Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:08, реферат
Важной задачей воспитания является становление и развитие речи детей раннего возраста. Язык неразрывно связана с развитием всех психических процессов (восприятие, память, мышление) и служит основой целенаправленной деятельности ребенка. Развитие речи осуществляется под влиянием окружающей среды и прежде всего под активным влиянием взрослых.
При звукоподражания действуют два взаимосвязанных процесса : восприятие детьми фонем на слух ( фонематический и речевой слух) и их произношение ( артикуляция ).
Так , А. Гвоздев считает , что усвоение фонематической стороны речи определяется преимущественно развитием речевой - двигательного анализатора , который является ведущим в процессе овладения артикуляцией звуков. Другие ученые - В. Бельтюков , Д. Эльконин , Н. Швачкин - доказывают важность обоих анализаторов . Нарушение слуха приводит к искажению звуков , что негативно сказывается на активном речи . Вместе с тем развитие фонематического слуха зависит от дифференцировки звуков в процессе их артикуляции .
Итак, в процессе усвоения ребенком звуков родного языка участвуют и слуховой, и речевой-двигательный анализаторы. Поэтому их нужно активно развивать в процессе звукоподражательных деятельности.
Во втором полугодии детей нужно побуждать
к действиям с предметами. Взрослый показывает
игрушку, называет ее, выполняет с ней
различные действия, обозначая словами:
«Ляля топ-топ-топ». Поэтому он предлагает
ребенку выполнить эти действия.
Особое внимание на протяжении
первого года жизни надо обратить на развитие
мелких мышц пальцев руки. Физиологическими исследованиями М.
Кольцовой доказана зависимость развития
активной речи от развития мелких мышц
пальцев: чем лучше развиты мышцы пальцев,
в частности указательного, тем быстрее
ребенок начнет говорить.
Третий этап подготовительного периода (10-12 месяцев - второй год жизни) характеризуется развитием самостоятельного вещания, появлением первых слов.
В конце первого года жизни появляются
первые осознанные слова. Так, в 10-12 месяцев
в ответ на предложение взрослого ребенок
уже производит первые слова с определенным
значением. Появляются слова так, нет. Ребенок называет словам
взрослого (папа, мама, тетя, няня, баба},
отдельные действия (дай ди-дг). В словаре
годовалого ребенка насчитывается в среднем
10-15 слов.
Ориентировочные
показатели развития речи детей первого
года жизни (по данным Н. Аксариной)
1 месяц - первая улыбка в ответ
на речь взрослого;
2 месяца - ребенок прислушиваеться
к голосу или предмета, издает звуки, при
этом движения ее замедляются, она отвечает
улыбкой на услышанные звуки. Кричит: «Агу-гу-гу»;
3 месяца - сосредоточивает свой
взгляд на лице взрослого говорящего,
в ответ ему улыбается, кричит, гулит;
4 месяца - по звуку глазами находит
нужный предмет; воспроизводит громкие
звуки, громко смеется, если с ним разговаривают,
гулит, появляются трели;
5 месяцев - различает интонацию,
с которой к нему обращаются, долго нараспев
гулит;
6 месяцев - понимает речь взрослого,
говорит отдельные слоги, появляется лепет;
7 месяцев - долго лепечет, повторяет
одни и те же слоги. На вопрос «Где?» Находит взглядом предмет;
8 месяцев - громко, повторяя
за взрослым, произносит различные слоги,
начинает подражать им. Выполняет соответствующие
движения на слово: «Ладушки». Ищет и находит глазами предметы и лица
тех, кого называют, долго играет игрушками,
рассматривает их;
9 месяцев - отвечает на заигрывание
«догоню-догоню», играет в прятки. По просьбе
взрослого выполняет движения: «дай ручку»
«до свидания» и др..;
10 месяцев - подражая взрослому,
ребенок сам повторяет за ним различные
звуки и слоги. По его просьбе сама находит
и дает названную игрушку («дай мяч», «дай
лялю»). Различает имена нескольких взрослых
и детей;
11 месяцев - произносит первые
слова (мама, и, на, ав-ав). По просьбе взрослого
выполняет знакомые действия «покачает
лялю», «покажи мяч»;
12 месяцев - произносит 10-15 слов.
§ 2. Второй год жизни
Периодом быстрого развития речи является второй год жизни детей. Развитие речи в этот период, по Г. Розенгарт-Пупко, проходит два этапа: первый - от 1 года до 1 года 5 ~ б месяцев, второй - от 1 года 5-6 месяцев. Речь детей этого возраста развивается в следующих направлениях: а) развитие понимания речи взрослых б) формирование функции обобщения в) обогащение и активизация словарного запаса г) раз-витие способности подражания и совершенствования звукопроизношения д) формирование грамматического строя речи.
На первом этапе продолжается развитие понимания речи , на втором - обогащается словарный запас , развивается активное вещание.
Понимание речи взрослых. В начале второго года жизни ( 1 год 2-3 месяца ) ребенок начинает быстро устанавливать связь между словом и предметом , происходит понимание речи и действий с предметами ( « дай руку» , «возьми флажок » , « сядь » , « встань » ) . Прежде дети понимают действия , связанные с уходом за ними , и свои собственные ( « открой ротик » , « закрой глазки» , « покачает головкой » , « должности мишку » ), понимание зависит от конкретной ситуации. Впоследствии под влиянием общения.
Со взрослыми понимание выходит за рамки конкретной ситуации, ребенок начинает понимать вопрос «где?», «Где собачка?», «Где ляля?» И правильно реагировать на них. Она сначала усваивает понимание названий предметов и вещей, которые ее окружают, затем имена взрослых, названия игрушек, одежды, части тела и лица. Ребенок усваивает большое количество названий предметов и действий, которые ему показывают и называют взрослые (по Е. Кавериной).
На втором году жизни нужно обращать внимание ребенка на качества, свойства, состояния, на назначение отдельных предметов: «Посмотри, у меня мишка большой, а у тебя маленький; мой белый мишка, а твой-коричневый», «Мячик красный, круглый »,« Дай красный мячик, а теперь синий »,« Посади на стульчик белого мишку ». Дети в 1 год 3-4 месяца уже начинают понимать некоторые пояснения взрослого. Например, ребенок пытается нанизать кольца на палочку, но они не проходят. Воспитатель показывает, как их нужно нанизывать, и объясняет, что один конец палочки толще, а второй тоньше, и кольца легко нанизываются на тонкий конец. Ребенок предварительно рассматривает оба конца палочки и выбирает тонкий из них.
На втором году жизни ребенок уже выполняет несложные поручения взрослого, например «Дай куклу Оли», «Возьми у Володи мяч». Постепенно от понимания отдельных слов дети переходят к пониманию фраз, коротких рассказов, вещания, не обращенного непосредственно к ним.
Е. Каверина описывает последовательные этапы развития понимания речи дитиною1. В начале второго года жизни ребенок выполняет уже ряд действий по указанию взрослого:
1) общие действия («дай, принеси, положи»),
2) конкретные («иди обедать, возьми мяч»),
3) сложные, системные действия в ответ на требование взрослого («построй лесенку, нарисуй дождик»);
4) выполняет словесные поручения («возьми зайчика и отдай его Ирине»);
5) узнавание и понимание
Развитие понимания речи, по Г. Люблинской, проявляется в том, что ребенок: 1) правильно соотносит слово с предметом (действием, признаком) независимо от ситуации 2) знакомое слово приобретает обобщенного характера2.
Развитие речевых обобщений. На втором году жизни происходит формирование одной из главных особенностей второй сигнальной функция обобщения формируется скачкообразное. Резкий скачок наблюдается в период 1 год 2 месяца - 1 год 3 месяца, а в дальнейшем - после 1 года 9 месяцев.
С физиологической стороны формирования
обобщений у детей второго года жизни
исследовала М. Кольцова1. Автор описывает
несколько этапов развития обобщений.
Нулевая степень обобщения -
название конкретного единичного предмета,
собственное имя. Первая ступень обобщения - общее имя,
общее название однородных предметов,
действий, качеств. Эта степень обобщения дети усваивают
на конец второго года жизни. Второй и третий степени обобщения выпадают
на дошкольный возраст. Ребенок называет
собачкой не только игрушку, которую держит
в руке, но и собачку, изображенную на картинке,
живое животное. В
конце второго года жизни ребенок узнает
предметы независимо от их цвета, формы,
величины. В этом возрасте малыш начинает
понимать связи и отношения между предметами:
воду можно налить в кружку, переносить
в ведре; чтобы нарисовать, нужно взять
карандаш и бумагу. Во второй половине
года ребенок уже понимает по описанию
прошлые события. Например: «У Володи дома
есть собачка». «На прогулке дети видели
машину, би-би». Речь
взрослого для ребенка второго года жизни
становится основным регулятором ЕЕ поведения.
Обогащение словарного запаса и активной
речи. По М. Кольцовой, до 8 - 10 месяцев слово
для ребенка является только звуковым
раздражителем. И только в конце года оно по звуковому
раздражителю превращается в речевой
сигнал. В речи детей появляются первые
осмысленные слова. Сроки их проявления
и количество сугубо индивидуальными.
Как свидетельствуют исследован
Ф. Фрадкин, в 10 месяцев в словаре детей
1-5 слов, в 11 - 3-8,
в 12 месяцев - 7-16 слов. Особенности становления первых слов у детей исследовали Г. Лями-на, М. Красноярский, А. Маркова, М. Кольцова, среди зарубежных ученых - В. Штерн, ПИ. Бюлер, Д. Селли и др.. Так, А. Маркова описывает определенную последовательность в овладении ребенком словом. На первом этапе (8-12 месяцев) появляются слова-склады, которые ребенок употребляет в сокращенном виде (ка, пу, ва). Например, ребенок называет один состав слова, означающего все слово: ля - лампа, па - упал (В. Сикорский).
В научно-педагогической и психологической литературе развернулась дискуссия, какой состав ребенок говорит первым. Выделились два противоположных взгляда. М. Красногорский и Д. Селли доказывают, что ребенок в основном говорит ударный состав, поскольку он больше привлекает ее внимание, а безударный выпускает. Иной точки зрения придерживаются А. Маркова и Г. Лямина. По их мнению, ребенок не обовьязково и не всегда выделяет ударный состав. Нередко дети называют и безударный слог, например: ди - диван. Считаем, что этот взгляд не исключает предыдущего, а лишь дополняет.
Второй этап (10-12 месяцев) - появление двусложных слов. Сначала это обычное повторение первого состава (бо-бо - больно), позже зьявляються слова из двух различных составов (а-па - упал). На третьем и четвертом этапах (второй год жизни) ребенок принимает три-и чотирискладови слова. Г. Лямина, А. Маркова и другие ученые отмечают тот факт, что не все слова ребенок усваивает в такой последовательности, как это отмечено выше. Значительную их часть она усваивает сразу как «составной контур», «схему-контур» слова. При этом слово искажается и сохраняет лишь общую схожесть звучания (татина - машина). В «схеме-контуре», по Г. Лями-ной, есть устойчивые элементы (это количество слогов) и неустойчивые, которые все время меняются (его звуковой состав).
В процессе овладения ребенком первыми словами наблюдается переходный этап, который характеризуется специфическим «детским вещанием». А. Йесперссн назвал его «малым речью», В. ЕлиасберИ и Л. Выготский - «автономным речью», В. Вунд - «псевдоязык-лением», речью нянек, бабушек, подстраиваются под ребенка. Не отрицает существования такого «малого» речи и Рубинштейн. Автор соотносит его появление с пониманием речи взрослых и рассматривает это явление как «своеобразный переходный этап» 1. По внешней форме, замечает С. Рубинштейн, слова «малого автономного речи» носят преимущественно моторный характер, это обломки слов с удвоенными составами (фу-фу, ля-ля, ква-ква). Флексии и синтаксические сочетания в нем отсутствуют. Слово имеет столько значений, сколько раз оно употребляется. Рубинштейн приводит пример употребления неустойчивого слова «малого речи» вау-вау сыном Р. Идельбергера, который в возрасте 6 месяцев 18 дней словом вау-вау обозначал маленькую фарфоровую фигурку девочки на буфете, а в 10 месяцев 2 дня - собаку, которая лаяла на дворе; портрет дедушки и бабушки; своего игрушечного конька, настенные часы. В 10 месяцев 29 дней тем самым звукосочетанием он обозначил резиновую игрушку; в 1 год 1 месяц - черные отцу запонки; в 1 год 2 месяца 4 дня - жемчужины на платье, термометр для ванны.
Существенным в психологическом аспекте для «малого речи», по С. Рубинштейном, является то, что оно открывает своеобразный способ «обобщения», по которому определяется значение первых слов, которые употребляет ребенок. В «малом речи» слова еще не выполняют определительные функции в полном смысле этого слова. «Малое речи» свидетельствует несформо-ность предметного сознания.
А. Маркова отмечает особенности первых слов детей, наблюдаются к концу третьего года жизни: многократное повторение слогов, напоминающий лепет; вставки гласных при стечении согласных (хилиб - хлеб) уподобление слогов (сурка - собака), сокращение стечения согласных (сон - слон). Немецкие ученые (В. Штерн и Ш. Бюлер) выделили две специфические особенности первых детских слов: 1) между словами ребенка и взрослого существуют резкие фонетические различия, 2) многозначность первых ребенок ¬ чих слов. Т. Конникова изучила особенности первых слов у детей с обозначенными характеристиками.
По фонетических различий, по утверждению
Т. Конникова, они оказываются в разных
категориях: а) детские слова совсем не
похожи на слова взрослых (адша - рыбий
жир), б) детские слова - это обрывки слов
взрослых (па - упало, моко - молоко) в) детские
слова - это искаженные слова взрослых,
сохраняют общую фонетическую схожесть
(те-те - часы, Абаля - яблоко) слова - звукоподражания
(ав-ав, кис-кис, ту-ту).
Многозначные слова объединяются
ребенком в следующие группы:
а) слова, образующихся по функциональным
признакам (фу - серной ¬ ки, лампа, сигарета);
б) по месту нахождения (апа - чем, хлеб, тарелка, солонка);
в) внешним сходством (кх - кошка, шапка, воротник);
г) по звукоподражанием (бг-бг - машина, трамвай, троллейбус).
Как видим, за шесть месяцев у детей появляется лишь 15-25 слов. Весьма часто наблюдаются задержки речевого развития детей, когда ребенок до 1,5 года или совсем не говорит осознанных слов, или же в ее словаре насчитывается не более 5 слов. Причины могут быть разными. Кое-где отставание речевого развития предопределяется тем, что взрослые понимают своего ребенка за мимикой и жестами и не стимулируют словесное обозначение ее просьбу. В таких случаях ребенок тем в течение всего второго года жизни пользуется только «жестовым» речью.
Второй причиной задержки развития активной
речи является так называемый дефицит
общения ребенка со взрослым. Занят и озабочен своими проблемами
взрослый совсем не разговаривает с ребенком,
молча удовлетворяет его потребности,
не поддерживает инициативных обращений
ребенка к Взрослого.
Первые элементарные
проявления инициативного употребления
слов, по свидетельству Г. Розенгарт-Пупко,
можно наблюдать у ребенка в возрасте
1 год 2 меся-1 год 3 месяца. В дальнейшем дети называют
словами отсутствующих взрослых - близких
ребенку людей. По ее мнению, самостоятельное
речи детей до 1,5 года следует отнести
к подготовительного периода речевого
развития. Она считает это еще не настоящим
речью ни по своему значению, ни по форме.
Это детское, автономное вещание.
Во втором полугодии второго
года жизни словарь ребенка обогащается
быстрыми темпами. Как утверждает Г. Розенгарт-Пупко, у
детей в 1 год 6 месяцев насчитывается до
40 слов, в 1 год 8 месяцев - 100, в 1 год 9 месяцев
- 175, в 2 года - 300 слов. Во втором полугодии
наблюдается своеобразный «скачок» в
обогащении словарного запаса, ребенок
начинает много говорить и использовать
разные части речи. Впервые это явление было описано немецким
психологом В. Штерном в книге «Детское
вещание» (1928). По результатам наблюдений
над развитием речи своих двух дочерей
автор пришел к выводу, что во втором полугодии
второго года жизни происходит «переломный
момент в развитии речи ребенка». Ребенок
как будто совершает первое в своей жизни
большое открытие, что каждый предмет
имеет свое название. Именно поэтому дети
обращаются к взрослым с несметными вопросами
«Что это?» И таким образом быстро увеличивают
свой словарь.
Информация о работе Становление и развитие речи детей раннего возраста