Становление и развитие государственно-общественного управленияв школьным образованием в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода к рынку и становления гражданского общества возникает необходимость формирования государственно-общественного управления школой и усиления роли местного самоуправления. Основная цель реформирования управления образованием - это создание эффективной системы управления на уровне школы, обеспечивающей взаимодействие государства и общественности в интересах повышения качества образовательных услуг.
Необходимость вовлечения общественности в школьные дела все отчетливее осознается в условиях реформирования образования. С одной стороны, увеличиваются требования со стороны общественности к качеству образования, с другой – государство не в состоянии полноценно обеспечить систему образования необходимыми финансовыми средствами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3….. ………….

ГЛАВА І. Теоретические основы исследования государственно-общественного управления школьным образованием.. ……………………………………………………………5

Государственно общественное управление школьным образованием: сущность, предпосылки, цели.

1.2. Социальное партнёрство как основа развития государственно-общественного управления………………………………………………………………...5

1.3. Международный опыт государственно-общественного
управления в образовании …………………………………………………………………...........................................8


ГЛАВА ІІ. Становление и развитие государственно-общественного управления школьным образованием в Кыргызской Республике
2.1. Правовые аспекты государственно-общественного управления школьным образованием ……………………..25

2.2 Анализ состояния государственно-общественного управления школьным образованием
(на примере средней школы им. Н.Г.Лященко).
Сюда добавь материал 3.1 – это порядок формирования ПС

2.3. Этапы формирования Общественного объединения попечителей школы………..…44 нет этого материала. Если есть, то добавь в 2.2
Глава ІІІ. Перспективы развития гос-общ управления школьным образованием
3.1 Механизм взаимодействия государства и общества в управлении школьным образованием

3.2 Усиление роли органов местного самоуправления в управлении школьным образованием
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диссертация Алмаз НИР 2014. (5).docx

— 111.06 Кб (Скачать файл)

На уровне образовательных  учреждений: попечительские советы, взаимодействие с шефскими предприятиями и организациями, фонды развития образования, общешкольные конференции, родительские комитеты, детские объединения и организации школьное самоуправления.

Взаимоотношения.

          Неформальное взаимоотношение - незарегистрированные объединение лиц или организаций. Создаётся для решения определённых вопросов (комитет, штаб, коалиция). Продолжительность деятельности может соотноситься продолжительностью решения проблемы. Состав участников может быть подвержен смене.  Отчетность перед членами объединения в произвольной форме.

         Формальное взаимоотношение  - регистрация в определенной  общественно – правовой форме. Относительное постоянство. Определенный состав. Финансовая самостоятельность. Обязательная отчетность в соответствии с законодательством.

         Взаимоотношения в Членской организации. В каждой ЧО организации существуют вертикальные и горизонтальные связи. Вертикальные связи регулируют Устав организации  Горизонтальные связи регулируются контрактами.

         Контракт – это любая форма соглашения между отдельными лицами и/или группами лиц, о том. что они ожидают друг от друга при выполнении своих обязательств.

         Формальные контракты; Устав, Договор, Контракт (с работником), Этический кодекс, Положение о членстве, Должностные инструкции.

         Неформальные контракты. Правила и процедуры не зафиксированы  документально, но соблюдаются; (внутренние негласные  договоренности о характере взаимодействие членов организации).

Одной  из  разновидностей неформального  контракта является психологический контракт. Элементами психологического контракта являются взаимоотношения и ожидаемое поведение, которое  осознанно или неосознанно поддерживаются каждой из сторон. Это незаписанные, невысказанные надежды и динамика психологических отношений между членами организации, ее руководящими органами и членами.

    • Не формулируется.
    • Относится к ожидаемому поведению.
    • Является взаимным и динамичным.
    • Нарушение контракта вызывает сильные эмоции.

Например « Мой психологический контракт с членами команды не был сформулирован в письменной форме, однако подразумевает, что если все члены команды делают все, что я от них ожидаю, и  оказывают мне поддержку, я им отвечаю тем же»

Неформальные контракты делятся на две категории:  

  1. Неформальный контракт поведения
  2. Психологический контракт

     Неформальный контракт поведения – это правила и процедуры, которые хотя и не зафиксированы документально, но всеми соблюдаются, к ним относятся;

    • Свободное выражения мнения
    • Праздники поздравления
    • Информирование других
    • Обращение по имени
    • Традиции
    • Доступ к ресурсам
    • Личное участие в мероприятиях, консультирование, взаимопомощь
    • Одежда
    • Стереотипы субординации

     Психологический контракт – внутренние взаимоотношения и ожидаемое поведение, которые осознанно или неосознанно всеми поддерживаются. Это надежды и динамика психологических отношений между сотрудниками, руководством и членами.

    • Этическое разрешение мелких конфликтов
    • Благодарность за работу от руководителя
    • Инициативность, заинтересованность и свобода выражения
    • Доступность общения
    • Взаимоподдержка
    • Готовность к диалогу
    • Помощь в продвижении
    • Обратная связь
    • Совместные мероприятия
    • Влияние имиджа на взаимоотношения
    • Личное обаяние
    • Доносительство

Преимущества и недостатки различных форм государственно – общественного управления

Первый вариант: попечительский совет является органом соуправления образовательной организации и действует на основании  Устава школы и Положения о попечительском совете. Председатель  совета избирается на общем собрании членов попечительского совета.

        Второй вариант: попечительский совет как общественный  орган без образования юридического лица.

       Третий вариант: попечительский совет самостоятелен и юридически независим. Его отношения с образовательной организацией строятся на договоре, в котором оговариваются  взаимные обязательства.

 

Таблица. 1. Преимущества и недостатки каждого варианта организации 

 

Попечительский совет как  орган соуправления школы.

Развитие неформального партнерства (ПС как общественная организация без образования юридического лица)

Развитие формального партнерства в виде общественного объединения или благотворительного фонда

Стратегические задачи: Усиление общественной составляющей в управлении

  • Возможность детально описать в уставе условия организации и функционирования совета, переведя движение попечительства в рамки закона (+)
  • Возможность решать школьные вопросы совместно с родителями (+)
  • Отсутствие вТиповом положении о ПС реальных полномочий (-)
  • Отсутствие возможности у школы мотивировать членов ПС, а без оплаты на Добровольной основе родители - активисты быстро устают работать (-)
  • Трудно привлечь родителей к общественной работе в школе из-за их пассивности и желания «отстраниться» от школьных проблем (-)
  • Возможность прописать в уставе школы условия создания общественной организации, права и полномочия членов (+)
  • Возможность участия ПС в совершенствовании образовательного процесса (+)
  • Возможность вмешательства управления образованием в деятельность попечительского совета, чтобы оспаривать неправомочность их действий (-)
  • Отсутствие мотивации у членов общественной организации (-)
  • Возможность конфликтной ситуации (-)
  • У членов ПС будет сильная мотивация,т.к часть средств они могут направлять на оплату труда (+)
  • Возможность наделения управленческими полномочиями со стороны МСУ (+)
  • Повышение ответственности родителей и учительской общественности в решении вопросов образования (+)

Повышение участия общественности в формировании и использования бюджетных и внебюджетных средств

  • Возможность вовлечь в процесс использования внебюджетных средств через наделение  ПС соответствующими полномочиями (+)
  • Отсутствие полномочий участия членов в бюджетном процессе (-)
  • Возможность прописать в договоре о сотрудничестве основные направления и формы участия в разработке стратегии развития школы (+)
  • Отсутствие реальных рычагов воздействия на учредителей по защите прав участников образовательного процесса (-)
  • Ограниченная причастность общественной организации к процессу использования внебюджетных средств (-)
  • Возможность конфликтной ситуации (-)
  • Активное участие в процессе формирования бюджета школы (+)
  • Активное воздействие на процесс использования бюджетных и внебюджетных средств школы(+)

Повышение прозрачности и эффективности использования государственных

и внебюджетных средств

  • Возможность прописать в положении о ПС условия отчетности перед общим школьным собранием об использовании внебюджетных средств (+)
  • Возможность постоянных слухов  о присвоении родительских денег, т.к. официальных бухгалтерских документов нет (-)
  • Практически в соответствии с действующим положением ПС не вовлечены в процесс отсутствие прозрачности в использовании бюджетных средств (-)
  • Есть возможность нанять кассира и бухгалтера за счет собственных средств (+)
  • Кассир и бухгалтер могут работать только на «доверии» без материальной ответственности (-)
  • Ограниченная причастность общественной организации к повышению эффективности использования бюджетных и внебюджетных средство (-)
  • Возможность конфликтной ситуации (-)
  • ПС будет иметь бухгалтера и кассира, которыми могут быть заключены трудовые соглашения (+)
  • В уставе организации могут быть прописаны условия обеспечения прозрачности использования бюджетных средств через организацию бюджетных слушаний (+)
  • Будет сформирован прозрачный механизм формирования и использования внебюджетных средств (+)
  • Активное участие ПС в бюджетном процессе будет способствовать повышению эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств (+)

Формирование дополнительных источников финансирования школ

  • Возможность полуофициального сбора денег (через родительские комитеты классов) по решению ПС на нужды школы (+)
  • Достаточно проблематично осуществлять сбор денежных средств, т.к. нет кассира и бухгалтера (-)
  • Ограниченная причастность родителей к процессу организации платных образовательных услуг (-)

 

  • Возможность прописать в договоре о сотрудничестве источники дополнительного финансирования школы (сбор родительских средств по решению ПС, вступительные и членские взносы, пожертвования) (+)
  • Отсутствие причастности к процессу организации дополнительных образовательных услуг в школе (-)
  • Возможность конфликтной ситуации (-)
  • Возможность организовать дополнительные услуги для участников образовательного процесса и для сообщества (+)
  • ПС будет иметь отдельный банковский счет (+)

 

В первом варианте  (совет, как структурная часть общеобразовательной организации) попечительские советы не имеют юридического лица и функционирует как форма соуправления школы. Основным документом, регламентирующим их деятельность, является положение, утвержденное общим собранием школы, и разработанное на основании типового положение, утвержденное общим собранием школы, и разработанное на основании типового положения, утвержденного МОН КР. Основным недостатком такой формы организации ПС является отсутствие прозрачности поступления родительских взносов на нужды школы. Как правило, деньги собирает классный руководитель, поэтому возникает много слухов о том, что деньги идут в собственный карман директора или классного руководителя.

Во втором варианте  (попечительский совет как самостоятельная организация без образования юридического лица) родители совместно с работниками образования могут создать общественную организацию в виде ассоциации, объединения и т.д. Основным  документом, регламентирующим их деятельность, будет Закон о некоммерческих организациях. Основным минусом такой организации ПС является то, что в соответствии с законодательством КР такая форма организации ПС обязывает его членов работать на добровольной основе, т.е. без заработной платы. Как показывает практика, это ограничивает активность родителей и их участие заканчивается с выпуском их ребенка из школы.

В третьем варианте (попечительский совет как самостоятельная организация с образованием юридического лица ) по инициативе родителей, работников образования, сообщества могут быть созданы ПС в виде юридических лиц. Основным документом, регламентирующим их деятельность, будет Закон «о некоммерческих организациях» при этой форме организации ПС минусы первых двух вариантов переходят в плюсы. Но основной минус такой организации ПС – возможность конфликтной ситуации между администрацией школы и ПС по вопросам использования бюджетных и внебюджетных средств, организации платных услуг  в школе и т.д. Законом КР «О некоммерческих организациях» определены основные формы некоммерческой организации: общественные объединения, фонды и учреждения.

Формирования  государственно – общественного управления в образовательных организациях

Партнерство образовательной организации с органами местного самоуправления и гражданским сектором может осуществляться в виде формального и не формального партнерства.

Не формальное партнерство предполагает налаживание контактов и связей школы с НПО, бизнесом, сообществом через их привлечение и участие в органах соуправления школой, а также проведение совместных   мероприятий. Однако, результаты исследования показали, что во многих школах неформальное партнерство малоэффективно, чаще всего носит разовый характер с целью привлечения средств (проведение марафонов, встреч выпускников, юбилеи школы и.т.д.).

        Формальное партнерство предполагает создание некоммерческой организации. Это может быть любая форма общественной некоммерческой структуры, такие как Общественное объединение, общественный фонд поддержки образования, общественный школьный фонд, благотворительный фонд или иная другая форма. В отличие от неформального партнерства созданные организации легализованы и совместно с государственной структурой принимают активное участие в управлении школой. Важным фактором, гарантирующим формирование общественной составляющей в управлении школой, является передача формальному партнеру части управленческих функций, например проведение текущего ремонта зданий, закупка учебного оборудования, организацию питания учащихся. Оказание помощи детям из молообеспеченных семей, организацию дополнительных образовательных услуг, участие в разработке школьных бюджетов. Для реализации своих функций формальные партнеры должны использовать как собственные, так и государственные бюджетные средства.

        На краткосрочную перспективу можно рассмотреть следующие три варианта формирования государственно- общественного управления в образовательных организациях:

  • совет, как структурная часть общеобразовательной организации;
  • развития неформального партнерства или создание попечительского совета без организации юридического лица;
  • развитие формального партнерства школ с сообществом и гражданским сектором т.е. попечительский совет как самостоятельное юридическое лицо.

 

2.3.  Положение, план-работы и состав Общественного объединения попечителей средней школы имени Н.Г.Лященко.

 

Положение о попечительском совете 

 

1.      Общие положения. 

 

1.1. Попечительский совет  школы создается на основании ст. 35, 38. Закона Кыргызской Республики «Об образовании» и в соответствии с данным Уставом создаётся Попечительский совет Учреждения для оказания содействия школе в деле развития и воспитания обучающихся в школе.

1.2.  Попечительский совет избирается на конференции сроком на 3 года и является рабочим, постоянно действующим органом.

1.3. В Попечительский совет  входят: представитель администрации  средней школы имени Н.Г.Лященко (выдвигается директором школы), представитель педагогического коллектива школы (выдвигается Педагогическим советом), представители родительской общественности (выдвигаются родительским комитетом),  представители органов местного самоуправления, а также спонсоры и меценаты, сотрудничающие со школой и иные лица, заинтересованные в его развитии.

1.4. Попечительский совет  действует на основании Положения  о Попечительском совете, которое  принимается конференцией Учреждения  и вводится в действие приказом  по Учреждению по согласованию  с Учредителем.

1.4. Членами Попечительского  совета могут быть избраны  родители обучающихся (в том числе  учителя Учреждения, если их дети  обучаются в данном общеобразовательном  учреждении), представители государственных  органов, органов местного самоуправления.

1.5. Количество членов, избираемых  в Попечительский совет, определяется  на конференции.

1.6. Члены Управляющего  совета Учреждения как высшей  формы самоуправления имеют право  присутствовать на общем собрании  родителей и имеют право на  мотивированный отвод кандидатур  в состав Попечительского совета  при их выдвижении. 

 

2.      Цели и задачи Попечительского совета

Попечительский совет содействует:

2.1. привлечению внебюджетных  средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения;

2.2. организации конкурсов, соревнований и других массовых  внешкольных мероприятий Учреждения;

2.3. способствует развитию  материально-технической базы, улучшению  условий труда;

2.4. рассматривает другие  вопросы, отнесенные к компетенции  Попечительского совета Уставом  школы.

3.     Управление и структура Попечительского совета.

3.1. Попечительский совет  является одной из форм самоуправления, существующей в Учреждении. Члены  Попечительского совета работают  на безвозмездной основе, в случае  совмещения штатным работником  определяется заработная плата  решением Попечительского совета.

3.2. На своем заседании  простым большинством голосов  члены Попечительского совета  избирают председателя Попечительского  совета и секретаря.

3.3.  Заседания Попечительского совета проводятся по мере необходимости в соответствии с планом работы, но не реже одного раза в квартал. Внеочередные заседания Попечительского совета могут созываться по требованию не менее половины членов Попечительского совета.

3.4. Заседание Попечительского совета является правомочным и его решения  законными,  если на заседании присутствовало не менее двух третей состава, а за решение голосовало не менее половины списочного состава членов Попечительского совета.

3.5. На заседаниях Попечительского  совета ведутся протоколы, которые  подписываются председателем и  секретарем.

3.6.  Решения Попечительского совета, принятые в пределах его полномочий, доводятся до сведения всех заинтересованных лиц.

3.7.  О своей работе Попечительский совет отчитывается перед Управляющим советом и общим родительским собранием не реже одного раза в год.

3.8.  Попечительский совет подотчетен в своей работе Управляющему совету и общему собранию. 

 

 

 

Информация о работе Становление и развитие государственно-общественного управленияв школьным образованием в Кыргызской Республике