Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 00:27, курсовая работа
Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни,— писал Ушинский,— и к ней-то я должен направлять все свои способности». В этих словах весь смысл деятельности и творчества великого педагога.
Введение …………………………………………………………………………………… 3
1. Воспитание и общественность …………………………………………………… 3
2. Принцип народности воспитания ………………………………………………... 3
3. О воспитательном значении труда. Человек, как предмет воспитания ……….. 5
4. Принцип природосообразности и построение обучения ……………………….. 7
5. О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций …………………………………. 7
6. Две стадии процесса обучения ……………………………………………………. 8
7. Методологическая последовательность обучения ………………………………. 8
8. Наглядное обучение ………………………………………………………………... 9
9. Ушинский как сторонник классно-урочной системы ……………………………. 10
10. Методы преподавания и изучения по К.Д. Ушинскому …………………………. 11
11. Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» …… 12
12. Вопросы воспитания ……………………………………………………………….. 13
13. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения.
Человек-предмет воспитания …………………………………………………….. 14
14. Народный учитель. Его деятельность и основные качества ……………………. 16
Заключение ………………………………………………………………………………… 17
Использованная литература ……………………………………………………………… 18
На каждом этапе развития личности доминирующим является определенный институт социализации. Так, скажем, в дошкольном возрасте (стадия ранней социализации) все исследователи указывают на ведущую роль семьи. В период учебы число институтов социализации значительно расширяется, и семья по степени своего влияния начинает уступать место школе, классному коллективу, неформальным группам сверстников. В период трудовой стадии по степени влияния на первое место выходит трудовой коллектив. В послетрудовой период снова возрастает роль семьи как института социализации. Естественно, что основополагающей является стадия ранней социализации (дошкольный возраст).
Семья - сложнейшая подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции. Это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Проблемы семейного воспитания, взаимодействия школы и семьи в воспитании детей были предметом изучения многих педагогов. Так, В.А. Сухомлинский (1918-1970) создавая гуманистическую воспитательную систему Павлышской средней школы, исходил из признания огромной роли семьи в воспитании учащихся. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными», - утверждал В.А. Сухомлинский. По его мнению, только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. В Павлышской школе использовалась развернутая система средств укрепления отношений между детьми, родителями и педагогами: организация совместных дел родителей и детей, ознакомление с трудом родителей непосредственно на месте работы, изготовление подарков родителями (выращивание цветов, праздники чествования родителей и т.п.), стенды, посвященные матерям и другое. Согласно концепции В.А. Сухомлинского, любые нравственные, гражданские идеи ребенок должен соотносить прежде всего с атмосферой, образом жизни семьи, с социально-нравственными взглядами и убеждениями родителей.
В истории педагогики существовали
разные точки зрения на соотношение
семейного и общественного
Роль семьи в воспитании ребенка не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Семейное воспитание (как
воспитательная деятельность родителей)
– это взаимодействие родителей
и ребенка, основанное на родственной
интимно-эмоциональной
1. Репродуктивная функция (функция продолжения человеческого рода, потребность иметь и растить детей).
2. Хозяйственно-экономическая функция: ведение общего хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, материальное обеспечение и забота о нетрудоспособных.
3.Организация досуга, рекреационная и психотерапевтическая функция.
4. Функция первичной социализации (первая социальная группа, влияющая на формирование личности ребенка, постепенное введение ребенка в общество, обучение ребенка социальному опыту, культуре, традициям страны, в которой он родился и живет)
5. Воспитательная функция семьи (создание условий для формирования личности каждого члена семьи, передача, усвоение и воспроизведение социального, трудового опыта, нравственных норм и духовных ценностей).
Особая значимость семейного воспитания обусловлена:
· глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания: оно строится на кровном родстве, родительской любви к детям и ответных чувствах детей к родителям;
· постоянством и длительностью воспитательных воздействий родителей, других членов семьи в самых разнообразных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день;
· наличием объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.
Семейное воспитание –
сложная система, на которую оказывают
влияние множество внутренних и
внешних факторов. Выделяют четыре
основные группы внутренних факторов,
обуславливающие
· Социально-культурные факторы. К ним относятся: гражданская позиция, ответственность родителей за воспитание детей, выполнение родителями функций материнства и отцовства; микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие и благополучие всех членов семьи; уровень образования и профессиональной квалификации родителей; общая культура семьи. Не меньшее значение имеют такие факторы семейного воспитания, как духовное, моральное единство семьи, ее трудовой характер, авторитет родителей, семейные традиции, обычаи, культура общения родителей с детьми и уровень сформированности педагогической культуры родителей. Педагогическая культура родителей – степень осознания и понимания родителями ответственности за воспитание детей; уровень овладения знаниями о развитии и воспитании детей разного возраста; практическими умениями и навыками организации жизнедеятельности, воспитания и обучения детей в семье; реализация продуктивной связи с другими образовательными институтами.
· Социально-экономические факторы определяются имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание ребенка требует серьезных материальных затрат на его содержание, образование, здравоохранение, удовлетворение культурных и иных потребностей. Приток женщин на рынок труда также осложняет условия семейного воспитания.
· Технико-гигиенические факторы. Характеризуют воспитательный потенциал семьи в зависимости от места и условий (жилищных, материально-бытовых и др.) проживания, особенностей образа жизни семьи. Например, различаются по воспитательным возможностям сельские и городские семьи.
· Демографический фактор. Структура и состав семьи (количество детей, наличие обоих родителей, других родственников и т.п.) также определяют особенности воспитания.
К внешним факторам относятся: социально-экономические, политические, экологические условия; углубление процессов технизации и материального потребительства; увеличение числа разводов и снижение численности браков; снижение рождаемости и рост смертности; степень интеграции усилий семьи, учреждений образования, общества и государства. В настоящее время государство проводит социальную политику, направленную на поддержку института семьи, на охрану прав материнства и детства. Вышесказанное позволяет обосновать цели и задачи семейного воспитания.
Исследователи проблем семейного воспитания выделили принципы семейного воспитания: гуманное отношение к ребенку; оказание помощи ребенку, готовность создавать условия для его разностороннего развития; вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи; социальная направленность семейного воспитания; оптимистичность, открытость и доверительность взаимоотношений в семье; последовательность и согласованность родителей в своих требованиях к ребенку; запрещение физических наказаний и наказаний, морально унижающих ребенка.
Содержанием семейного воспитания так же, как и содержанием воспитания в других воспитательных институтах, является базовая культура личности, ценности и ценностные отношения, принятые в обществе. Все известные методы и приемы воспитания могут быть применимы и в практике семейного воспитания. В качестве приоритетных можно выделить такие методы, как пример, приучение, игра, упражнение, беседа (обсуждение, убеждение, внушение), поощрение, похвала, порицание, создание воспитывающих ситуаций (выбора, авансирования доверием, творчества, успеха, соотнесения), семейные традиции и другие.
Средствами ранней социализации
являются способы вскармливания
младенца и ухода за ним; формируемые
бытовые и гигиенические
Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей.
Формирование культуры семейных отношений – важное направление воспитательной работы школы. Содержание воспитательной работы в указанном направлении включает: формирование у детей и молодежи отношения к семье как важнейшей ценности, потребности в укреплении семейно-родственных отношений и поддержании семейных традиций; развитие способности осознавать себя как члена семьи и рода, умений оказывать помощь своим близким, выполнять режим жизнедеятельности семьи, обустраивать свое жилье; проявление заботы о сохранении чести и достоинства своей семьи; формирование готовности учащихся к семейной жизни; ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству, стремления к достижению понимания во взаимоотношениях.
В младшем школьном возрасте воспитание культуры семейных отношений – сопутствующее направление воспитательной работы. Оно осуществляется в русле формирования нравственных представлений о духовной и физической красоте мужчины и женщины, культа материнства. Пути решения этих задач в использовании всех видов искусства, проблемных ситуаций, возникающих в процессе общения мальчиков и девочек, материалов о дружбе и взаимопомощи, включение детей в совместную деятельность и др.
Работа по воспитанию культуры семейных отношений в подростковом возрасте должна быть системной и дифференцированной (групповой или индивидуальной). По своему содержанию она базируется на формировании образа будущего супружества, создании у учащихся представлений об отце и матери как воспитателях своих детей, о дружной, сплочённой, основанной на любви семье. К работе в этом направлении привлекаются медицинские работники, психологи и другие специалисты.
Основные задачи воспитания
культуры семейных (супружеских) отношений
у старшеклассников – это формирование
представлений о
Воспитание будущего семьянина осуществляется прежде всего в семье. В родительском доме дети приобретают навыки общения с близкими людьми, людьми разного пола, возраста, разнообразных потребностей и интересов. Семейное общение реализуется в совместном домашнем труде и разных формах проведения досуга. В родительской семье формируются определенные умения, которые требуются в будущей семейной жизни: умения устанавливать доброжелательные отношения с людьми, терпеливо слушать, прощать, предвидеть поведение человека, а также прикладные умения и навыки (кулинария, домоводство, умение правильно распределять бюджет и т.п.), умение организовать свой отдых и досуг, сохранять и развивать традиции семьи.
Критериями сформированности культуры семейных отношений являются: понимание культуры семейных отношений; знание о своей родословной, истории семьи, семейных традициях и реликвиях; осознание значимости социально-нравственной, мотивационной, психолого-педагогической готовности к семейной жизни; наличие чувства ответственности за свою семью, ее благосостояние; принятие на себя постоянных обязанностей по дому; участие в ведении домашнего хозяйства, наличие навыков ухода за маленькими детьми; оказание помощи престарелым, немощным членам семьи.
Заключение
Итак, взаимоотношения, складывающиеся
между родителями и детьми, являются
решающим моментом социализации. Они
обнаруживают себя в самый ответственный
момент – когда человек наиболее
восприимчив к добру и злу,
когда он более доверителен и
открыт всему новому, а именно в
период младенчества. Вторая характерная
черта – взаимоотношения
Ранняя социализация ребенка
в семье имеет решающее значение
для становления семейных потребностей.
Общий семейный климат прямо влияет
на восприятие детьми семейных ролей
и на желание обзавестись в
будущем своей семьей. Семья создает
личность или разрушает ее, во власти
семьи укрепить или подорвать
психическое здоровье ее членов. Семья
поощряет одни личностные влечения, одновременно
препятствуя другим, удовлетворяет
или пресекает личные потребности.
Семья структурирует
Информация о работе Творчество и основные педагогические идеи К.Д. Ушинского