Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Потребность в изучении и развитии творческих и интеллектуальных ресурсах общества, среди которых в последнее время именно детская одаренность находится на первом месте, существовала всегда. По мере того, как стал повышаться уровень развития общества, стала возрастать и необходимость изменения отношения социума к проблеме детской одаренности...

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении.docx

— 71.82 Кб (Скачать файл)

 

Тема: Социально-педагогическое сопровождение  одаренных детей  в образовательном учреждении.

 

Введение.

Потребность в изучении и  развитии творческих и интеллектуальных ресурсах общества, среди которых  в последнее время именно детская  одаренность находится на первом месте, существовала всегда. По мере того, как стал повышаться уровень развития общества, стала возрастать и необходимость  изменения отношения социума  к проблеме детской одаренности. Актуальными стали вопросы  разработки механизмов адаптации в современном  обществе,  реализации системы мер  федерального уровня, которая позволяла  бы самореализоваться одаренным детям, а обществу и государству использовать их креативные возможности, уникальные результаты их деятельности.

В современных условиях развития общества особенно важным и актуальным становится процесс социально-педагогического  сопровождения   одаренных  школьников, поскольку, чем раньше будет раскрыт и развит потенциал одаренного ребенка, тем больше будет высокообразованных, ярких людей с лидерскими качествами, ориентированных на качественное образование, применение своих знаний в работе  и стремящихся к постоянному развитию.

Только труд талантливых  и способных людей  может способствовать развитию России и способствовать  преодолению  переломных моментов в развитии общества и государства.

Особенно важным становится вопрос выявления одаренных детей, а также поддержки и развития их интеллектуального развития. Такие  дети нуждаются в особых учебно-образовательных программах.  Дети, склонные к особым достижениям, могут сразу и не проявлять их, поэтому очень важно вовремя выявлять одаренных детей для их дальнейшей социально-педагогической поддержки.

Как мы видим, в настоящее  время накоплен довольно богатый  материал по  проблеме детской одаренности, но вместе с тем, на практике оказывается, что процесс обучения и воспитания одаренных детей далек от совершенства.

Проблема одаренности  представляет собой комплексную  проблему, стоящую на стыке педагогики и психологии, что обуславливает  трудности в её исследовании.

 

Цель: изучить социально-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательных учреждениях

Объект: социально-педагогическое сопровождение одаренных детей

Предмет: процесс реализации социально-педагогического сопровождения одаренных детей

Задачи:

 

  1. Изучить социально-педагогический аспект понятия одаренность
  2. Изучить содержание социально-педагогического сопровождения одаренного ребенка в образовательном учреждении
  3. Изучить сущность социально-педагогического сопровождения одаренных детей
  4. Обозначить условия, при которых социально-педагогическое сопровождение будет способствовать развитию одаренных детей в образовательном учреждении
  5. Определить факторы, способствующие развитию одаренных детей.

 

 

 

 

 

Глава I Теоретический аспект изучения одаренности и социально-педагогического сопровождения.

1.1«Одаренность» как социально-педагогическая проблема.

  Впервые понятие одаренность  было введено  в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном.

«Одаренность – это  высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать  особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую  и специальную одаренность. Так, общая умственная одаренность проявляется  в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления  которых необходимы определённые умственные качества (например, хорошая память, концентрация внимания и т.д.). Специальная  одаренность связана с различными видами деятельности, в которых она  более всего раскрывается. Основными  признаками высокой одаренности являются: раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности» [4]-  (Большая  Советская Энциклопедия : М. :  Сов. энциклопедия, 1980)

Но не все ученые  согласны  с данным определением.   Например, С. Л. Рубинштейн выделяет одаренность  общую и специальную. Общую он соотносит с условиями ведущих форм деятельности, а специальную - с требованиями определенных ее видов [21]. (Подласый И. П. Педагогика: новый курс : учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям : в 2 кн. /: Владос, 2006)

Общая одаренность в большей  степени соотносится с интеллектом, а специальная-с  творческими  способностями, креативностью.

Б. М. Теплов определил одарённость  как «качественно-своеобразное сочетание  способностей, от которого зависит  возможность достижения большего или  меньшего успеха в выполнении той  или другой деятельности[25].( Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активации саморазвития личности, СПб, 1992)

 

Д. Б. Богоявленская  в «Рабочей концепции одаренности»  определяет одаренность - как системно развивающиеся в течение всей жизни качества психики, определяющие возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с остальными людьми [2].( Богоявленская Н.Б. « Рабочая концепция одаренности» М. : Магистр, 1998)

Кроме того, Д. Б Богоявленской  выделены три главных вида одаренности:

– академическая, которая проявляется в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний;

– интеллектуальная, которая заключается в особой умственной самостоятельности, в повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем;

– творческая, то есть способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности[3].( Богоявленская Н.Б. Психология одаренности : понятие, виды, проблемы / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская ; Департамент образования г. Москвы, Моск. ин-т открытого образования, Психол. ин-т РАО, Моск. гос. психол.-пед. ун-т. - М. : МИОО, 2005)

Лаптева Е.М. « Одаренность-это  умение видеть необычный ракурс в  обычном и выявление немотивированно  высокой, чаще всего творческой способности  в одном или нескольких видах  деятельности.»

Также довольно много  работ  в области  одаренности у  профессора, доктора психологических и педагогических наук А.А.Савенкова. Он определяет одаренность как: «Человеческое мышление, способное к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природы отмечает каждого человека. Но также очевидно, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренными же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства…»[23].( Савостьянов А.И.Социальная адаптация и развитие одаренных детей в учебно-воспитательном процессе школы / А. И. Савостьянов // Начальное образование : науч.-метод. журн. - 2011. - C. 30-36)

Свой взгляд на одаренность  у американского психолога Ховарда Гарднера. Он предложил свою «теорию множественного интеллекта», в которой выделил 7 видов интеллектуальных способностей:

1. Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую, синтаксическую, семантическую  и прагматическую составляющие речи.

2. Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра звука.

3. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.

4. Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.

5. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.

6. Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.

7. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

Наиболее популярной в  настоящее время идеей в области изучения одаренности является концепция человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли, согласно которой одаренность представляет собой сочетание нескольких характеристик:

1. Интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

2. Творческих;

3. Настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу)[12].( Н.С. Лейтес. Психология одаренности детей и подростков М.: Издательский центр «Академия», 1996.)

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет говорить о  том, что на сегодняшний день не существует однозначного определения одаренности.

          На основе определений одаренности, данных различными учеными,  мы можем заметить - несмотря на множество различий, все они сходятся в одном: одаренность-это некое отклонение от нормы, только в положительную сторону, со знаком «+».

Одаренные дети по решению  Всемирной организации здравоохранения  входят в «группу риска». Им необходимо особое воспитание, специальные, индивидуальные учебный программы, специально подготовленные учителя, специальные учебные заведения.

Одаренные дети испытывают огромный недостаток в общении с окружающим миром. Им тяжело общаться со своими сверстниками, поскольку те значительно отстают от них в интеллектуальном развитии и не понимают одаренных детей. К тому же у одаренных детей зачастую очень высокая самооценка, что также осложняет отношения со сверстниками.

Другая проблема - недостаточная  готовность учителей обучать таких  детей.

В некотором роде это особые дети, поэтому они  нуждаются в  психологическом, педагогическом  и, конечно же, социально-педагогическом сопровождении. В современной педагогической и психологической науке появился термин «особые дети», к которым относят и одаренных учащихся.

 

1.2 Сущность социально – педагогического сопровождения одаренных детей

         Социально-педагогическое сопровождение направлено на анализ способностей одаренного ребенка, его интересов и потенциальных возможностей.  Оно включает в себя помощь, поддержку в индивидуальном развитии, в обучении, в самореализации.  Социальный педагог должен создавать условия для комфортного обучения ребенка,  разрабатывать индивидуальных маршрут сопровождения для каждого ребенка, а также способствовать его социализации, самоактуализации, используя при этом потенциал социума.

Помимо работы  с одаренными детьми, социально-педагогическое сопровождение  включает  работу и с педагогами: подготовка их к работе с одаренными учащимися, разработка программ и принципов  работы с ними.

В целом работа социальных педагогов с одаренными детьми осложняется

множеством факторов. Согласно данным различных  исследований в  этой области, отмечаются следующие  основные недостатки в педагогической деятельности:

• учителя зачастую не стремятся выявить одаренных детей в своем классе; это часто вызвано слабой психологической подготовкой, отсутствием систематических знаний об одаренных детях, недостаточным развитием исследовательских навыков, отсутствием методик обучения одаренных детей;

• учитель часто не имеет возможности организовать индивидуальное обучение одаренного ребенка.

Особое значение для разработки современной теории социально-педагогического  сопровождения одаренных детей  имеет исследование В.А. Лазарева, который  рассматривает это сопровождение  как процесс создания оптимальных  условий развития и проявления индивидуального  сочетания имеющихся у старшего школьника способностей и нейтрализации (либо коррекции) факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных школьников, как процесс, который включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи школьнику в решение возникающих проблем различного характера [11].(   Лазарев В.А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : (13.00.01) / В.А. Лазарев. - Ярославль, 2005)

В целом в России не так  много внимания уделяется социально-педагогическому  сопровождению одаренных детей  и больше  рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения.

 Так, Захарченко Т.В. его целью видит: «изучение особенностей интеллектуально-личностного развития потенциала учащихся на разных возрастных ступенях образования» [9].(  Захарченко Т.В.  Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей : [опыт педагога-психолога сред. общеобразоват. шк. № 1 с углубл. изучением отдел. предметов г. Котово Волгогр. обл.] Одаренный ребенок)

Соответственно цели формируется  задача :  трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала   личности ребенка путем совершенствования его способностей в процессе саморазвития.

Логинова И.Б., Зимина И.П., Грибенюк Г.Г предлагают одной из составляющих психолого-педагогического сопровождения сделать долгосрочный мониторинг, целью которого является создание системы персонифицированного долгосрочного мониторинга и сопровождения развития одаренных детей. Разработка системы мониторинга развития одаренных детей, основанная на современных методологических принципах научного познания, позволит не только проанализировать результаты деятельности, но и провести сравнительный анализ развития данной категории обучающихся [15].( Логинова И.Б.  Долгосрочный мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей : [в рамках подпрограммы "Одар. дети" гор. целевой программы развития общ. образования на 2007-2009 гг. в Екатеринбурге] / И. Б. Логинова, И. П. Зимина, Г. Г. Грибенюк //)

Информация о работе Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении