогического консультирования.

Предмет: особенности социально-педагогического консультирования как направления работы социального педагога.

Задачи:

На основе теоретического анализа литературы определить теоретическое и методологическое содержание понятий «социальная педагогика», «социально-педагогическая деятельность»; выявить специфику профессиональной деятельности социального педагога.

Изучить особенности становления и развития теории и практики консультирования.

Раскрыть содержание понятия «социально-педагогическое консультирование», определить его формы.

Изучить особенности семейного консультирования как вид социальной помощи.

В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, анализ, синтез, обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава № 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

1.1. Сущность, объект, предмет, функции и основная цель  социальной педагогики

 

В наиболее общем виде под педагогикой понимается наука об обучении и воспитании людей (а также практическая деятельность). Несмотря на то, что термин «социальная педагогика» был предложен А.Дистервегом более 100 лет назад, в раскрытии сущности социальной педагогики как самостоятельной области педагогического знания среди ученых единодушия до сих пор не наблюдается.

Одна группа исследователей рассматривает социальную педагогику как науку о закономерностях социализации личности. Другая группа ученых сводит социальную педагогику к науке о социальном воспитании. Некоторые ученые пытаются эти подходы объединить.

Так, А.В.Мудрик определяет социальную педагогику как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание в контексте социализации [15, с.7].

Ю.В.Василькова и Т.А.Василькова, ссылаясь на других авторов, уточняют: «Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных, общественных и частных учебных учреждениях» [2, с.18].

Л.И.Мищик под ней понимает междисциплинарный комплекс, призванный, с одной стороны, осмысливать закономерности социализации личности, а с другой – обеспечивать реализацию этих закономерностей применительно к конкретной личности [14, с.12].

В курсовой работе мы будем исходить из определения социальной педагогики как теории и практической деятельности институтов, профессионально подготовленных специалистов по целенаправленному социальному развитию человека как личности, и, прежде всего, с особыми нуждами; восстановлению, стимулированию процесса его социализации, ресоциализации, направленные на обеспечение наиболее полной самореализации индивидуальных возможностей этого человека в социуме педагогическими средствами [10, с.56].

В центре внимания социальной педагогики – проблема «ребенок» (личность) – «общество», предметом является исследование воспитательных сил и возможностей социума, способов их актуализации, путей интеграции в целях содействия развитию личности, в реализации ее способностей, активизации ее творческого потенциала [12, с.10].

М.А.Галагузова определяет объект и предмет социальной педагогики в сравнении с педагогикой, из которой выделилась эта новая научная отрасль. По ее мнению, если объектом изучения педагогики является ребенок, а предметом исследования – закономерности воспитания и образования ребенка, тогда в качестве объекта социальной педагогики выступает ребенок, а предметом ее изучения становятся закономерности его социализации [21, с.56-57].

Содержание социальной педагогики определяется ее функциями. К ним относят:

общепедагогические (воспитание, развитие, обучение, подготовка и др.);

специфические функции, связанные с решением задач, обусловленных: индивидуальными нуждами, особенностями развития, воспитания и потребностями конкретного человека на различных этапах его возрастного развития. Специфические функции социальной педагогики можно объединить в следующие группы: социально-исследовательские, социально-преобразовательные и социально-образовательные.

Определяя содержание, они диктуют необходимость выделения в социальной педагогике соответствующих основных ее компонентов:

теоретического (социальная педагогика как наука);

образовательного (социальная педагогика как образовательный комплекс);

практического (социальная педагогика как практика).

В совокупности своих компонентов она представляет собой педагогику социума, педагогику социальной среды и отражает потребности в интеграции знаний о человеке, о механизмах и способах его взаимодействия с ней [8, с.32].

Итак, главной, ведущей особенностью развития в нашей стране социальной педагогики большинством исследователей признается одновременное становление социальной педагогики в единстве трех ее качественных состояний: как сферы практической деятельности, как области научного знания, как образовательного комплекса [9, с.44].

Каждое из этих состояний социальной педагогики имеет свой предмет, объект, цель, задачи, функции. Рассмотрим их подробнее.

Социальная педагогика как наука. Она включает специальные педагогические теории, объект, предмет, понятийно-категориальный аппарат и отражает научно-познавательную деятельность людей, исследующих социально-педагогические проблемы.

Объектом ее выступает социально-педагогическая деятельность субъектов и институтов по достижению конкретных социально-педагогических целей, способствующих наиболее полной социализации человека, его целесообразного взаимодействия с социальной средой (т.е. предмет социальной педагогики как практики. Это обусловлено тем, что наука пo-преимуществу отражает процессы практики).

Предметом социальной педагогики как науки являются закономерности, противоречия, принципы и методы социализации человека с учетом его индивидуальных особенностей (в том числе с особыми нуждами).

Ее цель направлена на повышение научной обоснованности, качества и эффективности социально-педагогической практики и образовательного комплекса.

К основным функциям социальной педагогики как науки относятся: диагностическая, прогностическая, аналитическая, описательная, объяснительная, интегрирующая (в своей совокупности они объединены в группу познавательных, исследовательских функций) [10, с.56-57].

Социальная педагогика как образовательный комплекс. В нем отражается научно-образовательная деятельность людей социальной сферы.

Она имеет объектом научные и научно-эмпирические знания и практический опыт в области социальной педагогики и механизм их передачи будущим специалистам. В своей совокупности объект представляет научную картину социально-педагогической деятельности во всех ее видах (научно-познавательной, научно-преобразовательной и научно-образовательной).

Информация о работе Социально-педагогическое консультирование