Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:08, реферат
Важной задачей воспитания является становление и развитие речи детей раннего возраста. Язык неразрывно связана с развитием всех психических процессов (восприятие, память, мышление) и служит основой целенаправленной деятельности ребенка. Развитие речи осуществляется под влиянием окружающей среды и прежде всего под активным влиянием взрослых.
Предикативность ярко проявляется и в однословных предложениях, является первой стадией в становлении грамматического строя речи. Так , однословные предложения появляются в конце первого года жизни. По своему значению слова - предложения составляют законченное целое и выражают некое сообщение . Например , « моко » можно « перевести» на язык взрослых « дай молока» , «я хочу молока» , « вот молоко» , « на молоко». Первые слова - предложения обозначают части название лица ( . Папа , мама , тьо -я ) животных ( ав-ав , киса ) частей тела ( ука , нозя ) , название предметов и отдельных действий с ними. Нередко значение таких предложений можно понять только с помощью интонации. В зависимости от интонации А. Гвоздев выделяет следующие типы первых слов- предложений : а ) указательные , выражающие желание , требование б ) номинативные , сопровождающиеся восклицанием и встречаются довольно часто в) позывные.
Предложение носят ситуативный
характер , их пониманию помогает обстановка
, ситуация , в которой ребенок произносит
это слово. Например: а ) « бай -бай » ( хочу
спать , ложится ) б ) « бай -бай » ( качает
куклу , гладит по головке ) в ) « бай -бай
» ( плачет , поднимается , не хочет спать).
Иногда пониманию помогают жесты ребенка
, мимика . Например , « кига » - просит книгу
для рассматривания , протягивает руку
, « кига » - берет книгу , дает матери , чтобы
прочитала . Слова в таких предложениях
аграматични, аморфные. Господство однословных
предложений продолжается , по А. Гвоздевым
, до 1 года 8 месяцев. В возрасте от 1 года
9 месяцев до 1 года 10 месяцев появляются
первые двосливьли предложения. Как показывает
практика , эти предложения ребенок конструирует
вполне самостоятельно , поскольку их
структура совсем не похожа на структуру
предложений у взрослых. «Нельзя говорить
о формировании грамматического строя
речи , как только следствие усвоения ребенком
грамматических форм в « готовом виде
» , готовых языковых сообщений , - пишет
А. Гвоздев . - Ребенок , сочетая слова в
предложения , одновременно анализирует
их по морфологическим элементами , это
дает возможность детям не только воспроизводить
в речи готовые шаблоны , но и самостоятельно
строить грамматически правильная речь
».
Двосливни предложения различают
приказу (дай мяц ) и повествовательные
, в которых сообщается о чем-то ( киса ам
) . В двосливних предложениях пропущенное
глагол , выполняющий роль сказуемого.
Итак, обозначения предметов для ребенка
легче и важнее , чем обозначения действия
. В речи ребенка номинативные и утвердительные
предложения появляются довольно рано
, а отрицательные - значительно позже
, отрицание чаще пропускаются . Употребление
отрицания « нет» фиксируется в возрасте
2 лет 3 месяцев.
Н. Серебряникова изучала особенности первых двосливних предложений ребенка. Она указывает на то, что появление первых предложений возможна только в случае, если в словарном запасе детей есть 40-60 слов. Двосливни предложения чаще всего состоят из обозначений человека И действия; появляются они нерегулярно и состоят из отдельных слов, структурно оформленных.
В конце второго года жизни (1 год 10 месяцев) в речи детей появляются предложения из 3-4 слов и вопросительные предложения. Первые вопросительные предложения выражаются только самой интонацией («Мама купила яблу-ка?"). После двух лет ребенок принимает долю так, произнося с вопросительной интонацией, чуть позже - предложение с вопросом о месте действия с наречиями где, куда. В возрасте 1 года 9 месяцев А. Гвоздев отмечает появление однородных членов предложения. Сначала они выражаются в одинаковых формах перечня (Оля прца, Тоса прца, киса прця), принимаемых без союзов, связь между ними выражается только интонацией перечня. Однородные члены с союзами появляются в 1 год С месяца. Первым ребенок употребляет союз и, что объединяет два слова (мама и папа), затем он употребляется перед каждым однородным членом (и мама, и Катя, и киса ...). В возрасте 1 год 9 месяцев - 1 год 10 месяцев в речи детей наблюдаются уже первые сложные предложения без соединительной ¬ ников. Связь между ними передается интонационно.
Вторым этапом в овладении грамматическим строем является усвоение флективного системы родного языка, правильное употребление падежных форм. Первые проявления флективности, как отмечает большинство исследователей, можно заметить уже в начале второго года жизни. На втором году жизни дети овладевают диалогической формой речи. Одновременно инициатором диалога в этот период должен быть взрослый. Особенности развития диалогической речи детей этого возраста исследовала М. Попова. Автор подчеркивает, что активный диалог с детьми этого возраста зависит от многих условий:
а) уровня речевого вития детей
б) умение ребенка общаться со взрослым по разному поводу,
в) умение адекватно отвечать на вопросы взрослого.
Для развития диалогической
речи детей воспитателю течение дня нужно
постоянно обращаться к ним с вопросами,
стимулировать речевые ответы. Первые диалоги с детьми должны быть
непродолжительными, с перерывом, чтобы
дети не отвлекались. В первой половине
года в основном воспитатель сам и спрашивает,
и отвечает. Ответы детей имеют избирательный
характер, чаще всего одним словом (мимикой,
жестами).
На втором году жизни формируются
такие функции диалога: а) влияние на собеседника
б) выражение собственных мыслей. Развитие этих функций целиком зависит
от удачного формулировки педагогом различных
вопросов: обобщающих, когда отсутствует
прямое указание на предмет («Что ты хочешь?");
Конкретных («Что тебе достать?"); Уточняющих
(«Что тебе достать со стола?") ; вопросов,
предоставляющих возможность выбора («Синий
или зеленый карандаш?") и др.. Учить
детей отвечать на вопросы нужно постепенно:
сначала использовать речевые образцы
(это кукла) и предлагать их повторить,
стимулируя речевые ответы детей.
Ориентировочные показатели
развития речи детей второго года жизни
1 год - 1 год 6 месяцев. Понимает названия многих окружающих
предметов (пищи, одежды, игрушек) и многих
действий, выполняет по просьбе взрослого
простые действия с предметами («закрой»,
«дай», «положи»). Понимает вопросительные
обращения («Кто налил?», «Кто пошив ляли
платье?"). Свою деятельность и движения
сопровождает звукоподражательными названиями,
ВИМО.БЛЯЕ много подражательных звуков
(«гав-гав», «м» и др.).. Легко подражает
взрослому, повторяет за ним окончания
слов и простые слова. Характерна игра-подражание в форме лепет
- «монолога». Общается со взрослым, обращается
с просьбой, жалобой, сопровождая это жестом
или мимикой, иногда добавляет знакомые
слова. Выполняет сначала простые
(«Принеси туфельки» - до 1 года 3 месяцев),
а затем сложные словесные поручения («Возьми
салфетку и сядь за стол»).
Словарный запас ребенка около 30-40 слов, употребляет обобщается-ные слова (собака - большой, маленький, белый, черный, живой, игрушечный, на картинке и т.д.), еще немало полегшувальних слов-слогов (ту-ту, би-бг). Обращается с вопросом «Что это?». Словарь состоит в основном из существительных и глаголов. Употребляет слова-предложения. В конце этого периода появляются двосливни предложения. Однако еще много лепечет, а слова употребляет в процессе общения с близкими людьми в момент заинтересованности, радости, удивления.
1 год 6 месяцев - 2 года. Проявляет повышенный интерес к разговору взрослых, приступает к выполнению отдельных действий, вытекающих из размах ¬ вы, которая до ребенка непосредственно не обращена. Понимает вопросительные предложения («Кто?», «Что?», «Где?»). Произносит слова для обозначения целого предложения (иногда сопровождает их жестом). Переходит от детских звукоподражательных слов в речи взрослого, но слова произносит урывками (может, потом моко вместо молоко, бака вместо собака). Легко повторяет за взрослыми слова и фразы.
С 1 года 8 месяцев повторяет все , что слышит , ежедневно появляются новые слова. Запас слов быстро растет , в конце года - до 300 слов. Полегшувальни слова заменяются правильными. В словаре появляются прилагательные и местоимения. Обобщает предметы по существенным признакам . Появляются предложения из двух - трех слов , построенные аграматично . Обращение к взрослым приобретает языковой формы . К двум годам овладевает три - , пьятисливнимы предложениями , появляются флексии . Речь становится средством общения со взрослыми. Обращается с вопросом «Что это? ». Желание и просьбы передает словами. Речь ярко выражена эмоционально.
§ 3. Третий год жизни
На третьем году
жизни развитие речи детей продолжается
в следующих направлениях: понимание речи
взрослых, овладение активным речью, совершенствование
звукопроизношения, усвоение грамматического
строя речи. Как
утверждает Н. Аксарина, третий год жизни
является периодом найинтен-сивнимюго
речевого развития ребенка.
Понимание речи. Существенно
изменяется понимание речи окружающих
людей. Ребенок уже понимает контекстное
речи: тексты рассказов, сказок в сопровождении
наглядности. С ней можно говорить не только
о тех предметах и явлениях, которые
его окружают, но и о том, что отсутствует,
о прошлых и будущих событиях, о детских
чувствах и переживаниях. Например, о том, что ребенок видел вчера
в зоопарке, куда она собирается идти завтра,
игрушки е у нее дома, кто их купил или
подарил, какими игрушками украшали елку,
кто у нее был на дне рождения. Во втором
полугодии дети уже могут понимать несложные
по сюжету с простыми словами тексты, рассказы,
рассказы, сказки без сопровождения наглядности.
Вследствие этого существенно
изменяется воспитательное значение речи
взрослых. С помощью слова можно предупредить
негативные действия ребенка, вызвать
воспоминания, побудить ее к определенной
деятельности, формировать обобщение-нювальне
понятия. Однако понимание речи детьми
третьего года жизни еще несовершенно. Воспитатель имеет
дело с ребенком за точным пониманием
речи по следующим направлениям: * формировать
умение различать предметы по внешнему
виду (форме, размеру, цвету);
знакомить детей со свойствами,
качествами, признаками предметов и явлений,
отношениями (пространственными, временными,
местонахождению) между ними;
учить понимать обобщающие понятия
(мебель, одежда, игрушки); побуждать детей
к воспоминаниям (о праздники, утренники,
выходные дни); понимать и узнавать отдельные
действия и сюжеты по картинкам; понимать
содержание рассказов, сказок.
На третьем году жизни быстрыми
темпами развивается активную речь. Особенно
это заметно на расширении активного словаря
ребенка. Однако именно в этом возрасте
ярко выраженные индивидуальные различия
в темпах обогащения словаря. Наверное, именно по этой причине отличается
количественная характеристика слов,
ЕЕ подают различные авторы.
По данным одних авторов, у детей
2-2,5 года максимальный словарный запас
равен 1227 слов, другие - 45 (по Ш. Бюлер). В
конце третьего года жизни в словаре ребенка
насчитывается 1000-2000 слов (по Н. Аксарина),
1200-1500 слов (по Г. Лямин). В словаре ребенка
третьего года жизни есть уже все части
речи, однако преобладают существительные,
составляют более 50% от всех слов, которые
употребляет ребенок.
Как замечает В. Гербовая, среди
существительных 36% - это слова, обозначающие
названия предметов быта, 16,5% - названия
объектов живой природы. Автор указывает на ошибки, которые допускают
в употреблении существительных дети
третьего года жизни, а именно: а) неадекватная
замена одного существительного другим
б) применение существительных-обобщений
(по форме, цвету) в) использование слов,
которые ничего не значат г ) употребление
глаголов вместо существительных д) названия
вместо предмета его части. Задача питомцах-теля
- обогащать активный словарь ребенка
существительными-названиями одежды,
посуды, мебели, игрушек, растений, овощей,
фруктов, домашних животных, их детенышей
и др..
На втором месте по количеству
употребления стоят глаголы (более ЗО%),
хотя в речи детей этого возраста еще много
«ходовых», универсальных глаголов (А.
Иваненко). Следовательно, задача воспитателя
- расширять словарь глаголами, означают
разные действия. Иногда используются
другие части речи.
Все слова, которые дети усваивают
на третьем году жизни, В. Гербовая разделяет
условно на четыре группы:
1) слова, обозначающие название
предметов, действий с ними, свойства,
отношения в ближайшем окружении;
2) слова, обозначающие названия
сборных существительных;
3) слова, обозначающие названия
предметов, действий, свойств дальнего
окружения, но понятного детям;
4) слова разных частей речи (местоимения,
наречия, частицы тощо1)-На третьем году
жизни выделяют три уровня усвоения слов
ребенком.
I. Ребенок понимает слово, но
не использует его в активном словаре.
II. Ребенок
узнает и называет слово (действие, качество,
признак) только в привычных для ребенка
условиях.
III. Узнает и правильно называет
слово (действие, отношения, свойства)
при любых условиях.
У детей этого возраста значительно
активизируется речи. На предложение взрослого
«Скажи, повторы» ребенок отвечает через
0,4-0,6 с (по данным исследований Г. Лямин),
как и взрослый человек. Ответы после воздействия
у детей этого возраста почти не встречаются.
После двух лет у детей наблюдается чрезвычайная
речевая активность, которая проявляется
в словообразовании, ярко описано К.Чуковским
в книге «От двух до пяти». Как разновидность
словообразования, детям этого возраста
свойственна и римотворчисть (подбор слов,
которые рифмуются, предложений), первые
попытки самостоятельного составления
сказок.
Главной формой общения у детей
третьего года жизни остается диалогическая
речь. Особенности
диалога детей этого периода жизни исследовала
Т. послами-Казаку. На основании ЕЕ
данных было установлено, что после двух
лет диалог в речи детей занимает 80% и используют
они такие формы диалога: обращение к другим
и ответы на вопросы взрослого; диалог
между двумя детьми; групповой диалог
(полилог) диалог между взрослым и ребенком
.
На третьем году жизни ребенок
обращается к взрослому в форме приказа,
запрета, разрешения, жалобы, призыва,
подражания. Эти формы обращения аффективные
и ситуативные. Для
диалога детей этого возраста характерно:
а) стремление что-то сообщить друг другу
в приказной форме б) приспособления к
собеседнику, умение выслушать другого
ребенка в) по-очередность обращения говорящего
и слушающего. Одновременно диалог
у них еще неустойчив, его нужно поддерживать
и развивать,
Господствующей формой речи
детей третьего года жизни, по данным С.
Рубинштейна и Г. Леушин, является ситуативное
речи. Г. Леушина выделяет следующие формы
ситуативной речи детей: а) ребенок или
совсем выпускает существительное, или
заменяет его местоимением, при этом не
указывая, кому именно принадлежит этот
местоимение б) в одном предложении одним
и тем же местоимением называются разные
объекты и субъекты
в) в речи преобладают слова вот, этот,
здесь, там, потом, такой, такая, сопровождающиеся
жестами и действиями.
Во второй половине года наблюдаются
первые проявления контекстов речи. Как
отмечают 3. Истомина
и Г. Леушина, эти две формы как ¬ ления
сосуществуют: в наглядной ситуации царит
ситуативное речи, при их отсутствии -
контекстов.
Задачей воспитателя в этот
период является приучать детей рассказывать
словами не только о том, что они видят,
но и о прошлых событиях, стимулировать
их обращаться с вопросами к взрослым,
сверстникам, высказываться о игрушки,
картинки, сказки, составлять рассказы
из двух-п ' пяти фраз, предложений.
На третьем году жизни продолжает
совершенствоваться звукопроизношение,
большинство звуков ребенок произносит
правильно: губные, губно-зубные, передне-и
заднеязычные. До
2 лет 6 месяцев передние небно-языковые
звуки еще заменяются звуком т. Иногда
ребенок заменяет звуком т все согласные,
наблюдается явление «татизму» (Татита
- машина). Свистящие, шипящие, сонорные
звуки (р, л) ребенок или совсем выпускает,
или заменяет другими легкими звуками.
Согласно исследованиям Г. Лями-ной, при
благоприятных условиях воспитания 30-50%
детей в конце третьего года жизни правильно
произносят звуки с, с, ц, ч, в, ф, и, а 10-30%-шипящие
и звук г. Для звукопроизношения детей
этого возраста присущей е нечеткость
и общая помьякшенисть произношения. К.
Чуковский подчеркивает большой интерес
детей третьего года жизни до звукового
состава речи, увлечение звуковыми (склады,
рифмы) играми. Писатель объясняет это
явление тем, что ребенок уже овладел произношением
звуков родного языка, однако говорит
их нечетко, чтобы научиться «управлять
произношением по собственной воле, она
произносит их снова и снова, а в целях
экономии сил в каждом новом звукосочетания
заменяет только один звук, все другие
остаются неизменными ... выходит рифма
»1.
На третьем году жизни продолжается
усвоение грамматики родного языка. По
А. Гвоздевым, - это второй период усвоения
грамматического строя речи (от 1 года
10 месяцев до 3 лет): 2 года 1 месяц - 2 года
3 месяца - усвоение падежных
окончаний 2 года 3 месяца - 3 года-усвоения
служебных слов.
Первые предложения с союзами
в речи ребенка появляются в 2 года 3 месяца,
именно в этот период она начинает принимать
и первые сложноподчиненные предложения.
В 2 года 4 месяца появляется прямая и косвенная
речь, причем раньше и чаще прямая речь,
которая всегда, стоит после указания,
кому она принадлежит (Она сказала: дай
мяц).
Третий этап в становлении грамматического
строя речи - господство согласования
и управления. Этот этап связан с овладением
ребенком многословными предложениями,
союзами. С 39 союзов и соединительных слов
до 3 лет ребенок принимает 15. Уже в 2 года
4 месяца появляются союзы И, а, то, потому
что, тогда, когда, у 2 года 10 месяцев - как,
только, чтобы, где. В конце третьего года
жизни ребенок овладевает основными падежными
формами. Из 47 падежных форм, встречающихся
в детском вещании от 2 до 7 лет, уже до 3
лет ребенок использует 39 падежных форм.
К 3 годам ребенок усваивает суффиксы уменьшение,
увеличение, ласки. Различие между мужским
и женским полом (по С. Цейтлин) ребенок
усваивает до 2,5-3 лет. Дневниковые записи
А. Гвоздева свидетельствуют, что его сын
Евгений до 2 лет говорил об отце в женском
роде, а о себе - до 3 лет, с 2 лет
4 месяцев до 2 лет б месяцев дети
используют в своей речи много предлогов
и прилагательных. Быстрые темпы усвоения грамматики
на третьем году жизни позволили К. Бюлеру
предположить, что ребенок этого возраста
делает в своей жизни второе «великое
открытие»-понимает принцип рефлективных
языков: морфологические связи могут выражаться
путем изменения морфологических частей
речи.
С критикой этой теории выступили
Л. Выготский и Д. Эльконин. Д. Эльконин
считает, что К. Бюлер слишком интелектуализуе
процесс усвоения ребенком языка. Если
бы даже ребенок смог самостоятельно дойти
такого открытия, то оно было бы «результатом
процесса усвоения и никак не могло выступить
его основой» 1. Теория К. Бюлера не объясняет,
как ребенок дошла до самостоятельного
понимания флективного природы языка.
К. Ушинский, А. Гвоздев, К. Чуковский
объясняют это явление наличием у детей
особого «чутье», которое и дает возможность
быстро, легко и правильно пользоваться
правилами грамматики родного языка.
Ориентировочные показатели
развития речи детей третьего года жизни
У ребенка в возрасте 2 года -
2 года 6 месяцев расширяется понимание
смыслового содержания речи. Она понимает тексты забавлянок,
стихов, инсценировок, сказок, рассказов
в сопровождении наглядности. Понимает
настоящее и будущее время, если то, о чем
идет речь, было известно ей ранее. Возрастает роль слова взрослого как
средства воспитания. Понимает вопрос
взрослого, отвечает на его вопросы отдельными
словами, действиями. Обращается к взрослым
с простыми вопросами: «Что это?», «Как?»,
«Где?», «Почему?». Легко повторяет
фразы, что слышит. Словарь ребенка продолжает быстро расширяться.
Предложение становятся многословными,
появляются сложные предложения, хотя
они еще аграматични. Начинается употребление союзов и предлогов.
Речь становится главным средством общения
не только со взрослыми, но и с детьми.
Много разговаривает в разных ситуациях
по собственной инициативе и отвечает
на вопросы. В соответствующей ситуации
словом может заранее определить свои
действия и намерения.
2 года 6 месяцев - 3 года. Ребенок понимает смысл речи взрослого
¬ го о событиях и явлениях, которых не
было в ее личном опыте, за исключением
отдельных элементов. Понимает сообщение, художественные
тексты, стихи без сопровождения наглядности.
Легко запоминает стихи и песни. Знает
наизусть несколько народных песен, забавлянок,
стихов.
В состав словаря входят все
части речи, кроме деепричастия и наречия. Словарь ребенка насчитывает 1200-1500 слов. Появляются вопросы
«Зачем?», «Когда?». Произносит правильно
все звуки.
Информация о работе Становление и развитие речи детей раннего возраста