Сбор информации. Уточняются
проблемы семьи, то, как они видятся участникам
процесса. Важно, чтобы консультант выделял
эмоциональные и когнитивные аспекты
проблемы. В этом ему могут помочь закрытые
и открытые вопросы. Уточнение проблемы
ведется до тех пор, пока консультант и
клиент не достигнут одинакового понимания
проблемы.
Определение целей консультирования,
психологический контакт. Целесообразно
обсудить с клиентом, как он представляет
себе результат консультирования. Это
имеет принципиальное значение, так как
цели консультирования у консультанта
и клиента могут быть различными. После
определения целей заключается контракт
на консультирование, то есть стороны
договариваются о правах и обязанностях,
которые берут на себя.
Выработка альтернативных решений.
Открыто обсуждаются возможные альтернативы
решения проблемы. Именно на этом этапе
консультант сталкивается с основными
трудностями. Консультант помогает обозначить
членам семьи все возможные варианты решения
проблемы и отобрать те из них, которые
наиболее приемлемы с точки зрения существующей
степени готовности семьи к изменениям.
Обобщение. На этом этапе подводятся
итоги работы, обобщаются достигнутые
во время консультации результаты. При
необходимости осуществляется возврат
на предыдущие стадии [23, с.342].
Таким образом, рассмотренные
нами основные модели, формы и
этапы социально-педагогической
деятельности с семьей, прежде
всего, способствуют, на наш взгляд,
коррекции детско-родительских взаимоотношений,
улучшению семейного микроклимата
и призваны в целом стабилизировать
институт современной семьи. Изучение
психолого-педагогической литературы,
а также опыта социально-педагогической
деятельности подчеркивает актуальность
проблемы поддержки института современной
семьи и позволяет назвать основные направления
работы в этой области как на государственном,
так и на общественном уровнях:
упрочение положения семьи
в условиях развития современного общества
посредством разработки и внедрения законодательных,
правовых, нормативных актов. На сегодняшний
день в Республике Беларусь действуют
следующие программы и законы: Президентская
программа «Дети Беларуси», Кодекс «О
браке и семье», Закон «Основные направления
государственной семейной политики Республики
Беларусь», «О государственной поддержке
детского и семейного отдыха» и многие
другие;
расширение сети семейных социальных
служб, организация центров семейного
отдыха, социально-педагогических центров,
социально-психологических и юридических
консультаций, кризисных центров для женщин
и т.д.; работа различных общественных
движений, целью деятельности которых
является защита детства и материнства;
диагностика семейного неблагополучия,
его причин и истоков, прогнозирование
последствий; на основе диагностических
данных – разработка программ социально-педагогической
поддержки, комплексное сопровождение
проблемных семей.
Актуальность проблем
современной семьи требует от
специалистов разных областей
и всего общества в целом
осмысления уже имеющегося опыта
по поддержке неблагополучных
семей, опыта разработки и внедрения
новых программ социальной защиты
и поддержки различных категорий
семей с целью предотвращения
детской беспризорности, бродяжничества,
социального сиротства и стабилизации
общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-педагогическая деятельность
по своей сущности очень близка к педагогической
деятельности, из которой она выделилась,
однако имеет и свою специфику.
Социально-педагогическая деятельность
– это разновидность профессиональной
деятельности, направленная на оказание
помощи ребенку в процессе его социализации,
освоения им социокультурного опыта и
на создание условий для его самореализации
в обществе. Осуществляется она социальными
педагогами как в различных образовательных
учреждениях, так и в других учреждениях,
организациях, объединениях, в которых
может находиться ребенок.
Функционально социально-педагогическая
деятельность осуществляется в сфере
«человек-человек» с людьми, нуждающимися
в помощи, и решает задачи социального
обучения и социального воспитания для
успешной интеграции человека в общество,
как альтернатива обособлению, «выпадению»
из нормальных социальных отношений
Социально-педагогическая деятельность
всегда является адресной, направленной
на конкретного ребенка и решение его
индивидуальных проблем, возникающих
в процессе социализации, интеграции в
общество, посредством изучения личности
ребенка и окружающей его среды, составления
индивидуальной программы помощи ребенку,
поэтому она локальна, ограничена тем
временным промежутком, в течение которого
решается проблема ребенка.
Каждый социальный педагог
должен иметь представление обо всех видах
социально-педагогической деятельности,
хотя в своей практической работе он скорее
всего будет осуществлять лишь несколько
из них, может быть даже какой-то один,
что зависит от специфики того учреждения,
где он будет работать.
История развития консультативной
практики начинается значительно ранее
того момента, когда она выделилась в самостоятельную
сферу деятельности. Вместе с тем, теоретический
анализ литературы свидетельствует об
отсутствии четкого определения этого
вида деятельности, трудно однозначно
указать сферы его применения, поскольку
термин «консультирование» уже давно
представляет родовое понятие для различных
видов консультативной практики (педагогической,
медицинской, психологической, социальной
работы).
Однако мы выяснили, что в какой
бы форме не осуществлялась консультативная
помощь, она обладает одной общей характеристикой
– направленностью на индивида.
Имея немедицинскую парадигму
и заимствуя приемы и техники у психотерапии,
любой вид консультирования ориентируется
не на лечение, а на помощь здоровому человеку
в преодолении его трудностей, нахождении
выхода из затруднительных положений
В настоящее время различными
учеными выделяется множество функций
консультирования, в частности: социализирующая,
просветительская, профилактическая,
суггестивная, компенсационная. Однако
все исследователи как главную выделяют
функцию развития личности человека.
В рамках курсовой работы мы
рассмотрели консультирование как звено
социально-педагогической деятельности,
являющейся разновидностью профессиональной
деятельности, направленной на оказание
помощи человеку (и взрослому, и ребенку)
в процессе его социализации, освоения
им социокультурного опыта.
В процессе консультирования
осуществляется социальное обучение и
социальное воспитание. Особенности этих
процессов заключаются в том, что сложное
вхождение каждого человека в социум и
дальнейшее его освоение, овладение опытом
социальных действий требует зачастую
вмешательства специалиста-профессионала.
Прежде всего, это касается детей.
Рассмотренные нами во второй
части курсовой работы основные модели,
формы и этапы социально-педагогической
деятельности с семьей, прежде всего, способствуют,
на наш взгляд, коррекции детско-родительских
взаимоотношений, улучшению семейного
микроклимата и призваны в целом стабилизировать
институт современной семьи.
В заключение еще раз хотелось
бы подчеркнуть, что актуальность проблем
современной семьи требует от специалистов
разных областей и всего общества в целом
осмысления уже имеющегося опыта по поддержке
неблагополучных семей, опыта разработки
и внедрения новых программ социальной
защиты и поддержки различных категорий
семей с целью предотвращения детской
беспризорности, бродяжничества, социального
сиротства и стабилизации общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
Алешина Ю.Е. Индивидуальное
и семейное психологическое консультирование.
– М.: Класс, 1999. – 208 с.
Василькова Ю.В., Василькова
Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций:
Учебное пособие для студентов вузов.
– М.: Академия,1999. – 240 с.
Василькова Ю.В. Методика и опыт
работы социального педагога: Учебное
пособие для студентов вузов. – М., 2004.
Вахромов Е. Консультирование
в теории и в школе // Сацыяльна-педагагiчная
работа. – 2001. - № 2. – С.13-17.
Галагузова М.А., Галагузова
Ю.Н., Штинова Г.Н. и др. Социальная педагогика:
курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. – М. ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
Карабанова О.А. Психология
семейных отношений и основы семейного
консультирования. – М.: Академия, 2004. –
210 с.
Климов Е.А. Психология профессионала.
– М.: Академия, 1996. – 320 с.
Липский И.А. Социальная педагогика:
опыт моделирования и прогнозирования
развития// Педагогика. – 2001. - № 8.
Липский И.А. Становление и развитие
научных исследований в области социальной
педагогики// Социальная педагогика. –
2002. - № 2.
Мардахаев Л.В., Липский И.А.
Социальная педагогика: пути развития.
– М., 1996.
Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального
педагога. – М., 1994.
Методические рекомендации
по социально-педагогическим дисциплинам
/ Под ред.М.Б.Черновой, П.Р.Галузо, И.А.Карпюк.
– Гродно: ГрГУ, 2000.
Мицкевич Н.И. Социальный педагог.
Рефлексия деятельности и повышения квалификации
// Сацыяльна-педагагічная работа. – 1999.
- № 4. – С.18-20.
Мищик Л.И. Профессиональная
подготовка социального педагога (педагогический,
психологический и управленческий аспекты).
– Киев, 1996.
Мудрик А.В. Социальная педагогика:
Учебное пособие для студентов педагогических
вузов/ Под ред.В.А.Сластенина. – М.: Академия,
1999. – 390 с.
Никончук А.С. Профессиональная
культура социального педагога. – Мн.:
Вышэйшая школа, 2001. – 247 с.
Овчарова Р.В. Справочная книга
социального педагога. – М.: Академия,
2004. – 380 с.
Основы психологии семьи и семейного
консультирования / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева.
– М.: ИНФРА-М, 2004. – 325 с.
Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной
работы: Учебное пособие. – Новосибирск:
НГУ, 1999. – 265 с.
Словарь социального педагога
и социального работника / Под ред. И.И.Калачевой.
– Мн.: Харвест, 2003. – 250 с.