Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Потребность в изучении и развитии творческих и интеллектуальных ресурсах общества, среди которых в последнее время именно детская одаренность находится на первом месте, существовала всегда. По мере того, как стал повышаться уровень развития общества, стала возрастать и необходимость изменения отношения социума к проблеме детской одаренности...

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении.docx

— 71.82 Кб (Скачать файл)

В настоящее время, определяя сущность социально-педагогического сопровождения, мы сталкиваемся с различного рода трудностями, главным из которых является неоднозначность данного понятия.

Ушаков в своем «Толковом  словаре русского языка» определяет, что сопровождать - значит следовать  рядом с кем-либо, сопутствовать. В социальной педагогике сопровождение  имеет свою трактовку [28].( Торохтий  В.С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики.)

Например, В.С Торохтий определяет социально-педагогическое сопровождение как форму социально-педагогической деятельности, которая отражает совокупность субъект - объектных и субъект - субъектных взаимодействий с целью максимальной реализации возможностей социума для разрешения проблем образования личности. Он считает, что в ее основе находится потребность в продолжительной помощи личности, которая оказалась в хронически трудных обстоятельствах, путем ее приобщения к тем или иным ресурсам, возможностям социальных институтов, социальной деятельности,  социальных отношений, составляющих основу социума.

В процессе социально-педагогического  сопровождения необходимо непосредственно или опосредованно, на протяжении продолжительного времени воздействовать на личность  используя потенциал социума. Главное же целью данного процесса является создание условий для реализации социальных потребностей личности и ее социальных способностей в конкретных жизненных обстоятельствах [28].( Торохтий  В.С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики.)

          Изучая опыт социально-педагогического сопровождения среди различных категорий детей и подростков, В.С. Торохтий выявил содержание и структуру данного социально-педагогического явления.

Социально - педагогическое сопровождение - это длительный и продолжительный процесс, в котором можно выделить определенные этапы, такие как: подготовительный, который обязательно включает социально-педагогическую диагностику потенциала социума, а также социальных потребностей, социальных способностей образования личности, сущность и сложность социально-педагогических проблем, а также информационный поиск методов, служб и специалистов, способных помочь решить проблему; этап выбора варианта социально-педагогической помощи, социально-педагогических технологий ее оказания и путей решения проблемы; этап установления специалистом взаимодействия между личностью и потенциала социума для реализации  избранного варианта помощи; этап стимулирования личности по организации собственной образовательно деятельности, включающей три стадии: стадия оказания сопровождаемым первичной помощи в начале реализации плана действий, стадия активного участия личности в самореализации своих образовательных потребностей и стадия совершенствования собственного личностного опыта образования на основе потенциала социума; этап самостоятельной  деятельности личности, самостоятельного решения собственных проблем на основе и внесение корректив в собственную образовательную деятельность; контрольно-оценочный или аналитический этап, включающий оценку результатов социально-педагогического  сопровождения образования, учет вновь возникших проблем и внесения корректив  его процесс [28].( Торохтий  В.С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики.)

Социально-педагогическое сопровождение  может появляться таких формах, как: социально-педагогическая помощь, оказываемая специалистом личности в виде социально-педагогического просвещения, социально-педагогической консультации, социально-педагогической профилактики, социально-педагогической коррекции, социально-педагогической реабилитации [28].( Торохтий  В.С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики.)

Ю.Слюсарев понятие «сопровождение» использовал для обозначения оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, которая способствует саморазвитию и активизирует собственные ресурсы человека [25].( Торохтий  В.С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики.26. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982,.)

Одаренность детей представляет особую группу отклонений. Это определенное сочетание различных способностей, которое обеспечивает успешность выполнение различной деятельности.

Способности-это характеристика личности, которая выражает величину освоения какой-либо деятельности. Мера таланта и одаренности устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, которые отличаются нестандартностью, оригинальностью и новизной.

Конечно, в  детстве у  многих детей проявляются различные  способности: к музыке, математику, к изучению иностранных языков и  т. д,  но только при определенных благоприятных условиях они приобретают  форму одаренности.

Одаренность также относится  и к психолого-педагогической сфере. Психолог Н.С. Лейтес много лет изучал способности и одаренность в детском возрасте. В своих работах он приводит

Примеры проявления одаренности  великих людей в ранние годы. Например, Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 лет окончил  два отделения философского факультета.

На сегодняшний день разработано  множество уникальных методик, позволяющих  обнаружить способности детей к различным видам деятельности: изобразительному искусству, музыке, спорту, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования. Но в тоже время эти проблема не исчерпывается, поскольку остается множество неразрешенных вопросов: как обнаруживать различные способности у детей? Как помочь ребенку реализовать эти способности? [32].( Штинова Г.Н. Социальная педагогика : учебник для студе Торохтий  В.С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики.нтов, вузов, обучающихся по специальности «Соц. Педагогика»2008г)

Вывод.

Проанализировав точки зрения различных ученых на понятие «одаренность», можно сделать вывод, что однозначного определения до сих пор нет, но большинство ученых  сходятся на том, что одаренность – это  достаточно высокий уровень развития различных способностей человека и это положительное, но все – таки   отклонение от нормы. Становится ясно, что одаренные дети испытывают трудности в социализации, и даже в обучении, поскольку на данный момент не разработано достаточное количество образовательных программ для таких детей, а также сами учителя не готовы с ними работать.  Поэтому, в данной ситуации, особенно актуальным  становится социально-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении.  Социально-педагогическое сопровождение должно способствовать развитию и саморазвитию самосознания личности одаренного ребенка, а также его самореализации.

 

 

 

 

Глава II Организация социально-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении.

2.1 Содержание  деятельности социально-педагогического  сопровождения одаренных детей  в образовательном учреждении 

 Социально-педагогическое  сопровождение - это процесс. Вообще слово «процесс» происходит от лат. processus — прохождение, продвижение.

В современной литературе появляется понятие социально-педагогический процесс. Существует множество его  определений, одно из которых дает Мардахаев : «Социально-педагогический процесс — это взаимодействие социального педагога и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему. В нем также проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности »[16].( Мардахаев Л. В.  Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов / Л.В. Мардахаев. - М. : Гардарики, 2003)

В.А. Никитин,  в свою очередь, считает, что: «социально-педагогический процесс - это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта» [18].( Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики. - М.: МГСУ, 1996.)

Как и всякий процесс, социально-педагогическое сопровождение имеет свою структуру. Он имеет субъект, объект, компоненты, этапы, цель, задачи, принципы и т.д.

Социально-педагогический процесс  в образовательных учреждениях  осуществляет конкретный специалист (или группа специалистов)-они и являются субъектами .Этот специалист и осуществляет деятельность, которая позволяет ему добиться желаемого результата, достигнуть определённой цели. Также субъектом является и сама личность, осуществляющая саморазвитие, самоконтроль.

В нашем случае субъектом социально-педагогического сопровождения будет являться социальный педагог, а также другие специалисты, которые буду вовлекаться в данный процесс.

Вторым, не менее важным структурным  элементов социально-педагогического  процесса в образовательном учреждении является объект деятельности, т.е. одаренный ребенок со своими индивидуальными особенностями, возможностями, проблемами.

Как отмечалось выше, социально - педагогический процесс имеет свои компоненты, это:

  • Целевой (который включает цели и задачи)
  • содержательный (включающий разработку содержания, отражающую каждую конкретную задачу)
  • операционально – деятельностный (процедуры по взаимодействию участников процесса, использование средств, форм, методов работы для достижения цели)
  • эмоционально - мотивационный (формирование и развитие положительных мотивов деятельности субъектов)
  • контрольно-оценочный ( контроль за ходом и результатами сопровождения на всех уровнях)
  • результативный (эффективность протекания сопровождения, достигнутый сдвиг в соответствии с поставленной целью) [18].( Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики. - М.: МГСУ, 1996.)

             Осуществляя социально-педагогическое сопровождение, социальный педагог выделяет три этапа (По В.А.Никитину):

    1. Подготовительный
    2. Непосредственной деятельности
    3. Результативный

В рамках подготовительного этапа включает:

1. Диагностику личности и выявление индивидуальности объекта, с помощью которой диагностики необходимо выявить как  индивидуальные отклонения человека и возникшие в связи с ними проблемы в самореализации, так и индивидуальные возможности человека, его потенциал, особенности его отношения к проблеме, а также условия среды, в которых он живет.

2. Формулирование проблемы, благодаря которому определяется, какая именно социально-педагогическая помощь нужна человеку и в каком направлении она будет осуществляться.

3. Социально-педагогическое прогнозирование, моделирование, которое представляет собой создание образа педагогической деятельности. Главное назначение моделирования - помочь социальному педагогу выбрать  наиболее оптимальный вариант социально-педагогической технологии.

Второй этап является основным. Он, в первую очередь, включает апробацию  социально-педагогической технологии, который необходим в связи с тем, что социальная педагогика имеет дело с отдельной конкретной  личностью, которая требует индивидуализации социально-педагогической технологии.

После апробации следует  этап непосредственной практической деятельности.

      Далее следует последний, заключительный этап. К его основным подэтапам относят: предварительная оценка действенности практической реализации социально-педагогической технологии; анализ проделанной  работы и ее результативности. Выявляются позитивные и негативные аспекты реализованной социально-педагогической технологии, варианта ее реализации, социально-педагогической деятельности специалиста (субъекта), а также роли и собственной деятельности клиента, как субъекта самосовершенствования[18].( Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики. - М.: МГСУ, 1996.)

          Действенность социально-педагогического процесса во многом зависит от оценки и анализа деятельности на всем его протяжении и своевременной коррекции.

Далее определяется  цель социально – педагогического сопровождения.  Цель-это ожидаемые позитивные изменения в человеке, которые произошли в результате подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов.

Ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем определяют задачи. Деятельность социального педагога выделяет следующие задачи:

  1. Создание условий для сохранения, укрепления физического, психического нравственно и социального здоровье подопечного
  2. Предупреждение и устранение прямых и косвенных десоциальных влияний микросреды на развитие ребенка
  3. Создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей подопечного 

          Социально-педагогическое сопровождение осуществляется на основе принципов:

  1. Индивидуального подхода
  2. Принципа развития
  3. Опоры на положительные стороны личности
  4. Объективность подхода к подопечному
  5. Конфиденциальности
  6. Принципа гуманистической направленности
  7. Демократизации педагогического процесса
  8. Принципа педагогического регулирования социального взаимодействия образовательного учреждения и ребенка

Информация о работе Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении