Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 00:27, курсовая работа
Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни,— писал Ушинский,— и к ней-то я должен направлять все свои способности». В этих словах весь смысл деятельности и творчества великого педагога.
Введение …………………………………………………………………………………… 3
1. Воспитание и общественность …………………………………………………… 3
2. Принцип народности воспитания ………………………………………………... 3
3. О воспитательном значении труда. Человек, как предмет воспитания ……….. 5
4. Принцип природосообразности и построение обучения ……………………….. 7
5. О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций …………………………………. 7
6. Две стадии процесса обучения ……………………………………………………. 8
7. Методологическая последовательность обучения ………………………………. 8
8. Наглядное обучение ………………………………………………………………... 9
9. Ушинский как сторонник классно-урочной системы ……………………………. 10
10. Методы преподавания и изучения по К.Д. Ушинскому …………………………. 11
11. Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» …… 12
12. Вопросы воспитания ……………………………………………………………….. 13
13. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения.
Человек-предмет воспитания …………………………………………………….. 14
14. Народный учитель. Его деятельность и основные качества ……………………. 16
Заключение ………………………………………………………………………………… 17
Использованная литература ……………………………………………………………… 18
Учет психологических особенностей ребенка К.Д.Ушинский считал важнейшим условием правильного построения всей учебной работы. Психология в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога, по его мнению, занимает первое место между всеми науками.
К.Д.Ушинский высказал много интересных мыслей о методах воспитания, внимания, воли, памяти, эмоций. Внимание - по Ушинскому -является не только необходимым условием учения, оно вместе с тем представляет и предмет воспитания. «Развить в ученике внимание к научным предметам — значит проложить ему широкую и легкую дорогу к учению». Если внимание является «дверью», через которую внешние впечатления попадают в наше сознание, то память сохраняет то, что уже однажды было воспринято.
Ушинский подчеркивал необходимость глубокого изучения педагогом процессов памяти у детей и закономерностей ее развития в ходе обучения. Онособенно обращал внимание учителей на важность понимания сущности каклогической, так и механической памяти и их значения для прочного усвоения детьми знаний и навыков. Прежде чем предложить учащимся запомнить материал, писал Ушинский, надо возбудить в них сознание необходимости запоминания, т. е. надо стремиться к тому, чтобы акту запоминания предшествовало осознание цели запоминания. Ушинский особо подчеркивал необходимость воспитывать в каждом учащемся уверенность в своей памяти.
Но процесс обучения не является только процессом восприятия и запоминания. Ушинский хорошо понимал, что без движения мысли, раскрывающей существующие связи между отдельными фактами и явлениями, не может быть и речи об обучении вообще и о сознательном запоминании в частности. Как в общепсихологическом плане, так и в особенности с точки зрения педагогической психологии Ушинский затронул основные стороны психологии мышления. К. Д. Ушинскийподчеркивал, что, начиная с первого же года обучения, особое внимание необходимо уделить постепенному развитию в детях способности логического мышления. Он рекомендовал приучать детей находить сходство и различие между предметами, приучать их к анализу, синтезу, обобщению, индукции, дедукции и другим формам суждений.
Обучение, по Ушинскому, проходит две основные стадии.
Первая, из них делится на три ступени. На первой ступени под руководством учителя происходит живое восприятие детьми предметов или явлений окружающего мира; на второй ступени учащиеся, направляемые учителем, сравнивают исопоставляют воспринятые образы и таким путем вырабатывают предварительныепонятия; на третьей ступени дается дополнительное разъяснение учителем этихпонятий, основное отделяется от второстепенного и полученные знания приводятся в систему.
Вторая стадия процесса обучения начинается с обобщения учителем преподнесенного им материала (при участии самих учащихся), и проводится соответствующая работа по закреплению полученных знаний и навыков.
Дидактические принципы, выделенные Ушинским, или - как называл их сам педагог «необходимые условия преподавания» - таковы: сознательность и активность учащихся впроцессе обучения (ясность, самостоятельность учащегося); наглядность вобучении; последовательность (постепенность); доступность (отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости) и прочность знаний инавыков учащихся (твердость усвоения).
К. Д. Ушинский выдвинул ряд положений о построении обучения в определенной методической последовательности, основой которых были незыблемые педагогические формулы: «от конкретного — к отвлеченному», «отзнакомого — к незнакомому», «от простого — к сложному», «от частного — кобщему, и наоборот» и т. д. Ушинский писал: «Истиннаяпедагогика... дает ученикам прежде материал и по мере накопления этого материала приводит его в систему. Чем более и разнообразнее накопляется материал, тем выше становится система и, наконец, достигает до отвлеченности логических и философских положений».
Осуществление последовательности в обучении не может быть достигнуто в отрыве не только от принципа сознательности и активности, но и от принципов наглядности и прочности усвоения знаний и навыков. Наглядное обучение, по мнению Ушинского,— «это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье под руководством наставника, или прежде самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье».
Основными средствами наглядного обучения Ушинский считал предметы в натуре, модели, рисунки и другие наглядные пособия, отображающие вещи или явления. Степень использования этих средств должна быть обусловлена возрастом учащихся, спецификой учебного предмета и конкретным материалом обучения. По мнению Ушинского, чем меньше возраст учащихся, тем более должно прибегать к наглядному обучению.
Одним из самых основных
показателей полноценности
К. Д. Ушинский различал два вида повторений и упражнений — пассивные и активные. Пассивное повторение, по его мнению, «состоит в том, что ученик вновь воспринимает то, что воспринимал уже прежде; видит то, что уже видел, слышит то, что уже слышал». При активном повторении «ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений». Ушинский отдавал предпочтение активному виду повторения, считая его ведущим. Он писал: «Активное повторение гораздодейственнее пассивного, и способные дети инстинктивно предпочитают его первому: прочитав урок, они закрывают книгу и стараются проговорить его на память. Большая сила активного повторения, сравнительно с пассивным, заключается в сосредоточенности внимания. Можно прочесть десять раз страницу без внимания и не помнить; но нельзя ни разу проговорить этой страницы, не сосредоточив внимания на том, что говоришь, если не на самой связи содержания, то на связи слов, строчек, букв».
К. Д. Ушинский был сторонником классно-урочной системы организации учебных занятий в школе. Необходимыми условиями всякого рационального обучения он считал: 1) класс как основную единицу, основное звено школы; 2) твердый, неменяющийся состав учащихся в классе; 3) строгорегламентированные во времени занятия, проводимые по твердому учебномурасписанию; 4) фронтальные занятия учителя со всем классом, с учетомспецифических особенностей каждого учащегося; 5) сочетание фронтальных формзанятий учащихся с индивидуальными на основе применения учителем методовактивного обучения; 6) ведущую роль учителя в ходе урока.
Главное в учении Ушинского об уроке заключается в том, что он определил организационное строение урока и установил отдельные его виды. В зависимости от цели урока в одном случае большее значение приобретает объяснение нового, с подчинением всех других элементов этой задаче; в другом — основной является задача закрепления, все же остальные элементы подчиняются ей; в третьем случае — развитие письменной речи, навыков и т. д. определяет весь ход урока; в четвертом — главную цель урока составляет глубокое выяснение знаний учащихся.
Для начальной школы Ушинский считал необходимым сочетание этих видов уроков в одном так называемом комбинированном уроке. В целом, по мнению Ушинского, урок достигает цели только тогда, когда ему дано определенное, строго обдуманное направление и правильно использованы разнообразные методы обучения.
Разделяя дидактику на две части, общую и частную, Ушинский считал, чтопервая, или общая дидактика, изучает основополагающие принципы и формыобучения; вторая, частная дидактика, является применением основ общейдидактики к отдельным учебным дисциплинам и изучает методы их преподавания. Но, замечал Ушинский, «дидактика не может иметь и претензии перечислить все правила и приемы преподавания. Она только указывает на главнейшие правила и на наиболее выдающиеся приемы. Практическое же применение их бесконечно разнообразно и зависит от самого наставника. Никакая дидактика и никакой учебник не могут заменить наставника:они только облегчают ему труд»
К. Д. Ушинский выделял «два главных метода преподавания и изучения: 1).синтетический, 2). аналитический. Методы устного изложения он подразделял на: 1).Прием догматический, или предлагающий; 2).Приемсократический, или спрашивающий; 3).Прием эвристический, или дающий задачи;4).Прием акроаматический, или излагающий».
Наряду с этими приемами Ушинский особо важное значение придавал таким методам, как лабораторно-практическая работа, устные и письменные упражнения, работа над книгой и т. д. Сократический метод К. Д. Ушинский считал «лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные для всех возрастов и, в особенности, для детского». Однако он подчеркивал, что этот метод служит не для передачи нового, как это ошибочно полагали некоторые педагоги, но только для «более яркого разъяснения, толкования уже объясненного». «При сократическом методе, собственно говоря, не дается никаких новых рядов и групп представлений, но уже существующие ряды и группы приводятся в новую рассудочную систему»,— писал Ушинский. Эффективность этого метода зависит от того, насколько правильно формулирует педагог вопросы, в какой последовательности он задает их ученикам, в какой степени участвует весь класс в этой работе, и, наконец, от того, как реагирует педагог на ответы учащихся.
Из всех методов устного изложения акроаматического типа К. Д. Ушинский исключительно большое значение придавал методу рассказа. Путем рассказа, этого сплошного монологического изложения материала, учитель передает учащимся главным образом новые знания. Правильное применение этого метода и, следовательно, его эффективность, прежде всего, обусловливаются содержанием рассказа, языком, формой изложения, соответствием изложения уровню развития учащихся и правильным чередованием его с другими методами. «Мастерски веденный рассказ, где главная идея выдается далеко вперед, а побочная естественно к ней привязывается, где есть моменты отдыха для ребенка,— такой рассказ врезывается легко в душу дитяти и так же легко ею воспроизводится»,— писал Ушинский.
Домашнюю учебную работу учащихся К. Д. Ушинский считал одной из основных форм самостоятельной работы. Особое внимание К. Д. Ушинский уделял правильной дозировке домашнего задания в соответствии со спецификой содержания учебного материала и суровнем развития детей. Критикуя старую школу, применявшую домашние заданиябез учета этих особенностей и превращавшую задания в средство бессмысленной зубрежки, Ушинский требовал, чтобы домашние задания основывались на полном понимании учащимися в школе того, что они должны выучить и освоить, а не зазубрить дома. Одновременно он требовал, чтобы домашние «уроки» давались детям лишь после того, как они уже получили некоторые навыки самостоятельной работы под непосредственным руководством учителя в условиях классных занятий.
Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир»
Общая дидактика Ушинского, построенная в соответствии с его гносеологическими воззрениями, имеет своим источником педагогический опыт и достижения отдельных методик. Но в то же время она сама служит основой методик обучения различным учебным дисциплинам, т. е. основой построения частных дидактик. Лучшим образцом такого взаимоотношения дидактики с методиками является стройная теория первоначального обучения Ушинского, в частности методика преподавания родного языка, разработанная в его замечательных «Руководствах» к преподаванию по «Родному слову» и практическиреализованная в учебных книгах «Родное слово» и «Детский мир». Содержание учебных книг знакомило сновейшими для того времени достижениями разных областей знания, в особенности — естественных наук.
В учебниках К. Д. Ушинского получили практическое выражение основополагающие требования его дидактики, такие, как связь обучения сжизнью, соединение задач материального и формального образования, принципывоспитывающего обучения, учет психологических особенностей детей и т. д. «Родное слово» и «Детский мир» служили источником первоначальных знаний учащихся о природе и человеке, о роли и значении труда, источником их знакомства с различными видами трудовой деятельности. Учебники воспитывали у детей любовь к труду и труженикам, пробуждали стремление к труду.
В «Родном слове» и «Детском мире» последовательно и с большим мастерством воплощены также ведущие дидактические принципы К. Д. Ушинского. Материал учебников подобран и расположен таким образом, чтобы побуждать учащихся самостоятельно решать трудные, но посильные задачи, чтобы «дитя постепенно переходило от явлений простых к явлениям сложным»,чтобы учение было основательным и в то же время сообразным возрасту ребенка.
С такой же
полнотой К. Д. Ушинский
Информация о работе Творчество и основные педагогические идеи К.Д. Ушинского