Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 10:33, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: теоретическое изучение основ социально-педагогического консультирования. Задачи: На основе теоретического анализа литературы определить теоретическое и методологическое содержание понятий «социальная педагогика», «социально-педагогическая деятельность»; выявить специфику профессиональной деятельности социального педагога. Изучить особенности становления и развития теории и практики консультирования. Раскрыть содержание понятия «социально-педагогическое консультирование», определить его формы. Изучить особенности семейного консультирования как вид социальной помощи.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 3 Глава №1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ... 5 1.1. Сущность, объект, предмет, функции и основная цель социальной педагогики................................................................................. 5 1.2. Специфика профессиональной деятельности социального педагога.... 9 Глава №2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ…..... 15 2.1. Общая характеристика....................................................................... 15 2.2. Особенности семейного консультирования.......................................... 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................. 26
Предметом социальной педагогики
как образовательного комплекса является
педагогический процесс подготовки специалистов
социальной сферы.
Ее целью выступает обеспечение
качественной подготовки специалистов
социальной сферы с учетом их профессионального
предназначения, людей, призванных и способных
умело строить свою работу в разнообразных
сферах социума и областях жизнедеятельности
человека, в том числе: практических социальных
работников и социальных педагогов; социальных
педагогов-исследователей и теоретиков
этой науки; преподавателей социальной
работы и социальной педагогики для различных
структур образовательного комплекса.
Основными функциями социальной
педагогики в этом качестве являются:
формирование системы знаний у социальных
педагогов и социальных работников в соответствии
с содержанием их подготовки; развитие
системы навыков и умений практической
работы в зависимости от специализации,
сферы деятельности; формирование системы
эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру, своей деятельности,
другим людям и самому себе; развитие профессионально-важных
педагогических и нравственных качеств,
необходимых специалисту для работы в
социуме; передача отечественной и зарубежной
систем опыта, накопленного в социальной
работе, социальной педагогике, а также
в других отраслях гуманитарного и обществоведческого
знания; самообразования; самосовершенствования.
По другим основаниям эти функции
могут быть названы по-иному, например:
организационно-управленческая (создание
инфраструктуры профессиональной подготовки
специалистов социальной сферы); научение
(формирование системы знаний социального
педагога в зависимости от его назначения,
содержания и сферы деятельности); подготовка
(создание условий для овладения навыками
и умениями практической деятельности
по профессиональному предназначению),
развитие (формирование профессионально
важных качеств, необходимых социальному
педагогу для эффективной деятельности);
обобщение и передача системы опыта (способов)
репродуктивной и продуктивной (творческой)
социально-педагогической деятельности;
коммуникативная (формирование системы
эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру, человеку и социуму)
и др. [10, с.59].
Социальная педагогика как
практика. Она отражает многообразие практической
деятельности специалистов в социальной
сфере педагогическими средствами.
Как практика социальная педагогика
имеет своим объектом конкретного человека
во взаимосвязи его с социальной средой
(средой обитания), а предметом – социально-педагогическую
деятельность субъектов и институтов
по достижению конкретных социально-педагогических
целей, способствующих наиболее полной
социализации человека, его целесообразного
взаимодействия с социальной средой.
Ее целью выступает гармонизация
этого взаимодействия, всей совокупности
взаимоотношений, позволяющая обеспечить
наиболее полную самореализацию человека
и развитие его как личности в реальных
условиях среды.
Такая гармонизация осуществляется
по направлениям:
целенаправленная педагогизация
социальной среды в интересах социализации,
ресоциализации обитаемого в ней человека,
группы;
воздействие (взаимодействие)
с самим человеком с учетом его потребностей,
возможностей, интересов;
педагогизация среды и воздействие
на человека в интересах создания для
него наиболее оптимальных условий самореализации.
По мнению Мардахаева Л.В. и
Липского И.А., социальная педагогика как
практика реализует следующие функции:
диагностическая – оценка социально-педагогических
факторов социума, протекающих в нем процессов,
условий жизнедеятельности и обитания
человека; уровня социально выраженных
его особенностей;
прогностическая – социально-педагогическое
прогнозирование протекания социальных
процессов среды; проявление в ней человека,
его индивидуальности, а также возможностей
целесообразного влияния на них (среду
и человека);
образовательная – подготовка
(переподготовка) человека как специалиста,
с учетом его интересов, желаний, индивидуальных
возможностей и потребностей среды;
адаптационная – приспособление
человека к среде или среды к человеку,
с учетом его индивидуальности;
коррективная – с учетом индивидуальности
человека и социально-психологических
потребностей среды;
мобилизующая – включение человека
в общую деятельность (в разные ее виды);
активизация его индивидуальных возможностей
как члена конкретного социума на жизнь,
на самореализацию;
контрольная – оценка и контроль
социального поведения, стимулирование
положительного самовыражения, предупреждение
негативных социальных действий, которые
оказываются на человека его окружением,
референтной группой;
реабилитационная – снятие
стресса, разрядка, разгрузка, восстановление
духовных и физических сил, накопление
положительных эмоций и пр.;
профилактическая (защитно-профилактическая)
– защита личности от среды в ее агрессивных
проявлениях (и наоборот) [10, с.59-60].
В своей совокупности изложенные
функции объединяются в группу социально-преобразовательных
функций социальной педагогики.
Итак, объектом социальной педагогики
выступает человек в процессе его социализации,
самосовершенствования, самореализации
в конкретном социуме, а предметом – педагогические
отношения, складывающиеся в социальной
среде между людьми, объектом и субъектом,
возможности педагогического влияния
на них (управления ими). Основное предназначение
социальной педагогики (цель) – обеспечение
оптимальных условий для самореализации
человека с его индивидуальными особенностями,
возможностями в среде обитания педагогическими
средствами.
1.2. Специфика профессиональной
деятельности социального педагога
Социально-педагогическая деятельность
по своей сущности очень близка к педагогической
деятельности, из которой она выделилась,
однако имеет и свою специфику. Чтобы выявить
ее отличительные особенности, рассмотрим
эти виды деятельности в сопоставлении.
Педагогическая деятельность
– это разновидность профессиональной
деятельности, направленная на передачу
социокультурного опыта посредством обучения
и воспитания, на создание условий для
личностного развития обучаемых [5, с.22].
Профессиональная педагогическая
деятельность осуществляется педагогами
– работниками дошкольных учреждений,
учителями, преподавателями профессиональных
учебных заведений и др. - в образовательных
учреждениях различных типов и видов:
дошкольных, общеобразовательных учреждениях,
учреждениях профессионального и дополнительного
образования и др. Деятельность в таких
учреждениях носит нормативный характер,
поскольку она регламентирована образовательными
стандартами, учебными планами, программами,
предполагает использование установленных
форм и средств обучения и воспитания,
методической литературы и других атрибутов
образовательного процесса.
Педагогическая деятельность
имеет непрерывный, планомерный характер,
поскольку все дети обязательно должны
пройти определенные образовательные
уровни, т. е. она равно направлена на всех
детей. Кроме того, объектом педагогической
деятельности могут быть и взрослые, как,
например, в системе профессионального
образования.
Социально-педагогическая деятельность
– это разновидность профессиональной
деятельности, направленная на оказание
помощи ребенку в процессе его социализации,
освоения им социокультурного опыта и
на создание условий для его самореализации
в обществе [5, с.24].
Осуществляется она социальными
педагогами как в различных образовательных
учреждениях, так и в других учреждениях,
организациях, объединениях, в которых
может находиться ребенок.
Социально-педагогическая деятельность
всегда является адресной, направленной
на конкретного ребенка и решение его
индивидуальных проблем, возникающих
в процессе социализации, интеграции в
общество, посредством изучения личности
ребенка и окружающей его среды, составления
индивидуальной программы помощи ребенку,
поэтому она локальна, ограничена тем
временным промежутком, в течение которого
решается проблема ребенка.
Основными направлениями социально-педагогической
деятельности являются:
деятельность по профилактике
явлений дезадаптации (социальной, психологической,
педагогической), повышению уровня социальной
адаптации детей посредством их личностного
развития;
деятельность по социальной
реабилитации детей, имеющих те или иные
отклонения от нормы.
Поскольку проблема ребенка,
требующая разрешения, как правило, имеет
и внутренние, личностные, и внешние аспекты,
социально-педагогическая деятельность
обычно включает две составляющие:
непосредственную работу с
ребенком;
посредническую деятельность
во взаимоотношениях ребенка со средой,
способствующую их социально-культурному
становлению и развитию.
По содержанию социально-педагогическая
деятельность чрезвычайно многообразна.
М.А.Галагузова отмечает, что
выделение ее разновидностей с точки зрения
содержания имеет важное значение не только
для развития науки и практики, но и для
профессиональной подготовки социальных
педагогов, так как это даст надежный критерий
и для выделения специализаций. Однако
в настоящее время это задача непростая,
поскольку сфера практической социально-педагогической
деятельности находится в стадии становления
и не охватывает все потенциально возможные
области ее применения [5, с.29].
Теоретически можно предположить,
что профилактическая деятельность должна
осуществляться во всех учреждениях и
организациях, где проводится массовая
работа с детьми. С этой точки зрения могут
быть выделены следующие виды социально-педагогической
деятельности, имеющие свою специфику:
социально-педагогическая деятельность
в образовательных учреждениях;
социально-педагогическая деятельность
в детских общественных объединениях
и организациях;
социально-педагогическая деятельность
в учреждениях творчества и досуга детей;
социально-педагогическая деятельность
в местах летнего отдыха детей;
социально-педагогическая деятельность
в конфессиях.
Работа по социальной реабилитации
детей, имеющих отклонения от нормы, должна
быть содержательно ориентирована на
различные категории таких детей, что
дает основание выделить несколько видов
социально-педагогической деятельности,
каждый из которых требует применения
особых, специфических подходов, методик
и технологий:
социально-педагогическая деятельность
с детьми, имеющими отклонения в развитии;
социально-педагогическая деятельность
с детьми, имеющими педагогические отклонения;
социально-педагогическая деятельность
с детьми, оставшимися без попечения родителей;
социально-педагогическая деятельность
с детьми отклоняющегося (девиантного)
поведения [5, с.30-31].
Каждый социальный педагог
должен иметь представление обо всех видах
социально-педагогической деятельности,
хотя в своей практической работе он скорее
всего будет осуществлять лишь несколько
из них, может быть даже какой-то один,
что зависит от специфики того учреждения,
где он будет работать.
Социальный педагог – специалист
в области социально-педагогической деятельности
и социального воспитания [22, с.199]
В профессиональной деятельности
социального педагога следует выделить
главные направления. Это его практическая,
образовательная и исследовательская
деятельность.
Практическая деятельность
сводится к решению проблем ребенка, а
также к координации деятельности различных
ведомственных служб в оказании ему помощи.
Социальный педагог должен
постоянно совершенствовать свое мастерство,
заниматься самообразованием, пополнять
знания. В этом состоит его образовательная
деятельность.
Практическая деятельность
социального педагога начинается с исследовательской
работы, анализа, изучения ребенка, семьи,
психологических и возрастных особенностей
всех, с кем ему необходимо работать. Он
изучается задатки и способности ребенка,
его интересы, условия жизни, моральный
климат его ближайшего окружения, его
положительные и отрицательные качества,
обстановку в семье, в школе, его физическое
и психическое здоровье [3, с.8-9].