Становление и развитие речи детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:08, реферат

Краткое описание

Важной задачей воспитания является становление и развитие речи детей раннего возраста. Язык неразрывно связана с развитием всех психических процессов (восприятие, память, мышление) и служит основой целенаправленной деятельности ребенка. Развитие речи осуществляется под влиянием окружающей среды и прежде всего под активным влиянием взрослых.

Вложенные файлы: 1 файл

дз на русMicrosoft Word.docx

— 398.41 Кб (Скачать файл)

С критикой «теории скачка» выступил Л. Выготский. Он убежденый, что ребенок в этом возрасте еще не способна сделать для себя какие-то открытия в окружающей среде, а тем более в развитии речи. Он пишет: «Невероятно, чтобы ребенок в 1,5-2 года, когда его мышление находится на примитивной стадии развития, способна была обнаружить, требующее колоссальной интеллектуального напряжения ... Как свидетельствуют исследования, даже у детей старшего дошкольного возраста и взрослых людей на протяжении всей их жизни не происходит такого открытия, они так и не понимают условного значения слов, как и не понимают отношение между знаком и его значением ». Если ребенок сделал такое открытие, то она не назвала словом фу-фу все, что светится, горит, а словом тыл - все, что лежит на столе. Ребенок усваивает сначала не внутренние связи между знаком и значением, а внешнюю связь между словом и предметом, и происходит это по законам условного рефлекса, т.е. ребенок сначала усваивает функцию, а затем уже осознает предмет (по Л. Выготскому).

Экспериментальные исследования ученого свидетельствуют, что в этот период осложняется вся жизненная практика ребенка, не требующая от нее широкого использования всех усвоенных слов и накопление новых. Отныне ребенок свободно передвигается в пространстве, расширяются ее контакты, она сама может подойти к тому предмету, который ее заинтересовал, взять в руки, обследовать. У нее закономерно возникает вопрос неизвестного ей еще предмета. Поскольку ребенок не только спрашивает, но и активно действует с предметом, она запоминает его название. По словам ученого, после 1 года 7 месяцев происходит серьезная перестройка психологической операции со словом. Если раньше для удовлетворения собственных потребностей ребенок пользовался емоциино-жестовым речью, то отныне слово-название предмета должно стать средством для его получения. Ребенок уже не тянется к предмету, а обращается к взрослому и называет предмет. Слово для ребенка приобретает новое важное значение. Запас слов, находится в пассиве, служит средством общения.

По Г. Розенгарт-Пупко, совпадают две основные линии развития языков ¬ ления ребенка - осознанное понимание речи окружающих людей во всех жизненно важных ситуациях и использования активного словаря, ранее носило преимущественно игровой характер. «Понимание речи и активное употребление словаря стимулируют друг друга, сливаясь в едином двустороннем акте общения».Грузинский психолог А. Чрелашвили во время специальных исследований наблюдал за развитием словаря детей второго года жизни. Автор утверждает, что появление вопросов «Что это?» И скачкообразное обогащение словаря основном не совпадают во времени.

Детские вопросы, В. Штерн назвал показателем «открытие», по мнению А. Чрелашвили, носят в основном характер игры. Ребенку нравится обращаться к взрослым с вопросами. Она не всегда ожидает на них ответы, бегает по комнате, показывает на предметы и спрашивает «А это что?». Если взрослый отвечает неправильно, ребенок громко смеется и спрашивает снова. Детские вопросы, отмечает А. Чрелашвили, иногда даже не имеют вопросительной интонации. Ребенок нередко сама обращается к взрослому с просьбой отвечать неправильно, так интереснее играть. Именно этот условно-рефлекторная связь: непосредственное действие ребенка (показ на предмет) - словесная ответ взрослого (по А. Ива-новым-Смоленским) начинает вопросительную интонацию в детском вещании. А. Чрелашвили пришел к выводу, что скачок в обогащении слов активного словаря объясняется не только «переломным моментом в развитии речи» (как это утверждает В. Штерн), но и «переломным моментом в психическом развитии ребенка в целом» (восприятие, Памье, мышления и т.д. ), что способствует быстрому обогащению словарного запаса ребенка.

Характерной особенностью словаря детей второго года жизни, по утверждению Н. Поповой, является неравномерность употребления частей речи по количественному составу словаря и частота употребления тех или иных слов. В словаре ребенка преобладают существительные, значительно меньше глаголов, хотя тождественность их использования высокая, это так называемые глаголы-«универсалы» (А. Иваненко). Достаточно бедный словарь на прилагательные. Обогащение детского словаря стимулирует появление новых форм требования с помощью слова. Порядок возникновения таких слов-требований описывает Г. Розенгарт-Пупко.  
Во время общения ребенок прежде принимает имена взрослых, требуя тем самым, чтобы они подошли к ней. При этом слово произносится с интонацией «призыва» (бабы, мама).  
Если ребенок хочет, чтобы ее отвели к взрослой, она использует интонацию просьбы (маме, бабушке). Имя взрослого, то, как ребенок называет взрослого, становится средством общения уже в первом полугодии второго года жизни.  
Во втором полугодии появляется требование предмета через его названия. Слово употребляется в именительном падеже без флексионных изменения. Если к этому ребенок использовал слово «дай» и показывала на предмет, то теперь она называет его слоном. Поэтому не следует сразу удовлетворять просьбу ребенка, нужно стимулировать ответ вопросов «Скажи, что тебе дать?». На следующем этапе появляется требование фразой, сначала по отсутствующих предметов (мама, Яболу). В возрасте 1 год 7 месяцев ребенок пере ¬ ходит от двосливних предложений к фразам, вводя в них свое имя (тетя Таня, Вика пать). После 1 года 8 месяцев ребенок строит фразы, в которые уже вводит действие (моко неси тетя). Вследствие дальнейшего развития активной речи у ребенка после 1 года 9 месяцев появляется описательное речи. Первые формы описательного речи, по свидетельству Г. Розенгарт-Пупко, возникают в ответ на вопрос взрослого, позже - по собственной инициативе. В конце второго года жизни ребенок может уже самостоятельно разговаривать с куклой, игрушками. С развитием активной речи и обогащением словаря связано и становление речевых ответов детей на вопрос взрослого.

Так Г. Лямина охарактеризовала первые детские ответы. На начальном этапе вместо словесного ответа ребенок выполняет определенное действие или показывает движениями (это неречевые ответа).На втором этапе появляются неадекватные речевые ответы:  
а) ребенок шевелит губами, двигает языком, глубоко вдыхает, воспроизводит интонацию без членораздельной произношения слова, «произносит без звука»;  
б) соответствует неадекватно, используя любое легкое для нее слово (которое умеет произнести) в) соответствует после действия, произнося не то слово. что нужно в этот момент, а то, которое нужно было сказать на предыдущий вопрос. И только на третьем этапе появляются адекватные речевые ответы прежде по образцу взрослого. Итак, в конце второго года жизни активное самостоятельное вещание становится основным средством общения.

Для дальнейшего развития активной речи детей нужно в деятельность, что их привлекает, вводить новые слова. Во втором полугодии дети легко подражают речи старших детей. Поэтому надо шире организовывать общение детей этого возраста с детьми.

На втором году жизни ребенок овладевает звуками родного языка (А. Гвоздев). Овладение звукопроизношением охватывает два взаемоповьязапроцесы: артикуляцию звуков и восприятия их на слух (фонематический слух).  
Первые слова детей отличаются несовершенной звуковой неустойчивостью произношения. Ребенок может произносить одно и то же слово по-разному: так, слово мяч может произноситься как мя-я, мяс, мяик. Для детей этого возраста характерна общая помьякшенисть в произношении звуков, пропуск звуков и слогов, замена одних звуков другими. Произношение гласных дается детям легче, чем согласных. Детям второго года жизни легко дается произношение губных согласных (б, п, м) и прорывных (т, д, г, к) звуков. Большинство детей правильно произносят звуки в, н и л '. Правильное произношение звуков 3, с, ж, ш, ч, ц, х, ф, л задерживается, дети или совсем не произносят их, или заменяют другими (по Г. Лямин).

В первой половине второго года жизни начинается развитие фонематического слуха. Второй год жизни Н. Швачкин отнес к фонемной стадии, так как ребенок понимает речь взрослых на основе значений, связанных с определенным звуковым составом. Автор установил последовательность развития фонематического слуха у детей в возрасте от 11 месяцев до 1 года 10 месяцев. Прежде дети различают гласные. Впоследствии они различают согласные в такой последовательности: а) при наличии согласных 6) сонорных и очерченные шумные в) твердые и мягкие г) назальные и плавные д) сонорных и неартикульовани шумные е) губные и заднеязычные есть) прорывные и придувни ж) переднеязычные и заднеязычные з) глухие и звонкие; и) шипящие и свистящие, и) плавные и йот. В рамках этих групп - гласных и согласных звуков - существует определенная последовательность и трудности как в восприятии их на слух, так и в артикулирования звуков. Ученые В. Богородский, В. Сикорский отмечают, что ребенок овладевает среди гласных прежде тремя крайними по артикуляции звуками: а, у, г. Особенно сложным для детей является различение в процессе произношения гласных в ~ у, е-и. Позже с гласных в произношении появляется звук и (А. Гвоздев, В. Бельтюков). Среди гласных звуков также существует определенная последовательность как в произношении, так и в различении на слух . Наблюдение за детьми показывают, что первыми звуками ребенка есть п, б , м , т ' , д' , н ' . Т. Лямина подчеркивает , что звуки б, п , м произносятся легко в 90 % случаев , причем сразу правильно . Легко произносятся передние и задние пиднебинньо - языковые , прорывные звуки ( т , д , г , к ) почти в 50 % случаев дети правильно говорят звук в , переднее небно - языковое и мягкое л ' . Если ребенок воспитывается в благоприятных условиях , то в 30-50 % случаев наблюдается правильное произношение звуков с , с , ц , ф , х . При неблагоприятных условиях воспитания , по свидетельству автора , звуки с , с , ш, ж , ц , х , ф , л полностью отсутствуют в произношении детей в возрасте до трех лет.

Усвоение правильного произношения звуков происходит под контролем слухового анализатора. Восприятие звуков на слух, по Г. Лямин, зависит от разницы колебаний звуковой волны. Поэтому различия похожих звуков (например, к и х) дается ребенку трудно, причем сприймайня звука на слух зависит от длительности его звучания. Например, звук с (длительность звучания 0,27 с) при громком речи слышно на расстоянии 150 м; звук п (продолжительность звучания 0, 03 с) воспроизводится на расстоянии 10 м.  
Для усвоения различных звуков требуется разное время. Так, по свидетельству Гвоздева, его сыну на усвоение звука т понадобилось 20 дней л - \ месяц и 1 день; ш - 1 месяц и 8 дней в - 2 месяца и 24 дня; с - 1 месяц и 22 дня; р ~ 2 месяца и 11 дней ж ~ 2 месяца и 7 дней.

В работе В. Бельтюкова установлена ​​последовательность восприятия на слух артикулирования детьми согласных (табл. 20) .Итак, первыми и самыми легкими в различении на слух является шипящие и свистящие, затем - твердые и мягкие. Очень трудно различаются при восприятии прорывные и фрикативные звуки. В процессе становления артикуляции наблюд

ается обратное явление. Легкими для восприятия является сонорных и шумные, глухие, звонкие. Звуки ч, ш, ж, л, р появляются на последнем этапе, они являются трудными для произношения. Вместе с тем не следует забывать об индивидуальных свойствах усвоения звуков детьми. А. Гвоздев отмечает, что у его сына до 1 года 9 месяцев при наличии 87 слов отсутствовали такие звуки: е, ф \ твердые разновидности н, д, т; африкаты - ц; твердые разновидности с, с, л, н] все разновидности шипящих и звук г.  
На протяжении всего второго года жизни звукопроизношение у детей еще не совершенна. Дети выпускают некоторые звуки, заменяя их более легкими. Наблюдается общая помьякшенисть речи, слияние двух звуков в один.

Ученые А. Гвоздев, М. Хватцев и другие описывают типичные недостатки звукопроизношения детей этого возраста. Среди которых: замена звука п звуками к, ф ', звука т звуком т'; прорывного к звуком т; звука в звуком н; звука г звуками к и д; звука х звуком ф \ звука в звуком в '\ звука л звуком л '.  
Время достаточно рано (уже в 2-3 года) дети дифференцируют ложную произношение от правильного (А. Гвоздев, Н. Швачкин, Р. Левина,

С. Берн штейн и др.). - Как замечает А. Гвоздев , дети выступают « борцами » за правильное произношение . Ребенок еще сама не произносит правильно звук , но чувствует и негативно реагирует на неправильное произношение звука другими. Отсюда вывод: взрослый должен всегда правильно произносить звуки. Это еще раз подчеркивает взаимосвязь двух анализаторов - слухового и речевой - двигательного - в процессе овладения ребенком звуко - произношением.

Значительным достижением в развитии речи детей является появление грамматических форм родного языка. Становление грамматической правильности речи у детей и закономерности усвоения грамматических значений раскрыто в работах М. Красногорского , А. Гвоздева , Д. Николенко , Ф. Сохина , В. Ядэшко и др. . 
Д. Николенко разделяет усвоения грамматического строя родного языка в раннем возрасте на два периода : пассивное усвоение (понимание грамматических значений ) , которое длится с 5-6 месяцев до начала второго года жизни , и активное усвоение грамматических значений (второй , третий годы жизни). Продолжительность пассивного овладения грамматическим строем речи зависит в основном от воспитательного речевого воздействия взрослых.

На основе изучения формирования грамматического строя речи А. Гвоздев разделил преддошкольный возраст на два периода. Первый период - от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев. Это период , когда ребенок составляет предложения из аморфных слов - корней , которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях их использования. Этот период четко делится на две стадии :

а ) стадия однословного предложения ( 1 , 3 - 1 , 8 ),

б ) стадия предложений из нескольких слов , преимущественно двосливни предложения ( 1 ; 8-1 , 10 ).

Второй период - от 1 года 10 месяцев до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения , связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения . Для него характерным является быстрый рост различных типов простого и сложного предложений . В пределах этого периода выделяются три стадии : а) формирование первых форм ( 1 , 10 - 2 , 1 ), б ) использование флективного системы родного языка для выражения синтаксических связей (2 , 1 - 2 , 3 ) в ) усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 , 3 - 3 , 0) . 
В развитии детской речи важную роль играют предложения. Поскольку в предложении всегда нечто высказывается , оно является единицей языка как орудия мышления и общения . Когда именно в речи детей зьявляються первые предложения и является их основой ? Основой предложения , по мнению Д. Николенко , является предикативность , передаваемой словом и интонацией. С появлением предикативности в речи детей связаны и первые предложения , которые наблюдаются в активном речи конце первого , в начале второго года жизни. Основным признаком предикативности в вещания - ии Детей является отнесение содержания излагаемого в действительности. Например , Натаща П. (11 месяцев 20 дней) просится гулять , произнося : « Пру - ПРУ > ; в 11 месяцев 25 дней она , став па ножки, сказала: «Тя» (встала); в 12 месяцев , несмотря на курочку , она говорит : « Тетя » , Саша А. ( 1 год 2 месяца) , увидев игрушки , которыми играли другие дети , правильно называет их ( пирамидка , конек ) , выполняет словесные поручения . Оля К. ( И месяцев) целенаправленно употребляет слова «мама» , «баба » , « дай ». Увидев нарисованную кошку , она называет его «ко . Леня ( 1 год 2 месяца) , увидев зайчика и кошку , сказал : « зайчик - усы » , « киска - кот». Такая отнесенность слов к действительности свидетельствует наличие в речи ребенка основного признака предложения - предикативности . Ребенок достаточно рано начинает понимать предикативность в пассивной форме , когда сама еще не владеет языком как средством общения. По просьбе взрослого она выполняет различные действия ( подает , поднимает, открывает рот , скрывается и т.д.).

Информация о работе Становление и развитие речи детей раннего возраста