Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа
Актуальность работы. С процессом изучения профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения проблем, возникающих в ходе осуществления той или иной профессиональной деятельности. Осознанная идентичность позволяет человеку не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление индивида о своем месте в профессиональной группе или общности.
ВВЕДЕНИ……………………………………………………………..................2
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ………………………………………………4
1.1 История изучения феномена идентичности в психологии …….………...4
1.2 Сущность, значимость и классификация идентичности личности …….....9
1.3 Профессиональная идентичность как предмет психологического
исследования …………………………………………………………………..16
2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТИ ……………………..……………………………………………..25
2.1 Особенности формирования профессиональной идентичности ………..25
2.1 Психологические условия кризиса идентичности и его преодоления как динамики профессиональной идентичности личности …………………..…31
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У
РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ……………………………..……………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..…………………………….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..……………….......
Чем выше сумма баллов, набранная опрашиваемым по каждому из статусов, тем в большей степени суждения о нем применимы к данному индивиду. Интерпретация полученных данных приведена в Приложении 1.
Опрос проводился анонимно. Это было сделано для большей открытости студентов и честности перед самими собой. Полученные результаты были розданы студентам вместе с описанием каждого из статусов, прикрепленных к опроснику.
После проведения и обработки методики стало понятно, что из 35 человек, прошедших данный тест, 29% испытуемых имеют статус сформированной идентичности, 63% имеют статус моратория и 8% имеют статус неопределенной идентичности (см. Приложение 2).
Полученные результаты можно объяснить следующими факторами:
- в силу возраста студенты
еще не имеют достаточного
жизненного и
- студенты достаточно
хорошо информированы о
Выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплексный теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов, касающихся изучения профессиональной идентичности дает возможность говорить о разнообразии теоретических концепций и подходов изучения, об отсутствии единой концепции, которая давала бы целостное непротиворечивое феноменологическое описание профессиональной идентичности.
Проанализировав историю изучения феномена идентичности в психологии, мы выяснили следующие факты.
Идентичность - существенное, постоянное Я человека, внутреннее, субъективное понятие о себе. Вопросы становления и развития идентичности актуальны на протяжении всего жизненного пути индивида. Идентичность является социальной по происхождению, поскольку формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения опыта, полученного в процессе этого взаимодействия
Профессиональная идентичность является актуальным в научном и практическом плане предметом психологического исследования. Генезис, формирование профессиональной идентичности как сложнейшие процессы, в ходе которых происходит трансформация сложившихся идентификационных структур, тесно связаны с контекстом развития личности, организацией профессионального опыта, осмыслением своего места в социальной среде, социальным взаимодействием. Являясь подвидом социальной идентичности, профессиональная идентичность выступает как категория индивидуальная, но связанная с набором ролей и статусов, ценностями и нормами профессионального сообщества.
Одним из условий развития профессиональной идентичности является профессиональное обучение. В ходе обучения в вузе происходит качественный скачок в профессиональном развитии студента. Именно в студенческом возрасте начинают формироваться основные идентификационные характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии. Для того чтобы данные идентификационные характеристики развивались интенсивнее, необходимо создание специальных психолого-педагогических условий. Особую роль в развитии профессиональной идентичности студентов играет высшее учебное заведение.
Данное исследование проводилось в 2012 году на базе филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Перми в группах: 100100.62 «Сервис» и 080801.65 «Прикладная информатика (в сфере сервиса)» 2-3 курсов. В исследовании принимали участие 35 работающих студентов.
Поставленная гипотеза о том, что у большинства испытуемых будет наблюдаться неопределенная профессиональная идентичность, что связано с отсутствием четкого представления о месте своей будущей работы подтвердилась. Большинство студентов имеют статус моратория (осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен). Достаточно четкое представление о своей будущей профессиональной деятельности имеют 29% испытуемых. Это связано, возможно, с возрастными психологическими особенностями студентов, высокой информированностью студентов, хорошей профориентационной работой в школах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
10. 3аковоротная, М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты. - Ростов-на-Дону, 2009.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. 2-е изд. -
М.: Логос, 1999. - 384 с.
12. 3инченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 164 с.
13. Казанская А.В. Текущая идентичность // Идентичность: хрестоматия. М., 2008.
14. Н.Кениг В.А. Становление профессиональной идентичности студентов,
15. Кениг В.А., Кострикина И.С. Развитие компетентности в процессе академического обучения и профессиональной практической деятельности у студентов вузов // Психология обучения. - 2008. - №1. - С.82-94.
16. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
17. Климов Е. С. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж.: НПО "МОДЭК", 1996. — 400 с.
18. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 2008.
19. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность в норме и патологии. - Новосибирск, 2000.
20. Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. -М., 1993. - 78 с.
21. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. N2. С. 51-56.
22. Лукьянов О. В. Проблема идентичности и психологическая ригидность в психологической и образовательной практике. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Томск, 1999. — 28 с.
23. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Пер. с англ. М.: Независимая фирма "Класс", 1994.
24. Попова Л. В. Методы изучения процессов идентификации // Вопросы психологии, № 1,1988.
25. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во "Питер", 2000.
26. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
27. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Речь, 2010.
28. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. - М: Педагогика, 2009.
29. Шмелев А. Г. Ассоциативный эксперимент в исследовании структуры лексической памяти. / Общий практикум по психологии: Психологический эксперимент. Ч. 1. Метод, указания. М.: Изд-во МГУ, 1985.
30. Шнейдер Л.Б. Обретение себя // Триместр. Высшее профессиональное образование. 1998. №2. -С. 26-28
31. Пнейдер Л.Б .Профессиональная идентичность и память опыт генетической реконструкции // Мир психологии, 2001 -24с -1,7пл
32. Шнейдер Л.Б. Реконструкция идентичности Структурный и динамический аспект // Развитие личности. 2000. №2. С. 44-69.
ЗЗ. Шнейдер Л. Б. Сравнительный анализ становления профессиональной идентичности различных форм обучения // Развивающаяся психология-основа гуманизации образования: Материалы 1 Всероссийской научно-методической конференции. М., 1998. 127-128 с.
34. Шнейдер Л.Б. Становление профессиональной идентичности практических психологов в процессе вузовской подготовки // Практическая подготовка психологов в системе высшего образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 1998. С. 225-242.
35. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность как психолого-педагогическая проблема вузовской подготовки психологов-практиков // Профессиональные компетенции учителей взрослых людей. Материалы научной конференции. М.,1999. СЛ 84-187.
З6. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: Изд-во Моск. открытого соц. ун-та, 2001. -256.
З7. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб, пособие. - М., 2009.
38. Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. -193 с.
39. Шнейдер Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности.- М.: ООО "Принт", 2000. - 128 с.
40. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2006.
41. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности // Психология самосознания: хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Описание статусов профессиональной идентичности
Статусы ПИ |
Характеристика статусов |
Суммы баллов |
Степень выраженности статуса |
Неопределенное состояние профессиональной идентичности |
Состояние характерно для учащихся, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. Чаще всего этим статусом обладают подростки, родители которых не хотят или не имеют времени проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих детей. Такой статус бывает и у подростков, привыкших жить текущими желаниями, недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии. |
0—3 |
Статус не выражен |
4—7 |
Выраженность ниже среднего уровня | ||
8—11 |
Средняя степень выраженности | ||
12—15 |
Выраженность выше среднего уровня | ||
16 баллов и выше |
Ярко выраженный статус |
Навязанная профессиональная идентичность |
Это состояние характерно для человека, который выбрал свой профессиональный путь, но не путем самостоятельных размышлений, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей или друзей. На какое-то время это, как правило, обеспечивает комфортное состояние, позволяя избежать переживаний по поводу собственного будущего. Но нет никакой гарантии, что выбранная таким путем профессия будет отвечать интересам и способностям самого человека. Поэтому такой выбор в дальнейшем вполне может привести к разочарованию. |
0—4 |
Статус не выражен |
5—9 |
Выраженность ниже среднего уровня | ||
10—14 |
Средняя степень выраженности | ||
15-19 |
Выраженность выше среднего уровня | ||
20 баллов и выше |
Ярко выраженный статус | ||
Мораторий (кризис выбора) |
Такое состояние характерно для человека, исследующего альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем. Эти юноши и девушки размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. На этой стадии нередко складываются неустойчивые отношения с родителями и друзьями: полное взаимопонимание может быстро сменяться непониманием, и наоборот. Как правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходит к состоянию сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности. |
0—4 |
Статус не выражен |
5—9 |
Выраженность ниже среднего уровня | ||
10—14 |
Средняя степень выраженности | ||
15—19 |
Выраженность выше среднего уровня | ||
20 баллов и выше |
Ярко выраженный статус |
Информация о работе Стноавление профессиональной идентичности у работающих студентов