Сравнительный анализ эффективности методов изучения психологической готовности ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 06:35, курсовая работа

Краткое описание

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень актуальной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки.
В связи с этим остро встает вопрос о готовности детей к обучению в школе. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести и семилетних детей позволяет конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности ребёнка к школе. 7
1.1.Психологическая готовность ребёнка к школе. 7
1.2. Диагностика психологической готовности к школе...............................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе .20
2.1.Организация и проведение исследования психологической готовности ребенка к школе .................................................................................................................................20
2.2.Сравнительный анализ результатов исследования……………..……..............29
2.3. Методические рекомендации….................................................................................
Заключение…………………………………………………….........................................
Список используемых источников ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом май город 2 группыАлена переделка.docx

— 327.58 Кб (Скачать файл)

Л.П. Кичатинов выделяет три группы потребностей, особо актуальных к концу дошкольного возраста: ценностно-ориентационные, интеллектуальные и коммуникативные (общение с взрослыми в первую очередь). В связи с данными потребностями исследователи Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков выделяют шесть основных мотивов, достигающих максимального развития к концу дошкольного возраста :

1.Социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника; 

2.Учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому; 

3.Оценочные мотивы, стремление получить оценку взрослого, его одобрение и расположение; 

4.Позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника;

5.Внешние по отношению  к школе и учению мотивы  – «я пойду в школу, потому  что мама так сказала»; 

6.Игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность – «Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями». 

А.Н. Леонтьев, определяя  мотивационную сферу ядром личности, подчеркивал, что среди разнообразных  социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив  получения высоких отметок. 

Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог  его эмоционального благополучия, предмет  гордости. 

Среди мотивов учебной  деятельности выделяются познавательные мотивы, социальные и мотивы достижений.

1. Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с  содержательными или структурными  характеристиками самой учебной  деятельности: стремление получать  знания; стремление овладеть способами  самостоятельного приобретения  знаний; 

2. Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими  на мотивы учения, но не связанные  с учебной деятельностью (меняются  социальные установки в обществе, следовательно, меняются социальные  мотивы учения): стремление быть  грамотным человеком, быть полезным  обществу; стремление получить одобрение  старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами  взаимодействия с окружающими  людьми, одноклассниками. 

3. Мотивация достижения  в начальных классах нередко  становится доминирующей. У детей  с высокой успеваемостью ярко  выражена мотивация достижения  успеха - желание хорошо, правильно  выполнить задание, 
получить нужный результат. Дети, обладающие выраженной мотивацией избегания неудачи, стараются избежать «двойки», и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т. д.). 

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают  разную силу и значимость. Уже в  младшем дошкольном возрасте ребенок  сравнительно легко может принять  решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать  на привлекательный предмет. Это  становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».

   Наиболее сильный  мотив для дошкольника - поощрение,  получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность ибеспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Говоря о мотивах учения, можно сказать, что учебная деятельность дошкольников побуждается не одним, а целой системой разнообразных  мотивов. Каждый из перечисленных мотивов  в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре дошкольника, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Наряду с осознанием общественной значимости школьного учения, умением подчинять  свое «хочу» слову «надо», желанием трудиться и доводить начатое  дело до конца, стремлением к успеху и адекватной самооценкой, мотивы учебной  деятельности будут оказывать влияние  на особенности обучения ученика. 

Таким образом, можно сказать, что психологическая готовность к школе, прежде всего, проявляется  в наличии у ребенка учебной  мотивации, позволяющей ему эффективно включиться в учебный процесс. Одновременно мотивация учения свидетельствует о необходимом и достаточном для начала обучения в школе развитии интеллектуальной и произвольной сферы будущего ученика.

Следует также  отметить, что  одними из главных аспектов или свойств личности ребенка, говорящих о его готовности к школьному обучению служат самооценка и отношения со взрослыми и сверстниками, т.к. это заявлено в гипотезе. Именно на это должна быть направлена диагностика готовности. 

 

1.2. Диагностика психологической готовности к школе

Дайте здесь  определение «метод», т.е. более широкая  его трактовка. Можно взять это определение из словарей, справочников и т.д. Перейдите на перечень методов изучения готовности. Дайте также определение «методология».

 

Методика – это совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода применяются с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте.9

 Конкретное воплощение  метода –это выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры (Рис. 1).

 

 

Рис.1. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования в психологии

Рассмотрим методы в психологии.  Метод наблюдения - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Преимущества метода наблюдения:  позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения; позволяет одновременно охватить поведение  ряда лиц по отношению друг к другу  или к определённым задачам, предметам  и т. д; позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых  субъектов; позволяет достичь многомерности  охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального  и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения: многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя, социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому, предубеждение наблюдателя, комплексность наблюдаемых ситуаций, эффект первого впечатления,усталость наблюдателя и наблюдаемого, ошибки в оценках, «гало-эффект»,«эффект снисходительности», ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),ошибки моделирования, ошибка контрастности, однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов, необходимость классифицировать результаты наблюдения, необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных), малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей, сложность соблюдения операциональнойвалидности.

Метод беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.10Рассмотрим плюсы и минусы, которые несет в себе метод беседы.Преимущества метода беседы: возможность задавать вопросы в правильной последовательности, возможность пользования вспомогательным материалом (запись вопросов на карточке и пр.).Анализируя невербальные реакции опрашиваемого человека, можно сделать дополнительный вывод о достоверности ответов.

Недостатки метода беседы: требуется большое количество времени;психологу необходимо обладать соответствующими навыками проведения результативной беседы.

Психологический тест —  стандартизированное задание, по результатам  выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Популярность метода тестов объясняется следующими главными его  достоинствами:

1.Стандартизацией условий и результатов, тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя);

2. Оперативностью и экономичностью. Типичный тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется, как правило, не более полминуты, а весь тест занимает, как правило, не более часа. Тестированию одновременно подвергается сразу группа испытуемых, таким образом, происходит значительная экономия времени на сбор данных;

3. Количественным дифференцированным характером оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам. Количественный характер тестовых результатов дает возможность применить хорошо разработанный аппарат психометрии, позволяющий оценить, насколько хорошо работает данный тест на данной выборке испытуемых в данных условиях;

4.Надежностью. Это, наверное, самое главное достоинство тестов в психодиагностике. В отличие от этого любой грамотно построенный тест охватывает основные разделы учебной программы (тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности).

5. Справедливостью. Является важнейшим социальным следствием перечисленных выше достоинств. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора. Хороший тест ставит всех в равные условия. Поэтому, так важно всем, кто имеет доступ к тестам и их результатам, учиться культуре грамотного и гуманного применения тестов, ибо только добросовестное и квалифицированное отношение пользователей к тестам превращает их в инструмент, повышающий, а не понижающий уровень справедливости в обществе;

Проанализировав методы психодиагностики, можно сделать вывод, что метод  тестирования, как метод психодиагностической методики,  даст более точные результаты исследования, потому что он отличается от остальных методов стандартизированностью, валидностью и достоверностью полученных данных.

Готовность ребенка к школе как многокомпонентное образование, складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника, необходимо согласиться с тем, что нет и не может быть единственного теста, измеряющего готовность ребенка к школе, необходим комплекс методик. Выбор методики диагностики психологической готовности к школе зависит от подхода к организации диагностического обследования, выбираемого тем или иным психологом.

Диагностика (греч. diagnostikos - способный распознавать) - процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения.11

Понятие «диагностика» означает «постановка психологического диагноза», или принятие квалификационного  решения о наличном психологическом  состоянии человека в целом или  о каком-либо отдельно взятом психологическом  свойстве. Психодиагностика – область  психологической науки и важнейшая  форма психологической практики, которая связана с разработкой  и использованием разнообразных  методов расположения индивидуальных особенностей человека.12

 Основной целью психологического  обследования ребенка при приеме  в школу является выявление  актуального уровня его психического  развития, а также индивидуально-психологических  особенностей, специфики поведенческих  характеристик. Только своевременная  диагностика может обеспечить  надежный прогноз дальнейшего  развития и обучения ребенка,  а также успешность построения  коррекционно-развивающей работы, приводящей  к полноценному формированию  готовности к обучению к школе.

Ряд авторов таких, как  Н.Я. Семаго и М.М. Семаго считают, что  психологическая диагностика с  целью определения готовности к  школе должна носить интегративный  характер и опираться на следующие принципы:

1. Процедура обследования  должна строиться в соответствии  с актуальным возрастом ребенка,  особенностями его поведения,  а также с учетом взаимодействия  в диаде «взрослый – ребенок»;

2. Используемый методический  аппарат должен быть адекватен  возрасту обследуемого, целям и  гипотезе обследования;

3. Применяемый комплекс  методик должен давать максимальную  информацию не только о специфике  развития ребенка и формирования различных его психических функций и систем на феноменологическом уровне, но и позволять выявить комплекс и иерархию причин, обусловливающих данный вариант развития;

4. Психолого-педагогическая  квалификация уровня актуального  развития ребенка, сформированности психологических предпосылок к началу школьного обучения должна быть многоаспектной и сопровождаться постановкой многоуровневого психологического диагноза на основе учета вклада каждого их трех критериев (обучаемость, адекватность, критичность), что позволит определить прогноз дальнейшего развития и направления развивающей или коррекционной работы.

Информация о работе Сравнительный анализ эффективности методов изучения психологической готовности ребенка к школе