Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа
Актуальность работы. С процессом изучения профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения проблем, возникающих в ходе осуществления той или иной профессиональной деятельности. Осознанная идентичность позволяет человеку не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление индивида о своем месте в профессиональной группе или общности.
ВВЕДЕНИ……………………………………………………………..................2
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ………………………………………………4
1.1 История изучения феномена идентичности в психологии …….………...4
1.2 Сущность, значимость и классификация идентичности личности …….....9
1.3 Профессиональная идентичность как предмет психологического
исследования …………………………………………………………………..16
2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТИ ……………………..……………………………………………..25
2.1 Особенности формирования профессиональной идентичности ………..25
2.1 Психологические условия кризиса идентичности и его преодоления как динамики профессиональной идентичности личности …………………..…31
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У
РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ……………………………..……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..…………………………….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..……………….......
В зарубежной литературе проблематика профессиональной идентичности связана, прежде всего, с профессиональным развитием и социальным контекстом становления профессионала. Например. М. Аргайл еще в середине семидесятых годов прошлого века писал о связи профессиональной идентичности с профессионализацией индивида. При этом профессионализация рассматривалась как сложный процесс, включающий в себя: профессиональный тренинг, усвоение стандартов и требований к выполнению деятельности, понимание норм поведения в рамках профессиональных групп. Именно взаимодействие с другими членами профессионального сообщества помогает индивиду усваивать точные профессиональные стандарты, оценивать уровень своего владения профессией. Подтверждение профессиональных норм помогает индивиду поддерживать профессиональную идентичность и сохранять на долгое время свой статус. Идентичность в данном подходе выступает как близкая к профессиональному статусу характеристика, связанная с долговременным профессиональным положением.
Дж. Соненфилд показывает, что идентичность появляется и трансформируется в ходе профессионального развития. Карьерный рост сопровождается изменением различных по широте видов идентичности. Происходит переход от частичных, отдаленных друг от друга идентификационных характеристик (знание отдельных качеств как профессионала и члена сообщества) к более общей концептуальной идентичности (знание своего статусного и ролевого положения, обусловленного принадлежностью к профессии). Концептуальная идентичность и является той характеристикой, которая определяет движение по карьерной лестнице и степень вхождения в профессию.
В работе Р. Финчман внимание уделяется осознанию профессиональных требований, этических норм, ценностей, которое происходит по мере овладения профессией. Процесс формирования профессиональной идентичности, по сути, выступает как соотнесение индивидуальных особенностей и социальных воздействий в ходе профессионализации, что позволяет человеку осуществлять профессиональную саморегуляцию.
В социологическом исследовании С. Джошел на примере анализа работы, идентичности и статуса жителей Рима было показано, что идентичность, связанная с деятельностью, формируется на основе соотношения формального и неформального статусов профессии. Название профессии, которое соотносится с устоявшимися представлениями о содержании деятельности, сопровождается определенными нормативными требованиями и поэтому само по себе оказывает определенное влияние на личность. Но, кроме содержания профессии, на идентичность влияет и контекст отношения, взаимодействие человека с другими людьми.
Проблема соотношения
личностного развития и социального
контекста профессионализации нашла
отражение и в работах
В современном подходе
к исследованию профессиональной идентичности,
развиваемом Л.Б. Шнейдер, данный феномен
как результат процессов
В то же время некоторые авторы отмечают трудности обращения к понятию профессиональной идентичности ввиду его слабой разработанности. Так, И.С. Кон при анализе проблем юношеского возраста рассматривает формирование личной идентичности как центральное звено в развитии личности на этом этапе. Вместе с тем, анализируя работы Э.Эриксона, он отмечает неопределенность понятия идентичности и, в частности, понятия зрелой идентичности и его критериев.
К.А. Абульханова-Славская выделяет типы идентичности в соответствии с особенностями самовыражения личности в профессии, что отражает концепцию автора относительно роли личностной активности в самоопределении:
Первый тип идентификации. Самовыражение происходит через выбор профессии, которая максимально близка к характеристикам личности. В этом случае жизненная перспектива связана с повторением ситуаций, позволяющих личности реализовывать свои возможности.
Второй тип идентификации. Выбирается профессия, дающая возможность личности двигаться по ступеням профессионального мастерства. В этом случае возникает движение, которое влечет за собой качественные изменения профессиональных позиций, с перспективой их повышения. В основе профессионального движения лежат требования и задачи трудовой деятельности, а так же развитие способностей личности.
Третий тип идентификации. Самовыражение в профессии происходит через совершенствование и развитие личностных качеств и способностей. Профессия актуализирует способности личности, находящиеся в потенциальном состоянии, открывая тем самым перспективы развития личности.
Четвертый тип идентификации. Самовыражение человека основано на развитии способностей и самоконтроля, самоанализа, планирования творческой активности. В этом случае личность способна к движению и развитию в профессии. А также к преобразованию условий труда в направлении необходимом для реализации собственных способностей.
В рамках идеи профессионального становления личности Ю. П. Поваренкова профессиональная идентичность рассматривается как явление системное, динамичное и уровневое, тесно связанное с другими элементами профессионального развития человека: профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой, профессиональной деформацией. Автор анализирует профессиональную идентичность:
а) как тенденцию становления профессионального пути субъекта и ведущий показатель его профессионального развития;
б) как эмоциональное состояние, которое возникает на основе отношения к профессиональной деятельности, профессионализации и к себе как профессионалу;
в) как подструктуру субъекта профессионального пути, реализующуюся в форме функциональной системы (определенные качества субъекта, которые «задают» содержание и направленность профессиональной идентичности и обеспечивают ее достижение, развитие).
В качестве элементов профессиональной идентичности рассматриваются потребности, интересы, установки, убеждения и другие компоненты мотивационной сферы личности, которые реализуются и удовлетворяются в процессе профессионального пути. Средствами достижения профессиональной идентичности являются соответствующие знания и способности, которые обеспечивают реализацию активности, направленной на достижение заданной профессиональной идентичности.
В отечественных исследованиях
показано, что профессиональная идентичность
– продукт длительного
Стабилизирующая функция
профессиональной идентичности заключается
в обеспечении необходимой
Преобразующая функция связана с направленностью на развитие, смену профессиональной позиции и зависит от:
1) диапазона изменения
профессионально важных
2) дистанцирования образа своей профессии от других – профессиональная самоизоляция затрудняет адаптацию в изменившихся условиях и «наведение мостов» при переходе в иное профессиональное пространство;
3) системности или «рыхлости»
структуры идентичности. Все эти
фактора составляют
Развиваемые Е.П. Ермолаевой
представления о
Сложным в исследовании профессиональной
идентичности является вопрос о месте
этого феномена в общей структуре
идентичности личности, а именно в
отношении к полюсам «
Надо отметить, что в
большинстве работ все-таки наблюдается
большее тяготение к
Так что же все-таки означает понятие «профессиональная идентичность»? С чем или с кем себя идентифицирует человек в процессе профессионального становления? Отвечая на эти вопросы, уместно вспомнить, что профессия - это определенная деятельность, которая придает своеобразие жизни людей ее выполняющих. Но это также и отнесение субъекта к определенной группе людей, выполняющих эту деятельность, воспитанных в контексте общих требований, ценностей и разделяющих между собой многие смыслы как самой деятельности, так и культуры взаимоотношений вокруг нее. Поэтому профессиональная идентичность, хотя и формируется в ходе выполнения деятельности, но связана также с пониманием своего места в социальном мире, специфики профессионального сообщества. Именно этот аспект профессиональной идентичности зачастую уплывает из области психологического анализа.
Трудность изучения профессиональной идентичности заключается, на наш взгляд, в том, что этот вид идентичности, с одной стороны, является личностным образованием, с другой - он связан с определенным групповым членством (профессиональная группа, коллектив и т.п.). В процессе идентификации восприятие собственной принадлежности к определенной социальной категории сопровождается формированием соответствующей системы ценностей. В ходе профессионального становления субъект идентифицирует себя с людьми подобными себе, а именно, представителями его профессии, владеющими теми или иными профессиональными качествами, или самим собой как профессионалом на определенных стадиях развития. Поэтому профессиональная идентичность в континууме личностный - социальный находится ближе все-таки к социальному полюсу и обладает свойствами социальной идентичности (самоопределение в социальной группе, принятие группового членства, категоризация и сравнение в обретении и трансформации идентичности, эффект межгрупповой дискриминации и т.д.).
Важно подчеркнуть социокультурный
характер профессиональной идентичности.
Многими авторами подчеркивается, что
само понятие «профессиональная
идентичность» в полном смысле слова
относится лишь к той категории
людей (или к тем эпохам и культурам),
для которых ведущей основой
идентификации является профессиональный
труд. Поэтому профессиональная идентичность
служит основанием и критерием личностного
выбора в условиях кризиса лишь в
обществах и у личностей с
ведущей ориентацией на профессиональный
труд. Больший или меньший статус
профессиональной идентичности в структуре
личности в качестве фактора самоопределения
в значительной степени зависит
от роли института профессии в
данном обществе, и ценности профессии
в общественном сознании. В обществах
с традиционно высоким
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная идентичность является актуальным в научном и практическом плане предметом психологического исследования. Генезис, формирование профессиональной идентичности как сложнейшие процессы, в ходе которых происходит трансформация сложившихся идентификационных структур, тесно связаны с контекстом развития личности, организацией профессионального опыта, осмыслением своего места в социальной среде, социальным взаимодействием. Являясь подвидом социальной идентичности, профессиональная идентичность выступает как категория индивидуальная, но связанная с набором ролей и статусов, ценностями и нормами профессионального сообщества.
Информация о работе Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов