Сравнительный анализ эффективности методов изучения психологической готовности ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 06:35, курсовая работа

Краткое описание

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень актуальной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки.
В связи с этим остро встает вопрос о готовности детей к обучению в школе. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести и семилетних детей позволяет конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности ребёнка к школе. 7
1.1.Психологическая готовность ребёнка к школе. 7
1.2. Диагностика психологической готовности к школе...............................................13
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе .20
2.1.Организация и проведение исследования психологической готовности ребенка к школе .................................................................................................................................20
2.2.Сравнительный анализ результатов исследования……………..……..............29
2.3. Методические рекомендации….................................................................................
Заключение…………………………………………………….........................................
Список используемых источников ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом май город 2 группыАлена переделка.docx

— 327.58 Кб (Скачать файл)

 Оценка результатов

 Ответы типа «да»  оцениваются в 1 балл, ответы типа  «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и  также ответы типа «иногда»  оцениваются в 0,5 балла. Самооценка  ребёнка определяется по общей  сумме баллов, набранной им по  всем качествам личности.

Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий.8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень  низкая

Таблица 3 Приложение № 2

Протокол исследования к  методике «Какой я?»

№ п/п Имя ребенка Критерии Баллы

Хоро-ший Доб-рый Умный Аккурат-ный Послуш-ный Внима-тельный Вежли -вый Умелый (способ -ный) Честный Сме-лый

1 Денис Х. Да Да Да Да иногда Да Да Да Да да 9,5

2 Соня Л. Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да 10

3 Лера М. Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да 10

4 Миша С. Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да 10

5 Саша П. Иногда Да Да Да Да Да Да Да Да Да 9,5

6 Алиса Ю. Да Да Да Иногда Иногда Не всегда Да Да Да Не всегда 8,5

7 Стася И. Да иногда Да Да Да Да Да Да Да Да 9,5

8 Леша Л. Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да 10

9 Рома Л. Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да 10

10 Костя К. Иногда Да Да Да Иногда Иногда Да Да Да Да 8,5

Задача методики «Лесенка»: самооценки детей дошкольного  возраста.

Стимульный материал теста  «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий  из семи ступенек. Посередине располагают  фигуру ребенка. Для удобства может  быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить  на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция: Посмотри на эту  лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем  лучше дети, а на самой верхней  ступеньке – самые хорошие  ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой  нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам  себя поставишь? А на какую ступеньку  тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

Проведение теста. Ребенку  дают листок с нарисованной на нем  лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно  ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует  повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую  ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого  возраста ставят себя на ступеньку  «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как  положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а  об отрицательном отношении к  себе, неуверенности в собственных  силах.

В результате проведенного исследования мы получили следующие результаты. (подробнее см. Приложение № 1)

Из 10 опрошенных детей семеро поставили себя сами на высшую ступеньку  «лестницы», двое на пятую ступеньку  и один на четвертую.

Протокол исследования к  методике Щур «Лесенка»

№ п/п Имя ребенка № ступеньки, куда бы поставили:

                                         сам мама папа воспитатель

1 Саша П. 7 4 6 5

2 Алиса Ю. 7 7 7 7

3 Миша С. 7 7 7 4

4 Соня Л.  7 7 7 7

5 Лера М. 4 5 6 7

6 Денис Х. 7 4 5 6

7 Стася И. 7 5 4 6

8 Леша Л. 5 5 7 6

9 Рома Л. 7 5 3 4

10 Костя К. 5 6 7 4

 

Методика 30. «Выбор в действии»  автор Немов Роберт Семенович

 Цель методики —  изучение и оценка межличностных  отношений в группе детей  дошкольного возраста. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура её проведения следующая.

 Каждому ребёнку в  изучаемой группе даётся по  три привлекательных, желаемых  предмета. Это могут быть игрушки,  картинки, конфеты и т.п. Ребёнок  получает инструкцию следующего  содержания:

 «Оцени эти три предмета  по степени их привлекательности,  по тому, насколько другие дети  хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее  желательный для детей предмет,  на второе — чуть менее желательный,  а на третье — оставшийся. Теперь  выбери из своей группы трёх  детей, которым ты хотел бы  подарить эти предметы, назови  их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет  ты должен отдать тому, кого  любишь больше всех, чуть менее  привлекательный — тому, кто у  тебя стоит на втором месте,  а последний — тому, кого по  симпатиям к нему ты поставил  бы на третье место».

 После того, как все  дети раздадут имеющиеся у  них предметы товарищам по  группе, экспериментатор определяет  кто, сколько и какие предметы  получил.

 В соответствии с  количеством полученных предметов  определяется социометрический  статус ребёнка в группе при  помощи следующей формулы:

1 Данная методика может  дать достоверные результаты, отражающие  реальное положение ребёнка в  группе сверстников, только в  том случае, если в составе  данной группы не меньше пяти  детей.

С=К: (п -1) *100%

 где С — статус  ребёнка в группе, в системе  взаимоотношений со сверстниками; К — количество привлекательных  предметов, полученных ребёнком  от товарищей по группе; п — количество детей в тестируемой группе.

 Дополнительные данные  о количестве наиболее, средне  и наименее привлекательных предметов,  полученных ребёнком, позволяют  судить о том, какова степень  близости тех отношений, в которых  данный ребёнок находится со  сверстниками. Чем больше наиболее  привлекательных предметов получил  он в процессе эксперимента, тем  ближе его взаимоотношения со  сверстниками.

 Основанием для выводов  о статусе ребёнка служат количественные  данные, т.е. показатель С.

Оценка результатов

10 баллов — показатель С ребёнка равен 100%. 8-9 баллов — показатель С находится в пределах от 80% до 99%. 6-7 баллов — показатель С располагается в интервале от 60% до 79%. 4-5 баллов — показатель С находится в пределах от 40% до 59%. 2-3 балла — показатель С располагается в пределах от 20% до 39%. 0-1 балл     — показатель С находится в интервале от 0% до 19%.

Выводы об уровне развития

10 баллов      —  очень высокий.

8-9 баллов    — высокий.

4-7 баллов    — средний.

2-3 балла      —  низкий.

0-1 балл       —  очень низкий.

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

          1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Деловая книга, 2000. – 624 с.

2. Агапова И.Ю., Чеховская  В.Б. Подготовка детей к школе  // Начальная школа. – 2004. –  № 3. – С. 19 – 20.

3. Азарова Т.В., Битянова М.Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе // Мир психологии. – 1996. – № 1. – С. 147 – 170.

4. Артемова Л. Формирование социальной активности // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 4. – С. 39 – 41.

5. Афонькина Г.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. – 291 с.

6. Бабаева Т.И. У школьного  порога // Дошкольное воспитание. –  2006. – № 6. – С. 13 – 15.

7. Бороздина Л.В., Рощина  Е.С. Влияние уровня самооценки на продуктивность учебной деятельности // Новые исследования в психологии. – 2002. – № 1. С. 23 – 26.

8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. – 159 с.

9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. – М.: Просвещение, 1988. – 335 с.

10. Взаимосвязь познавательной  и социальной активности младшего  школьника: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. С.П. Баранов. – М.: МГПИ, 1983. – 186 с.

11. Возрастная и педагогическая  психология: Хрестоматия / Сост.: И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. – М.: Academia, 2003. – 368 с.

12. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова, Л.В. Орлова. – М.: Педагогика, 2001. – 272 с.

13. Воспитание и обучение  детей шестого года жизни: Кн. для воспитателей / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1999. – 158 с.

14. Выготский Л.С. Педагогическая  психология. – М.: Педагогика –  Пресс, 1999. – 536 с.

15. Выготский Л.С. Психология. – М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 1008 с.

16. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 45 – 50.

17. Готовимся к школе:  Книга для родителей будущих  первоклассников / Под ред. Е.Л. Ерохиной. – М.: Олимп, 1999. – 160 с.

18. Готовимся к школе:  Практические задания. Тесты.  Советы психолога / Сост.: М.Н. Кабанова. – С.-Пб.: Нева, 2003. – 224 с.

19. Готовность детей к  школе. Диагностика психического  развития и коррекция его неблагоприятных  вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. - Томск, 1992. – 160 с.

20. Готовность к школе:  Развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995. – 96 с.

21. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000. – 168 с.

22. Диагностика социальной  активности детей дошкольного  и младшего школьного возраста: Методические рекомендации / В.Г. 

23. Маргалов, В.А. Ситаров. – М.: МГПИ, 1989. – 43 с.

24. Дорофеева Г.А. Технологическая  карта работы учителя с первоклассниками  в период их адаптации к  школьному обучению // Начальная  школа: плюс – минус. – 2001. – № 2. – С. 20 – 26.

25. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.

26. Дъяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологический словарь – справочник. – М.: АСТ, 2001. – 576 с.

27. Ежова Н.Н. Рабочая  книга практического психолога.  Изд. 3-е. Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.

28. Захарова А.В., Нгуен Ткань Тхой. Развитие знаний о себе в младшем школьном возрасте: Сообщ. 1 – 2  // Новые исследования в психологии. – 2001. – № 1, 2.

29. Захарова О.Л. Проблема  преемственности и адаптации  к школе // Психологическая служба  муниципальной системы образования:  опыт, проблемы, решения. Материалы  городской научно-практической конференции.  – Курган, 2001. – С. 25 – 27.

30. Зинченко В.В. Как  формировать социальную активность  младших школьников // Начальное  образование. – 2005. – № 1. С. 9 – 14.

Ильина М.Н. Подготовка к  школе. С.-Пб.: Дельта, 1999. – 224 с.

31. Кан-Калик В. Психологические аспекты педагогического общения // Народное образование. – 2000. – № 5. – С. 104 – 112.

32. Капчеля Г.И., Лисина М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Калинин, 1987. – 132 с.

33. Ковальчук Я.И. Понимать  мир детства. Мн.: «Народная асвета», 1973. – 160 с.

34. Кон И.С. Возрастная  психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Учеб.пособие для студ. пед. Вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 624 с.

35. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. –  С.-Пб.: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2003. – 512 с.

36. Кравцов Г.Г., Кравцова  Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая  готовность к школе. – М., Знание, 1987. – 80 с.

37. Кравцова Е.Е. Психологические  проблемы готовности детей к  обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.

38. Крысько В.Г. Социальная  психология: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 448 с.

39. Кулагина И.Ю. Возрастная  психология. – М., 1991. – 132 с.

40. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995. – 40 с.

41. Маклаков А.Г. Общая психология. – С.-Пб.: Питер, 2002. – 592 с.

42. Максимова А.А. Учим  общаться детей 6 – 7 лет: Методическое  пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –  78 с.

43. Марковская И.М. Тренинг  взаимодействия родителей с детьми. С.-Пб., 2006. – 150 с.

44. Методика подготовки  детей к школе: психологические  тесты, основные требования, упражнения / Сост.: Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова. – Волгоград: Учитель, 2002. – 44 с.

45. Михайленко Н.О. Воспитатель  детского сада // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 4. С. 34 – 37.

46. Мухортова Е.А., Нартова-Бочавер С.К. Скоро в школу!: Увлекательная подготовка детей к первому классу. – М.: В. Секачев; ТОО «ТП», 1998. – 128 с.

47. Немов Р.С. Общая психология для специальных учебных заведений. – М.: «ВЛАДОС», 2003. – 400 с.

48. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Психолого-педагогическая  готовность ребенка к школе. – М., 2002. – 256 с.

49. НонгТханьБанг, Корепанова М.В. Воспитание самооценки личности ребенка в условиях психологической поддержки // Начальная школа: плюс – минус. – 2003. – №10. – С. 9 – 11.

50. Общая психодиагностика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 303 с.

51. Общение детей в детском  саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной,  Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. Ин-т дошкольного воспитания Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 152 с.

52. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 160 с.

53. Подготовка детей к  школе в детском саду: Учебное  пособие / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Турунтаевой. – М.: Педагогика, 1978. – 160 с.

54. Подготовка детей к  школе в СССР и ЧССР: Учебник / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.,1989. – 146 с.

55. Практическая психология  образования: Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной.– 4-е изд., перераб. и доп. М.: Питер, 2004. – 562 с.

Информация о работе Сравнительный анализ эффективности методов изучения психологической готовности ребенка к школе