ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. В научной литературе связная речь понимается как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Уровень развития связной речи выступает показателем общей речевой культуры человека.

Содержание

Введение …………………………………………………………….........
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у
детей старшего дошкольного возраста …………………………………
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста ……
1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста …………………………………………………...
1.3. Роль ТРИЗ-технологий в развитии связной речи у детей
старшего дошкольного возраста ………………………………………..
Выводы по первой главе ………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной
речи у детей старшего дошкольного возраста посредством
ТРИЗ-технологий ………………………………………………………...
2.1. Констатирующий этап эксперимента ……………………….
2.2. Экспериментальная программа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий ………………………………………………………………..
Выводы по второй главе ………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………….
Библиографический список ……………………………………………
Приложение ………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Образец второй курсовой работы 2013.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

1) Игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования (ТПФ). Подробное описание игр и творческих заданий по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания представлено в Приложении 3.

2) Знакомство детей с некоторыми  моделями  составления сказок: модель составления сказки с помощью метода "Морфологического анализа", "Системного оператора", модель составления сказки с помощью ТПФ.

Работа с детьми по сочинению сказок носила сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляли текст вдвоем или втроем. Далее дети самостоятельно сочиняли сказки по определенной модели.

Третий этап работы был посвящён обучению дошкольников осознанному пересказу. Работа велась в следующей последовательности.

Первоначально воспитатель  знакомил дошкольников со сказкой в  свободное время, проводилось их обсуждение.

После этого проходило  обучение детей анализу сказки, её «раскадровки», которая в последствии служила опорой для пересказа.

Закреплению умений осознанного  пересказа служили игровые упражнения «Игры со сказкой», которые включали задания на усвоение последовательности событий сюжетной линии: «Что за чем», «Раньше-позже», «Поймай ошибку», «Что потерялось».

Четвёртый этап - обучение творческому рассказыванию по картине, осуществлялось в процессе совместной деятельности дошкольников с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Обучение дошкольников старшего возраста составлению рассказа по картине осуществлялось в несколько этапов:

- определение  состава картины,

- установление взаимосвязей между  объектами на картине,

- описание на  основе возможного восприятия  объектов картины разными органами  чувств,

- преобразование  объектов во времени,

- описание местонахождения  объектов на картине,

- составление  рассказов от лица разных объектов,

- смысловая характеристика картины,

- составление  рассказов-фантазий.

На этом этапе нами использовались следующие приёмы и методы: аналитико-синтетические виды работы с использованием различных органов чувств; метод «системного оператора» по построению причинно-следственных цепочек, развитию навыков прогнозирования и фантазирования; составление сравнений по признакам объектов.

Для более эффективной работы мы использовали игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной, которые подробно представлены в Приложении 1.

Для реализации программы был составлен  тематический план работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий (см. табл. 2).

Таблица 2 – План работы по развитию связной речи у детей  старшего

дошкольного возраста посредством  ТРИЗ-технологий

 

Месяц

Тема НОД

Содержание  работы

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Вводное.

Создание сравнений.

1. Знакомство с игрушкой  Незнайкой, настрой на творческую, игровую деятельность.

2. Активизация словаря,  подготовительная работа к составлению  сравнений:

Игра «Цепочка»

Игра «Я назову признак, а вы перечислите его значения»

3. Повтор и закрепление умения составлять сравнения:

Игра «Угадай по описанию»

4. Подведение итогов.

2. Составление 

загадок по модели «Какой–что

бывает таким же»

1. Подготовительная работа, активизация словаря:

Упражнение «Что такое  же» по цвету, по форме и т.п.

2. Обучение составлению  загадок по модели «Какой –  что бывает таким же».

3. Закрепление умения  составлять загадки по модели  «Какой - что бывает таким же».

4. Подведение итогов.

3. Составление 

загадок «Что делает, кто  делает так же»

1. Подготовительная работа, активизация словаря:

Упражнение «Назови  признаки и их значения»

2. Повторение составления  загадок по модели «Какой –  что бывает таким же».

3. Обучение составлению  загадок «Что делает, кто делает так же»

4. Закрепление умения  составлять загадки по модели «Что делает, кто делает так же».

5. Подведение итогов.

4. Составление загадок «На что похоже - чем отличается»

1. Подготовительная работа:

Упражнение «Увеличиваем предложение»

2. Обучение составлению  загадок по модели «На что  похоже, чем отличается»

3. Закрепление умения  составлять загадки по модели  «На что похоже, чем отличается»

4. Подведение итогов.

5. Обобщающее 

занятие по

составлению загадок

1. Активизация словаря. 

Игры «Цепочка», «Я назову признак, а вы перечислите его  значения»

2. Повтор моделей составления загадок:

3. Самостоятельное составление  загадок по изученным моделям  модели. Коллективное отгадывание.

4. Подведение итогов.

6. Будущее предметов

1. Упражнение «Что  потом?»

2. Активизация внимания, игра «Съедобное- несъедобное»

3. Фантазирование «Что  дальше» по цепочке.

4. Подведение итогов.

7. «Системный оператор»

1. Знакомство с моделью  «пятиэкранки» (или «системного оператора»).

2. Развитие внимания, игра «вверх- вниз- вперёд- назад».

3. Путешествие по «пятиэкранке».

4. Подведение итогов.

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. «Системный 

оператор»

(обобщающее)

1. Анализ противоречий, игра «хорошо - плохо».

2. Работа с «системным  оператором», Игра «прокати игрушку».

3. Подведения итогов.

9. Использование ресурсов для сочинения сказки

1. Сочинение загадок  по ежика и колобка.

2. Игра «Колючий - неколючий».

3. Сочинение сказки  с опорой на вопросы воспитателя.

4. Подведение итогов.

10. Прием 

фантазирования «Дробление — 

объединение»

1. Знакомство с волшебником  «Дели - соедини».

2. Упражнение на дробление  и соединение.

3. Игра «Раздели - соедини», «Какую сказку разделил волшебник».

4. Коллективное фантазирование  сказки из частей.

5. Практическая работа. Рисование животного, объединив части разных зверей.

6. Подведение итогов.

11. Прием 

фантазирования «Увеличение  — уменьшение»

1. Знакомство с волшебником  «Увеличение - уменьшение».

2. Решение проблемных  ситуаций 

3. Подвижная игра «Великаны  - крошки».

4. Сказка – задачка  про Кузю. Обсуждение сказки.

5. Практическая работа. Рисование волшебника «Великана Крошки».

6. Подведение итогов.

12. Прием 

фантазирования «Оживление»

 

 

 

 

1. Знакомство с волшебником  «Оживление».

2. Проблемный диалог  «Признаки живого»

3. Подвижная игра «Замри - отомри»

4. Фантазирование. Придумывание сказки с приёмом «Оживление».

5. Практическая работа. Рисование портрета волшебника Оживления.

6.Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Волшебник 

Времени

1. Знакомство с волшебником  Времени. Беседа «Быстро-медленно».

2. Фантазирование с  использованием приёма «изменение времени».

3. Подвижная игра «Времена  года».

4. Практическая работа. Рисование волшебника времени.

5. Подведение итогов.

14. Волшебник 

Времени

(продолжение)

1. Беседа о часах.

2. Обсуждение «Было  так, стало наоборот»

3. Игра на внимание «Наоборот».

4. Упражнение «Путаница  Времени»

5. Практическая работа. Рисунок с ошибками «Как не  бывает»

6. Подведение итогов.

15. Свойства и 

признаки

1. Игра «Прятки» по  вопросам.

2. Выделение признаков.

3. Игра на переключение  внимания «Цвет, вес, размер».

4. Упражнение на изменение  признаков.

5. Практическая работа. Рисование обычного объекта с  необычными признаками.

6. Подведение итогов.

16. Метод фокальных  объектов (МФО)

1. Игра «Да-нетка»

2. Упражнение «Назови  признаки»

3. Физкультминутка «Девочки- мальчики»

4. Фантазирование с  использованием МФО.

5. Практическая работа. Рисование самой интересной игрушки  с использованием МФО.

6. Подведение итогов.

17. Морфологический анализ

1.Игра «Да-нетка»

2.Обсуждение рисунка  «новый дом». Знакомство с частями.

3.Практическая работа. Рисование «Необычное животное».

4.Фантазирование с  использованием морфо-логического  анализа.

5.Подведение итогов.

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Прием 

фантазирования «Наоборот»

1. Упражнение «Антонимы».

2. Игра «Перевёртыши».

3. Подвижная игра «Наоборот»

4. Фантазирование по  приёму «Наоборот»

5. Подведение итогов.

19. Прием 

фантазирования 

«Бином фантазии»

1. Упражнение «Волшебный  мешочек».

2. Подвижная игра «руки  - ноги»

3. Фантазирование по приёму «бином фантазии».

4. Рисование иллюстрации  к придуманной сказке.

5. Подведение итогов.

20. Прием 

фантазирования:

эвроритм 

(объект: велосипед)

 

 

 

1. Игра «да-нетка».

2. Знакомство и использование  приёма «эвроритм»

3. Игра на внимание  «Стоп, машина».

4. Фантазирование. Придумывание  новых предметов по приёму  «эвроритм».

5. Практическая работа. Нарисовать придуманный велосипед.

6. Подведение итогов.

21. Прогнозирование: объект  «самолет»

1. Сочинение загадок  с использованием разных моделей про самолёт.

2. Противоречия в объекте  «самолёт».

3. Игра на внимание  «слово - действие».

4. Обсуждение «Самолёт  будущего».

5. Практическая работа: нарисовать самолёт будущего.

6. Подведение итогов.

22. Анализ сказки по  «системному 

оператору»

1. Упражнение «Какую сказку загадали».

2. Анализ сказки по  модели «системный оператор».

3. Подвижная игра «Лиса  и колобок»

4. Фантазирование «Чем  может закончится сказка?».

5. Подведение итогов.

23. «Раскадровка» текста

1. Чтение знакомой  сказки про Незнайку.

2. Выделение последовательности событий.

3. Обучение приёму  «раскадровки» текста.

4. Практическая работа. Рисование сказки по кадрам.

5. Коллективный пересказ  сказки с опорой на картинки.

6. Подведение итогов.

24. Игры со сказкой  «Что за чем»,

«Раньше-позже»

1. Встреча с волшебником  Времени.

2. Игры со сказкой  «Что за чем?»

3. Подвижная игра «Что? когда?»

4. Игры со сказкой  «Раньше -позже».

5. Подведение итогов.

25. Игры со сказкой:  «Поймай ошибку», «Что потерялось»

1. Дидактическая игра  «Собери по порядку».

2. Игры со сказкой  «Поймай ошибку»

3. Подвижная игра «Часики».

4. Игра ос сказкой  «Что потерялось»

5. Практическая работа. Нарисовать потерян-ный сюжет.

6. Подведение итогов.

26. Рассказ по 

картинке: аналитико-синтетические  виды работы

1. Дидактическая игра «Проверка памяти».

2. Работа по картине  «Кто что делает».

3. Игра на внимание  «Уши, глаза, нос»

4. Использование разных  органов чувств для описания  картины.

5. Практическая работа. Нарисовать картину по памяти.

6. Подведение итогов.

27. Рассказ по 

картинке: «системный оператор»

1. Дидактическая игра  «Что изменилось»

2. Работа по картине  «Что было? Что будет»

3.Игра на внимание  «Было, будет, сейчас».

4. Рассказ по картине  с использованием «пятиэкранки».

5. Практическая работа. Рисование картин в прошлом или в будущем.

6. Подведение итогов.

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

28. Рассказ по 

картине:

выразительные

средства речи

1. Упражнение «Комплименты».

2. Работа по картине:  признаки и сравнения признаков.

3. Подвижная игра «Каравай».

4. Упражнение «Разукрась  картину словами»

5. Практическая работа. Разукрашивание раскраски.

6. Подведение итогов.

29. Обобщающее 

занятие по рассказу по картинке

1. Повтор приёмов рассказывания  по картине.

2. Конкурс на лучших  рассказ по картине по группам.

3. Подведение итогов.

30. Итоговое занятия

1. Беседа с игрушкой  Незнайкой.

2. Закрепление полученных  знаний.

3. Подведение итогов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

Проведение экспериментальной  работы по выявлению возможности  влияния ТРИЗ-технологий на процесс  развития связной речи детей старшего дошкольного возраста предполагало определение методов исследования, выделение критериев и уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Применение методики Н.В.Кущ, количественной и качественной обработки результатов позволило определить, что на констатирующем этапе эксперимента у детей преобладал низкий и средний уровень развития связной речи.

Качественный анализ результатов констатирующего этапа эксперимента выявил у детей нарушение связности и последовательности изложения, пропуски смысловых звеньев и ошибки, повторы слов, паузы по тексту, незаконченность смыслового выражения мысли.

Выявленный уровень развития связной речи является недостаточным для детей старшего дошкольного возраста, что и обусловило разработку экспериментальной программы по развитию связной речи посредством ТРИЗ-технологий.

Экспериментальная программа включала в себя игры и творческие задания на освоение детьми обобщенных алгоритмов построения связного высказывания, аналитико-синтетические виды работы с использованием различных органов чувств; метод «системного оператора» по построению причинно-следственных цепочек, развитию навыков прогнозирования и фантазирования; составление сравнений по признакам объектов.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Наша работа была ориентирована на выявление педагогических условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого - педагогической науке, проанализированы особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст характеризуется  быстрыми темпами развития связной речи. Дети в этом возрасте способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. Так же активно развивается и диалогическая речь: дошкольники могут самостоятельно рассказывать из опыта личной жизни, составлять рассказ по картине, осознанно пересказывать небольшие тексты.

В первой главе работы нами так  же изучены возможности использования  ТРИЗ-технологий в дошкольном обучении. Изучение особенностей ТРИЗ-технологии и возможностей её использования в условиях дошкольного образовательного учреждения, её применения на занятиях по развитию связной речи старших дошкольников показало, что данная технология соответствует социальному заказу на развитие творческой личности. ТРИЗ-технологии пробуждают интерес у старших дошкольников к овладению связной речью, способствуют более эффективному обучению.

На основе анализа психолого-педагогической и научно - исследовательской работы нами были построены теоретические предположения, которые легли в основу организации опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ – технологий.

Вторая глава исследования посвящена  практическому изучению педагогических условий развития связной речи у старших дошкольников посредством ТРИЗ-технологий. В соответствии с целями и гипотезой исследования, нами проведён педагогический эксперимент. Проведение опытно-экспериментальной работы по использованию ТРИЗ-технологий в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста предполагало выявление критериев и уровней развития связной речи дошкольников, разработку экспериментальной программы по развитию связной речи у старших дошкольников посредством  ТРИЗ-технологий.

В ходе констатирующего этапа эксперимента нами были определены критерии и уровни развития связной речи, подобрана диагностическая методика. Диагностика проходила с учетом возрастных особенностей детей. Результаты анализа развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента выявили у детей нарушение связности и последовательности изложения, пропуски смысловых звеньев и ошибки, повторы слов, паузы по тексту, незаконченность смыслового выражения мысли.

На основании полученных результатов  в ходе констатирующего этапа  эксперимента, анализа и обобщения  психолого-педагогической литературы, нами была разработана экспериментальная программа по развитию связной речи у детей посредством ТРИЗ-технологий.

Экспериментальная программа включала в себя цель, задачи, принципы, блоки  и этапы её реализации. Для реализации целей и задач предусматривалось следование следующим принципам: свободы выбора, обратной связи, системности, открытости, взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образа, деятельности. Развитие связной речи осуществлялось через обучение детей созданию образных характеристик объектов, составление творческих рассказов по картине, составление текстов сказочного содержания.

Реализация экспериментальной программы позволила выявить педагогические условия развития связной речи  у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий:

1. Обучать детей созданию образных  характеристик сказочных объектов, путем творческой реализации технологических звеньев образования сравнений, загадок, метафор;

2. Обучать детей обобщенным алгоритмам  построения высказываний различных  типов;

3. Стимулировать детей к созданию  творческого продукта в речевой  деятельности посредством использования алгоритмов мышления и приёмов фантазирования.

Предложенная в курсовой работе экспериментальная программа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий может быть использована в дошкольных учреждениях г.Ижевска и Удмуртской Республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В.  Развитие связной устной речи  у умственно отсталых учащихся на специальных уроках // Дефектология. - 1987. - №6. - С. 32-37.

2. Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. - 198 с.

3. Алабужева С.В. Риторика для  старших дошкольников и младших  школьников. - Ижевск: Изд. Дом "УдГУ", 2003. - 445 с.

4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика  развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. – 400с.

5. Алексеева М.М. Речевое развитие  дошкольников. - М.: Академия, 1999. – 158с. 

6. Андриянова Т.Н., Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Учимся системно  думать: Сборник игровых заданий  по формированию системы мышления  дошкольников. – Ульяновск, 2001. – 52с.

7. Артемова Л.В. Театрализованные  игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1995. – 127с.

8. Бородич А. М. Методика развития  речи детей. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с. 

9. Васильева М.А. Программа воспитания  и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 106 с. 

10. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш  ребенок к школе. - М.: Знание, 1994. - 192 с.

11. Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте. - М.: Владос, 2006. - 367 с. 

12. Выготский Л.С. Собрание сочинений.  Т.5. - М.: Педагогика, 2003. - 136 с. 

13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения  детской речи. - М., 1961. - 472с.

14. Гербова В.В. Воспитание, образование  и развитие детей 5-6 лет в  детском саду: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга". - М.: Просвещение, 2006. - 191с.

15. Гербова В.В. Занятия по  развитию речи в старшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 2003. - 175с.

Информация о работе ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста