Опосредованное
общение связано с применением
специальных средств и орудий
для организации общения и обмена информацией
между людьми. Это могут быть природные
предметы (палка, брошенный камень) или
культурные средства (радио, телевидение,
печать). Испокон веков многие влюбленные
использовали для общения камешки, бросаемые
в окна своих возлюбленных, а также записки
и иные средства передачи нужной информации.
Примером
опосредованного общения может
служить проверка Учителем письменной
работы ученика, когда, вчитываясь в
строчки школьного сочинения
или вдумываясь в способы решения
контрольного задания, учитель получает
для себя информацию о ходе мыслей ученика,
особенностях развития его образного
и абстрактного мышления. Строчки ученического
сочинения или колонки вычислений выступают
здесь в качестве средства общения учителя
и ученика.
При
прямом общении партнеры взаимодействуют
лицом к лицу, т.е. "здесь и сейчас",
лично участвуют в самом акте общения.
Без посредников они обмениваются взглядами,
рукопожатиями, словесными сообщениями.
Например,
учитель на уроке не только слышит,
как отвечает ученик, но также видит,
как он при этом волнуется, понимает по
его напряженной позе и скованным жестам
психическое состояние в момент ответа,
вследствие чего пытается оказать помощь
ученику.
Косвенное
общение осуществляется через посредника.
Партнеры лично не видят и не слышат
друг друга, а передают информацию через
третье лицо, выступающее в роли посредника.
Например, учитель передает через учеников
слова благодарности их родителям за спонсорскую
поддержку экскурсии класса в другой город.
В
качестве посредника также могут использоваться
радио и телевизионные устройства, компьютерные
сети, печать и иные знаковые системы.
В учебный процесс все активнее входят
как локальные, так и глобальные телевизионные
и компьютерные сети, благодаря чему современные
школьники, студенты и педагоги получают
возможности для общения не только со
своими одноклассниками и коллегами, но
также и с представителями других городов
и стран.
Главным
средством профессионально-педагогического
общения является язык, человеческая
речь. Психологи называют такое общение
вербальным, т.е. словесным, поскольку
информация между общающимися передается
с помощью слов.
Вербальное
общение присуще только человеку
и в качестве обязательного условия
предполагает усвоение языка, устной и
письменной речи. Общение посредством
слова закрепляет и сохраняет опыт человечества,
культурные и нравственные ценности, передавая
их от поколения к поколению. Язык - это
особое средство трансформации культуры.
Слово является сильным раздражителем
и способно оказать огромное воздействие
на человека: "Словом можно убить, словом
можно спасти, словом можно полки за собой
повести", - говорится в известном стихотворении
Рудольфа Шефнера.
Существует
также невербальное (бессловесное)
общение, которое не предполагает использования
звучащей речи в качестве средства общения.
Это - общение с помощью взглядов, жестов,
мимики и других невербальных сигналов.
Благодаря
невербальному общению человек
получает возможность психически развиваться
еще до того, как он усвоил и научился
пользоваться речью - от момента рождения
до 2 - 3 лет. Кроме того, само по себе невербальное
общение способствует развитию и совершенствованию
коммуникативных возможностей человека,
вследствие чего он становится более способным
к межличностным контактам и открывает
для себя более широкие возможности развития.
По осанке ученика (сгорбленной или распрямленной),
по его походке (шаркает ногами или чеканит
шаг), по выражению его лица (хмурому или
сияющему в улыбке) учитель может довольно
легко понять состояние школьника и выбрать
нужную для данной ситуации тактику своего
взаимодействия с ним. Средствами педагогического
общения выступают различные воздействия
со стороны учителя, определяющие характер
его отношений со школьниками.
Педагогическое
воздействие оказывает короткий,
порой еле уловимый миг общения учителя-воспитателя
со своими учениками и воспитанниками,
а также даже краткий момент взаимодействия
школьника с окружающим миром. Учитель
громко хлопнул дверью при входе в класс,
сделал паузу и строго оглядел каждого
ученика, сделал замечание школьнику,
опоздавшему на урок, предложил учащимся
открыть тетради и записать тему урока
- вот далеко не полный перечень возможных
педагогических воздействий только в
период организационного момента урока.
Назначение педагогического воздействия
не в подавлении излишней резвости ученика
("чтобы слушался учителя"), а в организации
взаимодействия школьника с миром и переводе
его на позицию субъекта, отдающего себе
отчет в собственной жизни.
Педагогическое
воздействие, как правило, соответствует
целям и задачам, на которые ориентирован
учитель. Если целью педагога является
установление демократических отношений
со своими учениками, то его воздействия
не должны носить авторитарного характера,
не должны оскорблять достоинства учащихся.
Педагогическое
воздействие должно способствовать тому,
чтобы, во-первых, инициировать активность
ученика, поскольку только активная личность
способна познать окружающий мир и развить
свои задатки; во-вторых, помочь ученику
овладеть способами организации деятельности
и взаимодействия с миром, так как ученик
не всегда знает, как решать учебные и
тем более жизненные задачи; в-третьих,
содействовать осмыслению "Я" ученика
в его связях с окружающим миром, предоставить
ему возможность самостоятельно принимать
решения и самому нести за них ответственность.
В
этом заключаются основные функции
педагогического воздействия, которые,
в свою очередь, реализуются через соответствующие
операции и умения педагога. Если количество
функций довольно ограничено, то число
операций практически бесконечно в силу
многообразия операционного оснащения
педагога: особенностей его речи, жестов,
мимики, телодвижений, действий и других
проявлений. Это способствует расширению
диапазона общения педагога с воспитанниками
и созданию дополнительных возможностей
для приобщения школьников к культурным
ценностям общества.
Рассмотрим
некоторые операции.
"Я-сообщение"
- это такое оценочное суждение
педагога, при котором педагогическая
оценка превращается из открытой
формы в скрытую. Она не предписывает
школьникам, как они должны поступить,
но корректирует их отношение и поведение,
предоставляя свободу выбора. В "Я-сообщении"
педагог использует такие речевые формулы,
как "Я всегда... ! ", "Мне всегда...
! ", "Меня всегда... ! ".
К
"Я-сообщению" можно прибегать как
для одобрения, так и для порицания тех
или иных действий школьника. "Мне всегда
приятно видеть людей, одетых нарядно
и со вкусом", - говорит классный руководитель
своим ученикам, нарядно одетым для поездки
в театр. "Мне всегда становится больно,
когда я вижу, как обижают слабого",
- произносит учитель, ограждая первоклассника
от напора со стороны подростка.
"Положительное
подкрепление" заключается в публичном
оглашении реально существующих
достоинств партнера.
Очевидно,
задача педагога заключается в том, чтобы
видеть как достоинства, так и слабые стороны
ученика, но делать акцент на его позитивных
проявлениях, заботиться о создании положительной
репутации у школьника и благоприятной
психологической атмосферы, в которой
легче преодолевать недостатки.
"Ты-сообщение"
- это оглашение педагогом своего
предположения о вероятном состоянии
ребенка в момент совершения
им конкретного действия. Здесь
используются такие речевые формулы,
как "Ты, вероятно... ", "Ты, конечно...
", "У тебя, видимо... ". "Ты,
вероятно, был очень занят и поэтому не
успел привести свой костюм в порядок",
- говорит учитель ученику, пришедшему
в школу в помятой одежде. Учитель как
бы оправдывает ученика, пытается найти
свое объяснение его небрежности и неряшливости
и через это пытается обратить его внимание
на необходимость следить за своим внешним
видом.
"Мы-сообщение"
заключается в приобщении ученика
к тем проблемам, которые собирается
решать учитель: "Мы сегодня
на уроке рассмотрим... "; "Настало
время проверить наши силы
в... ". Учитель ненавязчиво включает
каждого ученика в свою команду, он как
бы заявляет об общей готовности к конкретному
делу.
В
качестве способов воздействия могут
выступать оказание помощи ученику,
проявление интереса к его личности
или к результатам его деятельности,
обращение к нему с просьбой о помощи и
иные операции, имеющие описание в литературе
по педагогической технологии.
1.3. Особенности
общения подростков со сверстниками.
В
общении с друзьями подросток
начинает анализировать и черты
характера — опять-таки с точки зрения
примерки на себя: Вот
такая черта мне импонирует,
а вот эта просто бесит.
Взаимодействуя
друг с другом, подростки учатся
рефлексии, то есть самоанализу. С другой
стороны, они же получают и обратную
связь от сверстников — какими
их видят другие.
Подростки
с интересом изучают себя и
других. И такая взаимная заинтересованность
и совместное постижение окружающего
мира становятся самоценными.
Это оказывается таким увлекательным
занятием, что ребята просто забывают
обо всем на свете: об уроках, домашних
обязанностях и остальном. И тогда на первый
план выходят общение и дружба. Любой подросток
мечтает о закадычном друге. Причем о таком,
которому можно было бы доверять на все
сто, как самому себе, который будет предан.
И обретение такого друга будет иметь
большое значение в жизни подростка. В
друге ищут сходства, понимания, принятия.
Подросток эмоционально уже менее зависит
от родителей. Он хочет иметь свою
личную жизнь, в которую доступ взрослым
закрыт. Поэтому именно обретенному другу
он будет поверять все тайны, просить совета,
обсуждать проблемы. Практически друг
будет являться аналогом психотерапевта.
При этом ребенок будет ревностно отстаивать
право на общение именно с этим сверстником.
И чем отрицательнее вы отнесетесь к выбору
вашего ребенка, тем категоричнее будет
он это право отстаивать. Он не потерпит
никаких обсуждений и комментариев по
поводу не только недостатков, но иногда
и достоинств друга.
Именно
идеализация и юношеский максимализм
накладывают отпечаток парадоксальности
на дружеские отношения. С одной стороны,
потребность в единственном преданном
друге, с другой — частая смена друзей.
Дружат
чаще всего с подростком того же
пола, социального статуса, таких
же способностей (правда, иногда друзья
подбираются по контрасту, как бы в
дополнение к своим недостающим чертам).
Дружба носит избирательный характер,
и подростки очень оберегают эти отношения.
Но подростковому возрасту свойственен
максимализм. У каждого ребенка свое представление
о том, каким должен быть друг (чаще всего
это внешнее, поверхностное видение). И
если реальное поведение хоть в чем-то
уступает идеалу, то этот сверстник быстро
переходит в другой лагерь, не друзей.
Подростку
очень важно быть успешным, утвердиться
в среде сверстников. Поэтому
немалую роль в формировании личности
подростка играет референтная
группа - значимая для подростка группа,
чьи взгляды он принимает. Это может быть
и дворовая компания, и класс, и друзья
по кружку, и дети соседей по лестничной
площадке. Вот когда родителям надо быть
особенно внимательными, ведь такая группа
является в глазах ребенка большим авторитетом,
чем сами родители, и может влиять на его
поведение и отношения с другими. Именно
к мнению членов этой группы подросток
будет прислушиваться, именно в ней будет
пытаться утвердиться.
Почему
подростки так стремятся в
группы? При всей их индивидуальности
и желании утвердить себя подросткам
требуется чувствовать рядом
плечо, быть кому-то нужными. Групповое
МЫ делает их сильнее, поддерживает их
внутренние позиции, но иногда и подталкивает
к необдуманным поступкам. Ведь никому
из подростков не хочется остаться одному,
а группа - это сила, это друзья. И чтобы
подчеркнуть свою принадлежность, причастность
к определенной компании, ее члены начинают
носить одежду одного вида (стиля), вырабатывают
свою систему тайных знаков, включают
в свою речь определенные сленговые слова.
Это подчеркивает малую дистанцию между
членами группы, их близкие отношения.
Самое трудное в отрочестве - чувство ненужности.
Оставшись один, подросток начинает комплексовать,
испытывать тревогу и растерянность. Такая
потребность в группе, чувстве мы выражает
страх перед одиночеством.
Старшие
подростки (14—15 лет) общаются между
собой более открыто. В их круг
общения включены приятели обоих
полов, и отсутствие взаимности приводит
к сильным негативным эмоциям. Общение
со сверстниками противоположного пола
бывает очень интенсивным, и ему придается
большое значение. Именно такая привязанность
волнует родителей. Многие мамы-папы знают,
что предмет страсти может сбить их дорогого
ребенка с правильной дороги. Ведь ради
любимого подростки совершают невероятные
глупости, о которых потом долго жалеют.
Поэтому родители и возмущаются начавшимися
свиданиями дочерей, их поздними возвращениями
домой. В этот период любимый человек становится
для наших детей главным в жизни, а значит,
самым умным решением будет познакомиться
с предметом страсти вашего ребенка, узнать
его как личность. Тогда вы сможете решить,
надо ли влиять на развитие их отношений.
И если да, то будете знать, как это сделать.
Пусть их отношения развиваются у вас
на глазах. Так спокойнее. И вы всегда будете
в курсе дела и сможете вовремя поддержать
ребенка и помочь советом.