Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. С процессом изучения профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения проблем, возникающих в ходе осуществления той или иной профессиональной деятельности. Осознанная идентичность позволяет человеку не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление индивида о своем месте в профессиональной группе или общности.

Содержание

ВВЕДЕНИ……………………………………………………………..................2
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ………………………………………………4
1.1 История изучения феномена идентичности в психологии …….………...4
1.2 Сущность, значимость и классификация идентичности личности …….....9
1.3 Профессиональная идентичность как предмет психологического
исследования …………………………………………………………………..16
2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТИ ……………………..……………………………………………..25
2.1 Особенности формирования профессиональной идентичности ………..25
2.1 Психологические условия кризиса идентичности и его преодоления как динамики профессиональной идентичности личности …………………..…31
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У
РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ……………………………..……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..…………………………….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..……………….......

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 121.34 Кб (Скачать файл)

Этот подход отчасти развивает  концепцию Г. Тэшфела и Д. Тернера, согласно которой кризис социальной идентичности выступает как утрата позитивной определенности группового членства.

В контексте эпигенетического принципа кризис идентичности – это  поворотный момент в развитии, ситуация выбора между позитивной и негативной линиями развития, прогрессом и регрессом.

В.Н. Павленко подходит к  пониманию кризиса как к рассогласованию  исходной гармонии, новых противоречиях  в сознании. Кризис идентичности рассматривается  как один из показателей противоречивости исторического процесса в период радикальных преобразований социальной среды, смены образа мира, появления  новых социальных общностей. Даже принимая новое, человек может испытывать тоску по прошлым реалиям, что  связано с изменением его ценностей  и образа жизни.

Н.М. Лебедева определяет кризис социальной идентичности как ощущение утраты смысловой насыщенности прежних  форм социальной идентификации и  поиск новых, отвечающих потребности  человека в смысле и способствующих наиболее адекватной адаптации в  изменяющейся социальной реальности.

Мы рассматриваем кризис социальной идентичности как нарушение  устоявшейся внутренней гармонии, необходимость  выбора возможностей для идентификации. Это потеря гармонии и направленность на ее обретение.

Кризис может вызываться разными причинами: возрастными  изменениями и необходимостью адаптации к новым психосоматическим качествам, социальными изменениями в глобальном и локальном плане. В любом случае суть кризиса остается одной и той же: человек теряет устоявшееся представление о себе и пытается найти новые ориентиры и критерии обретения гармоничного состояния. Поэтому кризис социальной идентичности – явление глубоко индивидуальное. Когда и как он будет протекать у каждого конкретного человека – сказать невозможно без обращения к опыту этого человека. Можно лишь определить общую тенденцию: в некоторые возрастные периоды и в определенных социальных условиях вероятность переживания кризиса идентичности растет. Но также как реакция на происходящие события различна у разных людей, так и кризис по-разному переживается.

Кризис социальной идентичности является отражением в сознании индивида несоответствия сложившейся идентификационной  системы личности новым требованиям  реальности (внешней или внутренней), которое актуализирует необходимость  сознательного выбора новой идентичности, умения следовать этому выбору. Этот процесс сопровождается переоценкой  имеющихся ценностей и выработкой новых, а также динамикой соотношения  бессознательных и осознанных механизмов идентификации, которые проявляются  в условиях кризиса. В стабильные периоды жизни человек иногда бессознательно принимает навязанную ему идентичность, но, когда под  влиянием различных причин эта стабильность нарушается, ему приходится делать выбор из альтернатив при ответе на вопрос «Кто он?».

Можно назвать ряд важных вопросов, которые связаны с желанием человека постичь собственную социальную идентичность: какое сообщество является моим? Где его границы и как оно связано с другими сообществами? Какова моя собственная позиция в этих взаимосвязях? Как я отношусь к факту моей принадлежности к группе? В чем заключаются критерии оценки и самооценки группового членства? Какие ценности свойственны моей группе? Готов ли я к тому, чтобы разделить их? Очевидно, что иногда требуется много времени и сил, чтобы найти ответ хотя бы на один из поставленных вопросов. В условиях кризиса это сделать вдвойне трудней.

В социально-психологической  литературе проблема кризиса идентичности рассматривается чаще всего на примерах проблем, которые возникают вследствие противоречий в национальной и этнической идентичности, а также обусловлены  социально-политическими процессами формирования гражданского общества.

В.А. Ядов провел исследование смены ценностей и доминирующих тенденций формирования новой социальной идентичности, способствующих пониманию  процессов становления реальных социальных субъектов в условиях радикальных социально-экономических  преобразований. Резкие изменения в  политике и экономике приводят к  масштабным психологическим катастрофам, прерывающим привычные профессиональные отношения, дестабилизирующим структуры  и разрешающим стереотипы. Экономико-политические и социальные изменения затрагивают  профессиональную сферу, поскольку  касаются большого количества людей, что  неизбежно приводит к развитию масштабных социогенных профессиональных кризисов.

Современное направление  исследования кризиса идентичности связано с анализом стратегий  его разрешения. В этом смысле интересной представляются работы Е.П. Ермолаевой, в которых исследуется профессиональный маргинализм, как поведенческий и концептуальный антагонист профессиональной идентичности. Автор показывает, что любой профессиональный кризис – это кризис идентичности личности, у которой объективная необходимость в профессиональной переориентации вступает в конфликт с субъективной потребностью в сохранении прежней идентичности или конфликт между элементами идентичности и соответствующим ей способами «вписывания» себя в окружающий мир. Для выхода из кризиса индивид должен приложить определенные усилия с тем, чтобы найти и принять новые ценности, виды деятельности, способы «вписывания» себя в новую ситуацию жизнедеятельности.

Профессиональный кризис в качестве внутреннего конфликта  переживается личностью тем сильнее, чем более высокий статус имеет  профессиональная идентичность в структуре  идентификационных оснований личности. Стабилизирующая роль профессиональной идентичности социально обусловлена  и различна в разные эпохи и  в разных культурах. Профессиональные маргиналы и идентичные профессионалы  занимают полярные позиции как в  континуумах профессионального  самосознания (самоотрицание, конформизм, обособление, самоотождествление), так и в способах выхода профессионала из кризиса (деструктивный, адаптивный, эгоцентрический, преобразующий).

По мнению Е.П. Ермолаевой, сущностный признак маргинализма как психологического явления заключается в следующем: при внешней формальной причастности к профессии субъект переживает внутреннее непринятие профессиональной этики и ценностей как в плане идентичности самосознания (самоотождествление со всем грузом ответственности, должностных обязанностей и морали), так и в сфере реального поведения (действие не в рамках профессиональных функций и этики, а под влиянием иных мотивов или целей).

Профессионал будет готов  выполнять свои обязанности даже в тех случаях, когда знает, что  это не принесет ему награды. Определение  момента и условий, когда факт выполнения профессиональных функций  требует включения механизма  личностного выбора и принятия на себя ответственности за последствия, имеет методическое значение. Через  выяснение обстоятельств этого  внутреннего конфликта можно  измерить степень или потенциал  маргинализма: важно определить не только порог устойчивости профессиональной идентичности (предельную силу внутреннего конфликта, который способен выдержать данный человек, не нарушая профессиональной этики и норм), но и мотивационную основу поведения и структуру сознания маргинала (боязнь санкций, опасение за себя, конформизм, корысть, месть, карьеризм и т.д.).

Учитывая новый динамический характер современных социальных условий, Ермолаева проводит анализ различных  типов маргиналов. «Социально отверженные» вынужденные маргиналы, характеризуются  тем, что у них в основе изменения  профессионального самосознания лежит  один из следующих психологических  механизмов:

а) отвергание своей профессиональной идентичности – снижение субъективной ценности прежней профессии на эмоциональном фоне «осуждения себя». В этом случае возможны переориентация, выбор новой сферы деятельности, так как база для смены идентичности ментально подготовлена;

б) негативная попытка сохранить  прежнюю идентичность через «осуждение других» — обвинение общества и властей в развале прежней  системы, страны, государства на фоне эмоций сожаления – несет в  себе плохой прогноз возможности  эффективной профессиональной переориентации;

в) позитивная попытка сохранить  профессиональную идентичность путем  приспособления к новым условиям и поиска собственной ниши дает небольшие  возможности для реализации своего потенциала в новой профессиональной реальности: например, коммерциализация прежних профессиональных функций  в рамках, отвечающих запросам общества, и расширение сферы их приложения.

Изменение профессионального  самосознания при «самомаргинализации» как добровольном уходе из профессии без видимых внешних факторов «отторжения» предполагает следующие психологические основания:

а) «психологический износ» – человек исчерпал себя в профессии, не достигнув преклонного возраста и прогнозируемой ступени должностной  лестницы, хотя ранее был адекватен  выбранной профессии; такой человек  уходит «опустошенным», с недостаточными ресурсами для новой серьезной профессиональной карьеры и синдромом «психического выгорания»;

б) «переоценка ценностей» – человек, на каком – то этапе  личностного развития осознал, что  дело, которым он занимался, «не его», давалось ему с трудом и не приносило  удовлетворения, что выбор профессии, еще не исчерпав своих ресурсов, чтобы все начать с «нуля» на новом  поприще; доминантная миссия личности такого человека – самореализация «как профессионала»;

в) «неудовлетворенная потребность  в самореализации» – человек  с особым типом индивидуалистической творческой личности, миссия которой  – самоактуализация, уходит из профессии, хотя не исчерпал себя в ней и выбору ее был верен; но его ресурсы и потенциал шире данной профессии, и в новом выборе между успешным продолжением прежней карьеры, где заранее известен каждый следующий шаг, и возможностью начать что-то новое, привлекающее не только своей перспективностью, но и неизвестностью, он выбирает последнее, что соответствует его доминантной миссии – самореализации «как личности».

Таким образом, согласно Е.П. Ермолаевой, у личности в профессиональной сфере может быть одна из двух доминантных  миссий: либо профессиональная самореализация (с преимущественной ориентацией  «на социум») – сделать успешную карьеру, достичь вершин мастерства и общественного признания; либо наиболее полная самореализация именно как личности (ориентированная «на  себя»), что не всегда совпадает с  профессиональной самореализацией. В редких случаях такого совпадения речь идет о таланте.

К числу негативных доминантных  миссий в профессиональной сфере  автор относит: стремление к власти с целью использования других людей для нужд личной профессиональной карьеры; превращение профессии  в «кормушку» и злоупотребление  профессиональным положением в качестве механизма психологического и экономического давления; ненадлежащее использование профессиональной роли для компенсации «комплексов собственной неполноценности» как в самой профессии, так и в других сферах жизни, т.е. теневое самоутверждение. Все это можно рассматривать и в качестве аспектов более широких понятий «теневой психологии» и «теневой стратегии жизни».

Профессиональные кризисы  изучаются на различных этапах профессионализации. В наибольшей степени интерес  исследователей вызывают периоды подготовки к профессии (студенчество, дополнительное обучение и т.п.), а также периоды  смены деятельности. Применительно  к периоду студенчества показано, что кризисы связаны со слабостью  рефлексии и с тем, что еще  не сформировано чувство своей идентичности, кризисы в этот период могут затруднять личностное и профессиональное самоопределение. В нашем сравнительном исследовании, которое проводилось на российских и польских студентах в 1994 – 1999 годах, было выявлено, что в условиях кризиса  идентичности индивид как бы уходит от необходимости отождествления себя с группами и больше ориентируется  на свои личностные качества. Наблюдается  явная тенденция роста рефлексивных показателей. Полученные данные аналогичны результатам Л. Зучера: в период повышения нестабильности в обществе рефлексивное «Я» сильно увеличивается, как это было в США в период 1960 и 1970, когда происходили значительные социальные и культурные изменения. Затруднения определение себя в терминах социальной позиции заметно снизились, когда социальная ситуация изменилась и стала более стабильной.

Кризисы идентичности на более  поздних этапах профессионализации проявляются по-разному, но с вязаны с когнитивными и ценностными противоречиями субъекта. Например, в первые 5 лет работы, у педагогов, переживающих кризис идентичности, наблюдается противоречивость идентификационной системы, снижение интереса к своей профессии, разрушение многих ценностных ориентиров, а также изменение представлений о структуре и границах сферы педагогического сообщества (падение престижа принадлежности к группе педагогов, потеря смысла и чувства удовлетворения от педагогического труда и т.д.). У субъектов успешно преодолевших ситуацию кризиса, расширяется идентичность, т.е. они начинают воспринимать себя представителями широкой социальной группы на уровне мирового образовательного пространства.

Эти и другие аналогичные  примеры тесно связаны с проблемой  кризиса социальной идентичности, который  проявляется в когнитивных, ценностных и эмоциональных противоречиях  в сознании субъекта. «Кто я?» –  основной вопрос идентичности не получает однозначного ответа, поскольку привычные  представления об общественной значимости, престиже профессии разбиваются  о реальные проблемы, которые возникают  в ходе обучения или выполнения профессии, что создает трудности профессионального самоопределения личности.

Кризис социальной идентичности влияет, прежде всего, на смысловые  отношения, в результате чего происходит потеря ценностных ориентиров, которые  необходимы для формулирования профессиональных целей и задач, а также стратегических профессиональных и личностных планов.

Таким образом, кризис социальной и профессиональной идентичности - это закономерный компонент профессионального  развития. Его преодоление осуществляется в процессе профессионализации и  характеризуется следующими показателями: идентификация со своей профессиональной группой, позитивное отношение к  себе как члену этой группы и к  другим ее членам, стремление реализовать  себя в своей организации и  профессиональном сообществе.

 

 

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ 
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У 
РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ

 

Данное исследование проводилось  в 2012 году на базе филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Перми в группах: 100100.62 «Сервис» и 080801.65 «Прикладная информатика (в сфере сервиса)» 2-3 курсов. В исследовании принимали участие 35 работающих студентов.

Актуальность  исследования. Проблема идентичности, которая имеет давние традиции изучения в различных областях, в настоящее время все чаще и чаще становится предметом исследования в психологии профессиональной деятельности. В данной отрасли наряду с другими психологическими фактами и явлениями активно обсуждаются и проблемы профессиональной идентичности, ее структуры и развития.

Информация о работе Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов