Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:35, курсовая работа
Потребность в изучении и развитии творческих и интеллектуальных ресурсах общества, среди которых в последнее время именно детская одаренность находится на первом месте, существовала всегда. По мере того, как стал повышаться уровень развития общества, стала возрастать и необходимость изменения отношения социума к проблеме детской одаренности...
Социально-педагогическое сопровождение имеет свои особые закономерности. Они определяются как объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами социально – педагогического процесса.
И.П. Подласый выделяет следующие закономерности:
Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении имеет свои особенности. Главной его целью является - создание условий, способствующих развитию и саморазвитию личности одаренного ребенка, его успешной самоактуализации и социализации, а так же их поддержку.
В соответствие с целью формируются и задачи социально-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении:
1)Создание условий для успешной социализации и самореализации одаренных детей;
2)Организация в школе
и социуме воспитательной
3) Вовлечение детей в
социально-значимую
4)Создание благоприятного психологического климата для развития одаренности ребенка;
5) Создание условий для сохранение физического и психического здоровье одаренного ребенка;
6) Развитие социально-
Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей-это комплексная проблема, поэтому для решения поставленных задач необходимо вовлекать в деятельность специалистов разного профиля: психологов, медиков, педагогов, а также использовать потенциал социума.
Психологи проводят первичную диагностику, направленную на изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей.
Медики проводят лечебно-профилактические мероприятия, направленные на укрепление физического и психического здоровья одаренных учащихся.
Педагоги, в свою очередь, обучают детей в соответствие с их потенциальными возможностями и потребностями.
Социально - педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении может осуществляться по нескольким направлениям:
1)Диагностическое, которое
направлено в первую очередь
на выявление одаренных
2) Консультационное, или просветительское направление в первую очередь заключается в работе с родителями и учителями. Для родителей проводятся различного рода консультации, собрания, а также в форме совместны с детьми семинаров-тренингов, на которых могут рассматриваться вопросы развития навыков общение и сотрудничества.
Для учителей необходимо организовывать курсы повышения квалификации, а также знакомить из с новыми методиками преподавания.
3)Коррекционно-развивающее, направленное на раскрытие и развитие потенциальные возможностей одаренного ребенка.
Оно включает в себя:
Критерием эффективности
социально-педагогического
2.2Факторы, способствующие развитию одаренных детей
На развитие одаренного ребенка, как и на любой другой процесс, оказывают влияние множество факторов.
Вообще слово «фактор» происходит от лат. «factor» -делающий, производящий, и означает причину, движущую силу какого-либо процесса, определяющую его характер или отдельные его черты [4].( Большая Советская Энциклопедия : М. : Сов. энциклопедия, 1980)
Факторы, способствующие развитию одаренного ребенка условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние
К внутренним факторам можно отнести:
К внешним:
Личность-это очень сложное образование, приобретаемое человеком в ходе жизнедеятельности в процессе взаимодействия с другими людьми, а личность одаренного ребенка-еще более хрупкая и сложноустроенная система, от которой зависит развитие его способностей.
Не секрет, что у одаренных детей существует множество личностных проблем, связанных с самооценкой, излишней чувствительностью и впечатлительностью, замкнутостью, которая влечет за собой проблемы в социализации и адаптации, а следовательно и в развитии. Только преодоление этих проблем и формирование значимых личностных качеств может способствовать развитию одаренного ребенка.
Сила воли, положительная мотивация, самоконтроль-все это будет способствовать развитию одаренного ребенка.
Также огромную роль в развитии одаренного ребенка играет его семья. Одаренный ребенок нуждается в особом внимании, поэтому очень важно чтобы родители как можно больше общались и взаимодействовали со своим ребенком. Именно родители принимают непосредственное участие в воспитании ребенка, поэтому и формирование его личности во многом зависит от них. Родители должны поддерживать одаренного ребенка во всех его начинаниях и творческих поисках, а также дать ему свободу выбора. Важную роль в развитии одаренного ребенка играет высокая познавательная активность родителей, особенно когда их общение с детьми проходит в форме совместной деятельности.
Помимо родителей, одаренный ребенок взаимодействует со своими сверстниками. Часто одаренных дети могут вести себя немного странно, «не так как все», что может осложнять их отношение с окружающими. Важно, чтобы сверстники приняли такого ребенка.
Что касается образовательной среды, но она не менее важна для развития одаренного ребенка. Здесь играет роль и то, как воспринимает учитель такого ребенка. Очень важно, чтобы он по достоинству оценивал способности ребенка, а также не боялся с ним работать. Учителя должны быть готовы к взаимодействию с одаренными детьми, а также важно понимание учителем своеобразия личности одаренного ребенка.
Второй элемент
Существует несколько общих принципов обучения одаренных детей:
— Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Данный принцип предполагает, что помимо знаний, умений и навыков одаренный дети должны приобретать и развивать личностные качества.
— Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Этот принцип означает, что обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Этот подход особенно важен для обучения одаренных детей.
— Принцип учета возрастных возможностей. Он говорит о том, что весь процесс обучения должен учитывать возрастные особенности детей на каждом этапе [2].
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы способствовать развитию способностей одаренных детей, поэтому программы обучения должны:
- включать изучение широких
(глобальных) тем и проблем, что
позволяет учитывать интерес
одаренных детей к
- применять в обучении междисциплинарный подход , а также предлагать изучение проблем, которые будут относиться к разным областям знания.
- планировать изучение проблем, которые позволят учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
- учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
- способствовать изучению различных способов получения знаний;
- предусматривать гибкость, вариативность учебного процесса , а также допускать его корректировку самими детьми, в процессе изменения их потребностей;
-поддерживать, развивать
и поощрять самостоятельность
детей в учении;
обеспечивать источниками информации
и разрешать свободное их использование;
- предусматривать изменение учебной ситуации , а также учебного материала;
-обучать одаренных детей адекватно оценивать свою работу, формировать у них способность публично обсуждать и оценивать свои идеи и результаты творческой деятельности;
- помогать развитию рефлексии и самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
- содержать индивидуальную психологическую поддержку и помощь с учетом уникальности личности каждого одаренного ребенка [2].( Богоявленская Н.Б. « Рабочая концепция одаренности» М. : Магистр, 1998)
Также необходимо организовывать
различные факультативные занятия,
творческие кружки, в которых у
одаренных детей будет
У одаренных детей должна быть возможность получить в общеобразовательном учреждении такое образование, которое будет способствовать максимальному раскрытию их потенциала. При этом одаренный ребенок должен комфортно чувствовать себя в процессе обучения.
Вывод.
Социально-педагогическое сопровождение, прежде всего, является процессом, поэтому имеет множество составляющих. Он должен осуществляться этапами, по определенным принципам, решать конкретные задачи. Когда же происходит организация социально-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении у него появляются свои особенности, поскольку главное его целью становится создание условий для развития и саморазвития личности одаренного ребенка. Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении – это очень сложный, требующий огромных усилий процесс, имеющий ряд задач, принципов, компонентов, направлений и т.д. Для его осуществления социальному педагогу необходимо координировать усилия множества специалистов, а также использовать потенциал социума. К тому же в процессе социализации на одаренного ребенка влияет множество факторов - внутренние, т.е. личностные, и внешние - семья, сверстники, образовательная среда. Задача социально-педагогического сопровождения – направить данные факторы так, чтобы они оказывали положительное влияние на развитие одаренного ребенка.