Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:01, курсовая работа
Педагогу мало иметь профессиональные знания и умения. Помимо этого он должен быть личностью - широко образованной и эрудированной, иметь свою «изюминку», какое-то хобби, быть интересным для окружающих.
В общении педагога с воспитанником незримо присутствуют ещё образ педагога, каким он себя представляет; образ педагога, каким представляет воспитанник; образ воспитанника в его собственных глазах; образ воспитанника в глазах педагога.
Интеллектуальная
сфера в подростковом возрасте характеризуется
дальнейшим развитием теоретического
рефлексивного мышления. Приобретенные
в младшем школьном возрасте операции
становятся формально-логическими. Подросток,
абстрагируясь от конкретного наглядного
материала, рассуждает в чисто словесном
плане. На основе общих посылок он строит
гипотезы и проверяет их, то есть рассуждает
гипотетико-дедуктивно. Склонный ранее
к дословному воспроизведению учебного
материала, учащийся стремится теперь
излагать материал «своими словами» и
протестует, когда учитель требует от
него точного воспроизведения формулы,
закона, определения. Вчера еще послушный,
вежливый, подросток вдруг начинает проявлять
резкость, грубость, упрямство, недисциплинированность.
Беспрекословно принимавший
ранее указания, требования взрослых,
он теперь относится к ним избирательно-критически,
считает, что эти указания и требования
должны быть достаточно аргументированы
и логически убедительны (с его точки зрения).
У него появляется собственное мнение
(к удивлению и огорчению учителя, нередко
расходящееся с общепринятым), преувеличенное
представление о собственном достоинстве,
необъяснимая обидчивость.
1.2
Технология педагогического
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития, контактов между людьми, осуществляемый знаковыми средствами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека и направленный на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях его субъектов.
Ввиду
сложности и ёмкости феномена
общения толкование его как понятия
зависит от исходных теоретических
и критериальных оснований. В
одних случаях общение
Социальный его смысл состоит в том, что общение выступает как важнейшее условие и средство присвоения индивидом достижений исторического развития человечества в непосредственном отражении и во всей системе социальных связей.
Педагогическое общение имеет те же характеристики, что и общение в целом, но его специфичность, с одной стороны, проявляется в том, что в его процессе транслируется социально-исторический опыт человечества и соответственно целью его является целенаправленная передача этого опыта. С другой стороны, реципиентом получаемой информации является, как правило, развивающаяся, формирующаяся личность. От правильного построения диалога преподавателя с обучаемыми, от его коммуникативных навыков зависит, какими знаниями, умениями и навыками будет обладать индивид, насколько будут развиты его способности, какими окажутся социально- психологические характеристики личности.
Охарактеризовать структуру общения можно и путем выделения в нём трёх взаимосвязанных сторон:
- коммуникативной - обмен информацией между общающимися индивидами;
-
интерактивной – организация
взаимодействия между
-
Перцептивной – процесс
Если определить общение как взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, то можно выделить следующие функции общения: организацию совместной деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, познание людьми друг друга (М.И.Лисина).
Если считать педагогическое воздействие основой педагогической технологии, то общение тоже выполняет три описанные функции, но в следующей интерпретации:
-
«открытие ребёнка на общение»
направлено на создании е
- «соучастие ребёнку в общении» реализуется через операции демонстрации расположенности, проявления интереса, оказание помощи;
-
«возвышение ребёнка в общении»
Процесс
педагогического общения условно можно
представить формулой «деятельность-взаимодействие-
С этой точки зрения общение разделяется на следующие виды (А.А.Леонтьев):
-
социально ориентированное
-
групповое предметно
-
личностно ориентированное
Предложенные
виды общения проиллюстрируем
Резонансное общение возникает, когда партёры понимают друг друга и обмениваются личностно-смысловой информацией на основании возникших от восприятия чувств. Интерес школьников к уроку преподавателя можно проследить, наблюдая за их реакцией: поддакивающие кивки головой, одобрительные возгласы активного слушателя, слова благодарности за интересную информацию. Преподаватель использует приёмы поощрения, быстро реагирует на настроение аудитории и не боится отойти от намеченного плана. Посылает воспитанникам «Я-сообщение» и т.д.
Стегматное общение не предполагает раскрытие внутреннего мира партнёров, происходит с использованием особых знаков. Например, у части студентов есть своя система общения на учебном занятии, понятая только им, а со стороны воспринимаемая как знак неуважения к педагогу.
Этикетное общение оформляется за счёт соблюдения определенных ритуалов: приветствие преподавателя стоя, этикетные формулировки прощания по окончании занятия и т. д.
Раппортное общение возникает между родителями и детьми, связано с незрелостью личности или отсутствием у неё свободы выбора. Примером такого общения являются ситуации, когда педагог делает нравоучительные замечания нерадивому школьнику, заведомо зная, что ответа не последует.
Референтное общение возникает тогда, когда получаемая информация оценивается с собственных, личных позиций индивида. Для повышения познавательной активности на учебном занятии преподаватель намеренно создаёт ситуации такого общения, предлагая школьникам проблемные вопросы, требующие высказывания собственной позиции отвечающего, и это поощряется.
Если
считать основой общение
К основным коммуникативным умениям относятся следующие:
Информация о работе Теоретические основы педагогического общения с подростками