Теоретические основы педагогического общения с подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Педагогу мало иметь профессиональные знания и умения. Помимо этого он должен быть личностью - широко образованной и эрудированной, иметь свою «изюминку», какое-то хобби, быть интересным для окружающих.
В общении педагога с воспитанником незримо присутствуют ещё образ педагога, каким он себя представляет; образ педагога, каким представляет воспитанник; образ воспитанника в его собственных глазах; образ воспитанника в глазах педагога.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач мой перед.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Теоретические  основы педагогического  общения с подростками. 

    Педагогу  мало иметь профессиональные знания и умения. Помимо этого он должен быть личностью - широко образованной и эрудированной, иметь свою «изюминку», какое-то хобби, быть интересным для окружающих.

    В общении педагога с воспитанником  незримо присутствуют ещё образ  педагога, каким он себя представляет; образ педагога, каким представляет воспитанник; образ воспитанника в  его собственных глазах; образ  воспитанника в глазах педагога.

    Современная педагогика считает необходимым для педагога:

    - актёрское мастерство (педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и то же выражение, вряд ли будет пользоваться успехом у детей);

    - хорошо поставленный  голос (совсем необязательно громкий, но способный выражать оттенки чувств);

    - чувство юмора;

    - умение одеваться (не ярко и богато, а со вкусом и аккуратно, имея свой стиль).

    Наличие педагогических способностей к общению  с детьми предполагает:

  1. Способность правильно понимать ребёнка, видеть происходящее его глазами.
  2. Способность видеть в нём равноправную личность.
  3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников.
  4. Умение не обманывать, не хитрить, всегда и везде говорить правду.
  5. Умение оказывать влияние на детей.
  6. Умение владеть словом.

    Педагог-профессионал обязательно должен выбрать свою, так называемую, человеко-роль, чтобы  не казаться детям скучным и серым. Одни выбирают роль «энергичного», другие- «хладнокровного», третьи- «волевого», четвертые-«добродушного» и т.д.  

    Здесь важны два момента:

  1. нужно выбрать себе роль  «к лицу», т.е. такую, которая вам подходит, а не станет «пиджаком с чужого плеча»;
  2. раз выбрав одну определенную роль, нужно придерживаться её постоянно.

    Если  воспитанники придумали вам прозвище - значит, вы им интересны: про «серых» педагогов они вообще не говорят!

    Не  скупитесь на улыбку! Не смущайтесь отрабатывать мимику и жесты перед  зеркалом!

    В книге казанского психолога И.М.Юсупова  «Психология взаимопонимания» приводятся различные модели общения педагога с группой.

    Вот они:

    - «Монблан» (педагог «парит» над  воспитанниками, никакого личностного  взаимодействия, отсутствие контакта, одна инфорационность и , как  следствие, пассивность ребят);

    - «Китайская стена»  (произвольный  барьер общения, подчёркивание педагогом своего статуса, снисходительность к ребятам);

    - «Тетерев» (педагог «замкнут на  себя», не реагирует на ребят,  речь монологичная, эмоциональная  глухота);

    - «Гамлет» или гиперрефлексивная  модель (противоположная предыдущей  модели: педагог озабочен только тем, как его воспринимают воспитанники, постоянно сомневается в себе, чрезмерно болезненно реагирует на реплики ребят);

    - «Локатор» или модель дифференцированного  внимания (педагог ориентируется  лишь на талантливых и лидеров, не сочетает индивидуальный подход с фронтальным);

    - «Робот» или модель негибкого  реагирования (взаимоотношения с  ребятами строятся по жёсткой  программе с чёткими целями  и задачами, но без учёта действительности, состава и психического состояния  учащихся);

    - «Я - сам» или авторитарная модель (педагог – главное и единственное действующее лицо, воспитанники – только безынициативные исполнители);

    «Союз»  или модель активного взаимодействия (постоянный диалог педагога и воспитанника, поощрение и инициативы ребят, гибкая реакция в общении с ними, творческое совместное решение проблемы).

    Там же И.М.Юсупов определяет наиболее распространенные стили общения педагогов с  учениками

    - «Совместное творчество» (общие  цели и совместные усилия педагога  и ребят);

    - «Дружеское расположение» (искренний интерес педагога к детям, уважительное отношение к каждому школьнику);

    - «Заигрывание» (крайняя форма  предыдущего стиля, желание завоевать  дешёвый авторитет у детей,  понравиться при отсутствии минимальных  достоинств);

    - «Устрашение» (отчуждение, формально-официальные рамки общения, неумение воспитывать на основе совместной продуктивной деятельности, зависимое положение подростка, вызывающее у него ответное негативное отношение к педагогу);

    «Дистанция» (подчёркивание различий между педагогом и ребятами: возрастных, социальных и прочих во избежание панибратских отношений, что часто провоцирует авторитарность и приводит к неудачам в педагогическом общении);

    «Менторский»  стиль (разновидность «дистанции», назидательно покровительственный тон, нотации, полная утрата контакта с ребятами);

    Перечисленные варианты не исчерпывают всего разнообразия имеющихся в практике стилей общения.

    Конечно, искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику, «методичке», нельзя свести его к какой-то сумме правил. Предпосылка душевного контакта - чуткость и открытость воспитателя. 

 

     Глава 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста.

     
       Подростковый возраст  связан с перестройкой организма  ребёнка половым созреванием.  Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11 , и в 13 лет. Начиная с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для  ребёнка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Поведение подростков зачастую становится непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  1. неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  2. повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
  3. развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  4. романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  5. нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  6. потребность в общении сменяется желанием уединиться.
  7. устремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
 

    Кризис  подросткового возраста связан с  изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

    Социальная  ситуация развития - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

    Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют ввиду становление его  готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем - как равноправного  участника этой жизни. Конечно, подростку  еще далеко до истиной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми правами. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах. Отметим, что внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивают ни молодежные мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Желание слиться с группой, ни чем не выделятся, желание отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

    Одновременно  с внешними, объективными проявлениями взрослости возникают и чувство  взрослости - отношение подростка  к себе, как взрослому, представление, ощущений себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона  взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Чувство взрослости - особая форма самосознания; оно не жестко связано с процессом полового созревания. Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего он претендует равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желание оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже не смотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все не стабильно, взгляды могут измениться через пару неделей, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоциональным. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный “кодекс”, предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

    

  • Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а  к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в  своем личностном развитии. После  поисков себя, личностные нестабильности у него формируется “Я - концепция” - система внутренне согласованных представлений о себе, образов “Я”.
  •     

  • Примерно  в 11-12 лет возникает интерес к  своему внутреннему миру, а затем  происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток  открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, каков он есть на самом деле, и представляет себе каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства и отчасти близкие взрослые. Подростковая рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.
  •     

  • Образы  “Я”, которые создает в своем  сознании подросток, разнообразны - они  отражают все богатство его жизни. Физическая “Я”, то есть представления  о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт “Я-концепции” - так называемое реальное “Я”.
  •     

  • Познание  себя, своих различных качеств  приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента “Я-концепции”. С ним связаны еще два - оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников.
  •     

  • Подросток - еще не цельная, зрелая личность. Отдельные  его черты обычно диссонируют, сочетание  разных образов “Я” негармоничны. Когда же образ “Я” достаточно стабилизировался, а оценка значимого  человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты. Допустим, мальчик, считающий себя смелым, струсил. Рассогласование его представлений о себе и реального поведения может вызвать такие болезненные переживания, что избавляясь от них, он начинает убеждать всех, и прежде всего себя, что этот поступок был разумным, его требовали обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо (механизм рационализации); или признает, что он струсил, но ведь и все его приятели - трусы, каждый поступил так же на его месте (механизм проекции) и т.д.
  •     

  • Помимо  реального “Я”, “Я-концепция” включает в себя “Я-идеальное”. При высоком  уровне притязания и недостаточном  осознании своих возможностей идеальное  “Я” может слишком сильно отличатся от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Оно становится возможным в этот период, благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпения, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо. Вместо того, чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий.
  • Информация о работе Теоретические основы педагогического общения с подростками