Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 19:53, контрольная работа
1. Дошкольная педагогика как наука, предмет её изучения. Задачи дошкольной педагогики как науки.
2. Основные понятия дошкольной педагогики: «воспитание», «обучение», «развитие», «гуманизация», «развивающая среда», «личностно-ориентированное взаимодействие», «педагогическая любовь», «самоценность периода дошкольного детства»
3. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки:
А) в трудах зарубежных педагогов-классиков;
Б) в трудах и опыте русских педагогов;
В) направления и достижения научных исследований в области дошкольной педагогики в советский период.
4. Современные научные исследования в области дошкольного воспитания (исследователи Республики Беларусь)
5. Источники развития дошкольной педагогики, её связь с другими науками.
План:
А) в трудах зарубежных педагогов-классиков;
Б) в трудах и опыте русских педагогов;
В) направления и достижения научных исследований в области дошкольной педагогики в советский период.
1. Дошкольная педагогика как наука, предмет ее изучения. Задачи дошкольной педагогики как науки.
Дошкольная
педагогика - наука о воспитании,
обучении и образовании детей
первых лет жизни (от рождения
до поступления в школу). Родоначальником
дошкольной педагогики как
Современная
дошкольная педагогика изучает: во-первых,
процесс воспитания и обучения, его
цели, задачи, содержание, формы организации,
методы, приемы и средства осуществления.
Во-вторых, влияние этого процесса
на развитие ребенка, формирование его
личности. Дошкольная педагогика несет
на себе и прикладную функцию - занимается
разработкой новых, более совершенных
программ и методов воспитания и
обучения. Будучи наукой социальной, она
теснейшим образом связана с
требованиями современного общества в
области образования
Дошкольная педагогика правомерно использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения детей и организации в этих целях их самостоятельной деятельности. Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем педагогических задач, содержания воспитательно-образовательной работы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Воспитание не односторонний процесс воздействия педагога на ребенка. Воспитание и обучение неосуществимы без активности самого воспитанника, которую вызывает, организует и направляет педагог. Только при этом условии возможны эффективное усвоение ребенком новых знаний и умений, развитие его способностей, формирование нравственно-волевых качеств. Иначе говоря, воспитание происходит в процессе совместного общения педагога и ребенка.
На первых порах, когда ребенок только начинает знакомиться с неизвестной ему областью действительности и овладевает совершенно новыми для него знаниями и умениями, воспитатель вынужден (с помощью слова, наглядного показа, привлечения дошкольника к практическому действию) шаг за шагом руководить активностью, систематически организовывать его ориентировку па существенные признаки изучаемого предмета, последовательно, поэтапно формировать у пего новые способы действия и новые представления.
Педагогика – наука развивающаяся, быстро реагирующая на те изменения в обществе, которые влияют на образовательный процесс.
Перед педагогикой стоят неизменные задачи, которые она решала, решает и будет решать, пока существует, и задачи конкретного временного периода. Рассмотрим задачи, которые имеют постоянный вневременный характер. Среди таких задач одна из основных – разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования с учетом особенностей каждой возрастной «категории» населения. Реализация этой задачи связана с изучением закономерностей процессов воспитания, обучения, образования, а также с разработкой новых моделей образовательного процесса. Принципиальное значение для педагогики имеют ее взаимоотношения с практикой воспитания, которая является для науки и источником знаний, и сферой для реализации новых идей, концепций , программ, методик образовательной работы. Поэтому постоянной задачей педагогической науки являются изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности и внедрение результатов исследований в практику.
Педагогика, как и любая наука, призвана работать на будущее, заниматься прогностикой. Однако в силу богатства и динамичности педагогической действительности не представляется возможным предвидеть все проблемы образовательной системы, которые решает педагогика. В связи с этим возникают задачи временного характера, требующие от науки быстрого реагирования.
Итак, предметом
дошкольной педагогики является изучение
закономерностей воспитания детей
от рождения до перехода их в школу.
Она разрабатывает задачи, принципы,
содержание, методы, формы и организацию
воспитательно-образовательной
2. Основные понятия дошкольной педагогики.
Воспитание – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта. Оно включает: образование, обучение и воспитание в узком смысле слова, т.е развитие всех сторон личности человека, которое осуществляется через различные системы учебно-воспитательных, культурных, общественных учреждений и семью. В воспитательном процессе каждый воспитанник выступает не только как объект, но и как субъект воспитания. Воспитание осуществляется в процессе деятельности педагога и самих воспитанников, их воздействия друг на друга, воздействия учителей и учащихся. Большое значение имеет самовоспитание.
Обучение – двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений воздействие на сознание и поведение, развитие познавательной активности людей. Это основное средство воспитания, подготовки человека к жизни и труду. В процессе обучения реализуются цели образования и воспитания. Обучение включает: 1) преподавание – деятельность педагога, которая представляет передачу знаний, умений и навыков учащихся и руководство познавательной и практической деятельностью. 2) учение – деятельность учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками. Оно обеспечивает всестороннее развитие обучающихся.
Развитие – это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.
Гуманизация – человеческий, свойственный человеку (человеколюбивый) принцип. Основан на отношении к человеку как к высшей ценности, на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей.
Развивающая среда. Под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную позновательно-творческую деятельность всех детей группы.
Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает не прямое воздействие на личность, субъект-субъектное взаимодействие, которое выражается в диалоге или сотрудничестве на равных.. Особое значение приобретает для развития познавательной активности, так как активность не может быть названа извне. Однако, нередко внутреннее ядро образовательного процесса составляют субъект-объектные отношения, когда педагог является носителем знания и субъектом своей деятельности, дошкольник – пассивным исполнителем его действий.
Педагогическая любовь - отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе. Она достигается великим трудом и напряжением всех человеческих сил. Это сочетание справедливости, требовательности, высокой квалификации в знании предмета, культура общения, педагогический такт.
Неоспорима уникальность и самоценность периода дошкольного детства, важнейшего периода развития ребенка, в ходе которого закладываются основы качества личности, познавательных процессов и деятельности. В этот период педагог, принимая в развитии ребенка дошкольного возраста самое деятельное участие, наиболее близок к нему. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка-это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей. Начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире.
3. Становление и развитие
А) в трудах зарубежных педагогов
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ. История науки - это история людей и история идей. Становление научной педагогики связано с именем замечательного чешского мыслителя-гуманиста, педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Заслуга Я.А. Коменского перед человечеством заключается в том, что он привнес в педагогическую мысль кардинально новые идеи, оплодотворившие ее дальнейшее развитие.
Фундаментальной идеей педагогики Яна Амоса Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.
Я.А. Коменскому,
великому гуманисту,
В трудах Я.А. Коменского представлен проект стройной системы всеобщего образования, поставлены вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, о классно-урочной системе.
Опираясь
на то, что было добыто
ИОГАН ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746—1827) родился в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Отец его умер рано, и мальчика воспитывали мать и преданная служанка, простая крестьянка. Во время каникул в деревне у деда Песталоцци близко знакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу. Образование Песталоцци получил сначала в начальной, а затем в латинской средней школе. Окончив школу, Песталоцци поступил в высшее учебное заведение гуманитарного направления — коллегиум,- где учился на филологическом и философском отделениях. Среди лучших профессоров и студентов коллегиума, в условиях швейцарской действительности и под влиянием французских просветителей, получили развитие передовые, демократические идеи. Мировоззрение Песталоцци носило демократический характер, но было исторически ограниченным. Песталоцци мечтал о возрождении своего народа, верил в возможность изменить жизнь тружеников путем их просвещения и воспитания. Он не понимал, что социальное и правовое неравенство людей в современном ему обществе является результатом существующих общественных отношений, видел источник народных бедствий не в экономических условиях, а в отсутствии просвещения. Утверждая, что воспитание, и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут пробуждены и укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно добиться только в процессе воспитания.
Важнейшим
средством воспитания и
Информация о работе Становление дошкольной педагогики как науки