Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:02, курсовая работа
Цель – изучить воспитание патриотизма у младших школьников.
Объект - воспитательный процесс младших школьников. Предмет – условия воспитания патриотизма.
§4. Изучение уровня сформированности патриотического воспитания у младших школьников
Изучение уровня сформированности патриотического воспитания у младших школьников проходило в 2012 году, в школе №12 г. Сыктывкара в 3 классе.
Цель данного этапа исследования: выявление первичного уровня сформированности патриотического воспитания у младших школьников; диагностика знаний младших школьников о своей малой и большой Родине.
Для достижения данной цели нами были определены критерии и показатели сформированности патриотического воспитания у учащихся 3 класса на основе которых была составлена анкета для учащихся (приложения 1).
Критерии |
Показатели |
Отношение к своему городу и Республике |
Знает и бережно относится к истории, и культуре города и республики; знает символы республики. |
Отношение к стране, её символам |
Интересуется историей и культурой нашей страны, знает и дорожит государственными символами страны; уважает традиции своей страны. |
Отношение к Родине |
Интересуется историей, культурой Родины, испытывает глубокую привязанность к родным местам. Участвует в общественных делах, понимает значимость своей деятельности для развития Родины. |
Нами было выделено три уровня сформированности чувства любви к Родине у учащихся 2 класса.
Критерии |
Показатели | ||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Нижний уровень | |
Отношение к своему городу и республике |
Интересуется историей нашей республики, знают прежнее название города, в котором живет, знает цвета флага республики. |
Интересуется историей нашей республики, знает прежнее название города, в котором живет, путает цвета флага республики. |
Не интересуется историей нашей республики , не знает прежнее название города, в котором живет, не знает цвета флага республики |
Отношение к стране, ее символам. |
Знает название страны; знает
государственные символы |
Знает название страны; знает не все государственные символы страны; знает фамилию руководителя государства; не знает название российских праздников. |
Не знает: название страны;
государственные символы |
Отношение к родине |
Понимает значение слова Родина, испытывает глубокую привязанность к родным местам, понимает значение выражения родной край. Интересуется культурой Родины. Участвует в общественных делах, понимает значимость своей деятельности для развития Родины. |
Не полное понимание значения слова Родина; Периодически интересуется культурой Родины. Испытывает привязанность к родным местам, не полностью понимает значение выражения родной край. Участвует в общественных делах по требованию, напоминанию. |
Не понимает значение слова Родина. К культуре родного края равнодушен. Не испытывает привязанность к родным местам, не понимает значение выражения родной край. Избегает участия в общественных делах. |
§5. Анализ анкетирования учащихся 3 класса
Рассмотрим результаты, полученные с помощью анкетирования, представленные в таблице (приложение 2). Как видно из таблицы мы выявили 6 учеников с высоким уровнем патриотического воспитания это учащиеся под номерами 7, 12, 16, 21, 29 и 30. Учащиеся интересуется историей нашей республики, могут перечислить цвета флага республики. Они интересуется культурой страны, знает символы государства. У них выражен глубокий интерес к традиционным праздникам страны, испытывают глубокую привязанность к родным местам, участвует в общественных делах, понимая значимость своей деятельности. Испытуемые могут дать определение слову Родина.
Как видно из приложения 2 20% учащихся можно отнести к среднему уровню сформированности патриотического воспитания. Данные учащиеся без особых трудностей ответили на вопросы касающиеся символики, традиционных праздников, ответы были не полными, но правильными. Сложности возникли с 10 вопросом и с вопросами связанными с пословицами. Можно увидеть, что у них проявляется интерес к истории страны, проявляется в ответах, связанных с её символикой и ее традиционными праздниками. Учащиеся испытывают привязанность к родным местам. Сложности у них со знанием пословиц о своей родине, и то, что они не знают, как помогают своей Родине, какими делами и поступками.
Учащийся под номером 15 характеризуется низким уровнем сформированности патриотического воспитания. Испытуемый знает название страны, знает небольшое количество праздников и символов, так же он знает цвета флага республики. Но на остальные заданные вопросы учащийся ответить не смог, что говорит о его незнании истории и культуры республики и страны, о не привязанности к родным местам.
Таким образом, исходя из полученных результатов: 77 % с средним уровнем патриотического воспитания, 20 % с высоким уровнем патриотического воспитания и 3% с низким уровнем патриотического воспитания. Можно судить о среднем уровне сформированности патриотического воспитания у учащихся 3 класса в школе №12 г. Сыктывкара. Это говорит о том, что учащиеся наслышаны о символах государства и республики, знают некоторые праздники. Но этого не достаточно, что бы они были патриотами им надо показывать и рассказывать о Родине, символах, праздниках, героях, что бы у них проявился настоящий интерес и они это прочувствовали.
Опираясь же на выведенный нами общий балл можно судить о том, что 77% учащихся, относящихся по показателям к среднему баллу, испытывают затруднения при ответах на вопросы, таких, как: Какие добрые дела вы делаете для своей родины? Закончите пословицы: Если народ едини… ; Как аукнется, так и…; Человек без Родины, что соловей…
Рекомендации
Проведенное анкетирование в школе №12 г. Сыктывкара показало, что у большинства учащихся 3 класса средний уровень сформированности патриотического воспитания. Таким образом, для данного класса можно дать несколько рекомендаций.
Большое значение для воспитания патриотического воспитания имеют семейные экскурсии по району, городу, селу; посещение с родителями музеев, участие в каких - либо конкурсах, чтение книг русских и коми поэтов на тему войны, родного края. Так же просмотр фильмов, беседы с детьми и родителями на тему патриотизма, проведение военно-патриотических игр, посещение старинных городов, центров культуры и истории.
Работу по патриотическому воспитанию можно осуществлять и на уроках, через кружки, факультативы. Уроки можно проводить в игровой форме, во внеурочное время различные праздники и экскурсии. Интересны и познавательны для детей будут встречи со знаменитыми людьми своего края, страны. Знакомство учащихся со своей малой Родиной можно начать с экскурсии по родному селу, городу, по улицам, где есть старинные постройки. Ученики с удивлением будут открывать для себя красоту этих домов. Повысится их культурный уровень, возникнет потребность в получении новых знаний о малой Родине, о народных традициях. Необходимо с детьми посещать выставки, памятники героям, и т.д. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках, о бережном отношении к ним, о содержании их в чистоте; о героях нашей страны, о том как можно показать свою любовь к Родине и конечно же рассказать детям что такое патриотизм. Учитель может рассказать детям о своих любимых местах в городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. Детям можно предложить принять участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т.п.
Заключение
Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Воспитание у ребенка патриотизма неразрывно связано с формированием его отношений к окружающей действительности. Отношение человека к действительности находит свое выражение в сфере чувств, воли, мышления. Формирование такого сложного, многогранного чувства, как любовь к Родине, патриотизм осуществляется на основе развивающихся и ставших устойчивыми чувств – симпатии, сопереживания, доброты, ласки, доброжелательности (сначала к родным близким людям). В связи с этим выделяются критерии и показатели такие, как: отношение к обществу, к родному краю, своему городу, которые определяют уровень сформированности патриотизма.
Отношение человека к своей Родине – то же, что отношение сына или дочери к своим родителям, поэтому необходимо начинать воспитание патриотизма уже с самого раннего детства, а именно с младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст, по
мнению ряда исследователей, характеризуется
повышенной восприимчивостью воздействиям,
что обусловлено такими возрастными
особенностями, как доверчивость, подражательность,
высокая эмоциональная
Воспитание человека, любящего и ценящего свою Родину, начинается в семье. Родители являются первыми наставниками ребёнка в становлении его как гражданина и патриота своего родного края. Через семью ребёнок осознаёт свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребёнок осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей своим образом жизни.
Опираясь на то новое положительное, что появляется в психике ребенка, благодаря семье, начальная школа продолжает формировать чувства патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Важной частью работы по воспитанию патриотизма является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников, врачей). С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире.
Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать ее красоту - это одна из составляющих воспитания чувства любви к Родине, патриотизма. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества маленького человека: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.
Но проведя анкетирование в 3 классе школы № 12 г. Сыктывкара мы обнаружили, что у младших школьников средний показатель уровня воспитанности патриотизма. В связи с этим мы разработали рекомендации, которые помогут повысить уровень воспитанности в данном классе, а так же культуру учащихся. Согласно нашим рекомендациям родителям необходимо обратить внимание на семейные экскурсии по району, городу, селу, посещение с детьми музеев, участие в каких - либо конкурсах. Учителю же необходимо обратить внимание на то, что воспитание чувства любви к Родине можно осуществлять на уроках, через кружки, факультативы. Уроки можно проводить в игровой форме, во внеурочное время различные праздники и экскурсии. Важно проводить встречи со знаменитыми людьми своего края и страны, беседы о парках, о памятниках и др., о бережном отношении к ним, о содержании их в чистоте.
Исходя из вышесказанного, можно сделать общий вывод, что воспитание у младших школьников патриотизма, готовность в случае необходимости беззаветно её защищать - это продукт учебно-воспитательного процесса в целом.
Список литературы: