Становление дошкольной педагогики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

1. Дошкольная педагогика как наука, предмет её изучения. Задачи дошкольной педагогики как науки.
2. Основные понятия дошкольной педагогики: «воспитание», «обучение», «развитие», «гуманизация», «развивающая среда», «личностно-ориентированное взаимодействие», «педагогическая любовь», «самоценность периода дошкольного детства»
3. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки:
А) в трудах зарубежных педагогов-классиков;
Б) в трудах и опыте русских педагогов;
В) направления и достижения научных исследований в области дошкольной педагогики в советский период.
4. Современные научные исследования в области дошкольного воспитания (исследователи Республики Беларусь)
5. Источники развития дошкольной педагогики, её связь с другими науками.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ по педагогике.docx

— 56.79 Кб (Скачать файл)

Для современной  системы дошкольного общественного  воспитания актуальными являются задачи реабилитации детей, коррекции их здоровья. Создаются специализированные учреждения, группы для детей с различными нарушениями здоровья, с нарушениями  слуха, речи, зрения, с задержкой  психического развития, с нарушениями  опорно-двигательного аппарата, с  туберкулезной интоксикацией и  т.п. Проявлением гуманного отношения  к детям-инвалидам стало создание в дошкольных учреждениях групп, образовательная работа в которых поможет интеграции этих детей в общество. Открываются приюты, организуется «шефство» взрослых над детьми, когда сирот берут в семьи на каникулы, на выходные дни. Создается институт патронажных семей: люди берут детей в свою семью, оформляются воспитателями детского дома и получают деньги на содержание ребенка и за свой труд родителей-воспитателей. Педагоги детского дома помогают родителям-воспитателям, делят с ними ответственность за жизнь, здоровье, воспитание сирот. Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направлении отказа от казенных учреждений, приближения общественного воспитания к условиям семейного.

5. Источники  развития дошкольной педагогики, ее связь с другими науками

Исследования  многих педагогических проблем требует  междисциплинарного подхода. Поскольку  объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся  человек, педагогика, прежде всего, связана  с дисциплинами, изучающими человека.

Исходное  значение для педагогической науки  имеет философское знание. Философское  учение является методологической основой  педагогики. Оно является базой для  осмысления целей воспитания и образования  в современный период развития педагогического  знания. У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и  проблем, в том числе: проблемы цели воспитания, проблемы формирования мировоззрения, взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы, связанные  с разработкой теории познания ( в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающей его действительности. Педагогика тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, как этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного и эстетического воспитания, формированию научного мировоззрения.

  Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияния социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества. Профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.

Педагогика  органично связана и с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский - российский педагог, основоположник научной педагогики в России). В свою очередь , педагогика исследует, как надо организовать воспитание и обучение, чтобы способствовать эффективному изменению психических процессов, поведения детей. Все педагогические проблемы имеют психологическое обоснование. Итоги педагогической деятельности подводятся на основе психологических показателей. Например, о результатах обучения судят по объему знаний, их прочности, по степени сформированности умственной деятельности. Воспитанность детей определяется по таким показателям, как мотивы поступков, мера осознанности, уровень самостоятельности и т.п. Решение любого вопроса в сфере обучения и воспитания требует психолого-педагогического подхода.

 Тесно  связана педагогика с биологическими  науками.  Анатомия и физиология – основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе. Научные знания о высшей нервной деятельности используются педагогикой для изучения закономерностей управления физическим и психическим развитием детей. Те же знания являются основополагающими при разработке режима жизни детей, организации различных видов деятельности , исследовании принципов оформления предметно-материальной среды в образовательных учреждениях, особенно тех, которые предназначены для детей раннего и дошкольного возраста.

  Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии.

Педагогика  связана и с другими науками. Педагогическое знание носит во многом междисциплинарный характер, ибо  человек и его воспитание изучается  многими науками, наряду с педагогикой, интегрирующей знание о человеке, использующей данные, теории, методы смежных  наук. Однако педагогика является самостоятельной  наукой, имеющей свой предмет, систему  понятий, теорий, которые следует  знать учителю. Педагогика объединяет данные всех естественных и общественных наук о ребенке, законах развития воспитательных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.

 

Вывод:

 Педагогика - наука о педагогическом  процессе, организованном в условиях  педагогической системы и обеспечивающем  развитие его субъектов. Ка к любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения. Все это свидетельствует, что педагогика, имея собственный предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием различных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке и занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук.

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС – 1999.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение - 1988.

3. История дошкольной педагогики / Сост. Брынзарей Ю.Г. – Мозырь: РИФ «Белый   ветер» - 1997.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия» - 2000.

5. Константинов Н.А. История педагогики. – М.: Просвещение – 1979.

6. Михайленко Н. К вопросу о современных тенденциях развития дошкольного образования // Дошкольное воспитание. -2000. - №6.

7. Основы дошкольной педагогики / Под ред. Запорожца А.В. – М. – 1985.

8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX-начало XX в. / Под ред. Днепрова Э.Д. - М.: Педагогика - 1991.

9. Парамонова Л. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребёнка // Дошкольное воспитание – 1997. - №6.

10. Педагогический словарь. В 2 т. Т. 1. – М. – 1960.

11. Педагогический словарь. В 2 т. Т. 2. – М. – 1960.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнения к контрольной работе.

Воспитание  – особая функция общества, заключающаяся  в подготовке молодого поколения  к жизни, передаче определенных знаний, общественно-исторического опыта.

Обучение  – двухсторонний процесс, который  предполагает преподавание и учение, только в результате их происходит научение.

Развитие  – процесс движения по восходящей линии, количественные и качественные изменения в человеке под влиянием окружающей среды.

Заслуга Я.А.Коменского перед человечеством  заключается в том, что он привнес  в педагогическую мысль координально новые идеи. В трудах Я.А.Коменского  представлен проект стройной системы всеобщего образования, поставлены вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, о классно-урочной системе. Впервые он выдвинул лозунг учить всех всему и утверждал: «Каждый ребенок при соответствии учебного процесса может войти на самую высшую ступень образования». Впервые создал возрастную периодизацию. Написал труд «Материнская школа», который стал первой программой по дошкольному воспитанию, создал первую энциклопедию для детей «Мир чувственных вещей в картинках», написал десятки учебников для школ и сегодня каждый учитель , используя слова «урок», «класс» , «каникулы» не всегда знает, что они вошли с именем Я.А.Коменского.

И.Г.Песталоцци на средства, собранные среди друзей, в 1771 г. открывает приют для сирот и беспризорных детей. Он хотел чтобы его приют существовал на средства самоокупаемости. Дети работали в поле, на ткацких и прядильных станках. Он обучал детей чтению, письму, счету и занимался их воспитанием. Он впервые соединил обучение с производительным трудом.

Ф.Фребель впервые разработал систему дидактических игр с игрушками, различными материалами. Обязательным элементом игр были стихи, песни, написанные им. В помощь садовницам издавались пособия с подробным описанием игр и с иллюстрированным материалом. Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил «6 даров»:

1 дар - мяч. Он должен быть небольшой, мягкий, из шерсти и окрашен в разные цвета (цвета радуги);

2 дар - небольшие деревянные шар, кубик, целлиндр. Формирует форму;

3 дар - куб, разделенный на 8 кубиков. Как целое состоит из части;

4 дар - куб, разделенный на 8 плиток. Для конструктивной способности;

5 дар - кубик, разделенный на 27 маленьких кубиков;

6 дар - кубик, разделенный на 27 маленьких плиток.

Система Монтессори является системой свободного воспитания, потому что освобождает ребенка от диктата взрослых, от их заблуждений.

Функцию обучения осуществляют самоконтролирующие материалы, развивающая среда. Эту среду и материалы педагог готовит, оргнизует, а потом помогает тому ребенку, который об этом попросит.

Цели  и задачи в Монтессори-педагогике: духовное, душевное и телесное становление личности. Чтобы сформировать базис личности, необходимо не знания, умения, навыки втискивать, а развивать индивидуальность. Главная цель диагностического материала Монтессори – внутренняя: помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию.


Информация о работе Становление дошкольной педагогики как науки