Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 10:33, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: теоретическое изучение основ социально-педагогического консультирования. Задачи: На основе теоретического анализа литературы определить теоретическое и методологическое содержание понятий «социальная педагогика», «социально-педагогическая деятельность»; выявить специфику профессиональной деятельности социального педагога. Изучить особенности становления и развития теории и практики консультирования. Раскрыть содержание понятия «социально-педагогическое консультирование», определить его формы. Изучить особенности семейного консультирования как вид социальной помощи.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 3 Глава №1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ... 5 1.1. Сущность, объект, предмет, функции и основная цель социальной педагогики................................................................................. 5 1.2. Специфика профессиональной деятельности социального педагога.... 9 Глава №2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ…..... 15 2.1. Общая характеристика....................................................................... 15 2.2. Особенности семейного консультирования.......................................... 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................. 26
Методы работы социального
педагога могут быть групповыми и индивидуальными,
но, работая с группой, педагог в первую
очередь имеет дело с личностью ребенка.
Ученые классифицируют методы социального
воспитания, определив их как способы
целенаправленных действий в конкретной
ситуации взаимодействия с личностью
и ее культурно-образовательной средой,
обеспечивающие формирование социально
значимых отношений и качеств личности
[11, с.12].
Деятельность социального педагога
осуществляется, как правило, методами
общей педагогики (воспитания и обучения)
– убеждением, научением, побуждением,
поддержкой и др., что является отражением
общепедагогических функций в социальной
педагогике; ее собственными методами
(уточнение которых является одной из
актуальных задач науки).
Социальный педагог обязан
делать следующее: вести работу по созданию
условий для полноценной социализации,
развития и воспитания ребенка в сфере
ближайшего окружения, учебно-воспитательном
учреждении, семье, по месту жительства,
в детских формированиях; осуществлять
процесс социального воспитания, участвуя
в создании и реализации региональных
программ; защищать права и интересы детей
и молодежи; обеспечивать социально-педагогическую
помощь и поддержку семье, вести работу
с семьями групп социального «риска»;
организовывать учет детей и молодежи,
которые испытывают трудности в социализации,
нуждаются в опеке и попечительстве, находятся
в экстремальных ситуациях, принимать
адекватные меры по оказанию им социально-педагогической
помощи; осуществлять работу по профилактике
и предупреждению правонарушений, преступлений,
наркомании, СПИДа и т.д.; содействовать
внедрению в жизнедеятельность детей,
молодежи, семей и всего населения здорового
образа жизни; обеспечивать социально-педагогическую
помощь и поддержку детям, имеющим особенности
в психофизическом развитии, способствуя
их социальной адаптации, оказывать помощь
детям и молодежи в организации и осуществлении
социально значимой деятельности и инициатив,
свободного времени и досуга, содействовать
их социальному самоопределению, трудоустройству,
оздоровлению; вести консультационную
работу с различными группами детей и
молодежи, отдельной личностью, семьей;
налаживать взаимодействия и взаимоотношения
с органами власти, местного самоуправления,
различными ведомствами, учреждениями
и предприятиями в целях разрешения социально-педагогических
проблем отдельной личности и социума.
Социальный педагог обязан постоянно
повышать свое профессиональное мастерство
и компетентность [20, с.199-200]
Таким образом, специфика профессиональной
деятельности социального педагога заключается
в том, что она осуществляется в открытом
социуме, «на улице», в сфере ближайшего
окружения личности. При этом главная
задача социального педагога – способствовать
активизации воспитательных сил общества,
оказанию педагогически ориентированной
помощи и поддержки личности в ее социализации,
освоении социокультурных ценностей и
норм, подготовке к жизни. Основной лейтмотив
помощи – содействие саморазвитию, самореализации
и самосовершенствованию человека, семьи.
Социальный педагог, оказывая
социально-педагогическую помощь и поддержку,
реализует, по мнению А.С.Никончук, следующие
функции:
воспитательную –обеспечение
процесса социального воспитания, целенаправленного
педагогического влияния на поведение
и деятельность детей, взрослых в социуме,
по месту жительства, в детских формированиях,
совершенствование воспитательного потенциала
микросреды, распространение педагогических
знаний и образованности среди различных
категорий населения;
диагностическую – изучение
медико-психолого-педагогических и возрастных
особенностей личности, ее интересов и
потребностей, направленности влияний
условий жизни, социума, круга общения,
семьи, учреждений образования и воспитания,
средств массовой информации и т.п. на
процесс социального становления личности;
прогностическую – участие
в прогнозировании и проектировании целевых
комплексных программ социальной помощи
и поддержки семьи, групп социального
«риска», программ социального развития
конкретного микросоциума;
организаторскую – организация
той или иной социально значимой деятельности,
досуга детей, оздоровлении, работа по
налаживанию взаимодействий с различными
социальными институтами в целях разрешения
социально-педагогических проблем;
социально-терапевтическую
– осуществление социально-терапевтической,
психолого-педагогической, коррекционно-реабилитационной,
предупредительно-профилактической помощи
и защиты личности, охрана ее физического,
психического и нравственного здоровья;
охранно-защитную– осуществление
защиты интересов и прав ребенка, семьи,
социально уязвимых слоев населения, нейтрализация
антипедагогического воздействия на растущую
личность, обучение ее способам самозащиты;
коммуникативную – обеспечение
уважения человеческого достоинства,
построение отношений с личностью на основе
диалога, развитие контактов и взаимодействий
с социумом, социальными институтами,
участвующими в социальном формировании
личности, привлечение к социально-педагогической
деятельности помощников-добровольцев,
волонтеров [16, с.175]
Как отмечает Н.И.Мицкевич, специфика
деятельности социального педагога предполагает
органическое сочетание личностных и
профессиональных качеств, таких, как:
гуманность, профессиональная компетентность,
коммуникативность, честность и справедливость,
деликатность, моральная ответственность,
альтруизм, а также высокую общую и профессиональную
культуру [13, с.18]
Таким образом, социально-педагогическая
деятельность – особый вид общественной
и педагогической деятельности, которая
осуществляется в условиях реальной среды
и предполагает работу как с личностью,
так и со средой.
Глава № 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
2.1. Общая характеристика
История развития консультативной
практики начинается значительно ранее
того момента, когда она выделилась в самостоятельную
сферу деятельности. Официально этот период
в научную психологию не входит, но диапазон
способов воздействия и оказания помощи
в практике повседневной жизни (как показывает
анализ истории) был довольно широким
и разнообразным.
Е.А.Климов в одной из своих
работ писал, что специфические консультативные
функции (как профессиональные) существуют
в обществе с первых фаз его развития,
потому что члены общества, осуществлявшие
накопление «душеведческого опыта», неизбежно
становились своеобразными источниками
«услуг», т.е. неформальными консультантами
– ведунами, знахарями, шаманами. Сюда
относятся всякого рода предвидения, предсказания
и прогнозы, которыми занимались астрологи,
жрецы, маги, а также объяснения, настрои,
интерпретации, поиски истины, жизненной
мудрости, выхода из затрудненных ситуаций
и религиозные исповеди [7, с.201].
Исследование феномена консультирования
вызывало интерес ученых различных сфер
человеческой деятельности и направлений
современных наук: медицинской (А.Е.Айви,
М.И.Буянова, Б.Д.Карвасарский, В.Н.Мясищев),
психологической (Г.С.Абрамова, Ю.Е.Алешина,
Л.Ф.Шеховцова, П.П.Горностай, С.В.Васьковская),
социально-педагогической (Н.И.Бараковская,
Л.А.Витвицкая, И.В.Дубровина, Н.И.Шевандрин).
Вместе с тем, теоретический
анализ литературы свидетельствует об
отсутствии четкого определения этого
вида деятельности, трудно однозначно
указать сферы его применения, поскольку
термин «консультирование» уже давно
представляет родовое понятие для различных
видов консультативной практики (педагогической,
медицинской, психологической, социальной
работы).
По мнению М.В.Ромм и Т.А.Ромм,
консультирование – это оказание помощи
психически нормальным людям для достижения
ими каких-либо целей, более эффективной
организации поведения [19, с.48].
Е.Вахромов дает следующее определение:
консультирование – это сложный динамический
процесс, разворачивающийся во времени,
во многих случаях вовлекающий в это взаимодействие
других людей, доступный наблюдению и
внешнему вмешательству. В этой связи
можно говорить об открытости ситуации
психологического консультирования, ее
структуре, контексте и динамике [4, с.15].
Однако в какой бы форме не осуществлялась
консультативная помощь, она обладает
одной общей характеристикой – направленностью
на индивида.
Имея немедицинскую парадигму и заимствуя
приемы и техники у психотерапии, любой
вид консультирования ориентируется не
на лечение, а на помощь здоровому человеку
в преодолении его трудностей, нахождении
выхода из затруднительных положений
[19, с.54].
На основе изучения существующих
точек зрения можно определить, что консультирование
– это процесс субъект-субъектного взаимодействия,
имеющий определенные закономерности,
эффективность его зависит от целого ряда
качеств, одним из звеньев которых является
доверительность.
Консультирование – одна из
форм оказания человеку социально-психологической
помощи. И нельзя не согласиться с концепцией
ряда авторов, что по характеру оказания
помощи консультирование наиболее близко
к психотерапии, но вместе с тем консультирование
– это не сокращенный и не упрощенный
вариант психотерапии. Консультирование
– это отдельная
отрасль прежде всего практической психологии,
имеющая свою яркую специфику. В последнее
время эта форма практической деятельности
распространилась и в другие сферы жизнедеятельности
человека.
В настоящее время различными
учеными выделяется множество функций
консультирования, в частности: социализирующая,
просветительская, профилактическая,
суггестивная, компенсационная. Однако
все исследователи как главную выделяют
функцию развития личности человека.
Мы рассматриваем консультирование
как звено социально-педагогической деятельности,
являющейся разновидностью профессиональной
деятельности, направленной на оказание
помощи человеку (и взрослому, и ребенку)
в процессе его социализации, освоения
им социокультурного опыта.
Функционально социально-педагогическая
деятельность осуществляется в сфере
«человек-человек» с людьми, нуждающимися
в помощи, и решает задачи социального
обучения и социального воспитания для
успешной интеграции человека в общество,
как альтернатива обособлению, «выпадению»
из нормальных социальных отношений [1,
с.30].
Поэтому специалисту, осуществляющему
социально-педагогическую
деятельность, необходимо уметь профессионально
оказать следующие виды помощи:
социально-информационная помощь,
направленная на обеспечение информацией
(взрослых и детей) по вопросам социальной
защиты, помощи и поддержки, а также деятельности
социально-педагогических служб и спектра
оказываемых ими услуг;
социально-правовая помощь,
направленная на соблюдение прав человека
и прав ребенка, содействие в реализации
правовых гарантий различных категорий
детей, социальное воспитание детей по
жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским
вопросам;
социально-реабилитационная
помощь, направленная на оказание реабилитационных
услуг в центрах, комплексах, службах и
других учреждениях по восстановлению
психологического, морального, эмоционального
состояния и здоровья, нуждающихся в ней
детей (взрослых);
социально-психологическая
помощь, направленная на создание благоприятного
микроклимата в семье и микросоциуме,
в которых развивается ребенок, устранение
негативных воздействий дома, в школьном
коллективе, затруднений во взаимоотношений
с окружающими, в профессиональном и личном
самоопределении;
социально-педагогическая помощь,
направленная на создание необходимых
условий для реализации права родителей
на воспитание детей, преодоление педагогических
ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях
детей с родителями, сверстниками, учителями,
предупреждение конфликтных ситуаций,
порождающих детскую беспризорность и
безнадзорность, обеспечение развития
и воспитания детей в семьях группы риска
[1, с.32-33].
Все эти виды социальной помощи
могут реализовываться в виде консультаций
разных форм: заочных, очных, стационарных,
комплексных. При этом помощь может оказываться
опосредованно, непосредственно, кратковременно,
продолжительно в соответствии с профилем
запроса и проблемы.
К заочным формам помощи относится
общение с ребенком и окружающими его
людьми посредством переписки или телефонного
разговора. К учреждениям, использующим
заочные формы оказания помощи, относятся
информационные службы и телефоны доверия,
в том числе специализированные информационно-консультативные
службы для детей-инвалидов, наркоманов,
алкоголиков и других.
Очные формы предоставления
услуг предусматривают кратковременное
общение социального педагога с ребенком,
например, при посещении им центра реабилитации,
кризисного центра, центров по профориентации,
детской биржи труда и другие.