Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 14:40, контрольная работа
В настоящее время можно с уверенностью говорить о кризисе «знаниево-просветительского» обучения. Это связано со многими причинами. Во-первых, поток информации в современном мире очень велик и его невозможно «втиснуть» ни в какие программы. Во-вторых, постепенно отпадает необходимость запоминать, перегружать память, потому что разрабатываются технические хранилища информации (компьютерные базы данных, энциклопедии, Интернет), и гораздо важнее научить школьника пользоваться ими. В-третьих, социально-культурные требования к личности в современном мире – нестабильном, но открывающем возможности для свободного выбора и самореализации в различных сферах социальной жизни,- вызывают необходимость развивать субъектность, индивидуальность, адаптируемость ребенка, способность самостоятельно решать и предупреждать жизненные проблемы.
Введение…………………………………………………………………………………………..3
1. Сущность целостного педагогического процесса………………………4
2. Характеристика процесса обучения……………………………………..…..8
3. Функции обучения……………………………………………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………………..…..19
Литература…………………………………
Всякое
целенаправленное обучение
Обучение по отношению к воспитанию является его органической частью, духовным стержнем, сердцевиной. Оно формирует духовное ядро личности – ее мировоззрение, нравственно-эстетическое отношение к действительности. Вместе с тем, в отличие от воспитания, обучение имеет свои специфические особенности. Они состоят прежде всего в строгом отборе содержания культуры, научного материала, в своеобразии познавательного материала, в своеобразии форм и методов познавательной деятельности.
Обучение
как органическая часть
Исходя из этих общих положений можно выделить цели и задачи обучения. Основная цель обучения – поддержание общественного прогресса.
Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получений; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.
3. Функции обучения
Образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике. Обучение готовит ребенка к активному участию в производстве и общественных отношениях. Оно раскрывает перед нами картину реального мира, жизни природы и общества, готовит к практической деятельности. Эта функция решает в единстве проблему общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки при ведущей роли общеобразовательной. Без общего образования и развития невозможно создать в человеке основу для овладения профессией, для непрерывного обновления знаний. Вместе с тем без профессиональных знаний в современных условиях невозможно осуществить политехническое образование, соединение обучения с производительным трудом.
В
результате обучения дети
Д.Ермаков и Г. Петрова [3,с.39-43] говоря о образовательной функции обучения, делают акцент на том, что действительно без знаний об объектах и явлениях окружающего мира не обойтись. Но, во-первых, это должны быть именно знания, то есть информация, необходимая для решения практических задач, а не сведения «для общего развития». Во-вторых, нельзя ограничиваться изучением только фрагментов окружающей действительности, ведь реальные жизненные ситуации целостны, неделимы, их расчленение на отдельные составляющие элементы, превращаемые дидактикой в объекты изучения, довольно искусственно. В жизни человек сталкивается не столько с отдельными объектами, сколько с проблемами – противоречиями, разрешение которых и составляет содержание жизнедеятельности.
Авторы анализируя понятийный аппарат современной науки и техники и содержание школьного обучения, говорят не только об отставании школьного обучения от жизни. Гораздо отчетливее прослеживается тенденция к сохранению традиционного предметно-ориентированного подхода к обучению. Проблемно-ориентированный подход более или менее отчетливо проявляется лишь при изучении проблем окружающей среды (по мнению этих авторов). Проблемы социально-экономического развития, психологические проблемы не входят в круг содержания школьного обучения.
Д.Ермаков и Г. Петрова считают, обучение решению проблем - является одной из важных составляющих функций обучения (в качестве образовательной функции). Свою позицию они мотивируют следующим, что развитие мирового общества характеризуется следующим [6,с. 11]:
· ускоряются темпы развития общества, расширяются возможности политического и социального выбора, что вызывает необходимость готовности граждан к такому выбору;
· переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
· возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения.
Как отмечал известный футуролог Э. Теффлер, в современном мире «знание становится все более смертным. Сегодняшний факт становится завтрашним заблуждением. Это не возражение против изучения фактов или данных – вовсе нет. Однако…школа завтрашнего дня должна давать не только информацию. Но и способы работы с ней. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять».
Создание
проблемного обучения как
Нулевой уровень- непроблемное изложение учителем учебного материала.
Первый уровень - проблемное изложение учителем учебного материала.
Второй
уровень – учащийся решает
с помощью учителя
Третий уровень – учащийся
самостоятельно решает
Четвертый
уровень – учащийся
Таким
образом, лишь на высоком уровне
традиционного проблемного
К
сожалению, на практике, в рамках
единого учебного плана и
Воспитательная
функция реализуется в
Обучение
обеспечивает пищу для духовно-
В
настоящее время наиболее
Упорядоченность
социальных связей и
Поведение людей в
обществе или группе
Особенно
важно формирование ценностей
у подрастающего поколения. Учебно-воспитательный
процесс должен обеспечить
1. осознание каждого предмета
как особой гуманитарной
2. создание в школе особых гуманистических установок для каждого учителя: на принятие каждого ученика как личности.
3. создание условий для самовыражения.
4. создание установок на творчество.
5. формирование у школьников следующих ценностей: нравственных качеств личности, социально-культурных ценностей, интеллектуально-культурных ценностей, эстетических ценностей.
Развивающая
функция обучения проявляется
в самой цели этого процесса
– всестороннем развитии
Развитие
ребенка есть количественный
и качественный рост его
Проблема определения
Информация о работе Сущность целостного педагогического процесса