Сущность целостного педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 14:40, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время можно с уверенностью говорить о кризисе «знаниево-просветительского» обучения. Это связано со многими причинами. Во-первых, поток информации в современном мире очень велик и его невозможно «втиснуть» ни в какие программы. Во-вторых, постепенно отпадает необходимость запоминать, перегружать память, потому что разрабатываются технические хранилища информации (компьютерные базы данных, энциклопедии, Интернет), и гораздо важнее научить школьника пользоваться ими. В-третьих, социально-культурные требования к личности в современном мире – нестабильном, но открывающем возможности для свободного выбора и самореализации в различных сферах социальной жизни,- вызывают необходимость развивать субъектность, индивидуальность, адаптируемость ребенка, способность самостоятельно решать и предупреждать жизненные проблемы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..3
1. Сущность целостного педагогического процесса………………………4
2. Характеристика процесса обучения……………………………………..…..8
3. Функции обучения……………………………………………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………………..…..19
Литература…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 35.04 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………..3

1. Сущность  целостного  педагогического процесса………………………4

2. Характеристика  процесса  обучения……………………………………..…..8

3. Функции обучения……………………………………………………………………...12

Заключение………………………………………………………………………………..…..19

Литература………………………………………………………………………………..……..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         Обучение  как целенаправленный процесс  передачи и усвоения социально-культурного  опыта, как специфическая форма  отношений   появилось давно, когда  люди стали осознавать ценность  знания, важность преемственности  в его трансляции и передаче  следующим поколениям, потребность  и необходимость дальнейшего  познания мира [2,с.114].

         В  настоящее время можно с уверенностью  говорить о кризисе «знаниево-просветительского» обучения.  Это связано со многими причинами. Во-первых, поток информации в современном мире очень велик и его невозможно «втиснуть» ни в какие  программы. Во-вторых, постепенно отпадает необходимость запоминать, перегружать память, потому что разрабатываются технические хранилища информации (компьютерные базы данных, энциклопедии, Интернет), и гораздо важнее научить школьника пользоваться ими. В-третьих, социально-культурные требования  к личности в современном мире – нестабильном, но открывающем возможности для свободного выбора и самореализации в различных сферах социальной жизни,- вызывают необходимость развивать субъектность, индивидуальность, адаптируемость ребенка, способность самостоятельно решать и предупреждать жизненные проблемы.

         Целью  данной работы является проанализировать  содержание основных функций  обучения в  рамках  целостного  педагогического процесса.

         В  соответствие с поставленной  целью поставлены  задачи:

1. Раскрыть сущность  целостного  педагогического процесса.

2. Определить сущность  обучения.

3. Выделить и раскрыть  содержание основных функций  обучения на современном этапе  развития науки.

 

1. Сущность  целостного педагогического  процесса

Рассмотрим  характерные  черты  педагогического процесса. Так, В. Сластенин под педагогическим процессом  понимает  специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников,  направленное на решение развивающих и образовательных задач [11].

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса.  Взаимодействие субъектов  педагогического  процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта,  накопленного человечеством во всем его многообразии.  Взаимодействие педагогов и воспитанников  на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического  процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель,  понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания  и  для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

Педагогическая задача -  основная  единица  педагогического процесса.  Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса,  по которой только и можно судить о  его  течении, должна  удовлетворять следующим условиям:  обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;  являться общей  при реализации любых педагогических целей;  наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.  Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной  педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации.  Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность.  Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности,  а воспитанники, в свою  очередь,  включены в их решение,  так как взаимодействуют с педагогами,  то и с этой точки  зрения  единицей  педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию,  характеризующуюся взаимодействием  педагогов  и воспитанников с определенной целью. Таким образом,  движение педагогического процесса,  его "моменты" должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой [11].

Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. . Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее  единство  составляющих его компонентов,  их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий,  перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Целостный педагогический процесс предполагает такую  организацию  жизнедеятельности  воспитанников,  которая  отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы  сбалансированное воздействие на все сферы личности:  сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами,  вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей  действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

 

Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое.  Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного,  нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания,  т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен  постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника  и  специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности [11].

 В содержательном  плане  целостность педагогического процесса  обеспечивается отражением в  цели и содержании образования  опыта, накопленного  человечеством  во взаимосвязи его четырех  элементов: знаний,  в том числе  о способах выполнения действий; умений и навыков;  опыта  творческой  деятельности и опыта эмоционально-ценностного  и волевого отношения к окружающему  миру.  Реализация основных элементов  содержания образования не что  иное, как реализация единства  образовательных,  развивающих и  воспитательных функций цели  педагогического процесса.

 В организационном  плане . педагогический  процесс  приобретает свойство  целостности,  если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

1) процесса освоения и  конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной  базы  (содержательно-конструктивная,  материально-конструк-тивная  и  операционно-конструктивная деятельность педагога);

2) процесса  делового взаимодействия  педагогов и воспитанников по  поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия;

3) процесса  взаимодействия  педагогов  и  воспитанников  на  Уровне личных отношений (неформальное  общение);

4) процесса освоения воспитанниками  содержания  образования без  непосредственного  участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Педагогический процесс является динамической педагогической системой, системообразующим элементом которой выступает цель, обеспечивающая субординацию элементов системы по вертикали. По горизонтали координирует систему уровень развития и подготовленности субъектов педагогического процесса. Объектом усвоения является содержание образования, на которое направлена деятельность (взаимодействие) субъектов. Эта деятельность осуществляется с помощью методов, средств и организационных форм.

Графически педагогический процесс как целостную динамическую систему можно представить следующим образом.

 

 

Рис. 1. Модель педагогического процесса как целостной динамической системы

 

Данная модель функционирует так. Результаты педагогического процесса анализируется его субъектами и сверяются с поставленной целью. При необходимости вносятся соответствующие коррективы и педагогическое взаимодействие продолжается. Таким образом, педагогический процесс является самонастраивающейся системой. Относительно стабильными элементами этой системы являются цель, деятельность субъектов и содержание образования. Наиболее подвижными элементами являются методы, средства и организационные формы, с помощью которых в основном осуществляется управление педагогическим процессом.

2. Характеристика  процесса  обучения

Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения.

Обучение - процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно воспринимает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащегося.

Формулу процесса обучения можно сформулировать так: Знания

Умения, Навыки.

 Знания - опыт, накопленный  человечеством. Умения - деятельность  ума по применению знаний на  практике. Навыки - умения, доведенные  до автоматизма. Эта последовательность  обязательна, и для правильной  организации процесса обучения  ни один из компонентов не  должен пропускаться, иначе теряется  сама сущность процесса обучения.

Процесс обучения является сложным и многосторонним, но вместе с тем целостным и единым. Чтобы понять его особенности, нужно, прежде всего, выяснить, какое место занимает обучение в познавательной деятельности учащихся.

Все формы познавательной деятельности людей носят активный характер. Люди не только отражают и перерабатывают в своем сознании разнообразные влияния внешнего мира, но и, в соответствии с познанными закономерностями, активно влияют на этот мир, применяют приобретенные знания, умения и навыки в жизни. Активный характер носит и сама познавательная деятельность. Знания приобретаются лишь в деятельности, которая в системе обучения носит организованный и целенаправленный характер.

Процесс обучения, как и всякий другой вид познания, имеет две стороны: объективную и субъективную. Под объективной стороной обучения понимается содержание обучения, а под субъективной - познавательная деятельность учащихся. Этот процесс протекает под руководством учителя, который организует, направляет и руководит им, исходя из задач и содержания обучения, с одной стороны, и закономерностей усвоения учащимися изучаемого материала - с другой.

Важнейшей частью учебного процесса является его содержание, включающее в себя научные знания, умения, навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся .Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.

Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются в узком смысле, то есть соответственно как сформированность знаний, умений и навыков, воспитанность личностных качеств и развитость психической сферы личности.

Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная  передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.

         Содержанием  обучения являются основные формы  общественного сознания, прежде  всего наука, искусство, право, мораль, а также культура, производственный  опыт и навыки к труду. Главными  механизмами освоения содержания  в процессе обучения является  целенаправленно организованная  в специальных формах взаимодействия  совместная деятельность детей  и взрослых, их содержательное  и познавательное общение.

         Обучение  состоит из двух неразрывно  связанных явлений: преподавания  взрослых и учебной трудовой  деятельности, именуемой учением  детей. Преподавание есть специальная  деятельность взрослых, направленная  на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитания  их в процессе обучения. Общая структура этой специфической педагогической деятельности включает в себя педагогическую обработку передаваемых детям знаний, умений и навыков; искусство их воспроизведения и разъяснения; выявление детских задатков, способностей, дарований; стимулирование детской познавательной деятельности; осуществление диагностики; получение и обработку обратной информации; коррекцию усвоенного материала; организацию практической деятельности детей, решение комплекса обучающих, развивающих и воспитательных задач.

         Таким  образом, учение- специально организованная, активная самостоятельная познавательная, рудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и способностей. Общая структура активной познавательной деятельности  детей включает в себя восприятие материала, его осмысление, сознательную творческую переработку, ясное выражение, самопроверку и применение в как в системе учебных упражнений, так и в решении жизненных задач. Обучение как единство преподавания и учения – органически целостный и вместе с тем противоречивый процесс. Противоречия возникают в нем как внутри явлений преподавания и учения, так и между ними. Разрешение противоречий составляет самую суть обучения [7,с. 19].

Информация о работе Сущность целостного педагогического процесса