Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Потребность в изучении и развитии творческих и интеллектуальных ресурсах общества, среди которых в последнее время именно детская одаренность находится на первом месте, существовала всегда. По мере того, как стал повышаться уровень развития общества, стала возрастать и необходимость изменения отношения социума к проблеме детской одаренности...

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении.docx

— 71.82 Кб (Скачать файл)

Социально-педагогическое сопровождение имеет свои особые закономерности. Они определяются как объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами социально – педагогического процесса.

И.П. Подласый выделяет следующие закономерности:

  • Динамика социально-педагогического процесса. В социально-педагогическом процессе величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что социально-педагогический процесс имеет постепенный, ступенчатый характер;
  • Развитие личности в социально-педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень личностного развития зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия;
  • Управление учебно-воспитательным процессом. Эффективность социально-педагогического процесса зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых;
  • Стимулирование. Продуктивность социально-педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов учебно-воспитательной деятельности, интенсивности, характера и современности внешних стимулов;
  • Единство чувственного, логического и практического в социально-педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления полученного, практического применения осмысленного;
  • Единство внешней и внутренней деятельности. Эффективность педагогического взаимодействия зависит от качества деятельности как педагогов, так и собственной учебно-познавательной деятельности воспитуемых;
  • Обусловленность социально-педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от потребностей, а также возможностей личности и общества, условий протекания процесса[21].( Подласый И. П. Педагогика: новый курс : учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям : в 2 кн. /: Владос, 2006)

          Социально-педагогическое сопровождение одаренных  детей в образовательном учреждении имеет свои особенности. Главной его целью является - создание условий, способствующих развитию и саморазвитию личности одаренного ребенка, его успешной самоактуализации и социализации, а так же их поддержку.

В соответствие с целью  формируются и задачи социально-педагогического  сопровождения одаренных детей  в образовательном учреждении:

 

1)Создание условий   для успешной социализации и самореализации одаренных детей;

2)Организация в школе  и социуме воспитательной системы,  способствующей: формированию социально значимых качеств, раскрытию индивидуальных особенностей учащихся: их способностей, интересов.

3) Вовлечение детей в  социально-значимую деятельность, отвечающую  их потребностям и интересам;

4)Создание благоприятного  психологического климата для  развития одаренности ребенка;

5) Создание условий для сохранение физического и психического здоровье одаренного ребенка;

6) Развитие социально-педагогической  компетенции у учащихся, родителей, педагогов.

 

Социально-педагогическое сопровождение  одаренных детей-это комплексная проблема, поэтому для решения поставленных задач необходимо  вовлекать в деятельность специалистов разного профиля: психологов, медиков, педагогов, а также использовать потенциал социума.

Психологи проводят первичную  диагностику, направленную на изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей.

Медики проводят лечебно-профилактические мероприятия, направленные на укрепление физического и  психического здоровья одаренных учащихся.

Педагоги, в свою очередь, обучают детей в соответствие с их потенциальными возможностями  и потребностями.

Социально - педагогическое сопровождение одаренных детей  в образовательном учреждении может  осуществляться по  нескольким направлениям:

1)Диагностическое, которое  направлено в первую очередь  на выявление одаренных учащихся, а также изучение из личностных  особенностей и потенциальных  возможностей. Для реализации этого  направления могут использоваться  такие методы, как: тестирование, анкетирование, а также анализ  полученных данных.

2) Консультационное, или  просветительское направление в первую очередь заключается в работе с родителями и учителями. Для родителей проводятся различного рода консультации, собрания, а также в форме совместны с детьми семинаров-тренингов, на которых могут рассматриваться вопросы развития навыков общение и сотрудничества.

Для учителей необходимо организовывать курсы повышения квалификации, а  также знакомить из с новыми методиками преподавания.

3)Коррекционно-развивающее,  направленное на раскрытие и  развитие потенциальные возможностей одаренного ребенка.

Оно включает в себя:

        • формирование у детей уверенности в свободе выбора;
        • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
        • формирование адекватной самооценки; Здесь могут использоваться групповые и индивидуальные тренинги, направленных на освоение одаренными детьми способов самоанализа и самоконтроля.

Критерием эффективности  социально-педагогического сопровождения  одаренного ребенка  будет являться сформированность  у него личностных мотивов, уверенности в себе, социально-нравственной активности, готовности к взаимодействию.

 

          2.2Факторы, способствующие развитию одаренных детей  

На развитие одаренного ребенка,  как и на любой другой процесс, оказывают влияние множество факторов. 

Вообще слово «фактор»  происходит от лат. «factor» -делающий, производящий, и     означает  причину, движущую силу какого-либо процесса, определяющую  его характер или отдельные его черты [4].( Большая  Советская Энциклопедия : М. :  Сов. энциклопедия, 1980)

Факторы,  способствующие развитию одаренного ребенка  условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние

К внутренним факторам можно  отнести:

  • Личность самого ребенка

К внешним:

  • семью
  • сверстников
  • образовательное учреждение и социокультурные условия в целом.

Личность-это очень сложное  образование, приобретаемое человеком  в ходе жизнедеятельности  в процессе взаимодействия с другими людьми, а личность одаренного ребенка-еще  более  хрупкая и сложноустроенная система, от которой зависит развитие его способностей.

Не секрет, что у одаренных детей существует множество личностных проблем, связанных с самооценкой, излишней чувствительностью и впечатлительностью, замкнутостью, которая влечет за собой проблемы в социализации и адаптации, а следовательно и в развитии. Только преодоление этих проблем и формирование значимых личностных качеств может способствовать развитию одаренного ребенка.

Сила воли, положительная  мотивация, самоконтроль-все это  будет способствовать развитию одаренного ребенка.

        Также огромную роль в развитии одаренного ребенка играет его семья. Одаренный ребенок нуждается в особом внимании, поэтому очень важно чтобы родители как можно больше общались и взаимодействовали со своим ребенком.  Именно родители  принимают непосредственное  участие в воспитании ребенка, поэтому и формирование его личности во многом зависит от них.  Родители должны поддерживать одаренного ребенка во всех его начинаниях и творческих поисках, а также дать ему свободу выбора. Важную роль в развитии одаренного ребенка играет высокая познавательная активность родителей, особенно когда их общение с детьми проходит в форме совместной деятельности.

Помимо родителей, одаренный  ребенок взаимодействует со своими сверстниками. Часто одаренных дети могут вести себя немного странно, «не так как все», что может  осложнять их отношение с окружающими. Важно, чтобы  сверстники приняли такого ребенка.

Что касается образовательной  среды, но она не менее важна для развития одаренного ребенка.   Здесь играет роль и то, как воспринимает учитель такого ребенка. Очень важно, чтобы он по достоинству оценивал способности ребенка,  а также не боялся с ним работать. Учителя должны быть готовы к взаимодействию с одаренными детьми, а также важно понимание учителем своеобразия личности одаренного ребенка.

Второй элемент образовательной  среды - непосредственно обучение, т.е. образовательные программы, условия обучения и т.д.

Существует несколько  общих принципов обучения одаренных  детей:

— Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Данный принцип предполагает, что помимо знаний, умений и навыков одаренный дети должны приобретать и развивать личностные качества.

— Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Этот принцип означает, что обучение должно строиться  с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Этот подход особенно важен для обучения одаренных детей.

— Принцип учета возрастных возможностей. Он говорит о том, что весь процесс обучения должен учитывать возрастные особенности детей на каждом этапе [2].

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы способствовать развитию способностей одаренных детей, поэтому программы обучения должны:

- включать изучение широких  (глобальных) тем и проблем, что  позволяет учитывать интерес  одаренных детей к универсальному  и общему, их повышенное стремление  к обобщению, теоретическую ориентацию  и интерес к будущему;

- применять в обучении междисциплинарный подход , а также предлагать изучение проблем, которые будут относиться к разным областям знания.

- планировать изучение проблем, которые позволят учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

- учитывать интересы одаренного  ребенка и в максимальной мере  поощрять углубленное изучение  тем, выбранных самим ребенком;

- способствовать изучению различных способов получения знаний;

- предусматривать гибкость, вариативность учебного процесса , а также допускать его корректировку самими детьми, в процессе изменения их потребностей;

-поддерживать, развивать  и поощрять самостоятельность  детей в учении; 
обеспечивать источниками информации и разрешать свободное их использование;

- предусматривать изменение  учебной ситуации , а также учебного материала;

-обучать одаренных детей адекватно оценивать свою работу, формировать у них способность публично обсуждать и оценивать свои идеи и результаты творческой деятельности;

- помогать развитию рефлексии и самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

- содержать индивидуальную психологическую поддержку и помощь с учетом уникальности личности каждого одаренного ребенка [2].( Богоявленская Н.Б. « Рабочая концепция одаренности» М. : Магистр, 1998)

Также необходимо организовывать различные факультативные занятия, творческие кружки, в которых у  одаренных детей будет возможность  само выражаться и раскрывать свои творческий потенциал, а также найти  единомышленников и даже друзей «по  интересам».

У одаренных детей  должна быть возможность получить в общеобразовательном  учреждении такое образование, которое  будет способствовать  максимальному  раскрытию их потенциала. При этом одаренный ребенок должен комфортно чувствовать себя в процессе обучения.

Вывод.

Социально-педагогическое сопровождение, прежде всего, является процессом, поэтому  имеет множество составляющих. Он должен  осуществляться этапами, по определенным принципам, решать конкретные задачи. Когда же происходит организация социально-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении у него появляются свои особенности, поскольку главное его целью становится создание условий для развития и саморазвития личности одаренного ребенка.  Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении – это очень сложный, требующий огромных усилий процесс, имеющий ряд задач, принципов, компонентов, направлений и т.д. Для его осуществления социальному педагогу необходимо координировать усилия множества специалистов, а также использовать потенциал социума. К тому же в процессе социализации на одаренного ребенка влияет множество факторов - внутренние, т.е. личностные, и внешние - семья, сверстники, образовательная среда. Задача социально-педагогического сопровождения – направить данные факторы так, чтобы  они оказывали положительное влияние на развитие одаренного ребенка.

Информация о работе Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении