Теоретическое исследование проблемы развития познавательных интересов младших школьников в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
В целях исследования сформулированы основные задачи исследования:
изучить понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе,
определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста,
выявить возможности игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников,
выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить организационно-педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
разработать методические рекомендации по развитию познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

полностью д.doc

— 1.99 Мб (Скачать файл)

Можно выделить следующие виды уроков с использованием игровых технологий:

  • ролевые игры на уроке;
  • игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
  • игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, сделан один из видов разбора и т.д.);
  • использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
  • различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН​​, экскурсии, вечера, олимпиады и т.д.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

  • правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
  • игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
  • игра - один из приемов преодоления пассивности учеников.

Как выяснилось, поиски признаков интересного урока часто имеют противоположные тенденции. Так, опрос показывает, что многие учителя начальных классов со стажем преимущественно до пяти лет считают, что привлекательным для ученика является урок, где царит свободное общение ребенка со взрослым, ничем не ограниченное и не скованное. Однако,  считали, что учебно-воспитательный процесс в начальных классах должен выполнять и свои специфические функции первой степени именно школьного обучения.

Последнее обстоятельство требовало учета особенностей урока как основной формы обучения, в которой происходит формирование качеств, определяющие умение детей учиться: организованность, собранность, настойчивость и т.д.

Педагогическая деятельность выдающихся ученых дает  интересные решения по непосредственного влияния личности педагога на личность ребенка. Особое богатейшую палитру тончайших психологически оправданных способов действия предоставляет наследие А.С. Макаренко, так широко используется в странах разной культуры благодаря богатству именно технологических решений, найденных этим педагогом.

Выход практики воспитания на технологический уровень требует от педагога высокого профессионализма. Выйти на технологический уровень - значит выйти на уровень операционный, когда обосновываются производимые операции для получения результата.

Психологическое решение предполагает четкий поэлементный описание операции, точную характеристику проектируемого гарантированного результата и, в результате, определенный алгоритм решения, согласно которому педагог может работать, не опуская ни одной из операций, потому что каждая из них играет особую функцию, и вместе они определяют целостный результат.

Мыслить технологически - это значит проектировать свою профессиональную действие с уверенностью в положительной дальнейшем взаимодействии «педагог - ребенок», а значит, в положительном взаимодействии ребенка с окружающим миром, что и становится залогом ее всестороннего физического и духовного развития. Любая технология имеет средства, активизирующие и интенсифицирующие деятельность учащихся.

Игра наряду с трудом и учебой - один из главных видов деятельности человека. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, дать удовлетворение).

Коммуникативную: овладение диалектикой общения.

Самореализации в игре как «полигоне» человеческой практики.

Игротерапевтичную: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.

Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.

Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

Межнациональную коммуникацию: усвоение единых для всех людей социально - культурных ценностей.

Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи такие черты (С.А. Шмаков):

Свободная развивающая деятельность, которая делается только по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие).

Творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»).

Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»). Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Воспитывающий потенциал самых разных игровых проектов и программ, предлагаемых детям, чаще всего зависит от:

  • содержания познавательной, этической информации, заключенной в правилах игровых действий участников;
  • уровня самостоятельности участников в поиске средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения цели и успеха, установление доброжелательных отношений;
  • выбора участниками образцов для подражания.

Игровая технология (Г.К. Селевко) содержит спектр целевых ориентаций:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний, умений, навыков в практической деятельности, формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности,  формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умение находить оптимальные решения.

Социализирующие: привлечение к нормам и ценностям общества; адаптации к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущей, имманентной личности (Д.Н. Узнадзе).

Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).

Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализованных интересов» (А.Н. Леонтьев).

Способность включиться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Содержание детских игр - развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающие взаимоотношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Для младшего школьного возраста характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любой деятельности, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками.

Дети действуют по игровым правилам (так , в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх вместе с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, воспитателя, которые балансируют между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Важнейшая роль в этой модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором дети совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход игрового взаимодействия. В отечественной педагогике есть ряд таких игровых технологий.

Верное решение, когда особое место в воспитательной работе с детьми отводят игре. Игра это действительность, и действительность интереснее, чем та, которая окружает ребенка. Интереснее она для ребенка потому, что является ее собственным созданием. Основной особенностью игры является то, что она является отражением детьми окружающей жизни - деятельности людей, их взаимоотношений, что отражаются в детском воображении.

Большое внимание роли игры в развитии детей уделялось в ХХ веке психологами, которые пришли к выводу о парадоксе игры: действуя по методу наименьшего сопротивления, ребенок приучается действовать по методу наибольшего сопротивления, не обращая внимания, как на преграды, которые вне игры вызвали трудности.

  • Наблюдения показали, что игра ребенка отличается верой в правду[2, 8]. Только ребенок сказал себе «якобы», как воображение уже живет в нем. При этом у ребенка замечается такое качество: дети знают то, во что они могут верить, и то, чего не надо замечать.

Отличием детской игры является также взаимосвязь образа, игрового действия и слова. Это не внешние ее признаки, а сама суть. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Игра, как и сказка, учит ребенка жить мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных представлений в более широкий мир человеческих порывов и героических поступков.

Можно утверждать, что наиболее интенсивное развитие личности ученика проходит не на уроке, как думает большинство учителей, а в сфере свободного общения, досуга, труда, любимых занятий и игры. Помочь развить творческие способности и увлечения юных читателей может ничем не заменимая в течение всего существования человечества игровая деятельность. Игра - это искра, что зажигает  огонек пытливости и любви к знаниям. Так что же страшного в том, что ребенок учится писать, играя, что на каком-то этапе интеллектуального развития игра сочетается с трудом.

Умение играть - необходимое условие для формирования воображения. В игре раскрывается перед детьми окружающий мир, проявляются творческие возможности личности.

Ребенок переживает в себе очень сильный процесс развития, сама природа продолжает в ней свое становление. В каждый конкретный момент в организме ребенка начинает действовать та или иная функция. Действующие функции заставляют ребенка искать ту форму активности, в которой она может проявить себя наиболее полно.

Такой формой в первую очередь является игра. Доказано, что воспитание будущего деятеля проходит, прежде всего, в игре. Значит игра - это ключ в организации воспитания ребенка. Игра - это школа подготовки к работе. В игре вырабатывается ловкость, выдержка, активность. Игра - это школа общения для ребенка.

Ребенок в игре, таков, каким он будет в работе, когда вырастет. Хорошая игра похожа на хорошую работу. Игра приучает ребенка к таким физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы. Мы должны помнить, что от ребенка требуется не только играть, но и правильно относиться к людям. Игра является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность к действию в окружающем мире.

В игре познаются различные стороны жизни. Она помогает детям получать значительную информацию, которая поступает к ним без нажима и насилия. Игры способны в увлекательной форме представить к восприятию и воспринять усвоения младшими школьниками системы философских представлений, создавая целостную картину окружающего нас мира на основе современных научных теорий и идей.

Эффективность игр в формировании познавательных интересов зависит от уровня педагогического руководства, должно содержать три типа специально созданных игровых активов таких, как актив педагогов, актив детей, игровые активы взрослых и детей.

Однако, хотя игра интереснее  учебы, но она не всегда легкая и требует не меньше внимания и целеустремленности. Игра может изменить отношение ребенка к себе и к другим, ее психологическое ощущение, способы общения в коллективе. Она раскрывает способности, которые необходимы в обучении и другой серьезной деятельности.

Игра является отражением детьми окружающей жизни - деятельности людей, их взаимоотношений, которые складываются в детском воображении. Ребенок постоянно испытывает потребность в игре. Умение играть необходимое условие для формирования личности.

Игра это единственный способ освободиться от тяжелых ограничений, что накладываются на ребенка и необходимо иметь смелость отдаваться игре в целом. Формированию познавательной деятельности младших школьников способствуют приемы различных видов.

В частности такие, как предметные специфические знания, специфические виды деятельности, логические приемы - мышления, логические знания, дидактические ситуации, участие учащихся в совместной продуктивной деятельности в условиях дидактических ситуаций, фронтальные и индивидуальные беседы, ознакомление учащихся с сущностью логико-мыслительных операций, приемы рациональной работы с учебным материалом, использование экспертных оценок, метод коллективной генеральной идеи, применение опорных конспектов, условных обозначений,

Информация о работе Теоретическое исследование проблемы развития познавательных интересов младших школьников в игровой деятельности