Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 19:53, контрольная работа
1. Дошкольная педагогика как наука, предмет её изучения. Задачи дошкольной педагогики как науки.
2. Основные понятия дошкольной педагогики: «воспитание», «обучение», «развитие», «гуманизация», «развивающая среда», «личностно-ориентированное взаимодействие», «педагогическая любовь», «самоценность периода дошкольного детства»
3. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки:
А) в трудах зарубежных педагогов-классиков;
Б) в трудах и опыте русских педагогов;
В) направления и достижения научных исследований в области дошкольной педагогики в советский период.
4. Современные научные исследования в области дошкольного воспитания (исследователи Республики Беларусь)
5. Источники развития дошкольной педагогики, её связь с другими науками.
В программном документе детского сада (1934), в руководствах для воспитателя детского сада (1938, 1945) образовательные задачи дошкольного обучения не выделялись. Таким образом, не обеспечивалась возможность усвоения каждым ребенком на обязательных для всей группы занятиях наиболее сложного и представленного в определенной системе учебного материала, необходимого для всестороннего физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания, формирования предпосылок учебной деятельности.
Обучение подменялось в
В разработке проблемы обучения в детском саду большую роль сыграли исследования научных сотрудников сектора дошкольного воспитания Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, проводимые в 40—60-е гг. На основе теоретических положений была осуществлена экспериментальная проверка содержания и методов обучения в базовых детских садах. Полученные данные уточнены в опытной работе с участием большой группы педагогов-практиков. Активно велись исследования и по другим проблемам дошкольной педагогики.
Результаты проведенных исследований и передовая педагогическая практика изменили ранее существовавшее представление о том, что дети до двух - трехлетнего возраста нуждаются главным образом только в уходе, в определенных санитарно-гигиенических условиях жизни (воздух, свет, чистота и т. д.). Оказалось, что всего этого недостаточно для полноценного нервно-психического развития. Дети развиваются лишь при активном их воспитании и обучении, когда обеспечено общение их со взрослыми, проводятся специальные занятия по развитию движений, сенсорики, эмоциональные игры и т. д.
Рост сети дошкольных учреждений, развитие интереса широких кругов населения к проблемам дошкольного воспитания остро поставили проблемы дальнейшего развития педагогических и психологических исследований. К этому обязывало и принятое в мае 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста».
В ноябре
1960 г. по решению Совета
Переход к
школьному обучению завершает дошкольный
период развития ребенка. Подготовка к
школе, изучение проблем, связанных
с безболезненным переходом к
школьному обучению, с тем чтобы
обеспечить детям возможность успешного
обучения,— одна из важнейших задач,
стоящих перед дошкольной педагогикой.
С самого начала институт создавался
как комплексное научное
Институт дошкольного
1. Проведение разносторонних
2. Разработку новых, более
3. Изучение и обобщение
Являясь научным центром всех дошкольных учреждений страны, Институт дошкольного воспитания осуществлял постоянную связь теории и практики. Так, все новые научные достижения института находят свое практическое применение сначала в экспериментальных, а затем и в государственных программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Внедрение программы,
созданной в 1962 г., в массовую практику
общественного дошкольного
Полученные в этих исследованиях данные использованы при усовершенствовании программы воспитания в детском саду. В новой программе определены задачи и содержание физического, нравственного, умственного и эстетического воспитания в детском саду. Под влиянием дидактических исследований А. П. Усовой в программу детского сада помимо ознакомления с окружающим в процессе повседневных наблюдений, прогулок, игр и трудовой деятельности введено требование проводить систематическое обучение детей на занятиях, обогащая детский опыт, что способствует повышению уровня их умственного развития и улучшает подготовку к школе. Это обучение должно строиться таким образом, чтобы приводить детей не только к усвоению известной суммы знаний и умений, но и к формированию у них определенных познавательных способностей и интересов. Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятий. Для того чтобы обеспечить полноценное умственное развитие ребенка, нужно начинать с формирования сенсорных процессов. Поэтому при разработке программы большое внимание уделялось содержанию и формам сенсорного воспитания, направленного на развитие у детей слухового, зрительного, осязательного и кинестетического восприятия. Однако, какое бы важное значение мы ни придавали развитию сенсорных процессов, этим задачи умственного воспитания в дошкольном возрасте не ограничиваются.
Дети
рано начинают обобщать
В программе
отмечается, что в процессе ознакомления
с окружающим и организации
деятельности детей
Большое
внимание уделялось развитию
у детей любви к родной стране,
к своему народу, уважения к
представителям других народов,
Важнейшее положение, выдвинутое советскими психологами (Л.С.Выготским, А.Н.Леоптьевым, С.Л.Рубинштейном), заключалось в том, что усвоение опыта, формирование нравственных качеств человеческой личности происходит в процессе деятельности субъекта. Для того чтобы нравственные требования превращались во внутренние мотивы поведения ребенка, необходима нравственная практика, необходимо, как говорил А. С. Макаренко, «упражнение в нравственных поступках».
В условиях общественного дошкольного воспитания решающее значение в формировании практического нравственного опыта ребенка имеют коллективные игры и занятия, в процессе которых дети под руководством воспитателя объединяются для достижения общих целей, приучаются к сотрудничеству, взаимопомощи, справедливому разрешению конфликтов, подчинению определенным правилам поведения (соблюдение их необходимо для достижения успеха в процессе совместной деятельности).
Важнейший
педагогический принцип,
При разработке программы и особенно при определении содержания воспитательной работы в подготовительной группе детского сада большое внимание уделено вопросам подготовки детей к школе. Это необходимо, чтобы обеспечить достаточно высокий уровень общего развития детей, сформировать у них умение и желание учиться и путем пропедевтических занятий по грамоте и математике облегчить им усвоение тех предметов, которыми придется овладевать в начальных классах.[7; с.18-22].
Таким
образом, мы видим, что,
4. Современные
научные исследования в
Сложившаяся
в сфере дошкольного
Для коренного обновления дошкольного образования уже в 1991 году начали подбираться творческие коллективы по разработке программ,методических рекомендаций, различных пособий для педагогов и детей.
В августе 1991
года вышел в свет первый номер
научно-методического журнала «
В 1995 году издана первая отечественная базисная программа воспитания и обучения в дошкольном учреждении «Пралеска». Авторский коллектив по разработке этой программы в составе 19 человек возглавила известный ученый – психолог, профессор БГПУ им. М.Танка Елизавета Александровна Панько. Все разделы этой программы построены по принципу преемственности.
Создатели этой программы, не изменив возрастную периодизацию развития ребенка, дали свое название группам в дошкольных учреждениях: «Малютки» - первый год жизни ребенка, «Малыши» - второй-третий годы жизни ребенка, «Почемучки» - четвертый-пятый годы жизни, «Фантазеры» - шестой-седьмой годы жизни ребенка. Как следствие, почти каждое дошкольное учреждение в стране и группы в них, кроме устоявшегося обычного номера, получили уменьшительно-ласкательные названия.
В программе впервые в мировой практике появились разделы, характеризующие особенности психического и физического развития детей в определенный возрастной период, обоснованы условия преимущества индивидуальных форм воспитания нд фронтальными, необходимость и особенности взаимодействия с семьей. Появление программы, основанной на гуманистических принципах, учете индивидуальных психофизических особенностей развития личности ребенка, признание его исключительности содействовало качественному обновлению воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях, профессиональному росту педагогов, разработке и изданию целого комплекса учебно-методической литературы. В рамках реализации программы «Пралеска» к 2006 году выпущено свыше 188 названий различных пособий.
Базовыми
для дошкольного образования
на ближайшую перспективу являются
следующие направления
- Сохранение и развитие сети дошкольных учреждений разных видов, типов, профилей и форм.
- Сохранение доступного для
родителей механизма оплаты за
питание в дошкольном
- Обеспечение детей пятилетнего возраста 100 % охватом дошкольным образованием
- Выполнение Государственных
- Создание условий для деятельности, укрепляющих здоровье детей, развивающих индивидуальные качества ребенка, его активность. Жизнерадостность
- Активное внедрение новых форм
дошкольного образования на
- Обеспечение качества
- повышение статуса работников дошкольных учреждений
-Совершенствование
- Укрепление ресурсного
- В нашей стране дошкольные
учреждения оказывают
В настоящее
время ведутся научные
Информация о работе Становление дошкольной педагогики как науки