Сравнительный анализ эффективности методов изучения психологической готовности ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 06:35, курсовая работа

Краткое описание

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень актуальной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки.
В связи с этим остро встает вопрос о готовности детей к обучению в школе. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести и семилетних детей позволяет конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности ребёнка к школе. 7
1.1.Психологическая готовность ребёнка к школе. 7
1.2. Диагностика психологической готовности к школе...............................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе .20
2.1.Организация и проведение исследования психологической готовности ребенка к школе .................................................................................................................................20
2.2.Сравнительный анализ результатов исследования……………..……..............29
2.3. Методические рекомендации….................................................................................
Заключение…………………………………………………….........................................
Список используемых источников ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом май город 2 группыАлена переделка.docx

— 327.58 Кб (Скачать файл)

Для формирования навыков, необходимых  в школе, можно играть с детьми в различные игры, нацеленные на выработку и укрепление необходимых  качеств и свойств (например: игра «Да» и «нет» не говорите, черный с белым не берите», целью, которой является развить у детей умение сосредоточиваться и концентрировать свое внимание).

Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей  дошкольного возраста:

- оптимизация детско-родительских  отношений: необходимо, чтобы ребенок  рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его  индивидуальным особенностям, заинтересованности  в его делах и занятиях, уверенности  и последовательности в воспитательных  воздействиях со стороны взрослых;

- оптимизация отношений  ребенка со сверстниками: необходимо  создать условия для полноценного  общения ребенка с другими;  если у него возникают трудности  в отношениях с ними, нужно  выяснить причину и помочь  дошкольнику приобрести уверенность  в коллективе сверстников;

- расширение и обогащение  индивидуального опыта ребенка:  чем разнообразнее деятельность  ребенка, чем больше возможностей  для активных самостоятельных  действий, тем больше у него  возможностей для проверки своих  способностей и расширения представлений  о себе;

- развитие способности  анализировать свои переживания  и результаты своих действий  и поступков: всегда положительно  оценивая личность ребенка, необходимо  вместе с ним оценивать результаты  его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей  и ошибок и способы их исправления.  При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

Методические рекомендации учителям начальных классов:

В.В. Зинченко, была разработана  методика активизации межсубъектных взаимодействий учащихся на основе их включения в коммуникативные ситуации, которая отражает логику поэтапного формирования социальной активности. Под коммуникативной ситуацией, понимается стихийно возникающие или специально организованные педагогом ситуации в общении, вызванные потребностями вербального взаимодействия учащихся в ходе совместной деятельности и требующие определенного уровня сформированности коммуникативных умений и навыков для их разрешения.

В основе данной методики лежит  включение младших школьников:

- формирование социального  доверия младших школьников друг  к другу;

- развитие социальных  эмоций младших школьников;

- формирование умения  отстаивать собственную позицию  в процессе общения;

- развитие коммуникативных  умений и навыков учащихся.

Коммуникативно-исполнительские  ситуации предполагают формирование у  младших школьников потребности  налаживания межличностных контактов  в ходе совместной деятельности, при  этом процесс межличностного взаимодействия основывается на четком исполнении этических  норм и правил поведения в обществе, которые подробно разъясняются учащимся перед началом совместной работы, а затем многократно повторяются  по ходу ее выполнения.

Для усвоения и закрепления  младшими школьниками норм и правил поведения в процессе взаимодействия используются различные формы работы: инсценировки, конкурсы, построение –  диалогов учащимися и др.

Коммуникативно-адаптивные ситуации направлены на формирование у младших школьников стремления реализовывать конструктивное общение  с партнерами в совместной деятельности; они организуются на внеурочных мероприятиях. При этом имеет место стимулирование стремлений учащихся согласовывать свои действия с требованиями других участников, включенных в различные ситуации.

Следующая группа заданий  называется коммуникативно-творческие ситуации. Они направлены на развитие у младших школьников умений и  навыков анализа собственной  позиции в процессе взаимодействия с партнерами и оценки результата совместных действий.

Ситуации данного типа предполагают определенный уровень  сформированности рефлексивного компонента у учащихся, поэтому используются на заключительном этапе формирования социальной активности.

Для преодоления отчуждения между детьми, еще мы советуем педагогам  использовать игры, помогающие поднять  ребенка выше в глазах сверстников  и наладить эмоциональный контакт  между ними.

1 группа игр: сюжетно-ролевые  игры, в которых партнеры принимают  на себя равноправные роли;

2 группа игр: игры-драматизации, цель которых психологическое  сближение ребенка с другими  героями;

3 группа игр: с помощью  этой группы игр, можно переключить  внимание на сверстников. Эти  игры формируют умение замечать  конкретного ребенка, выделять  его среди других по признакам,  устанавливающим контакты. Например: «Кто позвал?», «Ходит Ваня»,  «Лови мяч», «Каравай».

Проводя эти игры, нужно  поручать «пренебрегаемым» и «изолированным»  детям роль ведущего в игре, похвалить  ребенка перед всей группой, отметить, как хорошо он справился с ролью  ведущего.

Существует еще один способ оптимизации общения ребенка  в группе сверстников – научить  его понимать эмоциональные состояния  других и свои собственные и правильно  на них реагировать. Для этого  используют специальные упражнения, игры, этюды.

Развитие эмоционально –  коммуникативных умений у дошкольников:

- знакомство детей с  различными эмоциональными переживаниями;

- обучение распознаванию  эмоций;

- обучение произвольному  выражению различных эмоциональных  состояний;

- игры для развития  коммуникативных умений («Клубочек», «Найти друга», «Дотронься до …», «Сиамские близнецы», «Поводыри»).

Творческий подход добавит  положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию  дисциплины..

 

Заключение.расписать по задачам (что мы получили в ходе работы)

 

1. Изучить   психолого-педагогическую литературу  по изучаемой проблеме;

2. Изучить   сущность понятия психологической  готовности ребенка к школе;

3. Провести  анализ психодиагностических методик,  используемых для проверки готовности  ребенка к школе;

4.Сделать  сравнительный анализ результатов  исследования;

 

Данная работа посвящена  взаимосвязи самооценки и социального  статуса дошкольника в группе. Подводя итоги теоретической  части можно сделать следующие  выводы. 
 
Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе - общения. Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о самом себе. У ребенка развивается сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. 
 
Особенности самооценки взаимосвязано с оценкой окружающих. 
 
Самооценка развивается в дошкольном возрасте по следующим направлениям: 
 
1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок; 
 
2) самооценка от общей переходит к дифференцированной; 
 
3) Оценка себя во времени. Главным достижением этого возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка. 
 
Обо всем выше сказанном можно сказать, что у детей самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка, как компонент самосознания ребенка отношение к своим личностным свойствам, переживаниям и мыслям. 
 
Самооценка бывает:

  •  
    адекватная; когда ребенок критически правильно оценивает свои возможности, родители его не балуют и не замечают самооценку.
  •  
    неадекватная; когда ребенок недооценивает себя, родители своим давлением и порицанием типа: "ты никто", "ты ничего не можешь!" сильно занижают самооценку ребенка
  •  
    завышенная: когда ребенок переоценивает свои возможности вследствие вседозволенности сюсюканья родителей.

 
Обнаружена зависимость осознания  собственных качеств и качеств сверстников от воспитательной работы. Дети, прежде всего, осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого.  
 
Дети с высокой самооценкой чувствуют себя в группе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку. Однако существует и другая крайность – чрезмерно завышенная самооценка, которая может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.  
 
Особенности самооценки тесно связаны с характером представления ребенка о себе. Дети, выделяющие себя, свое «Я» через сферу деятельности, резко завышают свою самооценку. У детей же, выделяющих себя через сферу отношений, самооценка оказывается либо заниженной, либо (что редко) адекватной.  
 
Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе.  
 
В эмпирическом исследовании выдвинутая гипотеза подтвердилась. Полученные результаты вычислений по самооценки и двум социометрическим исследованиям, подтверждают, что самооценка и социальный статус ребенка в группе неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга.  
 
Оценка воспитателя качеств детей, играет большую роль в формировании детских оценок и самооценок, и совпадает с самооценкой детей.

 

 

    Алена! Давай  сделаем так, чтобы социометрические  методики «Два домика», «Выбор  в действии»  при обработке  результатов имели небольшие  расхождения по группам, т.е.  отдельно  в первой группе и  отдельно во второй.

И так же по   методикам  «Лесенка» и «Кто я?». А по опросникам будут расхождения

Например:

1 группа

Название методик 

Ранг 1

Ранг 2

UЭмп

значение

рекомендации

Опросник для родителей и  воспитателя «Отношение  к чужому взрослому»

     

Различия существенны

Опросник воспитателя «Отношение  к чужому взрослому»

социометрического метода «Два домика», социометрический метод «Выбор в действии»

     

Различия не существенны

Приемлемы обе методики

Методика «Лесенка» и методика «Кто я?»

     

Различия не существенны

Приемлемы обе методики


 

2 группа

Название методик 

Ранг 1

Ранг 2

UЭмп

значение

рекомендации

Опросник для родителей и  воспитателя «Отношение  к чужому взрослому»

     

Различия существенны

Опросник воспитателя «Отношение  к чужому взрослому»

социометрического метода «Два домика», социометрический метод «Выбор в действии»

     

Различия не существенны

Приемлемы обе методики

Методика «Лесенка» и методика «Кто я?»

     

Различия не существенны

Приемлемы обе методики


Значит, делаем вывод, что примат анализе U-критерия Манна — Уитни, выяснилось следующее: что комплекс методик № 2 стал более эффективным при определении психологической готовности обоих групп, но следует отметить, что такие методики, как «Два домика» и «Лесенка» из комплекса методик № 1, так же дали достоверные результаты при определении готовности к школе.  Опросник для родителей «Отношение ребенка к чужому» взрослому не дал объективных результатов.

 

Методика 28. «Какой Я?»

 Эта методика предназначается  для определения самооценки ребёнка-дошкольника.  Экспериментатор, пользуясь представленным  далее протоколом (табл. 3), спрашивает  у ребёнка, как он сам себя  воспринимает и оценивает по  десяти различным положительным  качествам личности. Оценки, предлагаемые  ребёнком самому себе, проставляются  экспериментатором в соответствующих  колонках протокола, а затем  переводятся в баллы.

Информация о работе Сравнительный анализ эффективности методов изучения психологической готовности ребенка к школе