Сущность патриотического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить воспитание патриотизма у младших школьников.
Объект - воспитательный процесс младших школьников. Предмет – условия воспитания патриотизма.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность определения патриотическое воспитание.docx

— 64.64 Кб (Скачать файл)

Социально-экономический  – изучение социально-экономической  ситуации в стране, активное участие  в обсуждении вопросов, касающихся данного аспекта развития страны; развитие умения и способности ориентироваться  в социально-экономических основах  нашего общества и адаптироваться в  любой жизненной ситуации; развитие умения понимать смысл общественно-экономических  событий, давать оценку политическим деятелям, деятельности правительства; обеспечение  глубокого изучения профессии, знание ее роли в жизни страны, достижения людей этой профессии, подготовка себя к реализации своих знаний, профессиональных, творческих способностей, своего таланта  на благо Родины.

Военно-спортивный – развитие готовности и способности к защите Отечества, желание утвердить достоинство, честь и славу России; создание и развитие условий для формирования физического развития личности, развитие системы физической культуры и спорта; возрождение и развитие системы  допризывной подготовки, изучение основ  военного дела; утверждение в сознании будущих воинов необходимости исполнения воинского долга, формирование положительного образа Российской Армии; воспитание чувств принадлежности к великому героическому прошлому России, уважения к поколению ветеранов войны, к их подвигу во имя Родины; изучение военной истории России, дней ее воинской славы, желание видеть свою страну могучей и великой державой.

Экологический – развитие бережного, заботливого отношения к природе, желания и умения участвовать в природоохранных акциях и мероприятиях; углубление знаний о состоянии экологической обстановки в стране и регионе, участие в обсуждении вопросов экологии и направлений экологической деятельности; углубление и расширение знаний о природных богатствах России и перспективах их использования.

Духовный – изучение истории  православной культуры, знакомство с  храмами, с иконописным искусством, с традициями русского иконописания; изучение истории религиозных конфессий  в России и в регионе, их традиций; воспитание терпимого отношения  к религиозным чувствам других людей, знание и уважение положений закона о свободе совести; знание документов, отражающих условия функционирования разных религиозных конфессий в  России; создание условий для изучения библейских заповедей как основы общечеловеческой нравственности, памятников христианской культуры; знание роли Церкви и ее служителей в периоды испытаний для России, вклад православной культуры в воспитание духовности и нравственности российского общества; создание условий для свободного выбора вероисповедания и исполнения своих религиозных служений, традиций обрядов.

Нравственно-оздоровительный – формирование и развитие осознанной готовности и желания утверждать принципы здорового образа жизни; содействие в создании условий для ликвидации прочных привычек, приводящих к разного рода зависимостям: никотиновой, алкогольной, наркотической и др., формирование культуры досуговой деятельности; развитие и углубление знаний по личной гигиене, гигиене половых отношений; развитие умения и готовности осознанно заботиться о своем здоровье, заниматься профилактикой здоровья, утренней гимнастикой, аэробикой; развитие системы санаторного лечения, загородных баз отдыха.

Культурно-эстетический изучение достижений российской и мировой  культуры, вклад России в мировую  сокровищницу; изучение культуры народов  России, их культурных традиций; воспитание чувства гордости этими достижениями; развитие эстетической культуры личности, умения понимать и наслаждаться произведениями искусства; знать фольклорные традиции России, народные промыслы и ремесла, историю их становления и развития; создание условий для развития творческих способностей и таланта через систему самодеятельного искусства и творчества. [11 с. 11-13]

Патриотическое воспитание младших школьников является одной  из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания и впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Психологи установили, что дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной восприимчивостью внешнего влияния, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, любить близких, беречь природу, не уверует свои способности и возможности, то в дальнейшем сделать это будет труднее, т. к. потребуется значительно больших душевных и физических затрат. Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение истинных патриотов. Это они, став взрослыми, возродят величие нашей Родины, приумножат её силу и богатство, сделают более качественно жизнь населения страны.

Школьник под влиянием воспитания и обучения расширяет  и углубляет познание окружающего  мира, его суждения становятся всё  более точными, адекватно раскрывающими  содержание понятий. Подвергая содержание суждений анализу и синтезу, устанавливая причины и следствия, сравнивая  и дифференцируя поведение, у  школьника постепенно формируется  развитие критического мышления. Именно в младшем школьном возрасте заключается  психологическая основа для формирования и совершенствования патриотического  воспитания на основе организации образовательного и инновационного процессов. Развиваются  воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательностью, формируются умения наблюдать и  анализировать явления, проводить  сравнения, обобщать факты, делать соответствующие  выводы. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются  потребности, лежащие в нравственно-патриотической основе, а также творчества. Учитывая  психологическое и физическое развитие младших школьников, можно выделить следующие формы работы с младшими школьниками по патриотическому воспитанию через внеклассную и внеурочную деятельность:

• беседы, классные часы, читательские конференции ;

• тематические утренники, проведение совместных праздников;

• торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

• экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического  содержания, походы по историческим местам и местам боевой славы;

• смотры строя и   песни,  военно-спортивные игры;

• конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

• ролевые игры, проигрывание ситуаций;

• встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

• социальные акции, операции.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс  педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного  поведения, развитие потребности в  деятельности на общую пользу. [1]

Таким образом, именно у детей  младшего школьного возраста должна закладываться система патриотического  воспитания и формирования гражданской  позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Условия, способствующие воспитанию чувства любви к Родине в младшем школьном возрасте

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач  современной школы, ведь детство  – самая благоприятная пора для  привития священного чувства любви  к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и  свой народ, уважение к его великим  свершениям и достойным страницам  прошлого.

Опыт показывает, что уже  в младших классах школы дети способны усвоить основные положения, раскрывающие понятие «наша российская Родина». По мере умственного развития детей это понятие в их сознании все больше расширяется и углубляется. Раскрывая содержание понятия «Родина», учитель исходит из близкого, что окружает детей,  что видят они в повседневной жизни. Нельзя воспитать у детей любви к родной стране, не воспитывая у них любви к своей семье, школе, родному селу, городу, где они живут, не воспитывая уважения к самоотверженному труду людей, их окружающих, любви к родной природе.

Воспитание патриотизма начинается с семьи, поскольку именно в семье закладываются все виды социального воспитания ребенка. Оно начинается с отношения к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушкам и дедушкам. Опыт, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. Через семью ребёнок осознаёт свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребёнок осваивает свой родной язык. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек и дедушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и боевых подвигах)  детям прививаются такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне». Дети подводятся к пониманию, что мы победили потому, что любили свою Отчизну, что никто не сомневался, что Победа в этой войне будет за нами. [4,c.356]. Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепередачи об истории страны, народа, разучивать героическо – патриотические песни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с различными учреждениями образования и культуры, обогащает все эти элементы воспитания. Если взрослые поистине патриоты, преданны Родине, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. Именно поэтому многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Школа - как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь-это  не только академические знания. На воспитание патриота, защитника Отечества  должен быть направлен весь учебно-воспитательный процесс. Развитие человека в школе  как личности и субъекта деятельности - это обязательное развитие: интеллекта, уверенности в себе, самосовершенствования, уважения к окружающим, своей Родине. С первого класса на уроках и мероприятиях по гражданско-правовому воспитанию должны даваться первоначальные представления  о родном городе, крае, о Родине, должно проходить знакомство с понятиями  «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «декларация  прав ребенка», «государственные символы: герб, флаг и гимн.  На таких мероприятиях дети должны почувствовать, что они  являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне. Необходимо начинать знакомство детей  с малой Родины – города, села, где они живут, и постепенно подводить  к пониманию того, что город  или село часть большой страны, а дети – жители России, граждане страны, у которого есть права и  обязанности. Нас объединяет и делает гражданами одной страны общая территория, единый язык, законы. Через уроки  и внеклассные мероприятия прививаются  детям уважительное отношение к  своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются  правильные нравственные ориентиры, формируется  система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место  занимают любовь к Родине и чувство  долга маленьких граждан нашей страны. [5, c.22]

Как уже упоминалось выше воспитание любви к родному городу или селу – одна из составляющих воспитания патриотизма. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим - все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого чувства любви и  долга перед народом, перед Родиной. Поэтому необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Важной частью работы по воспитанию патриотизма является формирование у детей представления о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (ветеранов, художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников, врачей). Также надо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с “характером” российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.)

Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать ее красоту - это начало чувства любви к  Родине. Родная природа - снежные просторы тундры, северное сияние, земля в  цвету открывают богатейшие возможности  для воспитания этого чувства. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества маленького человека: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. [20] При ознакомлении с природой родной страны и родного края акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях (по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на российских лугах, какие животные обитают в наших лесах…). Очень большую роль в воспитании любви к родному краю играет проведение народных праздников. Это традиционные: масленица, рождественские посиделки, связанные с национальными традициями, характерными для конкретного уголка России.[8, c.126]

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что для  формирования и воспитания чувств любви  к Родине младшего школьника необходимы определенные условия.  Воспитание патриотизма начинается в семье, затем продолжается в школе, где прививаются детям такие качества, как ответственность перед страной, уважение к окружающим, своей Родине, интерес и любовь к родному краю, глубокое уважение к традициям земляков и др. Так же необходимо воспитывать чувство любви к Родине в младших школьниках в результате тесного общения с природой, людьми родного края.

Информация о работе Сущность патриотического воспитания