Становление и развитие речи детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:08, реферат

Краткое описание

Важной задачей воспитания является становление и развитие речи детей раннего возраста. Язык неразрывно связана с развитием всех психических процессов (восприятие, память, мышление) и служит основой целенаправленной деятельности ребенка. Развитие речи осуществляется под влиянием окружающей среды и прежде всего под активным влиянием взрослых.

Вложенные файлы: 1 файл

дз на русMicrosoft Word.docx

— 398.41 Кб (Скачать файл)

Становление и развитие речи детей раннего возраста. 
 
§ 1. Первый год жизни 

Важной задачей воспитания является становление и развитие речи детей раннего возраста. Язык неразрывно связана с развитием всех психических процессов (восприятие, память, мышление) и служит основой целенаправленной деятельности ребенка. Развитие речи осуществляется под влиянием окружающей среды и прежде всего под активным влиянием взрослых.

Как утверждает Г. Розенгарт - Пупко, раннее детство по развитию речи детей делится на два периода: подготовительный ( 1 месяц 1 1,5-2 года ) и период оформления самостоятельного вещания ( 1,5-2 - С года). И так, первый год жизни - это подготовительный период, который , в свою очередь , делится на три етапа2 . 
Первый этап - эмоциональное общение ребенка со взрослым - охватывает период от 1 до 5-6 месяцев жизни. Малыш начинает свою жизнь криком. Крик новорожденного - признак нормального развития ребенка в организме матери. Крик - это врожденная безусловно - рефлекторная реакция, которая вызывается  сильными органическими ощущениями негативного характера (боль, голод , неудобства ) . Крики не требуют специального обучения , они не зависят от слуховых восприятий ребенка ( глухие дети также кричать ) . С точки зрения фонетики , крик - это выдох при суженной голосовой щели и при более или менее открытой полости рта , который образует гласный звук различной степени открытости.

Отмечается, что в криках младенцев можно выделить моменты, которые воспринимаются на слух как звуки, близкие к гласных фонем а и есть, хотя их по акустическим признакам еще нельзя отождествлять с фонемами. Ведь у новорожденного еще неразвитый артикуляционный аппарат, отсутствует фонематический слух.

Крик - это сигнал опасности для ребенка. Крик младенца вызывает беспокойство родителей, которые пытаются сразу же его успокоить ( возят в коляске, берут на руки и т.д. ), поэтому при многократном повторений этих действий крики приобретают условно - рефлекторного характера. Если родители утверждают , что ребенок умышленно кричит , чтобы его взяли на руки , имеем яркий пример образования условного рефлекса. Такое быстрое образование условного рефлекса на крик, по П. Згуровский , свидетельствует , что крики выполняют коммуникативную функцию. Ученые И. Кононова, Г. Тонкова- Ямпольская и другие утверждают , что крики лишены функции общения. Возникает вопрос , какое место принадлежит крикам в процессе овладения ребенком звукопроизношением? Некоторые ученые считают, что крик принадлежит к подготовительному этапу звукопроизношения, и рассматривают его как самостоятельный, безусловно - рефлекторный проявления. Так, по мнению И. коконов, крик нельзя отнести к подготовительному этапу , поскольку он « возникает на фоне негативных эмоций» , а в артикуляционном аспекте « совершенствуется мало»

Вместе с тем нельзя игнорировать роль крика в развитии речевой-двигательного анализатора. Крики, как первые голосовые реакции, занимают существенное место в подготовке речевого аппарата к звукопроизношения. Они способствуют развитию речевого дыхания. Поэтому взрослые не должны пугаться детского крика, это вполне закономерное явление в процессе становления звукопроизношения. Однако это не означает, что ребенок может долго кричать. Длительные крики в первые месяцы жизни - сигнал нездорового состояния организму ребенка, которому нужна врачебная помощь.

На первом месяце за короткие промежутки активного бодрствования, когда ребенок часто бывает на руках у взрослого, устанавливается первое общение с взрослым на эмоциональной основе, что является началом развития детской речи. На первом месяце жизни вызвать обратную речь - ответную реакцию - у ребенка очень трудно, поэтому инициатива общения принадлежит взрослому. 
На втором месяце значительно увеличивается продолжительность активного бодрствования . Это позволяет общаться с ребенком не только непосредственно на руках у взрослого , но и в постели , манежи . Общение взрослого с ребенком в этот период приобретает характер « разговора » , воспитатель заигрывает с ребенком , улыбается , пытаясь задержать на себе ее взгляд , вызывать улыбку .

На втором месяце жизни ребенок начинает фиксировать зрительные и слуховые раздражители, долго улыбается, когда с ней разговаривает взрослый, следит взглядом за игрушкой. 
На третьем месяце, по данным исследований Н. Касаткина и И. Нечаевой, ребенок различает звуки разной высоты.

В этот период в общении ребенка со взрослыми происходят значительные изменения - инициатива общения отныне принадлежит ребенку, он сам начинает искать взглядом взрослого для общения с ним. Увидев взрослого и на его приветствие, ребенок громко смеется, произносит гласные, протяженные « а-а », « э-э-э», приходят в движение его ручки и ножки, то есть возникает « комплекс оживления ». Следует заметить , что такие позитивные изменения в эмоциональном общении ребенка со взрослым возможны лишь при условии работы взрослого с ребенком. На третьем месяце появление эмоциональной реакции ребенка на взрослого, как отмечает Д. Эльконин. создает основу для возникновения и развития новых форм общения, в частности подражания звукам.

На четвертом месяце возникает общение между ребенком и взрослым на основе гласных реакций, речевых звуков. Увеличивается количество звуков, появляются возгласы «агу»,«гу-гу»(зовет),«е», «и» и звук «р». Во второй половине месяца развивается гуление, сначала произношение составных комплексов звуков «толь», «ФРР ...», а в дальнейшем нараспев гудение, «трели» (И. коконов): «а-э-э», «о- о-о-е »,« а-а-а ». Звуки произносятся под контроллем слуха, дети начинают прислушиваться к своим речевых реакций. Такие достижения в речевом развитии дают возможность общаться с ребенком на расстоянии, перекликаться с ней, вызвать у нее звукоподражания. В конце четвертого месяца жизни ребенок сам уже вызывает взрослого на общение с помощью речевых звуков. Дети также подражают голосовые реакции других детей. По показателям нервно-психического развития детей первого года жизни, разработанные профессором М. Щелованов, дети в четыре месяца по звукам определяют местонахождение предмета, ищут взрослого, услышав его голос и источник звука; говорят громкие звуки, долго играют игрушками.

На пятом месяце жизни происходят значительные сдвиги в развитии ребенка. Он уже достаточно овладел своими движениями и речевым аппаратом. Движения и речевые звуки ребенок использует как средство общения с взрослыми и другими детьми, он подползает к своему соседу, улыбается, произносит отдельные звуки. Увидев взрослого, малыш выдает целый поток речевых звуков, обращенных непосредственно к нему, призывает взрослого подойти, долго нараспев гулит, различает тон, с которым к ней обращаются.

В этот период, когда взрослый протягивает руки, ребенок в ответ дает свои , он уже понимает ситуации кормления, укладывания спать, мимику и жесты. По мнению И. коконов, в период перехода от гуления к лепету ( в 5 ~ 7 месяцев) дети говорят большое количество звуков без всякого повода (30-70 % от общего количества всех голосовых проявлений ) . В процессе спонтанной голосовой активности , отмечает автор , между слуховым и речево-подвижным анализаторами устанавливается прочная функциональная связь еще до появления лепет . В этот период нужно создать благоприятную « акустическую среду » как в ясельных группах , так и в семье.

В шесть месяцев ребенок начинает лепетать. С точки зрения фонетики, лепет - сложное образование, напоминающее слова-слоги: ма-ма-ма, ба-ба-ба, дя-дя-дя. 
Дискуссионным сейчас остается вопрос, в каком возрасте возникает и сколько длится стадия лепет. Одни ученые утверждают, что лепет появляется уже в 2-3 месяца, другие - в 5-6 месяцев. М. Кольцова отмечает появление лепет только в 7-8,5 месяца, а с 8,5-9,5 месяца, по ее словам, у детей появляется «модулированное лепет», когда ребенок повторяет слоги с разной интонацией.

Исследования В. Бельтюкова и А. Салаховой (были проведены в секторе фонетики и акустики Института дефектологии, г. Москва) по развитию голосовых реакций у четырех детей в домашних условиях позволили подробнее ответить на этот вопрос. Авторы объясняют имеющуюся возрастную разницу тем, что чрезвычайно трудно определить четкую границу, отделяющую лепет от предыдущей стадии гуления. Кроме того, по их убеждениям, начало стадии лепет, как и ее окончания, является сугубо индивидуальным процессом. На основании своих наблюдений авторы определяют сроки лепет между 4 и 6 месяцами. При этом обогащения лепета звуками наблюдается после 6 месяцев достаточно активно в течение месяца (40% звуков в всего звукового состава), в дальнейшем накопление звуков замедляется.

Анализ звукового состава лепет показал , что носовые и ротовые , звонкие и глухие согласные появляются парами и почти одновременно. Сначала возникают мягкие , а затем твердые согласные , то есть и здесь существуют определенные закономерности. Завершается стадия лепет , по мнению В. Бельтюкова и А. Салаховой , также индивидуально , от 1 - до 1 года и 2 месяцев. 
Дискуссионным остается вопрос о функции лепет . Так , А. Александров , В. Сикорский и другие педагоги считают , что оно возникает на основе подражания звукам и выполняет функцию общения . Ученые В. Богородицкий , М. Кольцова и другие рассматривают лепет как детскую игрушку , игру, которая не имеет никакого отношения к речи .

Ответ на этот вопрос находим в работах А. Гвоздева, В. Бельтюкова, А. Салаховой. Например, А. Гвоздев утверждает, что лепет, как и предыдущие голосовые реакции (зовет, гуление), является врожденной к языковой реакцией, которая не может выполнять функцию общения (лепечут и глухие дети). К тому же в лепет детей разных национальностей наблюдается много общих звуков. Так, по данным В. Бельтюкова и А. Салаховой, в лепет детей, за которыми они наблюдали, 79% звуков были близки по своим акустическим признакам к английскому, немецкому, французскому языкам

По В. Бельтюков, лепет - это врожденный автономный процесс, проявление определенной программы, передается ребенку по наследству, которая генетически заложена силу исторических накоплений речевой-двигательных реакций. Для активного подражания речи взрослого у ребенка еще не развились соответствующие сенсорные и моторные центры. После 6 месяцев у нее появляется само наследование звуков и слогов.

Существует мнение, что с лепет начинается собственно активную речь ребенка (Р. Тонкова-Ямпольская). Те звуки, которые были в лепет, ребенок гораздо раньше и легче произносит (губные), чем те, которых не было (шипящие, свистящие), Произношением этих звуков он овладевает значительно позже. Итак, лепет готовит речевой аппарат к произношению звуков речи, слогов и слов, способствует развитию фонематического слуха.

Для дальнейшего развития речи ребенку нужно: а) научиться выделять звуко-комплексы (слова) из целого речевого потока б) осуществлять тонкий фонетический анализ каждого звуко-комплексы в) понимать речь взрослого г) усвоить механизм звукопроизношения (артикуляцию) 1. Все эти задачи решаются в процессе общения ребенка со взрослым, начиная со второй половины первого года жизни.

Второй этап подготовительного периода (от 6 до 11-12 месяцев) характеризуется развитием понимания речи взрослых. Возникает новый тип общения взрослого с ребенком - общение на основе понимания речи взрослого. Понимание речи, как отмечает М. Кольцова, - это результат образования условных связей. Ребенок начинает понимать, что каждый предмет, каждое свойство предмета, каждое действие имеет свою назву2. Основная цель общения взрослого с ребенком в этот период не ограничивается эмоциональным контактом, а требует выполнения ребенком определенного действия.

Как показывают исследования Г. Розенгарт-Пупко, дети быстро начинают понимать слова, касающиеся действий с предметами, и трудно дается им понимание названий предметов. Зрительное восприятие и рассмотрение детьми предметов, сопровождающееся их называнием, ускоряет понимание названия предметов.  
Как взрослый может узнать, понимает ребенок обращенной к нему речь?

По характеру двигательной реакции (поворота головы в сторону предмета, жесты и движения ребенка). 
Утверждению Д. Эльконина , главными предпосылками возникновения понимания речи являются: а ) выделение предмета из окружающих б ) сосредоточение внимания на предмете в) наличие у ребенка ярко выраженной эмоциональной реакции3 . Понимание речи ребенком появляется прежде всего на вопрос «Где ? » , Что стимулирует ее к зрительному поиска и ориентировочных реакций. При многократных повторений у ребенка формируется связь между словом взрослого и предметом . Однако такая савязь образуется не сразу , а проходит ряд этапов ( Д. Элька - нин ) ' .

Сначала реакция на слово взрослого отсутствует, ребенок не Иювертае головы в сторону названного предмета. Затем на слово взрослого возникает ориентировочный пассивное движение в сторону места нахождения предмета, то есть реакция на интонацию. Наконец, возникает дифференцированный связь (ребенку почти 10 месяцев) между словом и предметом, который выражается в поиске предмета и нахождении его в другом месте. Это и есть начальная форма понимания речи взрослых.  
Ф. Фрадкина описывает такие реакции ребенка на обращенное к нему речь взрослого:  
а) поворот головы в сторону предмета после его названия взрослым (7 ~ 8 месяцев);  
б) выполнение заученных движений при назывании предметов взрослым (7-8 месяцев);  
в) выполнение элементарных поручений взрослых по словесной инструкции (9-10 месяцев);  
г) выбор предмета по словесной указанием (10-11 месяцев);  
д) прекращение действия под влиянием словесной запреты: «нельзя» (12 месяцев)

Как свидетельствуют исследования Ф. Фрадкин и Г. Лямин , дети 7-8 месяцев реагируют сначала на слово , как на определенную сумму звуков , воспринимают его ритмико - мелодическую структуру ( тембр , темп , силу звука , интонацию ) . И только с 10-11 месяцев ребенок реагирует на смысл слова , понимает его значение , даже если оно произносится с разной интонацией . Следует заметить , что в начале второй половины первого года жизни слова для ребенка еще не получили обобщающего значения, услышанное слово она связывает с конкретным (только одним ) предметом. Это требует от педагога серьезной работы над усвоением детьми слов-обобщений.

После 7 месяцев ребенок уже выполняет соответствующие движения на слова « ла- духе », « до свидания». В конце первого года жизни дети выполняют движения на слова «открой», «закрой», «залежи» и другие. 
Во втором полугодии активно развивается подражания на основе лепет. Ребенок , не лепечет , не может научиться подражать. Сначала ребенок подражает звуки собственного лепет, позже оно обогащается новыми звуками. В 10 ~ 11 месяцев у ребенка можно развивать подражания звукам, которых еще не было в лепет. Однако, по словам И. Кононовой , подражания звукам в этом возрасте еще ​​очень сложным процессом для ребенка. Одни дети хорошо лепечут, хотя воспроизводить за взрослым звуки еще не умеют, в других - наблюдается « отдаленное » (с опозданием ) подражания. Следуя звуки взрослого, ребенок усваивает новую артикуляцию, повторяет каждый услышан звук или слово , сопровождает словом , звуками свои действия , подражание превращается в своеобразную звуковую деятельность.

Информация о работе Становление и развитие речи детей раннего возраста