Творчество и основные педагогические идеи К.Д. Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 00:27, курсовая работа

Краткое описание

Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни,— писал Ушинский,— и к ней-то я должен направлять все свои способности». В этих словах весь смысл деятельности и творчества великого педагога.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………… 3
1. Воспитание и общественность …………………………………………………… 3
2. Принцип народности воспитания ………………………………………………... 3
3. О воспитательном значении труда. Человек, как предмет воспитания ……….. 5
4. Принцип природосообразности и построение обучения ……………………….. 7
5. О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций …………………………………. 7
6. Две стадии процесса обучения ……………………………………………………. 8
7. Методологическая последовательность обучения ………………………………. 8
8. Наглядное обучение ………………………………………………………………... 9
9. Ушинский как сторонник классно-урочной системы ……………………………. 10
10. Методы преподавания и изучения по К.Д. Ушинскому …………………………. 11
11. Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» …… 12
12. Вопросы воспитания ……………………………………………………………….. 13
13. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения.
Человек-предмет воспитания …………………………………………………….. 14
14. Народный учитель. Его деятельность и основные качества ……………………. 16
Заключение ………………………………………………………………………………… 17
Использованная литература ……………………………………………………………… 18

Вложенные файлы: 1 файл

КР педагогика - копия.docx

— 74.34 Кб (Скачать файл)

    Высокий научно-методический  уровень учебных книг К. Д. Ушинского, их светско-реалистическое направление сделали их лучшими учебниками своего времени, заслужившими всенародное признание.  «Родное слово»свыше 50 лет было незаменимым учебником русской начальной школы и издавалось почти 140 раз многотысячными тиражами. Высокую оценку «Родному слову» давали представители прогрессивной педагогики нерусских народов, входящих в Российскую империю.  Совершенно иным было отношение к «Родному слову» и «Детскому миру» представителей официальной педагогики и руководителей ведомства просвещения. Члены Особого отдела Ученого комитета министерства народного просвещения А. Филонов, А. Радонежский и другие резко выступали против учебных книг Ушинского, обвиняя автора в атеизме и неблагонадежности.

 

  1. Вопросы воспитания

 

 Исключительное внимание в своих трудах К. Д. Ушинский уделял вопросамвоспитания. Он никогда не отделял обучения от воспитания, подчеркивая, что воспитательные задачи являются болееважными, «чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». К. Д. Ушинский считал, что вся деятельность школы должна бытьподчинена воспитательным задачам, воспитанию нравственности. Воспитание, писал Ушинский, должно вырабатывать у учащихся такиекачества, как любовь к родине, гуманность, трудолюбие, правдивость, чувствоответственности, дисциплинированность, эстетическое чувство, твердая воля итвердый характер - как стороны единогопроцесса воспитания, переплетающиеся между собой.

      Исходя  из принципа народности воспитания, К. Д. Ушинский считалпатриотическое  чувство самым высоким, наиболее  сильным чувством в человеке,«общественным  цементом», который «связывает  людей в честное, дружноеобщество».      Патриот, по мнению Ушинского,— это человек, подчиняющий все своиличные интересы интересам отечества и народа, все свои силы и знанияотдающий на благо родины.       Разоблачая показной патриотизм представителей привилегированныхсословий, он утверждал, что только трудовой народ является подлиннымзащитником родины, всех ее благ и достижений, носителем самого высокогочеловеческого качества — гуманизма.

      К. Д.  Ушинский считал главной задачей  школы воспитание у учащихсявысоких  чувств любви и преданности  народу. Большое значение в связи  с этимон придавал изучению  отечественной истории — истории  народа, его жизни иборьбы в  прошлом и настоящем, изучению  родного языка, литературы и  особеннофольклора. Ушинский писал,  что из уст трудового народа  «льется чуднаянародная песнь,  из которой почерпают свое  вдохновение и поэт, и художник, имузыкант; слышится меткое, глубокое  слово, в которое, с помощью  науки исильно развитой мысли,  вдумываются филолог и философ  и приходят в изумлениеот глубины и истины этого слова...».Содержание рассказов, стихов, статеек и пословиц, помещенных вучебниках Ушинского, отражает героическую историю и трудовую жизнь русскогонарода. Подчеркивая значение народных пословиц, Ушинский писал: «Посодержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что вних, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своимиживописными особенностями, может быть, ничем нельзя так ввести дитя впонимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. Вних отразились все стороны жизни народа».

      К. Д.  Ушинский стремился утвердить  в школе принципы гуманноговоспитания.  Ушинскийнеоднократно указывал  на необходимость такой постановки  обучения ивоспитания, чтобы с  самого начала развить в детях  чувства бескорыстия,скромности  и гуманное отношение к личности  человека, без различия расы инациональности.  Одной из главных задач гуманного  воспитания, по мнениюУшинского,  является развитие в человеке  высоких нравственных качеств  —честности, справедливости, правдивости,  искренности.

Глубоко веря в возможности  ребенка и уважая его личность, К. Д.Ушинский отвергал гербартовскую теорию воспитания, основанную наподавлении, на ломке воли детей. «Чтобы выработалась воля,— писал он,—надобно дать ей упражнение и руководить этими упражнениями так, чтобычувство победы препятствий не было подавлено чувством неудач. В самомстремлении человека к совершенству лежит уже залог того, что успех ободритего... Воля крепнет от деятельности. «Ломать волю» потому только, что онаволя дитяти, а не наставника, есть величайшее безумие».

      К. Д.  Ушинский уделял серьезное внимание  воспитанию эстетическогочувства, подчеркивая значение для этой  цели художественной литературы,музыки, изобразительного искусства и особенно природы. «Странно, чтовоспитательное влияние природы, которое каждый более или менее испытал насебе...— писал он,— так мало оценено в педагогике». Ушинскийстремился воспитывать в детях способность чувствовать, переживать,наслаждаться прекрасным. «Во всякой науке.— замечал он,— более или менееесть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник. Не только содержание, но и форма обучения и воспитаниядолжна развивать чувство любви к прекрасному.

 

 

  1. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения.

Человек-предмет  воспитания.

 

Много ценных мыслей высказал К. Д. Ушинский по вопросам методикинравственного  воспитания. Указывая на необходимость  воспитыватьсознательную дисциплину, он резко критиковал современную  ему школу, вкоторой «дисциплина  была основана на самом противоестественном  начале — настрахе к учителю, раздающему награды и наказания. «Этот страх,—  писалУшинский,— принуждал детей  не только к несвойственному, но и  вредному дляних положению: к неподвижности, классной скуке и лицемерию».

Все школьное учение и вся  школьная жизнь, замечал педагог, должны бытьпроникнуты разумным и нравственным началом. «В школе должна царствоватьсерьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку,ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта безслабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумнаядеятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются вдетях, а зачатки дурных наклонностей, приобретенные, быть может, прежде,понемногу изгладятся». Одним из основных средств педагогического воздействия К. Д. Ушинскийсчитал убеждение. Но это средство, писал он, оказывается эффективным лишьтогда, когда учитель пользуется у детей авторитетом, когда между ним иучащимися установились тесные, доверительные отношения. Если же воспитательнаходится в «официальных отношениях к детям», то не удивительно, что всеего воспитательное влияние «выражается только в ограничениях, стеснениях,запрещениях и внешней дисциплине, облегчающей его труд». К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что метод убеждения нельзя сводитьтолько к «нравственным наставлениям». Убеждает не только слово, убеждаетличный пример учителя и тот нравственный опыт, который приобретаетсяребенком.

Своеобразное решение  получила у Ушинского проблема поощрений  инаказаний. Педагог считал, что  если школа и семья разумно  организуют весьпроцесс обучения и  воспитания детей, то перед ними никогда  остро не будетстоять вопрос о  наказании и других «излечивающих» мерах. «Поощрения инаказания,— писал  он,— уже не безвредные гигиенические  средства,предупреждающие болезнь  или излечивающие ее правильною нормальною жизнью идеятельностью, а лекарства, которые вытесняют болезни из организма другойболезнью. Чем менее  нуждается школа или семья  в этих, иногда необходимых,но всегда лекарственных и потому ядовитых средствах, тем лучше».

     К. Д. Ушинский  выступал против всякого рода  мер, отрицательно влияющихна  самолюбие учащихся. Особо подчеркивал  он вредные последствияискусственного  возбуждения соперничества среди  детей, считая этоантипедагогической  мерой. «Воспитатель не должен  никогда хвалить дитя всравнении  с другими, но только в сравнении  с его собственным прежнимнесовершенством  или, еще лучше, в сравнении  с нормою того совершенства,которое достигается»,— писал он.

    Из всех мер  наказания К. Д. Ушинский наиболее  приемлемыми считалпредупреждение, замечание, низкую оценку поведения.  При этом онподчеркивал, что  особенно важно соблюдение педагогического  такта и такоеотношение к ребенку,  которое бы не оскорбляло его  личность в глазах всегоколлектива.Очень  осторожно подходил Ушинский  также и к мерам поощрения.  Признаваяматериальные награды  учащихся антипедагогическими, он  придавал большоезначение в деле  нравственного воспитания моральному поощрению. Ушинский требовал от каждого учителя внимательного отношенияк деятельности учащихся, признания их успехов с тем, чтобы развить в детяхнеутомимую жажду идти вперед.

  Человек — предмет  воспитания. Его воспитатели —  семья, школа, народ,природа, жизнь  в целом. Среди этих факторов  воспитания руководящая роль, помнению  Ушинского, принадлежит школе.  В школе, в этом «организмеобщественного  воспитания, всякому назначено свое  дело; но самый важный членв  этом организме, без сомнения, преподаватель».  В воспитании, подчеркивал  он, вседолжно основываться на  личности наставника, потому что воспитательная силаизливается только из живого источника человеческой личности.

 

  1. Народный учитель. Его деятельность и основные качества

 

В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в рядестатей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русскогонародного  просвещения есть недостаток хороших  наставников, специальноподготовленных к исполнению своих обязанностей».Понятие «народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало,поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебногозаведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных народных школ работалидьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточногообщего и тем более педагогического образования.

В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский делаетпопытку  поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль.В  ней был представлен яркий  образ народного учителя и  сформулированыосновные требования  к  нему.В соответствии с идеей  народности воспитания первым и основнымусловием плодотворной деятельности педагога К. Д. Ушинский считал егоблизость стремлениям  и интересам народа. «Желание крестьянина,—  писал он,—иметь в своей школе  настоящего учителя, а не священника есть толькотипическое выражение совершенно верной и практической мысли».

Говоря о качествах  учителя, Ушинский отмечал, что учитель  должен бытьне только преподавателем, но прежде всего воспитателем. К. Д. Ушинский считал недопустимой такую  систему классныхвоспитателей, при  которой преподаватель занимается только преподаванием,   воспитатель, находясь в классе вместе с ним, лишь наблюдает за порядком науроке.

Учитель, по глубокому убеждению  К. Д. Ушинского, должен любить своюпрофессию, с чувством ответственности относиться к «высокому призваниюпедагога», к педагогическому делу, от которого во многом зависит будущностьнарода и счастье родины. Он должен быть образованным, знающим свое дело,всегда заинтересованным в совершенствовании  своих знаний и педагогическогомастерства; должен обладать педагогическим тактом, отчетливо представлятьцели своей  деятельности.

К. Д. Ушинский неоднократно отмечал, что учителю необходимо глубокоезнание психологии. Педагог, писал Ушинский, изучаетребенка, его способности, наклонности, достоинства и недостатки, подмечаетразвитие его ума и руководит этим развитием, дает направление волевоспитанника, формирует характер, т. е. «ежеминутно вращается в областипсихологических явлений».

Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает  рольженщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличнымиучительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами вклассах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы,например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.».

Ушинский подчеркивает, что  учитель не должен ограничиваться полученнымизнаниями. Очень важно развить в учителе  способность и готовность кпостоянному расширению своего научного и педагогического  кругозора. Учительучит успешно  до тех пор, пока учится сам.Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи: 1).разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложениемк искусству воспитания»; 2).подготовка широко образованных педагогов; 3).распространение среди учителей и общественности педагогических знаний иубеждений. Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты должныобеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты исеминарии.

 

Заключение

 

Велико значение К. Д. Ушинского  в развитии отечественной школы  ипедагогики. С его именем связано  создание русской народной школы  иоформление в России педагогики как науки. Его классические труды  «Человеккак предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и  многие другиепроизведения получили широчайшую известность и вошли в золотой  фонд русскойи мировой педагогической литературы.      Уже современники оценили Ушинского как выдающегося  «борца за русскуюшколу», деятельность которого всегда отличалась глубиной убеждения иособенной страстностью.

      Имя Ушинского  являлось знаменем передовых  педагогов не толькорусского, но  и украинского, грузинского, азербайджанского, армянского идругих народов России  в их борьбе против господствовавшей  системыобразования и воспитания, за построение новой народной  школы. Однако вусловиях самодержавной  России идеи великого русского  педагога не могли бытьреализованы.  Педагогические идеи К. Д. Ушинского  нашли широкое воплощение впрактике  советской школы и получили  творческое развитие в советскойпедагогике.  Они стали достоянием миллионов  советских людей, достояниемновой  социалистической культуры.      Педагогическое наследие К. Д.  Ушинского и ныне не только «наследие», но один издействующих факторов совершенствования дела воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература:

 

1. К.Д.Ушинский/Избранные  педагогические сочинения в двух  томах/Подредакцией А.И.Пискунова, Г.С.Костюка, Д.О.Лордкипанидзе,М.Ф.Шабаевой. – М. «Педагогика», 1974

2. Сычев-Михайлов М.В. Из  истории русской школы и педагогики XVIII.           –  M. 1960.

3. История педагогики (История  образования и педагогической           мысли)/Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003        4. К.Д.Ушинский. Собр. сочинен., в 10 т. М.-Л., 1952, с.182

 

 

2). Семья в системе социализации и воспитании личности

 

Введение

 

В современном образовании  остро стоит вопрос воспитания и  социализации детей. Исследования показали, что особую роль здесь играет семья. Именно в семье закладываются  навыки общения, нормы взаимоотношений, развивается личность ребенка.

Динамичные изменения  современного мира в политической, экономической и социальной сферах диктуют необходимость новых  подходов к теории и практике воспитания и позитивной социализации личности учащегося. В эпоху быстрого обновления всех сфер жизни, успешная социализация молодежи предполагает ее готовность самостоятельно действовать и принимать  адекватные решения в условиях быстро меняющейся окружающей действительности.

Информация о работе Творчество и основные педагогические идеи К.Д. Ушинского